Общая характеристика литературы эпохи Просвещения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика литературы эпохи Просвещения.



Просвещение – популяризация философских научных идей. Учителя – просветители, они распространяют научные знания, популярно излагают научные теории.

Белинский когда-то писал, что 18 век научил его думать, а 19 – чувствовать. 18 век научил Европу думать. Это период, когда все литературные жанры проникнуты философским началом и создаются такие жанры как философская повесть, философская драма, философский роман, философская лирика. Время, когда научные знания и художественный опыт взаимодействуют также как в литературе постмодернизма. Взаимопроникновение философского начала и художественного воплощения.

Если взять книги до 99 года, то там есть такая концепция, что основная задача литературы 18 века – подготовка Первой французской революции. Т.е. этот социологизм не современен, этот социологизм отброшен. В современной позиции 18 век сыграл колоссальную роль как этап культурного развития человечества, а не потому что он подготовил революцию. Писатели-просветители служили буржуазии. Но никто из них не думал специально выражать интересы буржуазии.

С современной позиции творчество писателей-просветителей рассматривается не как выражение идей одного только класса буржуазии, а в их общечеловеческом качестве. Существует представление, что литература 18 века носит только оптимистический характер, но важно понять, что это не бездумный, не опереточный оптимизм, а оптимизм выстраданный, построенный на противоречиях своего времени. 18 век называют веком разума, Но это не значит, что духовный мир, эмоции, чувства героев отодвинуты на второй план, потому что в 18 веке есть особое течение сентиментализм, построенный на нежных страстях и чувствах, с опорой на изучение внутреннего душевного мира. Если 17 век был веком полемики, веком диспутов, противопоставлений, то 18 век – это век компромисса, беседы, когда дополняют друг друга противоположные идеи. Построен он не на диспуте идей, а на компромиссе, беседе, взаимодополнении идей.

В каждой европейской стране просвещение носило особый характер.

Во Франции – самый активный и идейный характер.

В Англии – стране компромиссов – более умеренный, более компромиссный характер.

Основные идеи философии Просвещения заключались в следующем: прежде всего то, что не традиции древние, не религиозные догмы, а идеи правят миром. Важное место занимала идея просвещенного монарха. Очень наивное учение, но не нам ставить оценки 18-му веку. Верили Просветители, что если монарх будет просвещен, будет знать множество европейских языков, будет писать стихи и знать науки, значит он будет умен и не будет вести войн, будет относится к народу, как к своим детям. Идея просвещенного монарха дополнялась идеей просвещения народа. И в результате наступит царство разума для всех, вне зависимости от происхождения и величины кошелька. Отсюда - у власти должны стоять ученые. Очень важна идея естественного человека (русоистская идея, идея Руссо). Город, цивилизация человека портит в том смысле, что делает всех одинаковыми. Выстругивая и выравнивая, цивилизация превращает его в раба. И чтобы двигаться могло общество вперед, нужно вернуться к идее естественного человека, к жизни в деревне, к близости к природе; Тогда не будет и захватнических войн и человек будет счастлив.

Философские повести Вольтера. Особенности жанра.

Драматургия Вольтера.

Трансформация принципов классицизма в духе просветительских задач. По своим эстетическим взглядам В. был классицистом 0 высокий стиль, компактность композиции, единства. Но ему не нравились вялость действия, отсутствие всяких зрелищных эффектов 0 обратился к Шекспиру с его выразительностью, напряженностью и динамизму драм. Но ему не нравились в Ш. незнание правил, соединение трагического и комического в одной пьесе, высокого и низкого стилей. А потом, когда Ш. стал во Фр. чуть ли не популярнее, чем отечественные пьесы, В. стал называть его «варваром» и «ярмарочным шутом».

Трагедии В. посвящены актуальным общественным проблемам: религиозная нетерпимость и фанатизм, политический произвол, деспотизм и тирания.

«Магомет» (1742). М. искусственно разжигает фанатизм народных масс в угоду своим честолюбивым замыслам. Это «Тартюф с оружием в руках». С изощренной жестокостью он толкает на отцеубийство воспитанного и слепо преданного ему Сеида, а потом хладнокровно расправляется с ним. Исторический пример здесь (как и вообще у В.) выступает здесь как обобщенная модель поведения – в данном случае основателя любой новой религии. Французское духовенство это безобразие запретило.

42.Поэтика философских повестей Вольтера. Философские повести построены в большинстве случаев в виде сменяющихся путевых картин.Его герои совершают вынужденные или добровольные странствия.В философской повести Вольтер не стремился к всестороннему изображению характеров.Главное для него-целеустремленная и последовательная борьба против враждебных ему людей,против мракобесия и предрассудков,против насилия,изуверства и угнетения.Решая эту задачу,философ создает гротескно-сатирические,предельно заостренные образы.В философской повести Вольтер был неизменным пропагандистом просветительских идей и научных представлений о мире.Повести Вольтера немногословны. Каждое слово несет в себе большую смысловую нагрузку.

 

Эстетические принципы Классицизма.

Классицизм, 17 век

В истории Европы это прежде всего век новых научных открытий и завоеваний, это Век Разума, век формирования централизованных государств. Идет борьба феодальной вольницы с абсолютными монархами, которые заявляют свои права на единовластное правление. Это век, который принято называть Веком Классицизма. Сам корень этого слова – классика – снова обращает нас к античности.

Возрождение обращалось к античности и опиралось на целостную, гармонично развитую личность. Классицизм опирается тоже на античность, на классику, опирается на героические идеалы, героические представления античности. Рождается конфликт, которого не знало Возрождение – конфликт между чувством (я хочу владеть этим) и долгом (по отношению к зарождающемуся отечеству).

Германия была разделена на 360 феодальных государств, было 360 диалектов. Что значит объединить? Это значит немного притеснить интересы каждого, чтобы создать единое гражданского целого.

Сама эпоха рождает конфликт между долгом перед отечеством и собственным тщеславием, претензиями.

Этот конфликт становится одним из основных конфликтов эпохи.

Единство времени, места и действия. Для чего оно нужно? Из отдельных государств рождается централизованное целое. Т.е. нужна прежде всего регламентация, дисциплина, поэтому классицизм, как эстетика, рождается как свод правил, продиктованных временем.

!!! Правила классицизма были созданы после того, как Корнель, Мольер и Расин написали свои произведения. В 1674 году, когда были написаны уже почти все произведения великих классицистов, Никола Буало – теоретик классицизма – создает трактат «Поэтическое искусство», в которых регламентирует те правила, по которым можно создать классическое произведение. И прежде всего, правило Трех Единств: единство времени, места и действия.

Единство места – если первая сцена начинается в опочивальне короля, то там пьеса и заканчивается.

Единство времени – все должно уложиться в 24 часа.

Единство действия – есть одна интрига, нет второстепенных персонажей, тем и идей.

С чем это связано? Еще в период Средневековья были приняты т.н. «мистерии», в которых прежде, чем автор дойдет до конкретного сюжета, начинался всегда сюжет от Адама и Евы и прежде всего сначала рассказывалась история человечества, а затем сама история. Отсекалась любая попытка привнести что-то, что отходило бы от данного сюжета.

Такие великие люди, как Расин, Корнель и Мольер создавали свои произведения не по правилам (т.к. писали до установления этих правил).

Все литературные жанры делились на высокие и низкие. Высокие – трагедия и ода. К низким – вся проза, в т.ч. роман, и комедия. Причем, смешение высокого и низкого стиля считалось дурным тоном и не допускалось. Что это отражало? Общество было разделено на высокие и низкие слои, т.е. литература отражала состояние общества. В высоких жанрах обязательным героем был или король или военачальник, речь была высокого стиля, произведение обязательно писалось в стихах. Низкий стиль – разговорный, бытовые моменты жизни, которые рассматривались в прозе.

В век разума и рационалиста чувство всегда было на втором плане и у всех классицизмов на первом плане была логика.

Николя Буало в «Поэтическом искусстве» писал, что разум разумом, но если в каждом слове поэта не пылает страсть, то это не поэт. Т.е. для него чувства и разум единозначны.

В основе эстетики классицизма лежала философская теория Декарта – мыслю, значит существую – философия разума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.009 с.)