Фил. Жизни в герм. (ницше, шпенглер) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фил. Жизни в герм. (ницше, шпенглер)



«Фил. жизни» - культ-но-логич-ое теч. в соврем-ой фил-ии. Она старается постичь сферу культ., исходя из тех функций, кот. культ. выполняет в жизни ч-ка. Тесно связана с лит-рой и искус-м. «Ф.ж.» выступила за реабилитацию жизни, против ее ущемл. и обеднения рассудочным, полит., эконом-им и др. утилитарными подходами. В связи с этим, понятие «жизнь» (центр. пон. в этом фил. теч.) призвано замен. пон. «бытие». Представ-ли теч. противоп-ют «ж» «б». Бытие-статичное состояние. Жизнь - движение, становление. «Нет бытия, есть только становл.»(Ницше) Становл.- первооснова, предельное понят. Ряд представ. подчерк-ли, что ж. - это и деят-ть, творч. созид., самовыраж. ч-ка, формы объективизации ч-ка в культ-е, позвол-ие ему реализ-ть и познавать самого себя. Сл-но, ж.-это и чел-ая жизнь, и основа бытия. Каждый индивид ощущает себя в рамках какой-то огромной ж., затрагивающей его и угрож-ей ему. Он чувст-т себя подчин-ым каким-то потокам ж. Ж. как поток неуловима рассудочн. методами позн. Ее позн. осущ. на осн. переж-я и сопереж. (понимания); интуиции, веры, любви. Шпенглер Освальд - в 1ой раб. «Закат Евр.» (впечатл. от 1 мир. войны) критик-л европоцентризм, историзм. Им он противопост. уч-е о множ-ве равноценных по уровню зрелости культ.(8: егип-ая, индийск., вавилон., кит., гр.-рим., зап.-евр. и к-ра майа) Их сущ-е свид. не ед. проц. мир. ист., а ед. проявл. жизни во Вселен. Идея круговорота, утвержд. циклич-ть разв-я, подчерк. индивид-ть, искл-ть к-р. Движ-е ист. рассматр. как разв-е (юность, расцвет, упадок) куль-но-ист-их форм.? о соотн. к-ры и цив-ции. Цив-я-симптом отмирания целого кул-ого мира как орг-ма, возврат в небытие к-ры. Ницше- созд-ль этич-ой интерпр. «ф.ж.». Развив. концепцию «воли к власти» на осн. «воли к ж.» Пон. Воли - основа всего существенного, Н. придает этому пон. соц.- нрав. оттенок. «В. к в.» - основа права сильнго. Таким правом должен руков. подл.ин. ч-к во всех сферах своей жизнедейт.(основа власти муж. над жен.) Стремл. уравн. в прав. м. и ж. - показ-ль упадка и разлож. власти. Мораль, опред-ими понят. кот. явл. пон. добра и зла., возник. как следств. чувства превосход-ва одних люд. над др.: аристокр. над рабами. Н. пропаганд. двойную мораль сверхч-ка. По отнош. др. к др. - это снисход., сдерж., нежные, гордые и дружелюб. люди. По отн. к чужим они как необузд звери, свободн. от моральных тормозов. Внешн. особен. сверхч-ка Н. считал «врожд. благородство», «аристокр-ть».В действ. сверхч-к не сущ-л, его необх. вырастить. В этом цель чел-ва.

 

46. ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ.

(Камю. “Миф и Сизифе. Эссе об абсурде”, Сартр. “Экзистенциализм - это гуманизм”). Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю, Н. Аббаньяно. В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию. Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м. б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед смертью. Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх “человек есть его страх”. Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” - страдание, борьба, смерть. Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода. Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть мучительная необходимость. Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду, мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмыслено. Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый умирает в о

 

№16 Прин-п историзма.Ист.типы общ-ва и проблемы мет-гии анализа реального ист. процесса

Наличие опред-х этапов как в разв-и отд-х стран,так и в чел-ой ист.отмеч-сь мысл-ми издавна.Их выделение нередко было обусл-но задачами обоснования проектов "идеал-го общ-ва",в кот.были бы преодолены пороки, недостатки общ-ва сущ-го.

Основы науч-й типизации ист-го процесса заложил Гегель. Полагал,что ист-ю делают люди,но вместе с тем в ней осущ-ся некоторая объек-я логика.Ступени ист-и-это этапы самопознания мир-го духа,прогресс в создании свободы.При этом каждая ступень находит наиболее адекватное выр-е в духе опред-го народа,кот.и реализует эту ступень своей ист-и.Выделял три таких ист-их ступени и соответст-но три типа общ-ва:вост-й мир,антич-ть, герман-й мир.В основу его периодизации были заложены критерии,в известной мере отражавшие логику ист-ого процесса.Одновременно видел и всю сложность отношений каж. ист-ого типа с реаль-ю:разные страны в разной мере вопл-ют сущ-ые хар-ки того или иного ист-ого общ-ва.

М. Вебер: ввел в соц-ю понятие идеал-х типов(т.е. методологию изучения,с помощью кот.можно орган-ть материал,накопленный опытным путем,в опр-ю сис-му). Идеал-е типы-субъек-е модели,отражающие реальность.

К. Маркс:метод исслед-ия общ-ва как соц-ого орг-ма, развитие кот.совершается закономерно,как и разв-е прир-ых органич-их систем.В ходе естеств-й эволюции возн-т новые формы и виды со своими особыми кач-ми хар-ми. Подобно этому и разв-е чел-ва предст-т собою ест-но-ист-й процесс функц-ия и смены кач-но опред-х типов общ-ва, кот. осущ-ся в соответствии с объективными, специф-ми для общ-ва законами.Ему принадл-т заслуга открытия и разр-ки метод-и иссл-ия историко-закон-го процесса разв-я и перехода от одного типа общ-ва к др:первоб-общ,рабовл-й,феод-ый,капиталистический,коммунистический.Проведя изучение ист-ого проц-са,представил всю ист-ю чел-ва как закон-й процесс разв-ия и смены общ-но-экон-х формаций. Общ-но-экон-ая фор-я-это конкретно-истор-й тип общ-ва взятого в его целостности,функц-й и развива-ся в соотв-и с присущими ему объект-ми законами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.005 с.)