Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ одной из новелл Боккаччо. Мастерство Боккаччо – новеллиста

Поиск

Композиционное построение «Декамерона» Дж. Боккаччо. Проблематика, циклы новелл.

Анализ одной из новелл Дж. Боккаччо. Мастерство Боккаччо-новеллиста.

Джованни Боккаччо

Чуть моложе Петрарки. Родился в 1313, умер в 1375 году. Боккаччо не писал писем потомкам и это привело к тому, что мы очень скромно знаем его биографию. Спорят о том, где он родился в Париже или еще где. Известно, что юные годы Боккаччо провел при дворе неаполитанского короля Роберто и был влюблен в сводную сестру короля Марию. И он пережил сильное чувство, но Мария ему отказала. Он был человеком очень обаятельным, благовоспитанным, одаренным, тоже писал сонеты и другие жанры. Написал аллигорическую поэму Фьезоланские нимфы.

Фьезоланские нимфы

Фьезола – место расположения Флоренции. Это аллегорическая поэма, рассказывающая о том, что на этих холмах (Фьезола) жили нимфы и пастух, по имени Африко влюбился в нимфу Мензолу и она должна была стать матерью, но она избегает Африко, он тяжело страдает, а когда пришло время, то Мензола родила сына по имени Прунэро. Когда богиня Диана узнала, что одна из ее нимф родила сына, она ее решила наказать. Мензола побежала от Дианы и превратилась в реку. Так появилась река Мензола. А пастух Африко, узнав о смерти своей возлюбленной, пронзил себе грудь кинжалом и превратился в ручей Африко.

Потом появляется могущественный атлант, Прунэро идет к нему служить, и вместе с атлантами они прогнали всех нимф (в т.ч. и Диану) и построили Флоренцию («цветущий город»).

Поэма эта написана стихотворным размером октава – строфа из 8 строк. Октавы пели народные певцы (кантостои). Боккаччо взял октаву и использовал ее во ФЬезоланских мифах, а затем эта стихотворная строфа получила очень широкое распространение по всему миру, в т.ч. и в русской поэзии (Пушкин).

 

Фьяметта

Первая лирическая исповедь женщины. Фьяметта – молодая замужняя женщина, светская дама, которая имеет много досуга и разных развлечений, но однажды она увидела прекрасного юношу и влюбилась в него. И Памфило тоже полюбил Фьяметту и они были счастливы. Но Памфило получил письмо от отца, Где он требовал его возвращения, и он оставляет Фьяметту, долго отсутвует. Фьяметта узнает, что Памфило женился, она переживает, но успокаивает себя тем, что он был вынужден жениться, что женился без любви, но и это оказывается неправдой. ФЬяметта рассказывает свою историю в назидание дамам, вместе с тем она не осуждает Памфило, проявляя некую женскую мудрость. Говорит о том, что увы чувство любви прихотливое и изменчивое. А что касается дам, то им надо вести себя добродетельно и не отдаваться страсти, которая может оказаться легкомысленной.

 

Декамерон

При жизни Боккаччо не пользовался славой Петрарки. Боккаччо считал Петрарку гением, а себя обычным сочинителем. Но на самом деле роль Боккаччо не меньше, чем роль Петрарки, по крайней мере Декамерона. Потому что он явился создателем ренессансной прозы – прозы эпохи возрождения. Создал первый образец сборника новелл.

Новелла – новость. Как потом скажет Гете, новелла – это рассказ о каком-то неслыханном событии, т.е. в новелле должно происходит что-то исключительное, волнующее, заставляющее переживать. Основоположник жанра новелл – Джованни Боккаччо.

Декамерон состоит из 100 новелл, это законченный целостный цикл новелл. Само слово Декамерон означает – десяти мер.

События начинаются в 1348 году, и Боккаччо начинает тогда же писать Декамерон и написал его за 5 лет. 7 девушек встречаются в церкви во Флоренции, Санта-Мария де Новелла. Чума косит людей, разрушает человеческие связи, люди боятся друг друга, потому что каждый может оказаться носителем смерти. Нравы ожесточились и эти девушки, пригласив троих благовоспитанных юношей, уединяются на загородной вилле и проводят там 10 дней. И в течение этих 10 дней каждый рассказывает по одной новелле. Таким образом получается 100 новелл (структура Декамерона).

Очень важную роль играет обрамление. То, что не Боккаччо сам рассказывает, а то, что рассказывают эти молодые люди. Они живут на этой вилле радостно и беззаботно, никто ни в кого не влюбляется, но их функция – функция рассказчиков. Они воплощенное совершенство, они идеальны, у них нет характеров (может один из юношей Дионеро – самый остроумный), но и другие ему не уступают в галантности и остроумии.

Смысл обрамления – Помня о смерти, помни о жизни. Близость смерти (чума) усиливает чувство радости жизни. Наслаждение в момент опасности. Истории, рассказанные не авторами, а рассказчиками придают сюжету реалистически-объективный характер. Боккаччо подчеркивает, что он не выдумывает сюжеты, а передает то, что уже случилось, о чем уже рассказывали. Присутствие в повествовании рассказчика придает сюжеты реалистический характер, что подчеркивает достоверность.

100 новелл, 100 сюжетов. Не все сюжеты принадлежат самому Боккаччо, некоторые он заимствовал из сказок, из античных произведений, анекдотов, просто известных историй.

Рассказы чрезвычайно различные, многообразные. Много рассказов, носящих антиклерикальный характер, высмеивающий священников, монахов. Такова первая новелла, в котором умирающий мошенник лжет на исповеди, а его объявляют святым. Вторая новелла первого дня – еврей Абрам отправляется в Рим, его друг христианин уговаривает иудея принять христианство. Абрам хочет сначала побывать в Риме, познакомиться с нравами папского двора. Он увидел, что папская фурия отличается развратом, там царствует порок, продаются церковные должности. Возвращается и говорит, что готов принять христианство. Потому что слуги христовы делают все, чтобы разрушить религию, а она все равно сохраняется, значит это истинная вера.

Мы видим очень много новелл, в которых рассказывается о грехах служителей божьих. Новелла о монастырском садовнике из женского монастыря. Другие новеллы довольно озорного характера, где происходят всякие события, неподобающие для церковной жизни.

Позиция Боккаччо своеобразна – он не осуждает монахов за их поведение, он говорит о том, что каждый человек имеет право на любовь, но Боккаччо осуждает лицемерие, ханжество, скорее осуждает проповеди, нежели проступки. Вместе с тем, у Боккаччо много новелл, в которых показано, как любовь облагораживает человека, как человек грубый, неотесанный, под влиянием любви становится истинно благородным, воспитанным человеком (новеллы 5-го дня). Чимоне полюбил Ифигению и он добивается своего, сначала добивается своей физической мощью, а потом понимает, что удержать ее можно только будучи воспитанным, начитанным человеком, коим он и становится. О самоотверженности влюбленных говорится в новелле пятого дня, которая называется «Сокол Федерико». Герой Федерико ради своей любви готов пожертвовать всем, что у него есть. Любовь в Декамероне далеко не всегда счастливая, часто герои гибнут, переживают всякие испытания, умирают от ран. Несмотря на то, что действительно много рассказов с трагическим финалом, книга Декамерон – оптимистическая, счастливая книга. У него очень мудрая позиция – считает, что бедствия, испытания, несчастья – создают полноту жизни. Все это входит в жизнь, которая предстает прекрасной.

Здесь много новелл о предприимчивых людях, немало новелл, герои которых мореплаватели, которые отправляются в дальние страны, где их поджидают разбойники, опасная природа, коварные женщины, но человек у Боккаччо всегда деятельный, энергичный, готовый к испытанию. Он рвется в бой за честь и свое состояние. Герои предпочитают быть богатыми, чем бедными, готовы пуститься в рисковые мероприятия, чтобы разбогатеть. Как это часто бывает в литературе, в т.ч. у Данте в «Божественной комедии», произведение начинается с печальных сюжетов, изображаются недостойные люди, грешники, совершающие аморальные поступки, а завершается книга апофеозом достоинств. В этой связи, обращается внимание на сотую новеллу – она удивительна. Это новелла о незнатной девушке, которую выбрал в жены знатный синьор, но он все время сомневается любит ли его Гризельда, все время проверяет ее верность, подвергая испытаниями. Но какими бы коварными не были его испытания, она остается преданной ему женой. Эта преданность возвышает ее над его благородным происхождением. Гризельда – образ идеальной жены, завершающий Декамерон Боккаччо. Этот сюжет был использован Петраркой для поэмы Гризельда.
Декамерон имел ошеломляющий успех, вызвал множество подражателей. Боккаччо на склоне лет отрекся от Декамерона. Ему перед встречей с всевышним стало казаться, что книга его греховна, что возможно он заблуждался столь пылко прославляя прелести любви.

Джованни Боккаччо очень хорошо знал творчество Данте и написал его биографию, составил комментарий к Божественной комедии и читал лекции о Данте во Флоренции. Считается. Что именно Боккаччо назвал комедию «Божественной».

“Декамерон” Бокаччо.

Разработал “низкий” жанр новеллы. Выдвинул естественную сторону любви. Декамерон – удар по религиозному мировоззрению. Полное, яркое и разностороннее изображение итальянской действительнсти. Любовь – очень много эротизма. Критика аскетизма, феодальных основ семьи, против подавления влечения. Измена – на стороне женщин, верховная, суверенная любовь. Жанр уходит в ср. века – легенды, сказки, анекдоты из восточной мудрости. Композиция: 100 новелл. Не произовольно, а в строго продуманном порядке.

Чума не только акцент темы смерти, но и изображение общества, которое находится в кризисном состоянии. 1348. Во Флоренции разрушены все законы, все связи между людьми, рассказчики создают новое общество, гармоничное, со своими законами (выборами короля или королевы). В этом обществе они живут в согласии с природой, это сад Эдема. Боккаччо намеренно во вступлении сгущает краски, чтобы, по контрасту с общим настроением новелл “Декамерона”, подчеркнуть типичное для Ренессанса любование жизнью, “открытие мира и человека”. 7 дам и три мч удаляются на виллу, и там веселятся. “Пир во время чумы”.

Расположение новелл. Дни включают только доминирующие или превалирующие 1-2 темы, эти же темы уже бегло были намечены в предыдущих днях и имеют отголоски в предыдущих.

I день – тема религии и церкви (2-4, 6) + остроумные ответы и острые слова с неким нравственным уроком (3, 5 – 10). 3 и 6 – в обе группы. II день – превратности и повороты судьбы (продолжается в V дне). 10 новелла – переход к III дню, т.к. превратность истолкована иронически. III – чувственная любовь. IV – любовь в более облагороженном, трагическом виде. V – 1-3 любовная тема в связи с превратностями и приключениями (см. II день, IV, 3 и 4). Все новеллы этого дня заканчиваются счастливо. 4-10 – любовная тема. Моттивы IV и III дней. VI – остроумные ответы, точнее, отроумное поведение. VII – проделки жен, обманывающих мужей. VIII – мотив изобретательной мести в различных эротических историях. X – самый высокий регистр. Тема великодушия как высшего проявления человечности и доблести.

- 1.1 Юрист, лжасвидетель. Нарушал клятвы. Пьянствовал и по дамам. Мессер послал его взыскивать долги с бургундцев. Заболел. Раздумья: вынести или оставить. Решил исповедоваться как нужно. Сделали святым.

- 1.2 Купец убеждает еврея в том, что христианство лучше. Тот решил поехать в Рим. Увидел все грехи и твердо решил стать христианином.

- 1.3 Саладин (правитель Византии) и еврей. 3 кольца – 3 веры.

- 1.4 Девка подавляет страсть к ней с помощью обеда из кур

- 1.5. Монах впал в грех и, уличив аббата в таком же проступке, избегает наказания.

(о тех, кто после всяких превратностей достиг своей цели).

- 2.2. Дядька, будучи ограблен, является в Кастель Гвильельмо, где находит приют у вдовы, и получает награды за свои потери. Вернулся цел и невредим.

- 2.4 Ландольфо Руффоло был богатым купцом, затем потерял все свое состояние, сделался корсаром и снова приобрел его, ограбив турок; когда он решил вернуться к спокойной жизни, генуэзцы за­хватывают его в плен, но их судно терпит кораблекрушение; Ландольфо спасается на ящике и полумертвый приплывает па нем к острову Корфу; открыв ящик, он на­ходит в нем целое состояние и становится богатым в третий раз.

- 2.10 Паганино похищает жену мессера. Тот, узнав, где она, напр. за ней, и подружившись с Паганино, просит отдать ему её.

- 3.2. Конюх спит с женой короля. Остригли.

- 4.5. Братья Изабеллы убили её любовника. Тот является во сне. Такой выкапывает голову. Говршок. Отняли. Всё.

- 4.7. Симона любит Пасквио. Оба в саду. П. Потёр зубы шалфеем. С. схвачена.

- 6.10 – Брат Чиппола обещает крестьянам показать перо ангела. Угли. Сан Лоренцо. Слуга пошел к бабе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.131 (0.012 с.)