Вопрос 37. Увод автомобильного колеса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 37. Увод автомобильного колеса.



При изучении качения колеса на повороте принято называть плоскость симметрии обода колеса, перпендикулярную оси вращения, плоскостью вращения, точку пересечения оси вращения с плоскостью вращения центром колеса, а скорость её перемещения – скоростью колеса. Точку пересечения следа плоскости качения на плоскость дороги с перпендикуляром к нему, опущенным из центра колеса, называют центром контактной площадки, прямую, проходящую через центр контактной площадки параллельно вектору скорости колеса, - продольной, а перпендикулярную ей прямую, проходящую через этот центр, поперечной осями контактной площадки.

Взаимодействие колеса с дорогой характеризуется продольной реакцией дороги R , боковой реакцией дороги R и нормальной реакцией дороги R и соответствующими моментами: М - моментом сопротивления качения, М - восстанавливающим моментом и М - стабилизирующим моментом.

Со стороны автомобиля на колесо действуют приложенные к его центру: продольная Р , боковая Р и нормальная Р , а также моменты: М – тяговый (или тормозной), М - опрокидывающий и М - поворачивающий. Соответственно скорости колеса: V - продольная, V - поперечная, V - нормальная.

У колеса, снабженного эластичной шиной, под действием боковой силы происходит боковая деформация элементов, расположенных между контактной площадкой и ободом. В результате этого катящееся колесо движется одновременно со скоростями V (в плоскости вращения) и V (перпендикулярно этой плоскости). Вектор результирующей скорости V , равный геометрической сумме этих скоростей, направлен под углом к плоскости вращения. Отклонение вектора скорости эластичного колеса от плоскости его вращения при действии любой по величине боковой силы называется явлением бокового увода, а угол между этим вектором и плоскостью вращения – углом увода .

С увеличением боковой силы угол увода растет при прочих равных условиях, однако этот процесс ограничивается при появлении зон скольжения в контакте колеса с дорогой. Рассмотрим экспериментально полученную кривую зависимости Р = f(). На этой кривой условно выделяются три участка. На участке 0b зависимость практически линейна, он соответствует значениям Р , при которых зона скольжения практически отсутствует. Для этого участка:

Р = , (7.1)

где: - к-т сопротивления уводу. Он численно равен боковой силе в Н, вызывающий угол увода в 1 градус или 1 радиан.

На участке bc значения Р такие, при которых скольжение происходит в значительной части контактной площадки и тем больший, чем больший угол увода. В точке с сила Р достигает значений максимально возможных по условиям сцепления колес с дорогой, а на участке cd она равна: Р = R .

К-т = Р / R называют к-том поперечного сцепления.

Условно на участке боковое перемещение колеса под действием боковой силы Р называют боковым уводом, а на участке cd – боковым скольжением.

Значение угла , при котором начинается боковое скольжение, зависит от конструкции шины, нормальной нагрузки, к-та и ряда других факторов. Обычно на сухой твердой опорной поверхности = 12…20 . К-т зависит от тех же факторов, что и к-т .

Действие боковой силы вызывает появление боковой реакции R . Предельное по сцеплению значение этой боковой реакции: R = R , (7.2)

где: К = R / R - к-т продольной силы.

Влияние различных факторов на явление увода было изучено Д.А. Антоновым, который предложил целый ряд эмпирических зависимостей. Так, для прямолинейного установившегося качения эластичного колеса по гладкой недеформируемой дороге: = q q q q , (7.3)

где: - к-т сопротивления уводу ведомого колеса на линейном участке зависимости Р = f()

q -к-т коррекции, учитывающий зависимость к-та сопротивления уводу от угла при движении по дорогам с различным

q -к-т коррекции, учитывающий влияние отклонения нормальной нагрузки от оптимальной

q -к-т коррекции, учитывающий влияние на продольных сил, действующих на колесо

q -к-т коррекции, учитывающий влияние отклонения давления от нормального значения.

Т.к. при действии на колесо боковой силы, вектор его скорости в результате увода или бокового скольжения отклоняется от плоскости вращения, то происходит и обратное явление: при движении колеса таким образом, что вектор его скорости не совпадает с плоскостью вращения, возникает боковая реакция R . На этом основано направляющее действие управляемых колес, т.е. их способность создавать силы, изменяющие направление движения автомобиля. При повороте колес их центры в первое мгновение по инерции движутся вместе с автомобилем в первоначальном направлении, не совпадающем после поворота колес с их плоскостями вращения. В результате этого возникают реакции R , направленныетак, что их моменты относительно центра масс, преодолевая инерцию автомобиля, вызывают его поворот.

Боковая сила возникает и в том случае, когда плоскость вращения катящегося колеса совпадает с плоскостью, перпендикулярной дороге, (угол развала). Данная сила пропорциональна углу развала: Р = к . К-т к приближенно можно принимать равным R .



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.009 с.)