Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокурор, его процесс полож-е на различн стадиях росс угол процесса.

Поиск

прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной упк, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований фз при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело и в порядке, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований упк при производстве предварительного расследования;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;

11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) продлевать срок предварительного расследования;

13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;

17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные упк.

письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю являются обязательными. обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.38 упк.

в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.

прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены упк, отказаться от осуществления уголовного преследования.

полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

 

прокурор выполняет функцию поддержания обвинения.

законодатель на уровне конституции рф не смог найти место прокуратуре.

проблемы:

· осуществлять прокуратуре надзор или нет?

· соотношение прокуратуры с судом

· состязательность процесса. прокурор не только ведет расследование он еще и надзирает. у защиты нет такой функции.

24. следователь — это должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотиче­ских средств и психотропных веществ, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия, предусмотренные упк (ст. 38).

следователь выполняет не только функцию уголовного преследо­вания. он обязан полно, объективно и всесторонне исследовать как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства; обо­снованно применить меры принуждения, обеспечить права участни­ков процесса (в том числе право на защиту); и в некоторых случаях разрешить все уголовное дело путем его прекращения.

следователь вправе проводить дознание по делу в установленных упк случаях (ст. 151).

процессуальная самостоятельность следователя является одной из главных характеристик его статуса. она включает в себя: ♦ самостоятельность принятия всех решений о направлении след­ствия и производстве следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их санкционирование су­дом или прокурором. следователь вправе давать органам дозна­ния поручения по находящимся в его производстве делам;

♦ полную персональную ответственность следователя за законность, обоснованность и своевременность принятых решений и проведен­ных действий;

♦ гарантии процессуальной самостоятельности следователя состоят в том, что некоторые указания прокурора следователь вправе не ис­полнять в случае своего несогласия с ними. при этом он представ­ляет дело вышестоящему прокурору со своими возражениями. тог­да вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или передает дело другому следователю.

гарантии процессуальной самостоятельности обеспечивают свобо­ду внутреннего убеждения следователя и распространяются на указа­ния и решения прокурора о:

1) привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) квалификации преступления;

3) объеме обвинения;

4) мере пресечения;

5) отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процес­суальных действий;

6) направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

7) отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;

8) передаче дела другому следователю.

следует отметить, что предоставленные гарантии часто не обеспе­чивают реальной самостоятельности следователя. да и сама эта само­стоятельность является лишь отголоском независимости представи­теля судебной власти — юстиции, к которой принадлежал следователь в россии с 1861 по 1928 гг.

 

25. орган дознания, дознаватель и иные должностные лица орга­на дознания. согласно п. 24 ст. 5 упк, органы дознания — это госу­дарственные органы и должностные лица, уполномоченные в соот­ветствии с упк осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. в отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функ­циями.

полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых мож­но разделить на две группы (ст. 40):

1) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с фе­деральным законом полномочиями по осуществлению оператив­но-розыскной деятельности;

2) должностные лица — руководители определенных государствен­ных органов и формирований: главный судебный пристав россий­ской федерации, главный военный судебный пристав, главный су­дебный пристав субъекта российской федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы конституционного суда рос­сийской федерации, верховного суда российской федерации и высшего арбитражного суда российской федерации, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, руководители органов государственной противопожарной службы; должностные лица — руководители государственных учреждений: начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консуль­ских учреждений российской федерации, а также некоторых дру­гих государственных и негосударственных формирований (капита­ны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок). полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятель­ности обладают оперативные подразделения:

♦ органов внутренних дел рф. основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет милиция, которая включает в свой состав криминальную милицию и мили­цию общественной безопасности;

♦ органов федеральной службы безопасности;

♦ федеральных органов государственной охрⴻны;

♦ таможенных органов рф;

♦ органов по контролю за оборотом наркотических средств и пси­хотропных веществ;

♦ службы внешней разведки рф;

♦ министерства юстиции рф;

♦ органа внешней разведки министерства обороны рф (ст. 3 фе­дерального закона «об оперативно-розыскной деятельности»).

органы дознания обязаны:

♦ рассматривать и разрешать заявления (сообщения) о преступле­ниях (ст. 144-145);

♦ производить неотложные следственные действия (п. 1, 2 ст. 157);

♦ производить следственные действия и оперативно-розыскные ме­роприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157);

♦ в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать розы­скные и оперативно-розыскные меры для установления лица, со­вершившего преступление, уведомляя следователя об их резуль­татах (ч. 4 ст. 157);

♦ выполнять поручения прокурора о производстве следственных действий, его указания о проведении оперативно-розыскных ме­роприятий (п. 11 ст. 37), а также письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятии, произ­водстве отдельных следственных действий, об исполнении поста­новлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать следователю содей­ствие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164);

♦ производить дознание (глава 32).

расследование в форме дознания производят дознаватели не всех ор­ганов дознания, а только органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, службы судебных приставов, тамо­женных органов, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ (п. 1-6,8 ч. 3 ст. 151).

правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом нар­котических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; началь­ники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы мини­стерства юстиции рф, другие названные выше должностные лица, кото­рые на основании ст. 40 имеют полномочия органов дознания.

орган дознания действует в лице начальника. начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе замести­тель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осу­ществлять иные полномочия, предусмотренные упк.

дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять производство предварительного расследования в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные упк.

не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. по своим полномочиям дознаватель очень близок к следователю. основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следо­ватель, поскольку все указания прокурора и начальника органа дозна­ния, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения.

иные должностные лица органа дознания — это его сотрудники, которые выполняют неотложные следственные действия по поручению начальника органа дознания или иные процессуальные полномо­чия (например, участвуют в проведении следственных действий).

 

26.начальник следственного отдела — это должностное лицо, возглав­ляющее соответствующее следственное подразделение (орган предвари­тельного следствия), а также его заместители (п. 18 ст. 5; ст. 39 упк). начальник следственного отдела призван осуществлять ведомственный контроль: обеспечивать организационно-методическое руководство де­ятельностью подчиненных следователей; контролировать своевременность их действий по раскрытию и предупреждению преступлений, при­нимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному про­изводству предварительного следствия, а также организовывать рассле­дование по наиболее сложным уголовным делам.

начальник следственного отдела вправе поручать производство след­ствия следователю или следственной группе, передавать дела от одного следователя другому, отменять необоснованные постановления следо­вателя о приостановлении следствия, вносить ходатайство прокурору об отмене иных постановлений следователя. для этого он проверяет уго­ловные дела, дает следователю указания, продлевает срок проверки со­общений о преступлениях до 10 суток.

начальник следственного отдела может возбудить дело и принять его к своему производству, произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или ру­ководителя следственной группы.

указания начальника следственного отдела обязательны для следова­теля, кроме случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиня­емого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допус­каются только по судебному решению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.123.194 (0.007 с.)