Тема 4. Международный рынок технологий, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Международный рынок технологий,



Лицензий и ноу-хау

4.1.Современные условия и формы условия обмена технологиями.

4.2.Международная торговля лицензиями.

4.3. Цена технологии и факторы, на нее влияющие.

4.4. Формы платежа за лицензию.

Современные условия обмена технологиями

Технология – это такой объект купли-продажи, который является результатом интеллектуальной деятельности и существует в двух формах: овеществленной (технологические линии, инструменты, приборы и т.д.) и неовеществленной.

Особенности рынка технологий:

1. Технология становится товаром лишь после определенной доработки.

2. Технология может стать товаром на любой стадии прохождения от идеи до рынка, однако должна удовлетворять определенным требованиям.

3. Технология только тогда считается товаром, когда покупатель рассматривает ее как новую, способную повысить его конкурентоспособность.

4. При заключении договора на покупку технологии часто затруднительно определить объект продажи в чистом виде. Например, поставка оборудования часто сопровождается передачей лицензий, обучением персонала и т.д.

Лидер в мировом экспорте технологий – США (более половины рынка). На втором месте – Япония – более 1/5 рынка. Объем промышленного производства по американским лицензиям в 2,5 раза превышает объем экспорта США. Лидер в импорте – Япония (более трети рынка). В России рынок технологий практически отсутствует.

Технологии имеют свой жизненный цикл.

На стадии роста ЖЦ предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы и процессы. На стадии зрелости осуществляется технологический обмен, который сопровождается прямыми инвестициями. На стадии упадка идет полная уступка прав собственности на технологию.

Передача технологий может осуществляться на коммерческой или на некоммерческой основе.

При передаче технологии на некоммерческой основе существуют следующие формы:

1. Информационный обмен базами данных.

2. Проведение научно-практических и научно-методических семинаров и конференций.

3. Обучение, стажировка и практика ученых, специалистов и студентов.

Основная доля некоммерческого технологического обмена приходится на непатентоспособную продукцию: деловые игры, изобретения, фундаментальные исследования.

К формам некоммерческого обмена можно условно отнести промышленный шпионаж.

Основные формы передачи технологий на коммерческой основе:

1. Продажа технологий в материальном виде (например, оборудование).

2. Прямые инвестиции, сопровождающиеся строительством, реконструкцией и модернизацией предприятий.

3. Продажа патентов и лицензий.

4. Совместное проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

5. Инжиниринг – деятельность по предоставлению комплекса услуг производственного, коммерческого и научно-исследовательского характера.

Международная торговля лицензиями

В общем случае лицензия – это право на использование чего-либо на определенных условиях. В классическом понимании лицензия является патентной, т.е. представляет собой право на использование патента. Лицензия может быть также беспатентной – на ноу-хау.

Ноу-хау – это технологические и конструкторские секреты изготовления продукции, не защищенные на международном и национальном уровнях, но имеющие коммерческое значение.

Лицензии могут быть трех видов:

1. Простая лицензия – это право покупателя (лицензиата) на использование объекта лицензии в определенных пределах. Простая лицензия допускает многоразовую продажу продавцом (лицензиаром) одной и той же лицензии на определенном рынке.

2. Исключительная лицензия. Дает покупателю исключительное (монопольное) право на использование объекта лицензии на определенном рынке.

3. Полная лицензия. Означает передачу покупателю всех прав на использование патента. Она близка по сути к продаже патента, но право собственности на патент остается за лицензиаром. Кроме того, полная лицензия может иметь ограничения по срокам использования.

Можно выделить следующие основные тенденции развития торговли лицензиями:

1. Увеличение объемов торговли беспатентными лицензиями (ноу-хау). В международной практике наиболее часто встречаются патентные лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т. е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств, поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензионного обмена, но и других форм передачи технологии.

2. Создание сопутствующих лицензий, входящих составной частью в контракт на продажу основной лицензии (создание комплекса лицензий).

3. Перекрестное лицензирование. Это взаимный обмен лицензиями между продавцами в том случае, когда лицензии дополняют друг друга или их совместное использование приносит дополнительную прибыль.

4. Появление открытых лицензий. В этом случае патентовладелец бесплатно передает право на использование своего патента любому физическому или юридическому лицу без всяких ограничений.

5. Появление принудительных лицензий. Выдача такой лицензии обязывает патентовладельца передать право на использование его патента другому лицу. Принуждение осуществляется по решению суда. Применяются для поощрения конкуренции. Так, в Японии такие лицензии могут быть получены через 3 года после патентования, если патент не используется.

6. Развитие сублицензирования (вторичной продажи лицензий).

Цена технологии и факторы, на нее влияющие

В отличие от других товаров цена технологии определяется не только расходами по ее созданию, а зависит от величины прогнозируемой прибыли, которую можно будет получить вследствие ее реализации. Нижняя граница цены технологии равна затратам на ее создание. Верхняя граница определяется долей от доходов покупателя лицензии, которая устанавливается в размерах от 10 до 30% прогнозируемой прибыли.

К основным факторам, влияющим на величину цены технологии, относятся:

1. Расходы на НИОКР. Они определяют нижнюю границу цены при продаже лицензии.

2. Величина издержек, связанных с передачей технологии (издержки по организации переговоров, обучение персонала, послепродажное обслуживание и т.д.).

3. Ожидаемый уровень прибыли у покупателя. Он зависит от уровня новизны технологии, а также от того, для каких целей предназначена данная технология, и на какие рынки она ориентирована.

4. Оценка возможностей продавца по самостоятельному использованию патента. Если продавец обладает способностью самостоятельного производства патентозащищенной продукции, то цена лицензии значительно возрастает.

5. Вид лицензии. Исключительная лицензия стоит дороже, чем простая.

6. Реальная или потенциальная конкуренция со стороны покупателей лицензии. Чем больше лиц, заинтересованных в данной технологии, тем больше ее цена.

7. Формы платежа за лицензию.

 

Формы платежа за лицензию

Существуют следующие формы платежа за лицензию.

1. Паушальный платеж. В этом случае общая стоимость лицензии выплачивается фиксированными долями. Например, 20% при подписании соглашения, 30% – при передаче технологической документации, 30% – при начале производства, 20% – в течение всего срока соглашения равными долями.

2. Роялти. Это платежи, зависящие от объемов производства. Существует несколько систем начисления роялти:

· как фиксированной суммы от продажи единицы продукции;

· как определенной доли прибыли;

· в виде определенной доли от суммы продаж.

Паушальный платеж имеет меньший объем, чем роялти, поскольку получение роялти предполагает определенный риск.

3. Комбинированная форма. На первом этапе освоения производства по купленной технологии часть стоимости выплачивается в паушальной форме, а с началом крупносерийного (массового) производства оплата осуществляется в виде роялти.

Наиболее общей является следующая формула расчета стоимости лицензии (при третьей системе начисления роялти):

где t – срок действия соглашения;

P – паушальный платеж;

Vi –объем ожидаемого выпуска продукции в i-ом году;

Zi – цена единицы продукции в i-ом году;

Ri – размер роялти в i-ом году.

Размер роялти определяется в зависимости от ряда факторов: процентной ставки, уровня спроса и др. Объем производства рассчитывается исходя из прогнозируемой емкости потенциального рынка. Цена единицы изделия определяется расчетным методом за вычетом покупных изделий, не имеющих отношения к лицензии. Эта цена является отпускной ценой предприятия и называется нетто-цена франко-завод.

Существует ряд специальных платежей за лицензию:

1. Предварительный платеж. Это возмещение расходов, связанных непосредственно с передачей технологии как таковой (переговоры, маркетинг, написание технического руководства).

2. Платеж за частичное раскрытие информации. Покупатель получает доступ к информации, чтобы убедиться в целесообразности сделки. Эту информацию можно украсть. Гарантией служит данный платеж в размере от 10 до 30% от цены договора.

3. Опционный платеж. Он выплачивается, если покупатель хочет получить исключительное право на покупку технологии.

Все эти платежи в случае успеха переговоров включаются в цену договора.


Тема 5. Мировой рынок услуг

5.1.Сущность и тенденции развития сферы услуг.

5.2. Регулирование рынка услуг. Основные виды услуг на мировом рынке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.011 с.)