Задача на идентификацию неизвестного органического вещества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задача на идентификацию неизвестного органического вещества



Очень часто вещества, подлежащие определению, не являются новыми неизвестными соединениями, а были получены ранее и описаны в литературе. В этом случае нужно провести идентификацию соединений, т.е. установить, что исследуемое соединение имеет физические и химические свойства, идентичные свойствам одного из уже описанных органических веществ.

Большинство схем идентификации основано на определении констант, проведении проб на функциональные группы и, наконец, приготовлении производных. Сделать вывод о том, что вещества А и В идентичны, можно после того, как показано, что вещества имеют одинаковые константы и физические свойства, а температуры плавления их производных совпадают.

Исследование проводят в такой последовательности.

Изучают физические свойства вещества: агрегатное состояние, цвет, запах, температуру кипения или плавления, растворимость и отношение к прокаливанию.

Определяют качественный состав, т.е. делают пробы на присутствие углерода, водорода, азота, галогенов, серы.

Открывают отдельные функциональные группы и устанавливают класс анализируемого вещества.

Переводят вещество в одно или два характерных для него производных, по константам которых делают заключение о точности строения вещества (идентификация).

Предварительное исследование вещества

Исследование начинают с описания внешних свойств вещества: агрегатного состояния, цвета, запаха. Если вещество твердое, то записывают какое – кристаллическое (иглы, пластины, призмы и т.п.), микрокристаллическое, аморфное. Обращают внимание, однородное это вещество или нет. Записывают его окраску. К числу окрашенных относятся хиноны, некоторые a-дикетоны, азо-, нитрозо-, нитропроизводные, некоторые полигалогенопроизводные, соединения с большим числом сопряженных связей. Отмечают, сохраняется ли окраска при перекристаллизации и перегонке, т.е. присуща она веществу или обусловлена примесями. У кристаллических веществ определяют температуру плавления, у жидких – температуру кипения.

Записывают константы вещества, цвет и запах чистого вещества. Многие органические соединения обладают специфическим запахом, по которому при навыке можно определить, к какому классу они относятся (эфиры, фенолы, нитросоединения, амины и др.).

Прокаливание. Помещают на крышку тигля (твердое – на кончик шпателя) 0,1 см3 (0,1 г) вещества. Осторожно вносят в верхнюю или боковую часть бесцветного пламени горелки, постепенно продвигая крышку в более горячую часть пламени. Внимательно наблюдают за происходящими изменениями вещества. Записывают характер плавления (разлагается ли вещество) и горения (быстрое, со вспышкой, медленное), цвет пламени, запах. Если вещество горит слабосветящимся пламенем (почти голубое), это указывает на присутствие в нем кислородсодержащих функциональных групп. Желтое светящееся (коптящее) пламя характерно для богатых углеродом соединений (ароматические и ацетиленовые углеводороды).

Определение растворимости. Растворимость вещества в различных растворителях помогает сделать заключение о наличии в веществе тех или иных функциональных групп. Кроме того, определение растворимости позволяет подобрать подходящий растворитель для перекристаллизации вещества (подобное растворяется в подобном). Растворимость целесообразно исследовать в следующих растворителях: вода; 5%-ные растворы едкого натра, гидрокарбоната натрия, соляной кислоты; концентрированная серная кислота; этиловый спирт; бензол; петролейный эфир; уксусная кислота. В пробирку вносят одну каплю жидкого или 0,01 г твердого соединения и по каплям 0,2 см3 растворителя. После каждой прибавленной порции растворителя пробирку взбалтывают. Если соединение полностью растворимо, то его регистрируют как растворимое. Если вещество плохо растворяется или не растворяется при комнатной температуре, нагревают до кипения. В случае плохой растворимости в неорганических растворителях нерастворившееся вещество отделяют, а раствор нейтрализуют и наблюдают, не выделяется ли из него исходное соединение. Помутнение нейтрализуемого фильтрата указывает на свойства вещества: кислые – если растворителем была щелочь или сода, основные – кислый растворитель. При внесении вещества в раствор гидрокарбоната нужно обратить внимание, не выделяется ли диоксид углерода.

Качественный анализ

Азот, серу, галоген можно открыть в одной пробе вещества, сплавив его с натрием. Растворив сплав, проводят качественные реакции на анионы Hal, S2–, CN (см. «Качественный элементный анализ»).

Открытие функциональных групп

Основываясь на результатах исследования физических свойств и качественном составе соединений, определяют класс анализируемого вещества. Затем делают качественные реакции на предполагаемые функциональные группы. Допустим, установлено: вещество жидкое, бесцветное, не содержит азота, галогенов и серы, хорошо растворяется в воде, имеет нейтральную реакцию, кипит при температуре 78°С. Предположительно, такое вещество может быть спиртом, альдегидом, кетоном. Для уточнения делают качественные реакции только на спиртовую, альдегидную, кетоновую группу. Следует брать небольшие пробы (0,1-0,15 г) вещества, сохраняя основную массу для получения производных и часть как резерв для заключительных специфических реакций на данное индивидуальное вещество.

Прежде чем проводить ту или иную реакцию с анализируемым веществом, целесообразно провести опыт с заведомо известным соединением данного класса. И только овладев методикой выполнения операций и убедившись в хорошем качестве реактивов, переходить к пробам с анализируемым веществом.

Качественные реакции на кратные углеводородные связи

Присоединение брома – см. 2.1.1, «Качественный функциональный анализ».

Проба с перманганатом калия – см.2.1.2.

Открытие ароматических систем

Использование нижеприведенных реакций основано на легкой способности ароматических соединений вступать в реакции нитрования или алкилирования, образуя окрашенные соединения.

Нитрование. Методика проведения: к 0,1 г или 0,1 см3 вещества в колбе на 10 см3 добавляют, непрерывно встряхивая, 3 см3 нитрующей смеси (1 часть дымящей азотной кислоты и 1 часть концентрированной серной кислоты). Смесь нагревают 5 минут на водяной бане при 45-500С и выливают на 10 г измельченного льда. Если выпадает твердое вещество или не растворимое в воде масло, отличное от исходного вещества, то с большей вероятностью можно предположить наличие ароматической системы.

Алкилирование хлороформом в присутствии хлорида алюминия.

Ароматические углеводороды и их галогенпроизводные при взаимодействии с хлороформом и хлоридом алюминия (катализатор) дают окрашенные в интенсивный оранжевый или красный цвет соединения.

Методика проведения: в пробирку наливают 2 см3 сухого хлороформа и 0,1 г (0,1 см3) вещества. Тщательно перемешав содержимое, пробирку наклоняют, чтобы смочить ее стенки веществом. Добавляют 0,5-1,0 г безводного хлорида алюминия так, чтобы некоторое количество порошка попало на стенки выше уровня жидкости пробирки. Окрашивание раствора и порошка на стенке пробирки говорит о наличии ароматического ядра.

Открытие гидроксильных групп

Реакция с сероуглеродом и щелочью (ксантогеновая проба на спирты) – см. тему «Качественный функциональный анализ» 2.2.1.

Реакция с гидроксидом меди (II) на гликоли и полиатомные спирты – см. 2.2.3.

Реакция с соляной кислотой.

Спирты в реакции с концентрированными галогенводородными кислотами замещают гидроксильную группу на галоген, образуя не растворимые в воде галогенпроизводные. В зависимости от условий реакций первичные, вторичные и третичные спирты реагируют с различной скоростью, чем и пользуются для отличия одних спиртов от других. Так, третичные спирты легко и быстро при обычной температуре взаимодействуют с соляной кислотой, в то время как первичные и вторичные спирты при этих условиях заметно не реагируют. В присутствии хлористого цинка третичный спирт реагирует быстро, вторичный несколько медленнее, а первичный остается без изменений. Реакцию проводят одним из двух приведенных ниже способов.

Методика проведения: 1. К 1 см3 анализируемого вещества прибавляют
6 см3 реактива Лукаса (насыщенный раствор безводного хлористого цинка в концентрированной соляной кислоте). Пробирку закрывают пробкой, встряхивают и оставляют стоять на 10 минут. Первичные спирты образуют прозрачный раствор, который часто окрашивается в темные тона, но остается прозрачным (реакция не идет). Вторичные дают растворы, которые через 10 минут мутнеют, выделяя капельки галогенпроизводного, а третичные в первые 5 минут образуют хлористый алкил в виде не смешивающегося с водой и оседающего на дно слоя.

2. К 1 см3 спирта прибавляют 6 мл раствора концентрированной соляной кислоты. Смесь взбалтывают и оставляют стоять, внимательно наблюдая за ее состоянием первые 2 минуты. Третичные спирты в этих условиях образуют не растворимый в кислоте хлористый алкил, а первичные и вторичные не реагируют.

Реакция на фенолы и енолы – см. 2.2.2.

Открытие альдегидов и кетонов

Открытие альдегидов основано на их легкой окисляемости, в отличие от кетонов. Поэтому вначале проводят реакции на альдегидную группу – см. 2.3.3. и 2.3.4. при их отсутствии на карбонильную группу – см. 2.3.1. и 2.3.2.

Открытие карбоновых кислот и их производных

Карбоновые кислоты легко определить по их кислотности в водно-спиртовых средах (индикаторы) и по их растворимости в щелочах (см. «Качественный функциональный анализ», 2.4.2.).

Сложные эфиры обнаруживают по их способности омыляться щелочами. Растворяют 0,1 г вещества в 3-5 см3 спирта. Добавляют несколько капель раствора фенолфталеина и по каплям такое количество 0,1 н раствора едкого натра в метиловом спирте, чтобы стало заметно красное окрашивание. Пробирку 5 минут нагревают на водяной бане при 40°С. Исчезновение красного окрашивания указывает на образование кислоты в результате омыления сложного эфира.

Открытие аминов и аминокислот

Амины растворяют в кислотах. Часто обладают характерным запахом. Амины жирного ряда, кроме того, имеют основную реакцию на лакмус и другие индикаторы. Открыть аминогруппу можно по реакции с
2,4-динитрохлорбензолом – см. «Качественный функциональный анализ» 2.6.1.

Первичные амины открывают изонитрильной реакцией, вторичные – реакцией с нитропруссидом натрия и ацетальдегидом, третичные – реакцией с лимонной кислотой и уксусным ангидридом.

1. Изонитрильная проба. Методика проведения: растворяют 50 мг амина или его соли в 1 см3 этилового спирта. Добавляют 2 мг разбавленного раствора едкого натра и несколько капель хлороформа. Быстро нагревают до кипения. Сильный неприятный запах указывает на образование изонитрила и наличие в исследуемом веществе первичной аминогруппы.

2. Реакция с нитропруссидом натрия и уксусным альдегидом.

Методика проведения: смешивают 0,1 см3 исследуемого вещества с
0,1 см3 свежеприготовленного 1%-ного раствора нитропруссида натрия, содержащего 10% по объему уксусного альдегида. Смесь подщелачивают 1 см3 2%-ного раствора соды. В присутствии вторичных алифатических аминов возникает синее или фиолетовое окрашивание.

Аминокислоты и белки открывают по реакциям, предложенным в теме «Качественный функциональный анализ», 2.7.1. – 2.7.5.

7.3.7 Открытие углеводов (моно– и дисахаридов)

Углеводы бесцветны, хорошо растворимы в воде, нейтральны. Их легко открывают по присутствию альдегидной, кетонной и гидроксильной групп. Эти группы открывают вышеописанными реакциями. Кроме того, углеводы оптически активные соединения, угол вращения можно измерить с помощью поляриметра. Открывают углеводы по реакциям, представленным в теме «Качественный функциональный анализ», 2.5.1 – 2.5.5 и 2.2.3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.018 с.)