Психологическое обследование № 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое обследование № 1



"Джордж", менеджер по развитию производства, возраст 36 лет

Если бы проводилось массовое обследование уровня развития ин­теллектуальной деятельности и способности решать сложные пробле­мы, результаты "Джорджа" оказались бы высочайшими — лица с та­кими показателями составляют обычно около 1% выборки. Таким образом, он способен справляться с широким спектром задач как аб­страктно-теоретического, так и более конкретного характера. Его ин­теллект отличается широтой, высокой степенью интеграции. "Джордж" настойчив и последователен при решении интеллектуальных задач.

В силу развитой способности схватывать сложные и абстрактные идеи "Джордж" порой склонен рассматривать их как самодостаточные:

его начинает увлекать задача сама по себе, а не ее практическое разре­шение. Его видение любой проблемы или ситуации перспективно, а сильной стороной прогностического мышления является стратегичес­кий долговременный прогноз. Однако при этом он порой может упу­скать из виду некоторые весьма важные обстоятельства текущего мо­мента, пренебрегать очевидными фактами как второстепенными деталями. В связи с этим его стиль мышления может производить впечатление слишком отвлеченного, недостаточно связанного с реаль­ностью, практикой. Крайне высокий уровень обобщения, доступный "Джорджу", заставляет воспринимать его как "философствующего" и не всегда понятного окружающим.

* Все приведенные ниже примеры являются вымышленными. Любое сход­ство с реальными лицами, живыми или уже умершими, является случайным.

Ему свойственно предпочитать задачи, требующие глубокого мно­гоуровневого анализа, который также является сильной стороной его интеллекта. Эта избирательность порой может уменьшать способность "Джорджа" к принятию простых, но необходимых решений, не тре­бующих такого анализа.

"Джордж" чаще принимает решения только на основе логики, пренебрегая интуицией, в силу чего ему порой трудно принять гипо­тезы, построенные скорее на озарении, чем на строгом анализе фак­тов, правильно оценить практическую пользу альтернативного реше­ния, если оно не обладает столь важной для него логической "элегантностью". Он всегда готов отстаивать свои идеи и не боится вступать в полемику, причем иногда в таких случаях становится упря­мым и неконструктивным в оценке точки зрения оппонента.

Эмоционально "Джордж" выдержан и стабилен. При этом он склонен испытывать чувство непохожести на других людей, отчужде­ние; ему кажется, что он систематически "не вписывается" в окруже­ние "выпадает" из межличностного контекста. В связи с этим его стиль адаптации отличается выраженными компенсаторными инди­видуалистическими тенденциями: он склонен подчеркивать, как важ­но для него "идти своим путем", быть непохожим на других, полагать­ся только на себя. Можно предположить, что всякая попытка заставить его следовать бессмысленным для него общепринятым шаб­лонам поведения (в особенности мышления) вызовет сильное сопро­тивление с его стороны.

Представление о себе самом как о человеке самодостаточном пря­мо связано с уверенностью в своих силах, способностью выдерживать давление, "принимать вызов", подтверждающими это представление. При этом на более глубоком уровне ему свойственно недостаточное принятие себя и высокая степень внутренней напряженности.

Недостаточное принятие себя нуждается в постоянной компенса­ции. "Джордж" самоутверждается в работе, однако чувство удовлет­ворения обычно испытывает недолго. При том, что поведение "Джор­джа" перед лицом трудностей и препятствий в целом отличается конструктивностью и изобретательностью, ему, тем не менее, не хва­тает разнообразия в способах понижения внутреннего напряжения и борьбы со стрессом. Так, оказавшись перед трудной проблемой, "Джордж" проявляет упорство, фиксируется на препятствии, вклады­вает много энергии в его преодоление и, как правило, справляется с трудностью. Однако в процессе решения задачи варианты, не требую­щие избыточного напряжения, им даже не рассматриваются, концен-

трация на трудности и азарт ее преодоления чрезмерны; спектр эмо­циональных реакций неизбежно сужается (отрицание значимости эмо­циональной сферы вообще характерно для испытуемого).

Такая структура механизмов приспособления позволяет избегать чрезмерных подъемов тревожности и беспокойства, быть всегда в "бо­евой готовности", однако существенно ограничивает личностный рост и осложняет взаимоотношения с окружающими.

Стремление к высоким достижениям, к успешности для "Джорд­жа" означает прежде всего потребность в эффективном и нетривиаль­ном решении задач повышенной сложности — таких, которые спосо­бен решать только он. В процессе работы над конкретной задачей "Джордж" полностью реализует свои незаурядные интеллектуальные данные, подтверждает свое представление о себе как о человеке, чей стиль мышления может обладать высокой объективной ценностью. Здесь налицо некая двойственность — с одной стороны, скрытый страх оказаться не на высоте, с другой — радостное предвкушение возмож­ности "поломать голову", искать и найти оригинальное решение. Кроме того, "Джорджу" очень нравится ощущать себя "хозяином положения", который сам решает, что нужно делать, а что не нужно. Любые огра­ничения и запреты для него неприемлемы; наиболее комфортно он себя чувствует, когда в процессе работы не зависит от других людей.

"Джордж" получает удовольствие от ситуаций, в которых он мо­жет проявить себя, оказать влияние, ему нравится роль авторитета. Соображения "политической" выгоды, использование преимуществ момента мало интересуют его, поскольку в его понимании связаны с зависимостью, необходимостью маневрировать и ограничением сво­боды. Следует отметить, что, хотя "Джорджу" присуща склонность к порядку, самодисциплине, рутинная работа его отталкивает, так как не дает достаточно возможностей для самоутверждения.

Говоря о понимании "Джорджем" других людей и своего собствен­ного внутреннего мира, следует отметить ту неравномерность разви­тия отдельных функций, которая свойственна и другим областям де­ятельности, в частности разрыв между интеллектуальной и эмоциональной сферами. Когда "Джордж" пытается рассуждать о психических механизмах поведения, на интеллектуальном уровне его описания часто бывают точны и подробны. Однако, в силу тенденции к чрезмерной рационализации, его представлениям о человеческой психологии недостает целостности и глубины. В связи с этим он по­рой не способен увидеть и понять важные детали в поведении других людей; ему может не хватать "чувствительности" и умения сопережи-

вать, даже при самых лучших намерениях. В результате такого "одно­стороннего" видения его способность по-разному действовать с раз­ными людьми, учитывая их индивидуальность, существенно ограни­чивается.

Аналогичным образом, обладая высоким потенциалом рефлексии в отношении собственной личности, "Джордж" часто оказывается в плену готовых представлений о себе самом и мотивах своего поведе­ния. Поведение других людей порой озадачивает "Джорджа", в осо­бенности когда оно является реакцией на его собственные слова и поступки. Его нелюбовь к ситуациям, которые он определяет как "по­литические", и нежелание использовать межличностные контакты для выполнения рабочих задач связано с тем, что "Джордж" крайне не­уверенно чувствует себя в этой сфере, испытывает беспомощность при попытке правильно интерпретировать поведение других людей и ско­рее склонен отрицать ценность такого рода умений, нежели разви­вать их.

В общении "Джордж" может порой выглядеть неловким, при этом он начисто лишен претенциозности. Его стиль общения отличается не­формальностью и даже некоторым "нонконформизмом". Окружающим он может казаться несколько "заумным", суховатым и педантичным, что отражает его крайне высокий интеллект, с одной стороны, и недо­оценку необходимости "перевода" его мышления на общедоступный язык, с другой.

Его внутренняя независимость может восприниматься как отсут­ствие "командного духа" и эгоцентризм, хотя по сути намерения "Джорджа" противоположны: он в высокой степени заинтересован в успехе общего дела и предпочитает независимое положение в основ­ном потому, что ему так лучше работается. "Джордж" достаточно на­дежен, на него можно положиться. Те из окружающих, которые гото­вы не придавать значения "неудобным" качествам "Джорджа" в общении (он бывает бестактен, излишне прямолинеен, упрям и пол­ностью игнорирует чувства других людей), постепенно обнаруживают, что по сути он достаточно доброжелателен, искренен. Находятся люди, которым нравится работать в его ближайшем окружении и которые считают общение с "Джорджем" полезным и стимулирующим.

То, что в поведении "Джорджа" ясно читается лозунг: "Принимайте меня таким, какой я есть!" — может создать проблемы для людей, свя­занных с ним решением какой-либо производственной задачи. Их тер­пимость и такт крайне важны для того, чтобы сильные стороны в ра­боте "Джорджа" были по достоинству оценены.

В отношении роли "Джорджа" в организации можно сказать, что он может быть "мозговым центром", инициировать необходимые из­менения, находить нестандартные выходы из трудных ситуаций, хотя неумение приспосабливаться к "политической" конъюнктуре в фирме снижает его эффективность как руководителя. Ему гораздо больше по душе постоянный поиск нового, чем однообразная рутина. Порой "Джордж" просто отказывается заниматься повседневной текучкой, не желая понять, что тем самым разрушается база его прекрасных страте­гических замыслов.

Лишь очень немногие могут работать под началом "Джорджа" с пользой для себя. Это должны быть люди с блестящими способностя­ми, но молодые, не успевшие еще приобрести опыт. Правда, они рис­куют перенять от своего наставника и его стиль общения.

Чтобы "Джордж" работал с максимальной отдачей, его босс дол­жен доверять ему, предоставлять полную свободу действий и обеспе­чивать достаточно трудными задачами. При этом, с одной стороны, следует постоянно объяснять Джорджу, как его поступки восприни­маются коллегами и подчиненными, а с другой стороны — убеждать окружающих постараться снисходительно отнестись к шероховатостям в поведении их менеджера. Иногда Джорджа надо "спускать с обла­ков", обращать его внимание на проблемы сегодняшнего дня и иной раз останавливать, чтобы он сохранял концентрацию на задачах, дей­ствительно важных для организации.

Выводы и прогнозы. "Джордж" является достаточно незаурядной личностью. Его выделяет высокий интеллект, к тому же он усиленно развивал свои способности к нетрадиционному мышлению и индиви­дуальный почерк в решении проблем. В значительной мере это про­исходило за счет умения увязывать свой стиль мышления с возмож­ностями других людей, что несколько снижает эффективность его работы в рамках организации. Работоспособность "Джорджа", его ориентация на достижение и результат часто компенсируют последнее, однако окончательная результативность его деятельности нередко ока­зывается ниже его потенциальных возможностей.

В качестве отправной точки для личностного роста "Джордж" мог бы счесть полезным работу над собой в направлении развития способ­ности к истинному принятию себя. Изменения этого рода могли бы привести к снижению избыточной напряженности (в том числе и в отношениях с окружающими), смягчению компенсаторной тенденции к самоутверждению на работе. Принятие себя как целостной личнос­ти могло бы сделать "Джорджа" более терпимым и открытым по от-

ношению к другим людям и позволило бы завоевать симпатии тех, кто, восхищаясь его блестящим интеллектом, тем не менее находит его труд­ным в общении, холодным и отстраненным.

В свою очередь, изменение отношения окружающих могло бы по­служить "положительным подкреплением" усилий "Джорджа", на­правленных на развитие тех аспектов его личности, которые на сегод­няшний день не являются для него значимыми (прежде всего эмоци­ональная сфера).

В контексте развития личности для "Джорджа" особенно важно обратить внимание на свои характеристики, которые делают его "обыч­ным человеком": сомнения, опасения, привязанности и т.п. Он впол­не способен увидеть по-новому свое место в тех "командах", в кото­рых ему доведется работать, а присущая ему настойчивость при решении сложных задач может найти достойное применение в работе с собственными качествами, тормозящими его личностный рост и эмо­циональную зрелость.

Работа над собой вполне может стать для него той разновидностью "трудной задачи", с которой он еще не встречался и которая поэтому, несмотря на некоторые болезненные открытия и связанную с ними психологическую защиту, могла бы мобилизовать его творческий по­тенциал. Например, интересной задачей для него могла бы стать "ре­визия" своих побуждений в тот момент, когда чье-то решение кажет­ся недостаточно изящным и возникает сильное желание немедленно включиться и улучшить его; полезной и интересной могла бы быть работа над иерархией ценностей, относящихся к умственной работе, межличностному общению и т.д.; безусловную пользу мог бы прине­сти спокойный, беэоценочный анализ любых недоразумений, основан­ных на различном понимании информации непохожими друг на дру­га людьми; в качестве маленькой победы над своей ригидной жизненной стратегией мог бы рассматриваться каждый случай, когда "Джордж" сознательно выберет созерцательную, "понимающую" по­зицию, вместо того чтобы немедленно принимать роль блестящего победителя, который "обязан" подтверждать свою репутацию изо дня в день. Возможно, даже простые записи типа дневника, касающиеся собственных чувств и наблюдений за поведением и общением окру­жающих, могли бы дать ему богатую пищу для размышлений. Для "Джорджа" крайне важно выработать привычку интересоваться обрат­ной связью, например, убеждаться в том, что аудитория правильно поняла ту или иную его формулировку, и быть готовым изменить ре­чевое оформление своей мысли. Возможно, со временем он смог бы научиться запрашивать и получать обратную связь и по другим вопро-

сам, в частности, по поводу того, какую эмоциональную реакцию вы­зывают его конкретные слова, поступки и т.д.

Возможно, он захотел бы посещать курсы, семинары или тренин-говую группу, ориентированную на понимание закономерностей меж­личностного общения: в таком случае объем обратной связи был бы больше, а ее получение существенно облегчено.

Однако и "Джордж", и его организация могут достичь высокой эффективности и получать большее удовлетворение, используя его реальные, имеющиеся уже на сегодняшний день способности и уме­ния. Возможно, не стоило бы возлагать слишком большие надежды на то, что специальное обучение или развитие превратит "Джорджа" в идеального руководителя — во всяком случае, в обозримом будущем. С меньшими затратами он мог бы стать единственным в своем роде аналитиком, "генератором идей" или занять иную должность, для ко­торой его уникальные данные имеют первоочередное значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.235 (0.012 с.)