Бихевиоризм: «наука о поведении человека». Бихевиоризм определил облик американской психологии XX В. Его основатель джон уотсон (1878-1958). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бихевиоризм: «наука о поведении человека». Бихевиоризм определил облик американской психологии XX В. Его основатель джон уотсон (1878-1958).



Личность- совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул—реакция» (S—R) являлась ведущей в бихевиоризме. Подкрепление бывает положительным (похвала)или отрицательным (наказание). Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение.

Классическое обусловливание И.П. Павлова: Класс. обусл. - способ формирования условного рефлекса, при котором условный и безусловный стимулы предшествуют условной реакции. Основная схема условного рефлекса И. П. Павлова S->R, где S - стимул, R -поведение. (основной путь управления поведением - управление предъявлением стимулов, вызывающих определенную реакцию, внешним окружением, контроль над ним.

Э. Торндайк и оперантное обусловливание: испытуемый неосознанно пробует разные варианты поведения - операнты, из которых «отбирается» самый подходящий, наиболее адаптивный. Основные законы научения:

Закон повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем прочнее.

Закон эффекта (подкрепления). Если действия привели к позитивному результату, успеху, то они будут закреплены и повторены.

Теория Б. Скиннера: научными методами можно познать поведение человека, поскольку оно детерминировано окружающей средой. Он полагал, что главное - оперантное поведение, т.е. спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула поддающегося распознаванию. В зависимости от последствий складывается определённая тенденция в отношении такого поведения в будущем (привычка читать книги). Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность её появления.

Современные теории развития. Теория психосоциального развития Э. Эриксона.

Центр. идея: на каждой стадии психосоциального развития личность переживает свой кризис. Стадии:

Младенчество: доверие - недоверие (первый год жизни)

На протяжении первого года жизни получение младенцем пищи, тепла и любви зависит от заботящихся о нем людях. Если родители удовл. физиол. и эмоц. потребности младенца, у него разовьется базальное чувство доверия к миру в целом. Если не удовлет., у него может развиться чувство недоверия к миру и другим людям.

2. Раннее детство: самост-сть - стыд и сомнение (2-3 года)

Начинают развиваться самоконтроль и самостоятельность. Если родители поощряют инициативность ребенка, у него разовьется чувство самостоятельности, самоконтроля. Если чрезмерно опекают или не одобряют его желание быть независ., ребенок может сомневаться и стыдиться своего повед.

Возраст игры: инициативность - вина (4-6 лет)

В этот период социальные горизонты детей расширяются, они сильнее вовлечены в соц. взаимод-я. Если детям предоставляется возможность выбирать занятия, важные лично для них, и если родители поощряют их, но тверды в вопросах дисциплины, у детей разовьется положит. образ себя, и они доведут свои начинания до конца. Если не позвол. принимать собств. решения, у них может возник. чувство вины при взятии инициативы на себя.

Школьн. возраст: трудолюб. - неполноценность (6-12 лет)

В это время дети впервые получают отзывы от посторонних людей о своих достижениях. Если дети способны находить удовольствие в интеллект. деят-ти, у них появится чувство компетентности. Если они не достиг. успеха или не находят удовольствия от процесса, у них может появиться чувства неполноценности.

Юность: самотождеств-сть Я - ролевое смешение (12-20)

Самотождественности можно достичь, только испробовав разные роли, типы поведения и идеологии. Неспособность достичь чувства самотождественности приводит к смешению ролей, неумению принимать решения и выбрать профессию, секс. ориентацию и собственную роль в жизни.

Ранняя зрелость: близость - изоляция (20-25)

На этой стадии молодые люди должны научиться строить близкие отношения как в дружбе, так и в любви. Альтернативой является отчужденность, изоляция, страх перед привязанностью и неумение вверять себя другим.

Средняя зрелость: продуктивность - инертность (26-64)

Продуктивность- умение выйти за пределы эгоизма и личных интересов и заботиться о других. Взрослые ощущают потребность помогать след. поколению.

Поздняя зрелость: цельность Я- отчаяние (65 лет- смерть)

Человек размышляет о своей жизни. Если он оглядывается на нее с незначитю сожален., это приводит к чувству самотождественности (согласно Эриксону, он не будет бояться смерти, и это означает, что он достиг высших форм психосоциального развития.

Современные теории развития. Гуманистическая теория развития К. Роджерса.

Карл Роджерс создал теорию о самоактуализирующейся личности. Он считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я-концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения:

- общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека;

- стержень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими;

- ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.

Рассогласование между «Я-концепцией» и представлением об идеальном «Я», которое находит адекватную самооценку, побуждает человека к личностному росту.

Современные теории развития. Когнитивное направление. Структурно – генетитческая теория Ж. Пиаже. Теория морального развития Л. Кольберга.

Структурно – генетитческая теория Ж. Пиаже: Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций.

Осн. критерий -интеллект.

От 0 до 1,5-2 лет - сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира,

От 2 до 7 лет - дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья),

От 7 до 12 лет - стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения.- 4)от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

Теория морального развития Л. Кольберга: развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию. Развитие личности = развитие морального сознания.

Уровни развития морального сознания:

1) Доморальный:

1а - ориентация на избегание наказания;

1б - ориентация на получение поощрения;

2) Уровень конвенциональной морали – ориентация на образец или авторитет:

А - ориентация на одобрение,

Б - установка на поддержание соц. справедливости и фиксированных правил.

Уровень автономной морали – ориент. на общественный договор и общепринятые моральные нормы.

3а - признание правильным того, что полезно и логично;

3б–призн. высш. закона, соот. интересам большинства;

В – контроль моральных принципов собств. совестью

Г - моральные ценности выводятся из филос. постулатов.

Современные теории развития. Культурно – историческая теория развития Л.С. Выготского.

Идея: соц. среда – источник развития личности.

В развитии ребенка существует две переплетенных линии:

Естественное созревание.

Овладение культур, способами поведения и мышления.

В раннем возрасте в центре СЗ находится восприятие,

В дошкольном возрасте - память,

В школьном - мышление.

«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания» «Зона актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.015 с.)