Абсолютная и относительная истины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абсолютная и относительная истины.



Цель познания – дстиж истины. Классич концеп истины слож в древн Грец: истина – это соотв-вие знаний действ-ти. Эта концеп прин-ся больш-вом фил-в, различ сост в поним дейст-ти. Для Беркли и Маха д-ть – комбинац ощущений, для Платона – неизмен сверхчелов идеи, для Гегеля – развив-ся миров разум. В материалист учениях действит – объект реальн, сущ незав от чел-ка, тогда истина: адекват отражение объект реальн познающ субъектом. Важно понять, что истина не сущ сама по себе, независимо от знания, это хар-ка знания. Согласно неопозит концеп когерентной (срастание) истины, знание истинно, если оно внутренне согласовано, непротивореч, но эта теория не дает ответа на вопрос об отнош внутр соглас знания к познав объекту. Для прагмат концеп хар-но поним истины как соттв-я знания с его конеч рез-м. Истина отожд с практ полезн, эффект. Истина, т.о. соотн не с действит, а с деят чел-ка. Не реш пробл соотв знания об объекте самому объекту. Истина – гносеолог катег, она хар не предмет, а знание о предм. Истина форм-ся в рез-те взаимод-я субъекта и объекта познания, поэтому представ собой единства субъект-го и объект-го. Объект-ть истины обусл реально сущ-м объектом, адекват отражение, кот опред объект знание о нем. Объект знания (объект истина) – это содерж знаний, кот опред объектом и не зави от суб познан (Н: Земля – планета Солнеч сист). Вместе с тем по спос сущ-я истина субъект, как хар-ка знания она вне челов сознан не сущ-т. Проблема абсол и относ в истине основ на поним истины как процесса. Познан развив, оно движ от истин относит к ист абсолют. Относит в истин знании – это правд. в своей основе полож, кот явл неполным, неточн и кот углубл или уточн в ходе развит познания (н: учение о строении материи атомистов). Абсол истина – знание, тождеств своему объекту и поэтому не м.б. опроверг в ходе дальнейш развит познания (н: факты в констатации, даты). Бонус: Критерии ист. Эмпирики счит Крит данные ощущ и восприят, соотв знаний чувств опыту; рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) вид Крит истины в ясности и отчетл разума, в выед знаний из всеобщих очевид положений. В когерент теории истины этот Крит тракт как внутр согласов знание.

Чувственное и рациональное в познании. Основные формы чувственного и рационального познания.

В процесс познания включ вся псих деят чел-ка. Однако основ роль выпон чувств и рацион познание. Чувств или сенситивное – позн с пом-ю органов чувств, дает непосред знание о пердм и их св-вах, протек в 3 основ формах: 1) ощущение – чувств. образ отден-х св-ва предмета (цвета, формы, вкуса и т.д.); 2) восприятие – целост образ предмета, возник в рез-те его непосред возд-я на органы чувств. Восприят образ-ся на основе ощущ, представл комбинац (яблоко – форма+цвет+вкус); 3) представление – более сложн форма чувств познан, сохранив в созн образ отдельн предмета, восприним чел-м раньше, это сохран образа предм при его отсут в данный момент. Здесь важн роль играют воображ и память. Т.о. чувств дает знание о предм и св-х действ-ти. Ощущ, восприят, представ-я – субъект-ые образы объект мира. Обобщ знания, проник в суть вещей, познать прич явл-й с по морг чувств невозм, это достиг с пом-ю рацион познания. Рац позн (абстракт мышление) – опосред знаниями, получ с пом-ю органов чувств и выраж в основ логич формах: понятиях(форма мысли, в кот.отраж-ся ощии св-ва и отраж-я дейст-ти.Поняти сущ-ют в сознании в виде суждений), суждениях(ф.мысли,к кот. Чел.м.прийти либо путем наблюдения или умозак-я) и умозаключениях(ф.мысли в виде рассуж-я,в ходе кот.из1,неск. Суж-й выводится новое), отраж существ-я в предм. На основе обобщ знаний о разн предм абстракт мышл формир понятие о св-х (круглое, холодное и т.п.), формир и философ катег (бытие, объект-ть и т.п.) Бонус: Рационализм -учение в теории позн, согласно кот всеобщ и необх - логич признаки достов знания - не м.б. выведены из опыта или его обобщ, а м.б. почерп только из самого ума. (Декарт, Спиноза, Фихте, Кант) Эмпиризм - гносеолог позиц, сторон кот сводят научное знание как целое к эмпирич его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание (Юм).

Диалектика как теория и методология познания. Законы и категории диалектики

В древнегр общ-ве под диалектикой понимали ведение учен беседы, иск-вл спора, в ходе кот путем разл столкн-ний рожд-ся истина. Так поним диал-ку элеаты, софисты, Сократ и др. Так понимали ее и в Среднев. В этом знач диал-ка предст собой теорию аргумент-ции, в словарях объясн-ся как иск-во аргум-ции, наука логики. В др. знач диал-ка – учение о связи и развит, о противореч и ед-ве противоп-тей. Оно также имеет свои корни в античности. Это учение Гераклита о текучести. Это был стихийно диалект взгляд на мир, ее принято назыв стихийн диал-кой (перв истор форма). Наиб круп вклад внесли представ нем класс ф-фии, прежде всего Гегель. Г. Разраб диал-ку как универс теорию и всеобщий метод познания. Противлпост диалект метафиз. В его сист весь матер и духов мир представл в виде процесса – в беспрерыв движ, изменен, развит в рез-те борьбы противоп-тей. В основе этого процесса положено духов начало – абсолют идея. Т.о. это была идеалист диал-ка (вторая истор ф). В марксист ф-фии диалект Гегеля получ материалист инетерпр. Она основывалась на признан диалект объект мира, отраж кот явл субъект диалект – диалект-кое мышление (3 истор ф).

Диале-ка – это и теория, и метод. Как теория, концеп она обоснов динамич концеп мира, представляя его как процесс, где все явлен нах-ся во взаимосвязи и взаимообусл-ти, измен и развит. Как метод она ориентир чел-ка в его познават деят-ти, в кот использ диалект принципы. Основными (исходн) принципами явл-ся: 1) принц всеобщей связи: связь, возник в рез-те воздейств предм др на др и вызывающ взаимн изменен назыв-ся взаимодействием. Общ-во и природа, теория и практика, субъект и объект познан не просто взаимосв, они взаимод-т, это вызыв изменен кажд из сторон. Любое измен есть не что иное, как движение. 2) принцип развития: главн вним диалект концеп удел развитию, кот поним-ся как необратимое, направл-е, качествен изменение сист-мы. Развитие – слож процесс, оно м.б. и прямолин и зигзагообраз, ускор и замедлен, но в отличие от др разновидн движ это самодвиж, его источ нах-ся в самом объекте, этот источ – противореч в самом объекте. 3) принцип противореч: противореч - источ самодвиж, противоречие движет миром (Гегель); закон единства и борьбы противоп заним центр место в материалист диалектике. Выступая в методолог ф-ции, диал-ка формулир ряд принципов, кот рассм-ся как принципы диалект логики: 1) принцип всесторонности: если предм нах-свя в разнообобраз связях с др, то и рассма его надо с разных сторон, во всех его связях и отношениях. 2) принцип историзма: нельзя понять объект, не принимая во внимания его изменения, истор подход помогает выявить закономерности и сделать прогнозы. 3) принцип противоречия: познание раздваив объект на противоп стороны (внутр и внеш, кач-во и кол-во, единич и общее), устан связь м/д ними, т.о. движ от явлен к сущн самого объекта раскрыв противореч в сущн, являющ источ его саморазвития. Категории Д.: Единичное – хар-т отдел предмет, явление, процесс, отлич-ся по своим пространств, врем или др св-м от иных, в т.ч. подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существ сходство хар-к единич предм, их однотипность в нек отнош, принадл-ть к одной и той же группе явлений или ед сист связей. Сущность - внутр, глубин, скрытая, относит устойч сторона того или иного предм, явл или проц-са, определ его природу, совок черт и др хар-ки. Явление - внеш, наблюд, хар-ки того или иного предм. Содержание - совок разл элем и их взаимод, определ основ тип, х-р того или иного предм, явл, проц. Форма – принц упоряд, способ сущ-ния того или иного содерж-я. Причина - следствие. (без определения). Качество - целост, интегр х-ка предмета (единство его свойств) в сист его связей и отнош с др предм. Количество – х-ка предм, явл, проц по степ развит или интенсивн присущих им св-в, выраж в величинах и числах. Мера - диалек ед-во кач-ва и кол-ва или такой интервал колич измерений, в пределах кот сохр-ся качеств определенность предм. Категории - наиб общ понятия, отраж осн св-ва и законом-ти явлений объекти реальности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.004 с.)