Тема 5. Финансовый контроль в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Финансовый контроль в Российской Федерации



Цель познакомить студентов с особенностями и основными тенденциями формирования и развития системы государственного финансового контроля в России на современном этапе.

Организационная форма занятия- дискуссия

Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Понятие, принципы, задачи финансового контроля.

2. Методы финансового контроля.

3. Виды и формы финансового контроля.

4. Система органов государственного финансового контроля.

5. Пути реформирования и развития государственного финансового контроля.

6. Правовые основы аудиторского контроля.

Методические рекомендации

В процессе диалогического общения участников необходимо обсудить и решить важные практические проблемы курса, связанные с основными подходами к понятию контроля и контрольной ветви власти.

Поскольку дискуссия предполагает весомый багаж личных знаний участников, без которых невозможно активно отстаивать свою точку зрения, при подготовке к семинарскому занятию студенты, необходимо выделить и проанализировать проблемы системы финансового контроля на современном этапе. Подробно изучить порядок формирования, задачи, компетенцию контрольно-счетных органов РФ. Обязательно рассмотреть Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 28 января 2011 года с целью выделения общих положений в деятельности КСО регионов и муниципалитетов.

Также важно остановиться на характеристике полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль: Росфиннадзор, ФНС РФ, Росфинмониторинг, Федеральное казначейство. Следует определить цель и задачи деятельности, функции и полномочия ЦБ РФ как органа, осуществляющего финансовый контроль.

Частью семинара – дискуссии могут быть элементы мозгового штурма. Участники дискуссии стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяют главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

 

Рекомендуемая литература

1. Конституция Российской Федерации.М.,1993.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824.

4. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп.)//СЗ РФ. 2002. №28. Ст.2790.

5. Федеральный закон ФЗ №41 от 5.04.2013 «О Счетной палате РФ»

6. Федеральный закон от 7.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

7. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»//СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

8. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»//СЗ РФ, 2001. №33. Ст. 3418.

9. Положение о Министерстве финансов РФ/Утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №329//СЗ РФ. 2004. №31. Ст.3258.

10. Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу/Утверждено постановлением Правительства от 23 июня 2004 г. № 307 //СЗ РФ. 2004. №26. Ст.2676.

11. Положение о Федеральной налоговой службе/Утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506//СЗ РФ. 2004. №40. Ст. 2904.

12. Положение о Федеральном казначействе/Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703// СЗ РФ. 2004. №49. Ст.4908.

13 Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»/Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г.//СЗ РФ. 2004. №25. Ст. 2561.

14. Закон Ставропольского края от 28 декабря 2011 г. № 102-кз "О Контрольно-счетной палате Ставропольского края" // Ставропольская Правда" от 30 декабря 2011 г. № 322-323

Основная

1. Финансовое право/Под ред. Химичевой Н.И. М.: Норма, 2012.

2. Финансовое право/Под ред. Карасевой М.В. М.: КноРус, 2012.

3. Финансовое право/Под ред. Грачевой Е.Ю. М.: Проспект, 2011.

 

Дополнительная

1. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. М., 2002.

2. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль. – М., 2004.

3. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.

4. Конюхова Т.В. К вопросу о концепции проекта федерального закона «О финансовом контроле»//Журнал российского права. 2006. №6.

5. Кузякин Ю.П. Правовые вопросы организации муниципального финансового контроля//Финансовое право. 2012. № 7.

6. Лагутин И.Б. Региональный финансовый контроль: правовые проблемы и пути их решения // Финансовое право. 2010. № 5.

7. Ялбулганов А.А. Контрольно-счетные органы и осуществление внешнего государственного и муниципального финансового контроля//Реформы и право. 2012. № 1.

8. Ялбулганов А.А. Некоторые проблемы развития законодательства о государственном финансовом контроле//Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2012. № 1.

 

Интернет ресурсы

1. Официальный сайт Министерства финансов РФ. - www. Minfin. ru.

Тема 6. Бюджетное право РФ и бюджетное устройство

Цель познакомить студентов с правовыми основами регулирования бюджетных отношений в РФ, выделить специфику развития бюджетной системы Российской Федерации.

Организационная форма занятия- семинар

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Понятие и роль бюджета. Виды бюджета.

2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.

3. Бюджетное устройство в РФ.

4. Бюджетная классификация: понятие, структура.

Методические рекомендации

При подготовке к семинарскому занятию следует обратить внимание на юридическую сущность бюджета, устройство бюджетной системы и ее принципы. При анализе норм бюджетного права студентам необходимо раскрыть общее и особенное, что объединяет и одновременно разграничивает их с нормами финансового права, в подтверждение сделанных выводов привести примеры. Изучить статью Поветкиной Н.А. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. 2004. № 1.

Следует обратить внимание на особый характер и сферу действия бюджетных правоотношений, где всегда с одной стороны участником выступает орган государства, и они имеют место только в бюджетной сфере, а права и обязанности субъектов обусловлены формированием и исполнением бюджета.

Студенты должны четко представлять, что бюджетная классификация есть группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(ред. от 30.12.2008)//Российская газета. № 7. 21.01.2009.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

3. Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год.

4. Положение о Федеральном казначействе/Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703// СЗ РФ. 2004. №49. Ст.4908.

5. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»/Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г.//СЗ РФ. 2004. №25. Ст. 2561.

 

Основная

1. Финансовое право/Под ред. Химичевой Н.И. М.: Норма, 2012.

2. Финансовое право/Под ред. Карасевой М.В. М.: КноРус, 2012.

3. Финансовое право/Под ред. Грачевой Е.Ю. М.: Проспект, 2011.

 

Дополнительная

1. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). – М.: Юристъ, 2005.

2. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2002.

3. Кармишин Н.Ю. Кредитные организации как участники осуществления капитальных расходов бюджетов // Финансовое право. 2003. № 4. С. 22.

4. Поветкина Н.А. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. 2004. № 1.

5. Поветкина Н.А. Правовое регулирование компетенции Российской Федерации относительно бюджетов муниципальных образований // Финансовое право. 2004. № 2

6. Смирникова Ю.Л. Современное бюджетное право России: доктринальный и законодательный подходы // Финансовое право. 2003. № 4.

 

Тема 7. Межбюджетные отношения

Цель выявить общие и особенные черты осуществления межбюджетных отношений на федеральном и местном уровне в Российской Федерации, изучить формы межбюджетных трансфертов.

Организационная форма занятия – Обсуждение докладов, рефератов.

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Межбюджетные отношения: понятие и принципы.

2. Бюджетные права (компетенция): понятие, содержание. Особенности бюджетных прав РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

3. Межбюджетные трансферты: понятие и формы.

4. Современные проблемы правового регулирования межбюджетных отношений в РФ.

Методические рекомендации

Подготовка к семинарскому занятию предполагает написание доклада или реферата по вопросам, выносимым на обсуждение. Письменные работы должны быть емкими, иметь логику изложения, отражать позицию автора. Свою точку зрения по проблеме автор отстаивает, приводит аргументы, с которыми оппоненты могут или согласиться или их опровергнуть. Таким образом, обсуждение докладов и рефератов может превратиться в дискуссию. Необходимо изучить рекомендованную литературу, в частности: Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2002.

 

Рекомендуемая литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(ред. от 30.12.2008)//Российская газета. № 7. 21.01.2009.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

3. Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год.

4. Положение о Федеральном казначействе/Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703// СЗ РФ. 2004. №49. Ст.4908.

5. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»/Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г.//СЗ РФ. 2004. №25. Ст. 2561.

 

Основная

1. Финансовое право/Под ред. Химичевой Н.И. М.: Норма, 2012.

2. Финансовое право/Под ред. Карасевой М.В. М.: КноРус, 2012.

3. Финансовое право/Под ред. Грачевой Е.Ю. М.: Проспект, 2011.

 

Дополнительная

1. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). – М.: Юристъ, 2005.

2. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2002.

3. Лагутин И.Б. Особенности региональных бюджетных отношений и развитие российской модели бюджетного федерализма//Финансовое право. 2012. № 8.

4. Поветкина Н.А. Правовое регулирование компетенции Российской Федерации относительно бюджетов муниципальных образований // Финансовое право. 2004. № 2.

5. Хаткова З.М. Особенности регулирования межбюджетных отношений на субфедеральном уровне // Финансовое право. 2003. № 5.

 

Тема 8. Бюджетный процесс

Цель познакомить студентов с организационно-правовыми основами бюджетного процесса, основными его стадиями и особенностями на федеральном, региональном и местном уровне.

Организационная форма занятия- семинар – деловая игра

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Бюджетный процесс: понятие, принципы, участники, стадии.

2. Стадия составления проекта бюджета.

3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета.

4. Стадия исполнения бюджета.

5. Отчет об исполнении бюджета.

6. Контроль за исполнением бюджета.

 

Методические рекомендации

В процессе подготовки к семинарскому занятию студенты должны изучить бюджетные процедуры, полномочия государственных органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета. При этом им следует обратить внимание на то, что бюджетный процесс имеет не только свои стадии, но и этапы.

Особое место занимает проблема внесения изменений в уже утвержденный и вступивший в законную силу закон о бюджете, поэтому нужно более глубоко и всесторонне рассмотреть порядок и условия внесения поправок и дополнений.

Далее студент должен получить знания и бюджетном контроле, выявив его цели, задачи, методы, формы и субъектный состав и его роль в обеспечении исполнения бюджета.

Студенты разбиваются на малые группы и представляют полномочия государственных органов и органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета, в бюджетном процессе в рамках отдельных бюджетных процедур.

 

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(ред. от 30.12.2008)//Российская газета. № 7. 21.01.2009.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 7 января. № 1 (часть 1). Ст. 1.

3. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

4. Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год.

5. Положение о Федеральном казначействе/Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703// СЗ РФ. 2004. №49. Ст.4908.

6. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»/Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г.//СЗ РФ. 2004. №25. Ст. 2561.

 

Основная

1. Финансовое право/Под ред. Химичевой Н.И. М.: Норма, 2012.

2. Финансовое право/Под ред. Карасевой М.В. М.: КноРус, 2012.

3. Финансовое право/Под ред. Грачевой Е.Ю. М.: Проспект, 2011.

 

Дополнительная

1. Иванов М.С. О реформировании казначейского исполнения бюджетов//Законодательство и экономика. 2004. №6.

2. Макаров А.В. Задачи и полномочия отдельных участников бюджетного процесса//Финансовое право. 2005. №10.

3. Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.

4. Яковлев Д.И. Проблемы правового регулирования исполнения федерального бюджета//Финансовое право. 2006. №4.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.24.82 (0.098 с.)