Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бихевиоризм: «наука о поведении человека». Бихевиоризм определил облик американской психологии XX В. Его основатель джон уотсон (1878-1958).
Личность- совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул—реакция» (S—R) являлась ведущей в бихевиоризме. Подкрепление бывает положительным (похвала)или отрицательным (наказание). Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение. Классическое обусловливание И.П. Павлова: Класс. обусл. - способ формирования условного рефлекса, при котором условный и безусловный стимулы предшествуют условной реакции. Основная схема условного рефлекса И. П. Павлова S->R, где S - стимул, R -поведение. (основной путь управления поведением - управление предъявлением стимулов, вызывающих определенную реакцию, внешним окружением, контроль над ним. Э. Торндайк и оперантное обусловливание: испытуемый неосознанно пробует разные варианты поведения - операнты, из которых «отбирается» самый подходящий, наиболее адаптивный. Основные законы научения: Закон повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем прочнее. Закон эффекта (подкрепления). Если действия привели к позитивному результату, успеху, то они будут закреплены и повторены. Теория Б. Скиннера: научными методами можно познать поведение человека, поскольку оно детерминировано окружающей средой. Он полагал, что главное - оперантное поведение, т.е. спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула поддающегося распознаванию. В зависимости от последствий складывается определённая тенденция в отношении такого поведения в будущем (привычка читать книги). Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность её появления. Современные теории развития. Теория психосоциального развития Э. Эриксона. Центр. идея: на каждой стадии психосоциального развития личность переживает свой кризис. Стадии: Младенчество: доверие - недоверие (первый год жизни) На протяжении первого года жизни получение младенцем пищи, тепла и любви зависит от заботящихся о нем людях. Если родители удовл. физиол. и эмоц. потребности младенца, у него разовьется базальное чувство доверия к миру в целом. Если не удовлет., у него может развиться чувство недоверия к миру и другим людям.
2. Раннее детство: самост-сть - стыд и сомнение (2-3 года) Начинают развиваться самоконтроль и самостоятельность. Если родители поощряют инициативность ребенка, у него разовьется чувство самостоятельности, самоконтроля. Если чрезмерно опекают или не одобряют его желание быть независ., ребенок может сомневаться и стыдиться своего повед. Возраст игры: инициативность - вина (4-6 лет) В этот период социальные горизонты детей расширяются, они сильнее вовлечены в соц. взаимод-я. Если детям предоставляется возможность выбирать занятия, важные лично для них, и если родители поощряют их, но тверды в вопросах дисциплины, у детей разовьется положит. образ себя, и они доведут свои начинания до конца. Если не позвол. принимать собств. решения, у них может возник. чувство вины при взятии инициативы на себя. Школьн. возраст: трудолюб. - неполноценность (6-12 лет) В это время дети впервые получают отзывы от посторонних людей о своих достижениях. Если дети способны находить удовольствие в интеллект. деят-ти, у них появится чувство компетентности. Если они не достиг. успеха или не находят удовольствия от процесса, у них может появиться чувства неполноценности. Юность: самотождеств-сть Я - ролевое смешение (12-20) Самотождественности можно достичь, только испробовав разные роли, типы поведения и идеологии. Неспособность достичь чувства самотождественности приводит к смешению ролей, неумению принимать решения и выбрать профессию, секс. ориентацию и собственную роль в жизни. Ранняя зрелость: близость - изоляция (20-25) На этой стадии молодые люди должны научиться строить близкие отношения как в дружбе, так и в любви. Альтернативой является отчужденность, изоляция, страх перед привязанностью и неумение вверять себя другим. Средняя зрелость: продуктивность - инертность (26-64) Продуктивность- умение выйти за пределы эгоизма и личных интересов и заботиться о других. Взрослые ощущают потребность помогать след. поколению. Поздняя зрелость: цельность Я- отчаяние (65 лет- смерть) Человек размышляет о своей жизни. Если он оглядывается на нее с незначитю сожален., это приводит к чувству самотождественности (согласно Эриксону, он не будет бояться смерти, и это означает, что он достиг высших форм психосоциального развития.
Современные теории развития. Гуманистическая теория развития К. Роджерса. Карл Роджерс создал теорию о самоактуализирующейся личности. Он считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я-концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: - общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека; - стержень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; - ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде. Рассогласование между «Я-концепцией» и представлением об идеальном «Я», которое находит адекватную самооценку, побуждает человека к личностному росту. Современные теории развития. Когнитивное направление. Структурно – генетитческая теория Ж. Пиаже. Теория морального развития Л. Кольберга. Структурно – генетитческая теория Ж. Пиаже: Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Осн. критерий -интеллект. От 0 до 1,5-2 лет - сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, От 2 до 7 лет - дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья), От 7 до 12 лет - стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения.- 4)от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме. Теория морального развития Л. Кольберга: развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию. Развитие личности = развитие морального сознания. Уровни развития морального сознания: 1) Доморальный: 1а - ориентация на избегание наказания; 1б - ориентация на получение поощрения; 2) Уровень конвенциональной морали – ориентация на образец или авторитет: А - ориентация на одобрение, Б - установка на поддержание соц. справедливости и фиксированных правил. Уровень автономной морали – ориент. на общественный договор и общепринятые моральные нормы. 3а - признание правильным того, что полезно и логично; 3б–призн. высш. закона, соот. интересам большинства;
В – контроль моральных принципов собств. совестью Г - моральные ценности выводятся из филос. постулатов. Современные теории развития. Культурно – историческая теория развития Л.С. Выготского. Идея: соц. среда – источник развития личности. В развитии ребенка существует две переплетенных линии: Естественное созревание. Овладение культур, способами поведения и мышления. В раннем возрасте в центре СЗ находится восприятие, В дошкольном возрасте - память, В школьном - мышление. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания» «Зона актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.015 с.) |