Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Абсолютная и относительная истины.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель познания – дстиж истины. Классич концеп истины слож в древн Грец: истина – это соотв-вие знаний действ-ти. Эта концеп прин-ся больш-вом фил-в, различ сост в поним дейст-ти. Для Беркли и Маха д-ть – комбинац ощущений, для Платона – неизмен сверхчелов идеи, для Гегеля – развив-ся миров разум. В материалист учениях действит – объект реальн, сущ незав от чел-ка, тогда истина: адекват отражение объект реальн познающ субъектом. Важно понять, что истина не сущ сама по себе, независимо от знания, это хар-ка знания. Согласно неопозит концеп когерентной (срастание) истины, знание истинно, если оно внутренне согласовано, непротивореч, но эта теория не дает ответа на вопрос об отнош внутр соглас знания к познав объекту. Для прагмат концеп хар-но поним истины как соттв-я знания с его конеч рез-м. Истина отожд с практ полезн, эффект. Истина, т.о. соотн не с действит, а с деят чел-ка. Не реш пробл соотв знания об объекте самому объекту. Истина – гносеолог катег, она хар не предмет, а знание о предм. Истина форм-ся в рез-те взаимод-я субъекта и объекта познания, поэтому представ собой единства субъект-го и объект-го. Объект-ть истины обусл реально сущ-м объектом, адекват отражение, кот опред объект знание о нем. Объект знания (объект истина) – это содерж знаний, кот опред объектом и не зави от суб познан (Н: Земля – планета Солнеч сист). Вместе с тем по спос сущ-я истина субъект, как хар-ка знания она вне челов сознан не сущ-т. Проблема абсол и относ в истине основ на поним истины как процесса. Познан развив, оно движ от истин относит к ист абсолют. Относит в истин знании – это правд. в своей основе полож, кот явл неполным, неточн и кот углубл или уточн в ходе развит познания (н: учение о строении материи атомистов). Абсол истина – знание, тождеств своему объекту и поэтому не м.б. опроверг в ходе дальнейш развит познания (н: факты в констатации, даты). Бонус: Критерии ист. Эмпирики счит Крит данные ощущ и восприят, соотв знаний чувств опыту; рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) вид Крит истины в ясности и отчетл разума, в выед знаний из всеобщих очевид положений. В когерент теории истины этот Крит тракт как внутр согласов знание. Чувственное и рациональное в познании. Основные формы чувственного и рационального познания. В процесс познания включ вся псих деят чел-ка. Однако основ роль выпон чувств и рацион познание. Чувств или сенситивное – позн с пом-ю органов чувств, дает непосред знание о пердм и их св-вах, протек в 3 основ формах: 1) ощущение – чувств. образ отден-х св-ва предмета (цвета, формы, вкуса и т.д.); 2) восприятие – целост образ предмета, возник в рез-те его непосред возд-я на органы чувств. Восприят образ-ся на основе ощущ, представл комбинац (яблоко – форма+цвет+вкус); 3) представление – более сложн форма чувств познан, сохранив в созн образ отдельн предмета, восприним чел-м раньше, это сохран образа предм при его отсут в данный момент. Здесь важн роль играют воображ и память. Т.о. чувств дает знание о предм и св-х действ-ти. Ощущ, восприят, представ-я – субъект-ые образы объект мира. Обобщ знания, проник в суть вещей, познать прич явл-й с по морг чувств невозм, это достиг с пом-ю рацион познания. Рац позн (абстракт мышление) – опосред знаниями, получ с пом-ю органов чувств и выраж в основ логич формах: понятиях(форма мысли, в кот.отраж-ся ощии св-ва и отраж-я дейст-ти.Поняти сущ-ют в сознании в виде суждений), суждениях(ф.мысли,к кот. Чел.м.прийти либо путем наблюдения или умозак-я) и умозаключениях(ф.мысли в виде рассуж-я,в ходе кот.из1,неск. Суж-й выводится новое), отраж существ-я в предм. На основе обобщ знаний о разн предм абстракт мышл формир понятие о св-х (круглое, холодное и т.п.), формир и философ катег (бытие, объект-ть и т.п.) Бонус: Рационализм -учение в теории позн, согласно кот всеобщ и необх - логич признаки достов знания - не м.б. выведены из опыта или его обобщ, а м.б. почерп только из самого ума. (Декарт, Спиноза, Фихте, Кант) Эмпиризм - гносеолог позиц, сторон кот сводят научное знание как целое к эмпирич его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание (Юм). Диалектика как теория и методология познания. Законы и категории диалектики В древнегр общ-ве под диалектикой понимали ведение учен беседы, иск-вл спора, в ходе кот путем разл столкн-ний рожд-ся истина. Так поним диал-ку элеаты, софисты, Сократ и др. Так понимали ее и в Среднев. В этом знач диал-ка предст собой теорию аргумент-ции, в словарях объясн-ся как иск-во аргум-ции, наука логики. В др. знач диал-ка – учение о связи и развит, о противореч и ед-ве противоп-тей. Оно также имеет свои корни в античности. Это учение Гераклита о текучести. Это был стихийно диалект взгляд на мир, ее принято назыв стихийн диал-кой (перв истор форма). Наиб круп вклад внесли представ нем класс ф-фии, прежде всего Гегель. Г. Разраб диал-ку как универс теорию и всеобщий метод познания. Противлпост диалект метафиз. В его сист весь матер и духов мир представл в виде процесса – в беспрерыв движ, изменен, развит в рез-те борьбы противоп-тей. В основе этого процесса положено духов начало – абсолют идея. Т.о. это была идеалист диал-ка (вторая истор ф). В марксист ф-фии диалект Гегеля получ материалист инетерпр. Она основывалась на признан диалект объект мира, отраж кот явл субъект диалект – диалект-кое мышление (3 истор ф). Диале-ка – это и теория, и метод. Как теория, концеп она обоснов динамич концеп мира, представляя его как процесс, где все явлен нах-ся во взаимосвязи и взаимообусл-ти, измен и развит. Как метод она ориентир чел-ка в его познават деят-ти, в кот использ диалект принципы. Основными (исходн) принципами явл-ся: 1) принц всеобщей связи: связь, возник в рез-те воздейств предм др на др и вызывающ взаимн изменен назыв-ся взаимодействием. Общ-во и природа, теория и практика, субъект и объект познан не просто взаимосв, они взаимод-т, это вызыв изменен кажд из сторон. Любое измен есть не что иное, как движение. 2) принцип развития: главн вним диалект концеп удел развитию, кот поним-ся как необратимое, направл-е, качествен изменение сист-мы. Развитие – слож процесс, оно м.б. и прямолин и зигзагообраз, ускор и замедлен, но в отличие от др разновидн движ это самодвиж, его источ нах-ся в самом объекте, этот источ – противореч в самом объекте. 3) принцип противореч: противореч - источ самодвиж, противоречие движет миром (Гегель); закон единства и борьбы противоп заним центр место в материалист диалектике. Выступая в методолог ф-ции, диал-ка формулир ряд принципов, кот рассм-ся как принципы диалект логики: 1) принцип всесторонности: если предм нах-свя в разнообобраз связях с др, то и рассма его надо с разных сторон, во всех его связях и отношениях. 2) принцип историзма: нельзя понять объект, не принимая во внимания его изменения, истор подход помогает выявить закономерности и сделать прогнозы. 3) принцип противоречия: познание раздваив объект на противоп стороны (внутр и внеш, кач-во и кол-во, единич и общее), устан связь м/д ними, т.о. движ от явлен к сущн самого объекта раскрыв противореч в сущн, являющ источ его саморазвития. Категории Д.: Единичное – хар-т отдел предмет, явление, процесс, отлич-ся по своим пространств, врем или др св-м от иных, в т.ч. подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существ сходство хар-к единич предм, их однотипность в нек отнош, принадл-ть к одной и той же группе явлений или ед сист связей. Сущность - внутр, глубин, скрытая, относит устойч сторона того или иного предм, явл или проц-са, определ его природу, совок черт и др хар-ки. Явление - внеш, наблюд, хар-ки того или иного предм. Содержание - совок разл элем и их взаимод, определ основ тип, х-р того или иного предм, явл, проц. Форма – принц упоряд, способ сущ-ния того или иного содерж-я. Причина - следствие. (без определения). Качество - целост, интегр х-ка предмета (единство его свойств) в сист его связей и отнош с др предм. Количество – х-ка предм, явл, проц по степ развит или интенсивн присущих им св-в, выраж в величинах и числах. Мера - диалек ед-во кач-ва и кол-ва или такой интервал колич измерений, в пределах кот сохр-ся качеств определенность предм. Категории - наиб общ понятия, отраж осн св-ва и законом-ти явлений объекти реальности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.007 с.) |