Понятие мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения.



Понятие мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения.

Мировоз-е – система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Взгляды – опред совок знаний, выражен в представл и понятиях, они составл основу мир-я. Это не все знания, а наиболее общие положения и принципы. Компонентами мир-я они становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность истинности этих знаний. Мир-е включает настроения, чувства, переживания, они составл его эмоцион-психологич сторону; оказывают влияние на позицию чел-ка (м.б. оптим или пессим, эгоистом или альтруистом и т.д.) Второй стороной мир-я явл-ся рациональная (познават-интеллект сторона). Важным компонентом мир-я явл-ся идеалы. В них сод-ся высшая цель стремлений чел-ка к истине, добру. Идеал – духовный ориентир чел-ка. Следует отличать мир-е чел-ка и соц группы; мир-е класса и общ-ва (Н: мир-е бизнесмена отлич-ся от мир-я крестьянина). Вместе с тем есть и общие для всех идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетич критерии и др. 3 типа мир-я: 1) мифолог-е мир-е – форм на ранних стадиях развит общ-ва, попытка чел-ка объяснить происхожд и устр-во мира, стихии. Сотворение мира – превращ хаоса в космос, появление 3 миров – небесн, земн и поземн, борьба богов и героев против демонических сил. Мифология – чувственно-наглядное отображение действ-ти, выражена слитность человека и природы, природа облад чел св-ми. 2) религиоз мир-е – сформ на сравнит высокой стадии развития общ-ва. Так же фантастич отражение действит, но отлич верой в существ сверхъест сил и то, что они главные в миросоздании и жизни людей. Здесь 2 мира – земной, естеств, постигаемый чувствами и небесный, сверхъест, сверхчувств. Религ мир-е включает общечелов нормы общежития и нравств принципы, идеи добра и справедл. 3) философ мир-е – отлич ориентацией на рацион объяснение мира. Наиболее общие представл о природе, общ-ве, чел-ке становятся предметом теорет рассм-я и логич анализа. Это логически упорядоч система знаний, стремящ теоретич обосновать положения. В философ мир-е входят не только философ проблемы, но и обобщенные экономич, политич, нравств, религиоз, эстетич. Поэтому философ мир-е нельзя полностью отождествл с философией, однако она явл его теоретич ядром, основой. Особ тип – обыденное или эмпирич мир-е, первоисточник всех других его типов.

Философия и наука. Проблема научности философского знания.

Фил-я зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира. Первым философом себя назвал Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Вследсвие неразвитости наук собственно философ проблемы вплетались во всю совокуп знаний, и только позднее из нерасчлен знаний выд-ся математ, астрон, медиц, механика, химия, биология, юриспруд и др спец науки. Ф-я все больше превращ в сист общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиб общие и глубокие вопросы о природе, обществе, чел-ке. Внутри самой ф-и форм относит самост ее разделы: онтология (учение о бытии), гносеология (о познании), логика (о мышлении), этика (о морали), эстетика (о прекрасном в жизни и искусстве), соц фил-я, история философ. По мере развития и выдел спец наук возникает противостояние – сторонники панфилософии (фил-я - наука наук, решает все проблемы) и сциентисты (абсолютизация роли науки и отриц фил-и как особой области знания. Ее предмет – всеобщее, мир и человек в единстве. Фил-я решает проблемы с помощью теорет мышл, разраб всеобщие методы познания, универс систему категорий. Нельзя сказать, что фил-и не свойств призн научности, учения опир на рацион познание, хар-ся системн-ю, аргументир-ю, стремлением к объект знаниям, это сближает филос и науку. С др стороны перед спец науками нередко встают вопросы общетеоретич, философские, ответить на кот можно с позиц филос, чьи теоретич принципы и ценности влияют на все науки, на культуру в целом. Итог: Фил, не опирающ на науку, идет с отрывом от действит, наука, не опирающ на фил-ю, сводится к констатации фактов. Бонус: методологические ф-ции фи-и говорят о ее научности (эвристическая, координирующая, интегрирующая, логико-гносеологич).

Ф-фия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самост-ть,но не обособ-сь.

Первая попытка обрисовать круг задач ф-фии принадлежит Аристотелю: ф-фия – учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ф-фия – «госпожа наук», т.к. другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. Такой подход (резкое расхождение ф-фии и науки) сохранился надолго.В 19-20вв зазвучали противоп-е суждения – о величии науки и неполноц-ти ф-фии. Возник позитивизм, поставивший под сомнение познавательные возможности ф-фии. Аргументы: у ф-фии нет своей предметной области, все они явл-ся предметом конкр. наук. Нет четких сп-в отличить истинное от ложного; все расплывчато, неконкретно, и она не влияет на решение практических задач.Такой подход (сциентизм, от лат. Scietia-наука) продиктован непониманием cпецифики ф-фии, ее особых задач, не сводимых лишь к научно-познавательным задачам.

Предмет философии. Роль и функции философии в системе духовной культуры общества.

Ф-фия помогает нам выйти за рамки, расширить границы нашего сознания и увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле, а не в нашем представлении.Знач-е ф-фии особенно возрастает в кризисные моменты. Сейчас именно такой момент, т.к. люди лишились идеологии. Ч-к отказался от религии, но почувствовал себя одиноким и бессильным в мире. Ф-фия может стать целью жизни. Предметом фил-и явл-ся всеобщие св-ва и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Фил-я – система взглядов на мир в целом и не отношение чел-ка к этому миру. Предмет фил следует отличать от фил проблем, составл содержание фил-и. Предмет сущ-т объективно, независимо от философии. Всеобщие св-ва, связи сущ-ли и тогда, когда фил-и еще не было. Содержание философии тоже может быть предметом исследования, но не как теории, а как истории философии. Роль. Зачем нужна фил-я? Ответ заключ в содерж тех функц, кот она выполн по отношению к чел-ку, соц группе, науке, искусству, др явлениям соц действит. Сущность фил-и в размышлении над всеми проблемами в системе «мир – человек». Мировоз ф-ции: 1) гуманистич – рассуждения о жизни и смерти, ф-ия не дает вечности, но помогает осмыслить эту жизнь, укрепить свой дух; потеря внешн мировоз ориентиров может привести к самоуб, наркот, алкогол-му, преступн. Для общ-ва и для индивида жизнь без мировоз представл патологическ нарушение высшего чувства ориентации (Швейцер 20в); 2) социально-аксиологич – разработка представл о ценностях (добро, справедл, правда, красота; интерпретация действит; критична; 3) культурно-воспитательн – ориентация чел-ка на правду, доброту, истину; 4) отражательно-информацион – разраб мировоз, соотв соврем уровню науки, историч практике и Инте-м требован чел-ка. Методолог ф-и: 1) эвристическая – участие в создании гипотез и теорий, содейств в созд науч знаний; 2) координир – корд методов в процессе научн исследов; 3)интегрирующая – объед в целое каких-л частей (наук), философ принцип единства мира, выработка наиб общего представл о матер единств мира, создание универс категорий; 4) логико-гносеологич – разработка самого философ метода, его нормативн принципов, в обосновании тех или иных понятий и теорет структур научного знания.

Истина» в философии и науке. Объективность истины.

Философия милетской школы.

Зарод. в Др. Гр. 6 в. до н. э. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до н. э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф. школа - Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк. предст.: Фалес - считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т. к. принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д. явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я вещей. 1-й сформул. вопр. “Что есть всё” - что явл. первоосновой. Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ. начало, лишенное границ, т. е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич. Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр. смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но. Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в. - огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл. св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ. на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил. ф. возн. на осн. зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт. дать целостн. карт. мира, кгода частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит: разв. мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух. Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл. основопол. гносеологии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн. познания. Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом. Образ и понятие слиты воедино, т. к. едины чувств. и рац. познание. В мире сущ. единство как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба противоп-стей законом., т. к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Все течет, все изм. ”, “Нельзя войти в одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смерти ч-л. Это стихийна я диал-ка, где чувств. -матер. космос рассм. как единое целое, пребыв. в пост. движ. и изм.

24. ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ. ГЕРАКЛИТ.

Родом из Эфеса. Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огоньПричина вечного изменения - борьба противоположностей. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит “логос”. (закон, необходимость.Мир есь процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол. (холодное в теплое).Нельзя дважды войти в одну реку” Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. ЭЛЕАТЫ. В 6-5 ввднэ центр дух. развития перемещ. в Ю. Италию. (земледельческая область). Прбл. бытия: бытие есть а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. КСЕНОФАН. Критиковал представления о множесте богов. Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение. ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 ввднэ. Составил законы для Элеи. Мир - вещ. шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществ. никак нельзя мыслить как несущ., откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. из абс. заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един.Отсюда же следует вывод о невозможности движения. Представления о движении - льшь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать фил., как учение о истине, недоступной восприятиям. Учение П. полно ненаучных, мифол. представлений, В центре мира - богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми неб. движениями. ЗЕНОН. Ученик Парм.. Выдвинул ряд положений в защ. учения П. (апории) Доказывал невозможность движения(метафизика). Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться. (Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно) В этих парадоксах вопрос не в том, возможно ли восприятие движ чувствами, а в том, можно ли мыслить движ. при условии, что пространство состоит из бесконечного множества неделимых частей (актуальная бксконечность), а время из б. множества неделимых моментов. В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики. (интересно что понятия актуально бесконечного было исключено из употребления в Г. и заменено понятием потенциально бесконечного. Признавалась бескон. делимость величин, но не призн. их составленность из беск. числа актуально данных элементов).

 

 

25. Атомистический атомизм Демокрита.

Демокрит (460 -370 ггднэ). Имеются труды Д. охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этикт, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии Исходное положение а. системы - сущ. атомов и пустоты, образующих своиим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Так атомы и пустота невидимы, но их сущ. удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнениии от того, что сущ. в действительности. “лишь в общем мнениии сущ сладкое, в мнениии - горькое, в мнении - теплое, в мнен. - холодное, в м. - цвет, в действительностии же сущ. только атомы и пустота. ” Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метсо, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. Для объяснения реального многообразия действительности Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Ни одно из них следов. не явл. беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.

А. учение расространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. От вещей отделяются - материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чевств через поры. Если поры соотв. по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Т. о. уже в ощущ мы получаем верный образ предмета. Однако сущ. предметы, кот. в силу своей малой величины недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом. Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченнаяобщим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью сос тоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем... Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот Д. не отделяет от воспитания без кот. не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА.

До конца 5 в днэ основным типом древнегр фил был материализм. Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии. Фил развитие началось в школе Сократа. В 387г он вернулся в Афины и основал школу (академия). По-видимому свою лит деят начал с небольших диалогов по вопр этики. В зрелый период им был написан трактат Гос-во. К поздним работам относитсядиалог “Законы”. Ф. учение П охватывает шир круг вопросов - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитанииЮ искусстве. Мир чевств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи возник и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлиной сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи и причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса. Т. к. чувст вещи преходящи то они должны быть обусловлеы не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. (обл нерекращ движения, возникновения и изменения) Матер принимает на себя идеи и превращ их во множество ч. вещей, разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущ предметов, от нее они получ свою сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности) Идеи вечны, ниезменны, тождественны, не зав от условий пространства и времени. Мир ч вещей - мир вечного возникнов и гибели, движ и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены усл пространства и времени. Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Влсприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия, чувств вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания. Середину между мн и подлинным знанием занимают математ знанияБытие - тождественное и неизменное, Поэтому бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. Противоречия есь необхо условие для побуждению души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть, по П., искусство диалектикиЧел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т. к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. Частная собств и семья - подрывают условия общества

30. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

Учение А. - объективный идеализм. По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом. Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по А. является медь. Медь лишена форму т. к. еще не явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего явл. материя. Согласно. в пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к соотносительной ей форме и наоборо. Категориии эти т. о. становятся текучими. каждая форма можнт рассм. и как материя для кот. должна сущ соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы. Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает, что в разуме нет ничего, что е было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний. Логика по А. - науа о доказательстве, а также о формах мышления, необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план ыдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция) а на индукциюобращ. мало внимания. Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель). Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть, наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума сущ. ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в себе ей одной свойственное наслаждение. формы управления гос-вом. Хорошими он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия,аристократия. Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.

31.32Теоцентризм среднев. ф. Сущн. и знач. полемики номин. /реализма

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер. /дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание?. Т. - такое понимание мира, в кот. источником и причиной всего сущего выступ. Бог. Он - центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип т. распрост. и на познание, где в соотв. с этим принципом на высшую ступ. в системе знания помещ. теология - наука о Боге, ниже нее нах. ф.. Тж. в ср. в. ф. сущ. принцип, по кот. Бог из ничего сотворил жив. и нежив. природу, преходящую, нах. в пост. изм-ии (креационизм). Всеми мировыми событиями, в т. ч. историей и повед. отд. людей управл. божеств. провидение. 1й этап становл. срв. ф. - патристика: обоснование христ-ва, опир. на античн. ф. (Платона)- Тертуллиан, Августин Блаж., Боэций. 2й этап становл. - схоластика - тип философств-я, при кот. средствами чел. разума пыт. обосн. принятые на веру идеи и формулы. Отлич. черта, символ ср. в. схоластики - острая борьба реализма и номин. Вопрос: обладают ли общие понятия реальн. существ-ем.

Предст. реализма счит., что подлинной реальностью обл. не единичн. вещи, а только общ. понятия - универсалии, сущ. вне сознания, незав. от него и матер. мира. Крайний реализм: сторонники Платона, напр. Ансельм Кентерберийский. Универсалии обр. особый идеальн. мир, пребыв. в отрыве от конкр. вещей. Умер. р. - Фома Акв. Идеи Аристотеля. Признавали реальность общ. понятий, но и не отрицали их присутствие в конкр. вещах. Фома: универсалии сущ. до вещей (как идеи в божеств. разуме), в вещах (неотъемл. формы единичного) и после вещей (понятия в человеч. разуме - рез-т абстр. мышл-я). Противоп. напр. - номинализм. Полаг., что объект., реально сущ. единичн. вещи, а универсалии - это наименования, имена, обозн. вещи и сущ-е только в языке. Росцелин: звуки голоса, сотрясения воздуха. Влияние номинализма сказалось в посл. века, что объясн. близостью к материалист. взглядам и оринтацией на опыт. Традиции ср. в. н-ма во многом восприняли Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.

 

Особенности средневековой ф.(патристика и схоластика)Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри.Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена слкжанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название “схоластики”. (опиралась на форм. логику Аристотеля) Возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства. Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел и его целях). Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин Доказывал, что бог явл. высшим быием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душай и своб. воли. Душа нематер, бессмерна. Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1. ранняя схол. (9-12в) 2. период хрелости(13в) 3. упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т. к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика. Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т. е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса. 1. общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм. (Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм 2. Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена. (Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для разума, например о 3 лицах бога. Ф. А. (1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в формах здравого смысла.

 

Возрождения.зрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ееразвития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи символов в математике. сломлено господство церкви (Декамерон,

Гаргантюа, Эразм Роттердамский). Сначала искусство и и Италии, затем везде. Особенности: 1) отрицание книжной мудрости и схоластики,словопрений и изучение самой природы; 2) материалисты античности -Демокрит, Эпикур;

3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Валла -этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, ее способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение -высшее благо. На лично благе с троятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не

только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из самой природы человека.Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное

целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический - Бруно- - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в философии были: 1) методы экспериментально - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы.2) детерминистское истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость.

3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма(наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).

Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были:1)метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых;

2) отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей вдальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.

Огромные соц.-эконом.изменения нашли свое отражение вомногих социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. Макиавелли: обоснование необходимости светского государства. Движущая сила -человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством. В трактате "Государь" дает советы правителям, предостерегает от лести, при этом все средства хороши вполитических целях. При этом утверждение независимости государственных форм общественной жизни от церкви, поиски способов выражения народной воли (еще Бодэн и Можевский). Кроме того, в силу представления о разумной деятельности, родились утопии (Мюнцер, Мор, Кампанелло).На первый план культуры возрождения выступают гуманистические,

антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласнокот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и

предназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную "божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и

культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный,филологический.

Бенедикт Спиноза (материалист) - (1632 - 1677). Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе. С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т.е существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога (природы). Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление. (атрибуты субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. Есть существо, кот. модусу протяжения - телу, соотв модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы. Модус души свел к разуму и аффектам(радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление к выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода возможна как поведение, основанное на познании необходимости. Рационализм. Принизил роль опыта, возвысил интеллект. Интуиция - высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности - ясность и отчетливость.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716). Закончил Лейпцигский университет как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ. (ФИЛ. ПРАВА ИЛИ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА)

Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время работал дом учителем. В 1801 г зашитил докторскую и стал проф Иенского ун. Первым выдающимся трудом Г явл ео “феноменология духа” (1806) В 1818 г Г был приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно идеалист основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалис так и мат течениях фил. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил диал принцип: сущность пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.051 с.)