Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская религиозная философия в XX веке, ее основная проблематика.

Поиск

В русск. космизме – 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев,Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды б. влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь, следов. я сущ. Основа нравственности -- нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование. Высшая форма любви -- божественная. Ч-к, вставший на этот путь - Богочеловек. это есть сущность ел индивидуальности, все остальное второстепенно. Через бож любовь осуществляется соединение с Богом –всеединство(центральная идея, в основе которой- синтез истины, добра и красоты). Цель истор прогресса --- приблизить реальность к бож миру, так как реальн раздроблена,материальный мир находится в хаотическом состоянии. Предназначение человека- привнести в мир одкхотворение. Отсюда цель мир истории - единство бога и внебожественного мира. В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союзлюдей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеед явл объединение катол и правосл церквейБердяев.Основные работы:» Смысл творчества», «Смысл истории», «Дух истории» В центре- проблема человека. Онтология Б. строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект, воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в простр. Это объекты, вещи. Отношения духа и прир. Б.определяет дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека.Человек -существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное. Ч-к-пересечение высшего и низшего мира.Поэтому говоря о человеке, нужно иметь в виду 2 понятия: личность- духовно-религиозная категория и индивид- категория натуралистически-биологическая. Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Объ. фил. познания - мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн.формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение.Внимание ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке идет не от социальн. влияний, а изнутри. Работы Б. выр. надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Б. послед. отстаивал идею самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр.идей общего блага, интересов коллектива. Проявление чел сущностиможет быть понято только в ее отношении к Богу.Соц философия. Общество есть объективация чел отношений, чуждая чел духу. Не личность есть часть общ, а общ- часть личности. возрождение России, религ мессианизм, идея братства всех народов. Говоря собственно о судьбе России, подчеркивает первостепенный характер именно духовного возрождения. Особая роль России - связь Запала и Востока.

Позитивизм и неопозитивизм (основные принципы и эволюция). Позитивизм и наука. Позитивизм в XX веке.

Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Это реакция на неспособность старой философии решить проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней философии(о бытие, сущности, причинах), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм объявил ложными и лишенными смысла. П предпринял попытку осмысления истины на основе точного экспериментального знания. Идея знать – чтобы предвидеть, предвидеть чтобы обладать силой. Фактически оказалось, что позитивисты отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались только на чувственное познание. Причем сами категории позитивизма --- отрицание умозрения, феноменализм оказались слишком уморительными, метафизическими. 3 этапа в эволюции позитивизма:1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер 2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус. 3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн,Б.Рассел. Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: "Курс позитивной филос" Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса.Развитие науки представлял как накопление полученных знаний и законов, знания описательные. Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: "Система логики силлогистической и индуктивной". Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в естеств науках), поскольку утверждал, что в сфере обществознания нет конкретных результатов (топтание на месте). Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в социологии (например, активно применять в сфере общественных наук синтез опыта и теории, индукции и дедукции). Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это вся фил, но без метафизики. (т.к. метаф - это попытка судить о мире вещей, кот непознаваемы). Философия есть научное знание и методология, но не сумма наук. Фил- знание вполне объединенное, а другие науки --- отчасти объединенное. Ввел принцип эволюции как стержневой при рассмотрении людей и явлений. Перенес эволюцию со всех живых существ на все предметы и явления, понимал ее чисто механистически как перераспределение веществ и движения, При этом стирая грани между разными областями материального мира Общие плюсы позитивизма: философия не имеет исключительные права на истину, логико-математические исследования имеют большое значение. При исследовании необходимо удерживаться от оценочной стороны вопроса, быть беспристрастным.

Неопозитивизм

Неопозитивизм или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. НП выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право насущ не как мышление о мире, а как "логический анализ языка." Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются знания о мире. Неопозитивизм как логический позитивизм говорит о том, что фил обязана исследовать язык науки для пояснения проблем и задач науки. Это направление распадается на два: логический анализ философии (исп мат методов и формальной логики, создание единого научного метаязыка для единой формализации науки) и лингвистическая философия (исследование обыденного языка, оттенков значений и устранение двусмысленности при использовании в науке против вольного обращения с языком). Логический анализ философии: Рассел использовал категории математической логики, пришел к выводу. Что мат-ка м.б. сведена к логике, а л., в свою очередь, есть сущность ф. Лингвистическая ф. Витгенштейн:фил состоит в лог.анализе языка. Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем (не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобраз уже имеющегося знания) Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод – верификация: суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий, при кот оно истинно или ложно. Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа "душа чел бессмертна" бессмысленны т.к. не могут быть проверены. Под фактами нп понимают ощущения, переживания, словом сост сознания. Значит в проц верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или переживаний.Оказалось,что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа "все люди смертны" не м.б. верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В силу субъективизма вериф истины полож науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено считать предлож верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей. Неопозитивизм имел большое влияние30-50 гг. Исследования по формальной логике и вопросам методологии науки. Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену позитивизму. Особое внимание уделяется рациональным методам познания. КАРЛ ПОППЕР. Методология верификации в науке построена на убеждении абсолютности истины, а это иллюзорное представление. Рано или поздно на место старой теории приходит новая, и старое знание признается заблуждением. Поэтому задача теории и философии научного познания, заключается не в поиске истины, а в проблеме роста знаний. Рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она по определению имеет гипотетический характер, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь одному опытному факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на которую обрушивается град рациональной критики. Рост научного знания можно выразить схемой:исходная проблема- множество временных решений основной проблемы -элиминация, исправление обнаруженных ошибок-новая проблема. Научной признается концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными, следовательно, она в любой момент может быть сфальсифицирована. В отличие от науки, фил не поддается фальсификации, то есть не имеет научного характера. Но, не обладая научным статусом, она обладает смыслом, без нее не обойтись. Фил есть осмысление роста научногознания, включает в себя принципы рационально-критическлй дискуссии, фаллибализма и фальсификации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.27 (0.008 с.)