ТОП 10:

Нетарифные методы регулирования внешней торговли



К нетарифным методам относятся:

1. Количественные методы. Включают квотирование, лицензирование и добровольные ограничения экспорта. Квоты определяют количество или сумму импортируемых товаров за определенный промежуток времени. Виды квот: глобальные, страновые, сезонные. Добровольные ограничения экспорта – это те же квоты, но устанавливаемые экспортером под давлением импортера. Лицензионная система предпо­лагает, что государство через специально уполномоченное ве­домство выдает разрешения на внешнеторговые операции опреде­ленными товарами, включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту. Применяемые странами системы лицен­зирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. Основные виды лицензий можно свести к следую­щим двум типам: генеральной лицензии, разрешающей беспре­пятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода времени; разовой лицензии, разрешающей импорт (экспорт) определенного товара опреде­ленному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его происхождения (назначения), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (вывоз) товара.

2. Скрытые барьеры. Их существует несколько сотен. Скрытые барьеры можно подразделить на 4 группы:

· технические барьеры (стандарты здравоохранения и безопасности, требования о получении сертификатов качества, рост таможенных формальностей и т.д.) Например, во Франции ввели тре­бование пропускать все ввозимые видеомагнитофоны через один небольшой таможенный пост, расположенный далеко от круп­ных городов и плохо укомплектованный кадрами. Вызванные этим проволочки эффективно удерживали японские магнитофо­ны за пределами французского рынка, пока не была достигнута договоренность о добровольной экспортной квоте, согласно ко­торой Япония ограничивала свое проникновение на рынок Франции. Перуанские таможенники ввели за правило месяцами проводить таможенную очистку товаров, а затем взимать плату за хранение их на таможне в сумме, составляющей значитель­ную долю стоимости импорта;

· внутренние налоги и сборы (сборы за таможенное оформление, регистрацию и т.д.);

· избирательная политика государственных закупок (государство покупает товары только у своих производителей);

· требование о содержании местных компонент – законодательное определение доли конечного продукта, которая должна быть произведена местными производителями.

3. Финансовые методы. Это льготные кредиты и субсидии предприятиям, производящим экспортно-ориентированную или импортозамещающую продукцию.

4. Государственная пропаганда отечественных товаров. Государственная пропаганда не запрещена правилами ВТО, а потому может эффективно использоваться для достижения поставленных целей внешнеэкономической деятельности.

Современный протекционизм концентрируется в узких сферах. В отношениях развитых стран между собой это сельское хозяйство, текстиль и сталь. В торговле развитых стран с развивающимися - это экспорт промышленных товаров традиционных отраслей из развивающихся стран. В мировой практике в настоящее время наблюдается тенденция сокращения тарифов, которые в среднем в развитых странах сократились с 40% в середине 40-х гг. XX в., до 4,0% в конце 90-х гг. В Российской Федерации средневзвешенная величина импорных таможенных пошлин составила 13,26% в 2005 г. Однако с середины 60-х гг. ХХ в. вдвое возросла доля импорта, защищенного нетарифными барьерами, причем в наибольшей степени это относится к продовольственным товарам.

Протекционизм и свобода торговли

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю.

Одна из важнейших задач государства – это определение разумного уровня защиты внутреннего рынка. Рассмотрим аргументы за и против протекционизма, которые активно используются в современных экономических условиях.

Аргументы против протекционизма:

1. Протекционизм не позволяет стране получить выгоды от использования сравнительных преимуществ.

2. Тариф снижает экономический рост, поскольку при более высоких ценах сокращается внутреннее потребление товаров.

3. Импортный тариф косвенно снижает экспорт, поскольку экспортируемые товары могут содержать импортируемые компоненты.

4. Введение тарифа приводит к росту цен, что увеличивает налоговое бремя на потребителей. Именно они расплачиваются за введение тарифа. Потребители оплачивают издержки неэффективно работающих отечественных предприятий.

Эксперты Всемирного банка оценивают прямые издержки протекционизма, связанные со снижением уровня благосостояния потребителей, в размере 1-2% ВВП. Косвенные издержки протекционизма (потери от контрабанды, затрата ресурсов на лоббирование, потери, вызванные уклонением от уплаты тарифов) оцениваются в размере 4-6% ВВП.

Указанные аргументы нуждаются в критическом комментарии.

Рассмотрим первый аргумент в защиту свободы торговли.

Пример. Пусть страна А имеет относительное преимущество по сырью, а страна Б – по высокотехнологичной продукции (табл. 7.3).


Таблица 7.3

Издержки на производство единицы товаров

  Сырье Высокотехнологичная продукция
Страна А
Страна Б

 

В соответствии с теориями Д. Рикардо и Хекшера-Олина страна А должна производить исключительно сырье, обменивая его на высокотехнологичную продукцию, выпускаемую в стране Б. В краткосрочной перспективе обе страны от взаимной торговли выиграют, но выигрыш страны Б будет несопоставимо больше, чем страны А. В долгосрочной перспективе специализация страны А на сырье закрепляет ее экономическую отсталость. Тем самым свобода торговли в долгосрочной перспективе оказывается выгодной высокоразвитым странам.

Второй аргумент основан на подмене экономических понятий, поскольку экономический рост в стране будет наблюдаться лишь при увеличении производства собственных товаров.

Третий аргумент не направлен против протекционизма, а говорит лишь о необходимости разумного подхода к установлению тарифов.

В краткосрочной перспективе либерализация внешней торговли действительно выгодна большому количеству потребителей, которые получат возможность приобретать импортные товары по более низким ценам. Она не выгодна небольшому количеству предприятий – производителей, которых высокий тариф защищает от иностранной конкуренции. Однако деятельность этих предприятий создает новые рабочие места.

Кроме того, следует иметь в виду, что свобода торговли выгодна странам с более развитой экономикой, имеющей меньшие издержки производства. Но на начальном этапе своего развития эти страны (Англия – в XVII-XVIIIвв., США – в XIX и начале XX вв.) активно использовали протекционизм.

Аргументы в пользу протекционизма:

1. Защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно развиты в других, нуждаются в защите. Недостаток – сложно определить необходимые отрасли.

2. Необходимость поддержания отраслей, обеспечивающих экономическую безопасность или национальную независимость страны. Недостаток – неэкономический аргумент.

3. Проведение стратегической внешнеторговой политики. Она имеет смысл в условиях олигополистической конкуренции, когда небольшое количество предприятий отрасли получают сверхприбыли. В этом случае вмешательство государства создает отечественным производителям условия для получения большей доли прибыли.

Все эти аргументы справедливы, но они могут быть использованы лоббистами для отстаивания собственных экономических интересов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.013 с.)