По длительности: кратковременные, средней длит-и, устойчивые (на протяж. Всей жизни) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По длительности: кратковременные, средней длит-и, устойчивые (на протяж. Всей жизни)



По уровню притязаний достижение успеха (стремю достичь высоких рез-ов и мастерства в деят-ти) и избегание неудач.

Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона

Для осущ. эффект. деят-ти, необходима достаточная мотивация, кот. не должна быть слишком сильной, чтобы не увелич. ур-нь активности и напряжения (существует некий оптимум мотивации для выполнения к.-л. деятельности). Чем труднее, тем ниже ур-нь оптимальной мотивации.

Общее понятие о деятельности, ее виды и структура. Индивидуальный стиль деятельности.

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объекты внешней по отношению к нему среды и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Виды:

1. Труд. 2.Учение 3. Игра (подготовка ребенка к учению и труду).

Спорт 5.Увлечение по интересам (хобби)

Структура:

Цель и мотивы

Выбор способов деят-ти,

Выполнение деятельности,

Проверка результатов

Подведение итогов деят-ти и ее оценка.

Индивидуальный стиль деятельности - неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях.

Признаки и.с.д.:

а) устойчивая система приемов и способов деятельности;

б) эта система обусловлена определенными личными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Личность как предмет психологического исследования. Особенности познавательной ситуации исследования личности в психологии.

Личность как предмет психологического исследования

С.Л. Рубинштейн: «Личность это воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия».

Б.Г.Ананьев: личность как современница определенной эпохи, которая наделяет ее множеством социально-психологических свойств.

А.Г.Асмолов:«личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами».

А.В.Петровский: личность в системе межличностных отношений.

Л.И. Анцыферова: личность - «способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений».

Критерии опред. ур-ня зрелости лич-ти -3 стороны лич-ти (И.М.Палей и В.С.Магун):

Внутр. строение личности через иерархичность и целостность.

2. взаимодействие личности с предметным миром через активность и самостоятельность.

Взаимоотношения личности с др.людьми.

Особенности познавательной ситуации исследования личности в психологии

1. богатство феноменологии личности, выражающееся в разнообразии индивидуальных особенностей человека, которое мы соотносим с изучаемой областью знания;

2. междисциплинарный статус проблемы личности, который означает, что данное понятие описывает очень широкую область знания (и филос., истор., социол. и др. науки);

Личность в ходе исследования: может быть как объектом, так и субъектом исслед-ия.

Психология развития в системе общенаучного знания. Развитие как изменение во времени. Виды изменений.

Психология развития - раздел общей психологии, изучающий развитие психики человека на протяжении всей его жизни. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

В настоящее время разделами психологии развития являются:

- детская психология (изучающая закономерности этапов психического развития от младенчества до подросткового возраста включительно),

- психология юности,

- психология зрелого возраста

- геронтопсихология (психология старости).

Психология развития тесно связана с общей психологией, психол. личности, социальной,. педагогической и дифференциальной психологией.

Развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Основные тенденции развития психики:

1) усложнение форм поведения - форм двигательной активности;

2) совершенствование способности к индивидуальному научению;

Усложнение форм отражения психического - как следствие и фактор предыдущих тенденций.

Виды изменений: эволюционные изменения и революционные изменения, кот.

Охватывают значительные периоды жизни чел., ситуационные изменения (влияние конкретной сложившейся ситуации).

Факторы психического развития. Движущие силы и условия развития.

Факторы психического развития - ведущие детерминанты развития человека. Это:

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие.

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положит, а часть - отриц.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Движущие силы - факторы, кот. определяют собой поступательное раз-ие, явл-ся его причинами и содержат в себе побудительные источники активности.

Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности.

Подходы к изучению движущих сил развития личности:

Стремление к напряжению: Фрейд, Адлер, Левин, Фестингер, Маслоу, Олпорт. Существование первоисточника развития личности, запрятанного в глубинах индивида. Понимание человека как преимущественно адаптивного существа.

2. Принцип саморазвития личности как исходный. Выделение двух положений:

- борьба противоположностей как движущ. сила разв-ия лич-и

- существование источника саморазвития деятельности в самой деятельности.

Условия развития - внут-е и внеш-е факторы, кот. влияют на психич. развитие, формируют динамику и определяют конечный результат.

Условия психического развития:

Реальность самой природы

Реальность культуры, созданная человеком.

Обучение, воспитание и развитие, их взаимосвязь в детском возрасте.

Проблема соотношения обучения и развития была поставлена в 20-30гг. 20в. Л.С. Выготский выдвинул три точки зрения на данную проблему:

Независимость процессов детского разв- ия от процессов обучения («Обучение плетется в хвосте у развития»).

Обучение и есть развитие, шаг в обучении соответствует шагу в развитии («Развитие следует за обучением»).

3. С одной стороны, обучение и развитие независимы, с др. обучение тождественно с развитием. Он решил проблему соотнош., определив зоны и ур-ни разв-ия психики:

- УАР (уровень актуального развития) - сложившаяся в результате определенных уже завершившихся циклов развития (то, что ребенок может делать самостоятельно)

- УПР (уровень потенциального развития) - те задачи, которые ребенку еще не доступны для решения.

Расстояние между УАР и УПР = ЗБР (зона ближайшего развития, обучаемость); эта зона свидетельствует о ходе процессов еще не созревших, но находящихся в стадии становления. ЗБР обнаруживается в решении тех задач, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, а только с помощью взрослого по образцу или подражанию.

Обуч. тогда будет разв-м, когда оно идет впереди развития.

Психическое развитие и воспитание взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности. Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.

Теории психич. разв-ия. Экзогенное направл. Бихевиоризм. Классич. обусловливание И.П. Павлова. Э. Торндайк и оперантное обусловливание. Теория Б. Скиннера.

Экзогенное направление: проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под воздействием среды, т.е. движущая сила - среда (бихевиористические теории).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.01 с.)