Исторические условия и особенности формирования немецкой философии 18-19 вв. Общая оценка и характеристические черты немецкой классической философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические условия и особенности формирования немецкой философии 18-19 вв. Общая оценка и характеристические черты немецкой классической философии.



В конце XVII - н. XIX вв. Германия придлижалась к буржуазной рев-ции. Ф рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в формироваени НКФ сыграли достиже-ния естествознания и общественных наук Кант-основоположникнем. классич. идеализма. Разрабо-талконцепци происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности. Считал, чт решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали и религии должн предшествовать исследование возмож-ностей человеческого познания, и установлени его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так ка он нам является. Утверждал суще-ствование некоего предмета вне нашего сознания к-рый он наз. вещь в себе ("ноумен"). Но последняя с другой стороны принципиальнонепознаваема, явля-ясь потусторонней нашему сознани (трансцендентной). Два периода творчества - докри-тический и критический Докритический: идеи нере-гулярного происхождения вселенной изтуманности понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, не индукция и не дедукция. Критический: критика классич. разума, практическа теория познания, этика, эстетика и теория о целесооб-разности Фихте - отрицал агностицизм Канта, его пред-ставление о вещи в себе. Предлагае объект "Я" и субъ-ект "не Я". В основе мира лежит какое-то конкретное "Я". Ми можгно познать через интеллектуальную ин-туицию. Метод познания: истину можн вывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза. Тезис - высказы-вание, антитези - противоположное высказывание, син-тез = тезис + антитезис. Антитезис нельз вывести из тезиса. Субъективный идеалист Гегель - все, что су-ществует, существует в мышлении. В основе мираабсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три этапа потому что активна: 1) раз-вивается сама в себе, логике через систему категорий существует объективно; 2) идея выходит во вне и соз-дает природу; 3) идеямышлении, развитие ее - в духе Фейертрах - материалист. Выступал против идеали-стической системы Гегеля Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Критическ оценивал агностицизм Канта. Обосновал материали-стическую теорию отражения Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно ест образ объективного мира

37. Критическая философия И. Канта(задачи, основные проблемы и понятия).

Иммануил Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. Докритический период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным). Рассмотрел новую, немеханическую картину вселенной.Все тела состоят из атомов, которые обладают присущим им силами притяжения и отталкивания. Диалектика. Ввел различие между основанием логическим и реальным,ввел понятие об отрицательных величинах. Роль формально--дедуктивных методов ограничивается в пользу опыта. Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался выяснить: 1)источники различного вида знаний - научного и философского 2 на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления.При исследовании вопроса о границах и формах человеческого познания заявляет, что мир сущностей должен быть предметом веры. вещи в себе трансцендентны, потусторонни, вне времени и пространства. Отсюда его учение-трансцендентальный идеализм. Познание начинается с того, что "вещи в себе" возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о "вещах в себе" (ввс). Достоверное знание сущ – это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. Приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы. Учение о знании. Делит знание на опытное (пастериорное) и доопытное (априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем возможны заблуждения и ошибки. " Все лебеди белые". Но опыт никогда не заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое всеобщее знание есть априорное, внеопытное по своему принципу. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот) Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него - априорные суждения.(все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Научно только то знание, которое рассудок мыслит как подчиненное трем законам: 1) сохранения субстанции 2) причинности 3) взаимодействия субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим сознанием(само создает предмет науки). Учение о разуме и антиномиях. В разуме заложено стремление к высшему знанию, Под давлением этого чел рассудок стремится к решению вопроса о границах или беспредельности мира в пространстве, о существовании неделимых элементов, о необходимости и случайности, о существовании бога как необходимого существа. предмет метафизики есть предмет разума. Однако при попытке дать научное содержание сущности этих вопросов, разум впадает в противоречия.Выход - в ограничении знания в пользу веры, в разделении сущностей и вещей в себе. Антиномии 1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве; (или бесконечен) 2) всякая структура составлена из простых элементов (в мире вообще не существует ничего простого, все сложно); 3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из которой выводятся все явления мира. Необходимо добавить свободную причинность (все детерминированно, свободы нет). 4) к миру принадлежит (или часть мира).Этическое учение -- гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя приносить ее в жертву даже ради блага общества. К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия. Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого соответствия. Бытие-требование практического разума человек если не приучается быть морально добрым, то становится по крайней мере хорошим гражданином

 

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ. (ФИЛ. ПРАВА ИЛИ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА)

Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время работал дом учителем. В 1801 г зашитил докторскую и стал проф Иенского ун. Первым выдающимся трудом Г явл ео “феноменология духа” (1806) В 1818 г Г был приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно идеалист основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалис так и мат течениях фил. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил диал принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира проходит 3 этапа: пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и самосознания. Фил взгляды Г. проникнути идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составяет принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена как цепь диалект переходов. Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Посколльку же объективной основой его явл абс дух, а целью - самопознание этого абс духа, постольку позание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последей ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т. о., противор методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником дальнейшего развития. Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя для бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное скачкообразное развитие.Закон Взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей.Закон отрицания отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалектического отрицания - не тотальноеботрицание, а сохранение положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной истины. каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную, незаконченную. Социальная философия. Подчеркивал роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географии. История носит закономерный характер, в котором проявляется мировой разум. Люди,преследуя свои цели, осуществляют в тоже время историческую необходимость, великие люди-воплощение духа своего времени. Смысл истории-прогресс в сознании свободы.Различает гражданское общество и политическое государство. Гр общ -сфера реализации частных целей. Для гр общ необходима не только частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и полиции. Важна также гласность и публичность.

39. Философия марксизма. Основные этапы формирования и развития марксистской философии и ее историческое значение.

Маркс, последователь Гегеля разделял многие установки немецкой классической школы. В пролетариате он видел класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка. Борьба с этим положением — призвание пролетариата; уничтожение частной собственности — путь к освобождению. Освобождая себя, они уничтожают и угнетение других групп общества. Пролетариат — это практическая сила, в союзе с которой философия может осуществить своё призвание: «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эмансипация немца в человека».

Фундаментальным отчуждением для всякого человека, по Марксу, является экологическое отчуждение, или отчуждённый труд.

Отчуждённый труд (труд по принуждению, подневольный) Маркс рассматривает в 4-х аспектах:

рабочий использует материалы, которые в конечном счёте взяты у природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. Исходный материал, продукты не принадлежат рабочему. Чем больше исходных материалов перерабатывает рабочий, тем больше вещей ему принадлежащих. Природа делается для рабочего лишь средством труда, а созданные предметы — средством жизни, они подчиняют себе рабочих и они полностью от них зависят.

процесс трудовой деятельности принудителен, он не имеет выбора, так как не может иначе обеспечить возможность существования. Рабочий в процессе труда остаётся подчинённым, вне труда он освобождается. Труд — форма жизнедеятельности специфически человеческая, для рабочего представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животной функции.

труд подневольный отнимает у рабочего родовую жизнь. Сам человек — природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь деятельный контакт с природой, в котором главное — труд. Но для рабочего труд лишь средство поддержания собственной индивидуальной жизни, а не жизни “рода”. Рабочий относится к производству не как свободный человек, а как рабочий, то есть отчуждённо.

подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, так как они конкурируют за возможность трудиться, чтобы жить; они чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда, так как этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и управляет.

Процесс, обратный отчуждению, — присвоение человеком собственной подлинной человеческой сущности. Маркс связывает этот процесс с общественными преобразованиями, с “общечеловеческой эмансипацией”, с тем освобождением, которое в своей основе имеет уничтожение отчуждённого труда. Характеристика присвоения человеком собственной сущности рассматривается по тем же параметрам, что и отчуждение:

а) по присвоению предмета труда и его результата;

б) по присвоению или освобождению самой деятельности;

в) по присвоению человеком труда общей “родовой сущности”;

г) по гармонизации отношений человека с человеком, “Я” и “ТЫ” в самой деятельности.

Уничтожение отчуждения превращения труда в свободную самореализацию человека означает и полное “переворачивание” и человека, и его отношения к природе и другим людям.

Человек живёт в единстве с природой, преобразует природу “по мерке каждого вида”, в соответствии с её законами. Гармония с природой внешней осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели уже не по законам утилитарной пользы, а “по законам красоты”. Внутренняя природа человека также преобразуется — вместо искалеченных, отчуждённых, стремящихся только к удовлетворению животных потребностей людей появляется человек, природное развитие которого есть гармоничный результат всей истории человеческого общества.

Универсально развитого, живущего в гармонии с внешней и внутренней природой человека Маркс называет “законченным натурализмом” или “законченным гуманизмом”.

Материалистическое понимание истории

Маркс выделил несколько типов организации общества — общественных форм или формаций. Так как в практической жизни наиболее существенным уровнем является уровень производства жизни, основные исторические формы общественного производства определяются по ведущему типу организации материального производства. Материальное производство определяет основные структуры больших групп людей, находящихся в различном отношение к предметам, средствам и результатам труда — классы. Тип общественности создаёт социальную структуру отношений и обобщения между разными группами людей — “гражданское общество”. Эта структура упорядочивается или управляется внешней, отчуждённой от неё силой — государством. Порядок жизни, задаваемый основными отношениями “гражданского общества” и поддерживаемый государством, отображается и закрепляется в политических, правовых, религиозных, моральных, философских представлениях, обычаях, законах и установках.

Марксистские идеи в России: теория и практика

Маркс возвращается к мысли об общественной (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли определило направление, в кот. Маркс преобразовывает материализм. Труд как преобразование природы и активное одновременное преобразование людьми своих собственных общественных отношений и составляет бытие человека в обществе. Таким образом практика является наиболее глубинной основой и характеристикой человеческого мира.

Главная фундаментальная идея Маркса состоит в том, сто практика ИСХОДНА и ПЕРВИЧНА по отношению ко всему духовному миру, культуре в её даже самых далёких от практики проявлениях.

Практика носит общественный характер, её нет вне общения и связи её между людьми. Практика ИСТОРИЧНА, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. Практика есть предметная деятельность, так как люди действуют не в безвоздушном пространстве, не в “чистом мышлении”, а в реальности, где преобразовывать то, что даёт природа, что создано другими людьми, то есть различные предметы.

Все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики. Они выражают, осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем. Материализм был распространён на область общественных явлений, общественной жизни. Практическая деятельность людей — преобразование природного мира (производство) и преобразование людьми самих себя — является основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т. д.

 

40. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛ.

19 - нач. 20 в. Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли. Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист. А. Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции. Впервые в рус. мысли сиситематически разрабатывал пробл человека. Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П. Я. Чаодаев (1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. А. С. Хомякова (1804-1860) и И. В. Киреевского (1806-1856). В центре их внимаия нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с отысканием “дух смысла”. Сущность мира м. б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой “Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало кот - религия. Материалисты В. Г. Белинский(1811-1848). А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861), Д. И. Писарев (1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том, что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга. В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся. Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды б. влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества. Необходимо подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсол, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютго-сущего., посредник между ними - София (мудрость божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Челов является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и божетвом. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ звеном между бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, линый образ всеединства. В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеед явл объединение катол и правосл церквей. В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду религиозно фил мыслителей (Н. А. Бердяев, Е. С. и С. Н. трубецкие, П. А. Флоренский, С. Л. Франк...) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества. является основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.021 с.)