Гражданское законодательство: понятие, система. Роль Гражданского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданское законодательство: понятие, система. Роль Гражданского



Кодекса РФ в формировании рыночной экономики.

Гражданское законодательство: понятие, проблемы систематизации.

ГЗ представляет собой совокупность нормативных актов (НА) (а не норм права, как правовая отрасль). При этом

ГЗ охватывает НА имеющие комплексную (межотраслевую) природу, т.к. часто они содержат не только ГП нормы,

даже в ГК имеются нормы публично-правового характера – ст.3 состав ГЗ. Принципиальной особенностью ГЗ

является наличие в нем большого числа диспозитивных норм, действующих только тогда, когда участники

отношений не предусмотрели иной порядок поведения. В тоже время в ГЗ имеется значительное количество

императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания. В случае сомнения в

юридической природе конкретной ГПН следует исходить из ее императивного характера, т.к. диспозитивность

должна быть прямо и недвусмысленно выражена в ней, будучи особенностью, а не общим правилом ГП

регулирования.

ГП НА составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. В соответствии с п. «о»

ст.71 КРФ ГЗ составляет «предмет исключительной федеральной компетенции». Приоритетом по отношению к

внутреннему ГЗ имеют международные договоры, заключенные РФ. По своей юридической силе ГП НА

распределяются на 3 группы: а) НА, принятые ГД РФ, обладающие высшей юридической силой (ГК РФ, и

принятые в соответствии с ним ФЗ РФ); б) указы ПРФ и постановления ПРФ, носящие подзаконный характер; в)

НПА иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), подлежащих обязательной

государственной регистрации в МЮ РФ. ГК предусмотрел принятие нескольких десятков ФЗ, в основном о статусе

ЮЛ, часть из которых уже принята. При наличии прямого указания в ГК иной ФЗ может регулировать

соответствующие ОО иначе, чем это предусмотрено ГК.

Входящие в ГЗ НА составляют по своему объему очень значительный законодательный массив. Это неизбежное

многообразие вызвано широтой и сложностью самого предмета ГП регулирования. Поэтому именно для ГЗ

большое значение имеет проблема его систематизации и упорядочения. К основным способам систематизации

относятся: инкорпорация (сведение раннее изданных НА в единый сборник без изменения их содержания (Свод

законов РИ или Собрание действующего законодательства СССР), консолидация (объединение ряда актов,

посвященных общему кругу вопросов в единый НА (Положение о безналичных расчетах – ЦБР в 1992 г. –

возможность «расчистки» НА)) и кодификация (высшая форма систематизации, при которой принимается единый

новый закон, отменяющий действие старых НА). Вариант консолидации – новелизация, т.е. повторное

официальное издание НА, в который внесено много изменений, при которой старая редакция теряет силу. Кодекс

строится по особой системе, с выделением общих положений и становится главным источником соответствующей

отрасли. В ГП кодификация может носить общий (принятие ГК, охватывающего все нормы и институты отрасли

права) либо частный (принятие закона (и в форме Кодекса), регулирующего узкую группу ОО (ЖК, СК, кодекс

торгового мореплавания, Воздушный кодекс и т.д.)) характер.3

Способы и порядок создания юридических лиц. Учредительные

Документы. Регистрация юридических лиц.

Образование юридических лиц.

ЮЛ создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников

имущественного оборота контролирует законность их создания (ст.51). Поэтому ЮЛ подлежит ГР в органах

юстиции в порядке, определяемом законом. Данные ГР, в том числе фирменное наименование, включаются в

единый государственный реестр ЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

Значение ГР ЮЛ, ее рациональной организации, полноты единого реестра ЮЛ, достоверности содержащихся в

нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико. Такая регистрация

обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении

хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и

изменения правового статуса ЮЛ. ЮЛ считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает

его правоспособность.

До принятия предусмотренного п.1 ст.51 общего закона о регистрации ЮЛ действует Положение о порядке

государственной регистрация субъектов предпринимательской деятельности, а также ст.34 и 35 Закона РСФСР от

25.12.90 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В ряде случаев действующими НА

предусмотрена специальная регистрация тех или иных организаций, например, Постановлением Правительства РФ

от 06.06.94 г. "О Государственной регистрационной палате при МЭ РФ" предусмотрена специальная регистрация

этой палатой предприятий с иностранными инвестициями, аккредитации представительств иностранных

компаний, российских инвестиций за рубежом; ГР банков и иных кредитных учреждений в ЦБ РФ предусмотрена

Законом о банках; общественных организаций (объединений) - Законом об общественных объединениях и т.д.

ГЗ устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования ЮЛ - регистрирующий орган

проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права,

а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого ЮЛ он не вправе. Этим

нормативно - явочный порядок отличается от разрешительного, который применяется в отношении ГР отдельных

ЮЛ (коммерческие банки, страховые организации, монопольных предприятий) и связан с получением разрешения

от органов публичной власти. Отказ в ГР или уклонение регистрирующего органа от регистрации могут быть

обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Регистрация ЮЛ может быть признана судом

недействительной в случае нарушения закона или иных НА. Такое признание влечет ликвидацию ЮЛ только в том

случае, если допущенные нарушения неустранимы.

В соответствии со ст.52 ЮЛ действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только

учредительного договора (полные и коммандитные товарищества). В случаях, предусмотренных законом, ЮЛ, не

являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях

данного вида. Учредительный договор ЮЛ заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

ЮЛ, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах ЮЛ должны определяться наименование ЮЛ, место его нахождения, порядок

управления деятельностью ЮЛ, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для ЮЛ

соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в

предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели

деятельности ЮЛ. Предмет и определенные цели деятельности ЮЛ могут быть предусмотрены учредительными

документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители

обязуются создать ЮЛ, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему

своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения

между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью ЮЛ, выхода учредителей (участников) из его

состава.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их ГР, а в случаях,

установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего ГР, о таких изменениях. Однако ЮЛ и

их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с

третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Реорганизация юридического лица: понятие, порядок осуществления и

Последствия.

Реорганизация – прекращение ю.л. с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства другому

юридическому лицу (ранее существовавшему или вновь созданному).

Виды реорганизации:

- слияние – возникновение вместо нескольких старых ю.л. одного нового;

- присоединение – вливание одного ю.л. в другое;

- разделение – возникновение вместо одного старого ю.л. нескольких новых;

- выделение – выделение из ю.л. нового ю.л. без прекращения деятельности старого;

- преобразование – изменение организационно-правовой формы ю.л.4

Реорганизация, как правило, производится добровольно. Основным условием при реорганизации является

предварительное уведомление кредиторов, которые вправе требовать прекращение или досрочное исполнение

обязательств реорганизуемого ю.л. и возмещение убытков.

Деятельность ЮЛ прекращается посредством его реорганизации (ст.57) или ликвидации (ст.61).

Реорганизация ЮЛ осуществляется в следующих формах: а) слияние нескольких ЮЛ в одно; б) присоединение

одного или нескольких ЮЛ к другому; в) разделение ЮЛ на несколько самостоятельных ЮЛ; г) выделение из

состава ЮЛ (не прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новых ЮЛ; д) преобразование ЮЛ из

одной ОПФ в другую. Во всех случаях, кроме «г» прекращается деятельность хотя бы одного ЮЛ, но его права и

обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным ЮЛ в порядке правопреемства. Правопреемство

происходит и при выделении, т.к. к выделившемуся ЮЛ переходит часть прав и обязанностей остающегося ЮЛ.

Следовательно, реорганизация ЮЛ всегда несет правопреемство и в этом ее отличие от ликвидации ЮЛ, при

котором никакого правопреемства не возникает, т.к. их субъект (ЮЛ) подлежит прекращению.

Реорганизация ЮЛ по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей или

уполномоченного на это его УД органа (общего собрания). Добровольная реорганизация в форме слияния,

присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях требует предварительного согласия

госорганов (антимонопольных или иных). В случаях прямо указанных в законе реорганизация в форме разделения

и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного госоргана или суда (ЮЛ,

занимающие доминирующее положение на рынке неоднократно нарушившие требования антимонопольного

законодательства). Реорганизация ЮЛ оформляется либо передаточным актом (балансом) (слияние,

присоединение или преобразование), либо разделительным балансом (разделение и выделение). Названные

документы должны содержать положение о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям

реорганизованного ЮЛ в отношении его кредиторов и должников (ст.59). Часто в практике проводимая

реорганизация ЮЛ ухудшают положение кредиторов, поэтому закон требует уведомления всех кредиторов о

принятом учредителями решении, а последние вправе требовать прекращения или досрочного исполнения

соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков. Утвержденные ПА или РБ должны быть

представлены для ГР вместе с иными документами. Реорганизация считается завершенной с момента ГР вновь

возникших юридических лиц, а в случае присоединения – ГР прекращения деятельности присоединенного лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.021 с.)