Апрелева В.А., Осинцева Н.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Апрелева В.А., Осинцева Н.В.



Апрелева В.А., Осинцева Н.В.

 

 

 
 


.

 

Философия

 

Методические указания и варианты контрольных работ

для студентов всех специальностей заочной и заочной ускореннойформы обучения

 

 

Тюмень, 2008


УДК

ББК

 

Апрелева В.А., Осинцева Н.В. Философия: методические указания и варианты контрольных работ для студентов всех специальностей заочной и заочной ускоренной формы обучения. - Тюмень: РИЦ ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2008. – 65 с.

 

Методические указания и варианты контрольных работ разработаны на основании рабочей программы ГОУ ВПО ТюмГАСУ дисциплины «Философия» и требований Государственного стандарта для студентов всех специальностей заочной и заочной ускоренной формы обучения. Данное пособие содержит методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине «Философия», вопросы для подготовки к экзамену, список учебно-методической литературы и приложения с образцами оформления титульного листа и библиографического списка.

 

Рецензент: д.ф.н., член Академии социальных наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор Тюменской государственной академии культуры и искусств Селиванов Ф.А.

 

 

Тираж 100 экз.

 

© ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

© Апрелева В.А., Осинцева Н.В.

 

Редакционно-издательский центр ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

 


Содержание

Введение……………………………………………………………………….   Методические указания по выполнению контрольной работы……………………………………………………….   Варианты контрольных работ………………………………………….   Вопросы для подготовки к экзамену……………………………….   Дополнительная литература иИнтернет-ресурсы.…………..   Приложение 1 Образец титульного листа контрольной работы по философии ……………..   Приложение 2 Образец библиографического описания документов в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 ………………………………….   Приложение 3 Образец оформления притекстовых библиографических ссылок ……………...   Приложение 4 Образец библиографического описания электронных ресурсов ………………..                    

 

 


Введение

Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке специалиста и его профессиональной культуре. Проблема качества повышения профессиональной подготовки специалиста занимает доминирующее положение в ряду задач высшей школы. Очевидно, что на современном этапе конечной целью профессиональной подготовки студентов является деятельность выпускника, его способность к адаптации и эволюции в быстро меняющемся профессиональном мире, личностные качества, определяющие уже не только сугубо профессиональные характеристики человека, но и образ его жизни, уровень его культуры, интеллектуальное развитие. Философское осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития – одно из важных условий того, чтобы человеческая деятельность могла реализовываться как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.

Освоении курса «Философия» предполагает прослушивание лекций, участие на практических занятиях и самостоятельную работу студента. В силу ограничения количества аудиторных часов основным способом формирования познавательных потребностей и ценностных ориентаций у студентов заочной формы обучения является самостоятельное освоение материала и в частности написание контрольной работы. Это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, является важнейшим стратегическим направлением совершенствования качества профессиональной подготовки в вузе. В процессе подготовки контрольной работы происходит осознание необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования.

Важнейшим фактором активности и самостоятельности студентов при изучении философии является устойчивая профессиональная направленность. Этим обосновано добавление специальных разделов – «Философия техники» и «Философия экономики», где рассматриваются феномен техники и феномен экономики в философском аспекте, их влияние на развитие общества, личности и т.п.

Методические рекомендации и варианты контрольных работ по курсу «Философия» предназначены для студентов всех специальностей заочной и заочной ускоренной формы обучения Тюменского государственного архитектурно-строительного университета. Данное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного стандарта и включает в себя методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине, вопросы для подготовки к экзамену, список учебно-методической литературы и приложения с образцами оформления титульного листа и библиографического списка.

 


Варианты контрольных работ

 

Вариант 1

Тема: Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

От мифа к логосу: рождение философии.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Мифология, религия, наука, антропоморфизм, социоморфизм, гилозоизм, анимизм, политеизм, протофилософия, космология.

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Тема:Античная философия: основные проблемы и идеи

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Досократовский период. Проблема первоначала и натурфилософские идеи.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Первоначало (архэ), эпос, теогония, мистерии, орфизм, политеизм, эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Каковы социально–исторические условия формирования философии в Древней Греции: мир и культура полиса?

 

Задание 4. Решите тест:

1. Кто является автором высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие»?

1)Гераклит;

2)Демокрит;

3)Парменид.

 

2. Кто считается первым философом античности?

1)Солон;

2)Фалес;

3)Платон.

 

3. Кто считал воду первоначалом всего сущего?

1)Фалес;

2)Анаксимандр;

3)Аниксимен.

 

4. Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию – это …

1)Сократ;

2)Платон;

3)Аристотель.

 

5. Кто утверждал: «Я знаю, что я ничего не знаю»?

1)Гераклит;

2)Сократ;

3)Диоген.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Апрелева В.А. Сакральные аспекты закона и власти в античной Греции: монография / В.А. Апрелева. 2007.

2. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

3. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 2001.

4. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

6. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.

7. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учебное пособие / В.Т. Звиревич. – М., 2004.

8. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.

9. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов / Чанышев А.Н.– М., 2003.

 

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Тема:Философия средних веков

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Раннехристианская философия: Аврелий Августин и его учение о Боге и человеке.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Патристика, схоластика, мистика, эзотерия, экзегетика, апологетика, ортодоксия, теоцентризм, теология, теодицея, пантеизм, панэнтеизм, теократия, томизм.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Что означал тезис «Философия – служанка богословия»?

 

Задание 4. Решите тест:

1. Средневековый автор изречения: «Верую, чтобы понимать» - это …

1)Аврелий Августин;

2)Фома Аквинский;

3)Иоанн Дамаскин.

 

2. Как называется философская школа в современном капитализме, исходящая из учения Ф. Аквинского?

1)Неотомизм;

2)Неоплатонизм;

3)Атомизм.

 

3. Кто из философов средневековья утверждал независимость души и тела?

1)Фома Аквинский;

2)Иоанн Дамаскин;

3)Аврелий Августин.

 

4. Как можно по Августину, перейти от «царства земного» к «царству небесному»?

1)С помощью постоянного устремления к богу посредством молитвы;

2)Посредством соблюдения строгого аскетизма;

3)С помощью постоянного стремления к состоянию просветления.

 

5. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину – это …

1)Интуиция;

2)Разум;

3)Вера в Бога.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.

5. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учебное пособие / В.Т. Звиревич. – М., 2004.

6. Кучер О.Н. Христианство. История и современность / О.Н. Кучер. 2007.

7. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.

 

Вариант 9

Вариант 10

Тема:Философия эпохи Возрождения

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Гуманизм раннего Возрождения. Проблема достоинства и свободы человека.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Гуманизм, возрождение, ренессанс, пантеизм, скептицизм, неоплатонизм, индивидуализм, антропоцентризм, «интеллектуальная интуиция», утопия.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Каково влияние неоплатонизма на формирование особенностей культуры Ренессанса?

 

Задание 4. Решите тест:

1. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви – это …

1)Гуманизм;

2)Реализм;

3)Теологизм.

 

2. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны как образца общественного устройства – это …

1)Утопия;

2)Эссе;

3)Роман.

 

3. Характерная черта Ренессанса – это …

1)Антропоцентризм;

2)Натуроцентризм;

3)Теоцентризм.

 

4. Кем написан утопический роман «Город Солнца»?

1)Кампанелла;

2)Макиавелли;

3)Мор.

 

5. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований– это…

1)Утопия;

2)Фантастика;

3)Роман.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В.А. Канке. – М., 2006.

6. Костецкий В.В. Вводный курс философии / В.В. Костецкий. – Тюмень, 2000.

7. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.

 

Вариант 11

Вариант 12

Тема:Философия Нового Времени

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Механицизм в философской и научной картине Нового Времени.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, метафизика, просвещение, индукция, дедукция, «врожденные идеи», деизм, атеизм, монизм, дуализм, субстанция, модус.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

«Я мыслю, следовательно существую»,– как Вы понимаете философскую позицию автора данного суждения?

 

Задание 4. Решите тест:

1. Метод истинного познания, по Бэкону – это …

1)Дедукция;

2)Индукция;

3)Традукция.

 

2. Что было основной темой в Новое время?

1)Познание;

2)Природа;

3)Вера.

 

3. Кем написан труд «Новая Атлантида»?

1)Мор;

2)Гоббс;

3)Бэкон.

 

4. Кто считается основателем рационализма?

1)Бэкон;

2)Декарта;

3)Беркли.

 

5. Философ, рассматривающий общественные явления с позиции механистического материализма – это …

1)Т. Гоббс;

2)Ф. Бэкон;

3)Р. Декарт.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.

5. Ивин А.А. Философия истории: учебное пособие/А.А. Ивин.– М., 2000.

6. Костецкий В.В. Вводный курс философии / В.В. Костецкий. – Тюмень, 2000.

7. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.

 

Вариант 13

Вариант 14

Тема:Основные проблемы и идеи немецкой классической философии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Немецкая классическая философия как единый культурный феномен. Общие черты, специфика и основные представители.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Трансцендентный, имманентный, феноменальный, ноуменальный, априорный, апостериорный, практический разум, категорический императив, рассудок и разум, «вещь–в–себе».

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Что такое «чистое познание» по Канту? Назовите его компоненты. Приведите примеры априорного и апостериорного знания.

 

Задание 4. Решите тест:

1. Что, по Гегелю, является объективным, идеальным началом, выступающим субъектом развития, творцом мира?

1)Идея;

2)Душа;

3)Дух.

 

2. Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю – это …

1)Логика;

2)Вера;

3)Опыт.

 

3. Кому принадлежит труд «Философия права»?

1)Канту;

2)Гегелю;

3)Шеллингу.

 

4. Кто автор произведения «Критика чистого разума»?

1)Кант;

2)Фейербах;

3)Гегель.

 

5. Какой является способность образования понятий, суждений, правил, по Канту?

1)Эмпирическая;

2)Априорная;

3)Теоретическая.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.

5. Ивин А.А. Философия истории: учебное пособие/А.А. Ивин.– М., 2000.

6. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – М., 2006.

7. Малахов В.П. Философия права: учебное пособие / В.П. Малахов. – М., 2001.

8. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.

 

Вариант 15

Вариант 16

Тема:Основные идеи и этапы развития русской философии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Философия всеединства В.С.Соловьева.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Исихазм, нестяжатели, иосифляне, любомудрие, нигилизм, анархизм, гегельянство, всеединство, софийность, соборность, византизм, славянофильство, западничество.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

В чем выражается специфика русской философии? Каково ее значение и роль в мировой культуре?

 

Задание 4. Решите тест:

1. Что является философией Ломоносова, составившей основу физической химии?

1)Монадология;

2)Относительность;

3)Корпускулы.

 

2. Представитель русского космизма, первым выдвинувший идею овладения Космосом – это …

1)Чижевский;

2)Герцен;

3)Федоров.

 

3. Течение русской философской мысли 30-40-х г. 19 в., в котором вера выступает первичным фактором, обусловившим историческую деятельность народа – это …

1)Западники;

2)Славянофилы;

3)Пятидесятники.

 

4. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса – это …

1)Славянофилы;

2)Декабристы;

3)Западничество.

 

5. Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления государств, способную обеспечить целостность и устойчивость России – это …:

1)Либерализм;

2)Консерватизм;

3)Западничество.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. Апрелева В.А. Сакральный Космос Руси: мифология, философия, право: монография / В.А. Апрелева. 2007.

3. Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 2006.

4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.

5. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы / В.К. Егоров. – М., 2002.

6. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: учеб. пособие / Солнцев Н.В. – М., 2001.

7. Сербиненко В.В. Русская философия: курс лекций: учебное пособие / В.В. Сербиненко. – М., 2006.

8. Хрестоматия по истории философии (русская философия). В 3 ч. Ч. 3. От Нестора до Лосева. М., 2001.

 

Вариант 17

Вариант 18

Вариант 19

Вариант 20

Вариант 21

Вариант 22

Вариант 23

Тема:Развитие мира и его законы

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Основные принципы и законы диалектики.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Диалектика, метафизика, софистика, синергетика, эклектика, закон, закономерность, детерминизм, единичное, общее, особенное, причина, следствие, явление, сущность, случайность, причинность.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Всякое ли количественное изменение приводит к новому качеству?

 

Задание 4. Решите тест:

1. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета и явления в результате количественных изменений – это …

1)Скачок;

2)Прыжок;

3)Разрыв.

 

2. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …

1)Атом;

2)Категория;

3)Субстанция.

 

3. Центральным понятием диалектики является …

1)Скачек;

2)Повторение;

3)Развитие.

 

4. Философским учением о всеобщих связях бытия и развития всего сущего называется …

1)Метафизика;

2)Диалектика;

3)Эклектика.

 

5. В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность–…

1)Эклектика;

2)Скептицизм;

3)Метафизика.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.

3. Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для студентов технических вузов / Е.Е. Ермакова. – М., 2004.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

5. Философия: Учебное пособие / под ред. Кохановского В.П. – М., 2007.

 

Вариант 24

Вариант 25

Тема:Проблемы социальной философии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Общественное бытие и общественное сознание, их структура и взаимодействие.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Общество, социальная среда, общественное бытие и сознание, общественная формация, производительные силы, производственные отношения, социальная группа, класс, страты, стратификация.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Какие типологии общественного развития вам известны?

 

Задание 4. Решите тест:

1. Мыслитель, который первым ввел в науку термин «социология» - это …

1)Конт;

2)Кант;

3)Каган.

 

2. Возможность перехода от одной социальной группы в другую, называется…

1)Социальной мобильностью;

2)Социальной аномией;

3)Социальной дифузией.

 

3. Естественным условием существования самого общества является …

1)Человек;

2)Дух;

3)Природа.

 

4. Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг – это

1)Международные отношения;

2)Социальные отношения;

3)Производственные отношения.

 

5. Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством – это

1)Право;

2)Потребность;

3)Традиции.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.

3. Ивин А.А. Философия истории: учебное пособие/А.А. Ивин.– М., 2000.

4. История и философия экономики: пособие для аспирантов / под ред. М.В. Конотопова. – М., 2006.

5. Малахов В.П. Философия права: учебное пособие / В.П. Малахов. – М., 2001.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

 

Вариант 26

Вариант 27

Тема:Бытие человека в философском измерении

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Антропосоциогенез, филогенез, онтогенез, практика, этика, эстетика, деятельность, труд, индивид, индивидуальность, личность.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Какие Вам известны концепции происхождения человека в религии, науке и философии?

 

Задание 4. Решите тест:

1. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …

1)Теоцентризм;

2)Антропоцентризм;

3)Натуроцентризм.

 

2. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется…

1)Антропоморфизм;

2)Теоцентризм;

3)Натурализм.

 

3. Учение о человеке – это …

1)Онтология;

2)Антропология;

3)Социология.

 

4. Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …

1)Индивид;

2)Человек;

3)Лидер.

 

5. Совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других – это …

1)Индивидуальность;

2)Духовность;

3)Коллективность.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Апрелева В.А. Философские эссе о жизни и смерти: монография / В.А. Апрелева. 2006.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.

3. Горелов А.А. История мировых религий: учебное пособие / А.А. Горелов. – М., 2006.

4. Кузнецов В.Г. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов и др. – М., 2005.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

6. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие: в 3ч. – М., 2001.

 

Вариант 28

Вариант 29

Вариант 30

Вариант 31

Тема:Феномен сознания в философии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Понятие сознания в истории философии.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Сознание, бессознательное, самосознание, подсознание, идеальное, рефлексия, когнитивный уровень, мышление, разум, рассудок, воля, эмоции, интуиция, интеллект.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Можно ли отождествлять понятия психики и сознания?

 

Задание 4. Решите тест:

1. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть …

1)Чувствительность;

2)Сознание;

3)Раздражимость.

 

2. Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов – это …

1)Подсознание;

2)Самосознание;

3)Индивидуальность.

 

3. Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию …

1)Мышление;

2)Деятельность;

3)Самосознание.

 

4. Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …

1)Речь;

2)Письмо;

3)Язык.

 

5. Выделите точку зрения идеализма.

1)Сознание существует параллельно с материей;

2)Сознание может существовать до и независимо от материи;

3)Сознание существует как производная материи.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.

3. Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для студентов технических вузов / Е.Е. Ермакова. – М., 2004.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

5. Философия: Учебное пособие / под ред. Кохановского В.П. – М., 2007.

 

Вариант 32

Вариант 33

Тема:Философская теория познания. Научное познание

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Рациональное и иррациональное в познании.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Субъект, объект, парадигма, знание, чувственное, рациональное, теоретический и эмпирический уровни познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Существуют ли принципиальные отличия между агностицизмом, релятивизмом и скептицизмом?

 

Задание 4. Решите тест:

1. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах» - это …

1)Рационализм;

2)Сенсуализм;

3)Эмпиризм.

 

2. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это …

1)Рационализм;

2)Релятивизм;

3)Материализм.

 

3. Форма чувственного познания – это …

1)Представление;

2)Образ;

3)Восприятие.

 

4. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный воображением – это …

1)Представление;

2)Мечта;

3)Фантазия.

 

5. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил – это …

1)Догматизм;

2)Рационализм;

3)Релятивизм.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. Андреев А.Л. Формы духовной жизни: наука, философия, религия, искусство: Пособие для негуманитарных спец. вузов / Андреев А.Л. – М., 2000.

3. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.

4. Войтов А.Г. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов / А.Г. Войтов. – М., 2007.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В.А. Канке. – М., 2006.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

Вариант 34

Вариант 35

Вариант 36

Вариант 37

Тема: Философия экономики

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Понятие хозяйства, его историческая эволюция.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Хозяйство, труд, богатство, бедность, рынок, экономика, домоуправление, экономический человек, экономия, политическая экономия, меркантилизм.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

К чему сводится концепция меркантилизма?

 

Задание 4. Решите тест:

1. В какой концепции политика предстает как соперничество заинтересованных социальных групп?

1) Правовой;

2) Социальной;

3) Экономической.

 

2. Кем разрабатывалась теория предельной полезности?

1) К. Марксом;

2) Ф. Энгельсом;

3) У. Джевонсом.

 

3. Какое этимологическое значение понятия «экономика»?

1) Искусство ведения домашнего хозяйства;

2) Искусство управления людьми;

3) Умение выгодно продать товар.

 

4. Когда зарождается концепция меркантилизма?

1) Конец 15 – начало 16 вв.;

2) 17 век;

3) Вторая половина 19 века.

 

5. Кто из мыслителей считал, что политика зависит от экономики?

1) О. Конт;

2) К. Маркс;

3) Э Мах.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. История и философия экономики: пособие для аспирантов / под ред. М.В. Конотопова. – М., 2006.

3. Захаров В.Н. История налогов в России: IX – начало ХХ века / В.Н. Захаров, Ю.А. Петров, М.К. Шацилло. – М., 2006.

4. Чудновская С.Н. История менеджмента: учебник для вузов. –М., 2004.

5. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М., 2005.

6. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета: учебное пособие – 2006.

7. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. – М., 2004.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

 

Вариант 38

Тема: Философия экономики

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Экономическое учение К. Маркса в труде «Капитал».

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Экономическое знание, экономикс, теория стоимости, теория предельной полезности, капитализм, либерализм, экономическая свобода, свободный рынок, принципы регулирования экономики.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Существует ли этика экономических отношений?

 

Задание 4. Решите тест:

1. Как называется работа К. Маркса, где он изложил экономическое учение?

1) «Государство»;

2) «Капитал»;

3) «Экономика».

 

2. Когда зарождается концепция меркантилизма?

1) Конец 15 – начало 16 вв.;

2) 17 век;

3) Вторая половина 19 века.

 

3. Кто рассматривал государственное вмешательство в хозяйственную жизнь как нарушение естественного процесса экономического развития?

1) Л. фон Мизес;

2) Дж. Ст. Милль;

3) Д. Рикардо.

 

4. Какое этимологическое значение понятия «экономика»?

1) Искусство ведения домашнего хозяйства;

2) Искусство управления людьми;

3) Умение выгодно продать товар.

 

5. Что понимается под общественно-экономической формацией?

1) Общество, основанное на принципах капитализма;

2) Все стороны общественной жизни в их органичной взаимосвязи;

3) Уровень развития государства в области экономики.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. История и философия экономики: пособие для аспирантов / под ред. М.В. Конотопова. – М., 2006.

3. Захаров В.Н. История налогов в России: IX – начало ХХ века / В.Н. Захаров, Ю.А. Петров, М.К. Шацилло. – М., 2006.

4. Чудновская С.Н. История менеджмента: учебник для вузов. –М., 2004.

5. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М., 2005.

6. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета: учебное пособие – 2006.

7. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. – М., 2004.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

 

Вариант 39

Тема:Философия техники

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Роль техники в истории человечества. Техника в контексте глобальных проблем.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Техника, техническое знание, научно-техническая революция, сциентификация техники, технологическая экспансия, антропология техники, техницизм, технический прогресс, техническое образование.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Какие проблемы техники в контексте философской антропологии анализирует Х. Ортега-и-Гассет?

 

Задание 4. Решите тест:

1. В каком значении употреблялось слово «машина» в античном мире?

1) Подъемное механическое устройство;

2) Метательный аппарат;

3) Самодвижущаяся повозка.

 

2. Назовите основоположников науки об электричестве?

1) Планк, Бор, Эйнштейн;

2) Лавуазье, Дальтон, Авогадро;

3) Эрстед, Ампер, Фарадей.

 

3. Кто предложит планетарную модель строения атома?

1) Н. Бор;

2) П. Кюри;

3) Э. Резерфорд.

 

4. Кто создал теорию электромагнитного поля?

1) Г. Герц;

2) Дж. Максвелл;

3) М. Фарадей.

 

5. В чем заключается особая роль физики в естествознании?

1) Закладывает необходимый теоретический фундамент под все естествознание;

2) Является одной из специальных наук, входящих в системы естествознания;

3) Разрабатывает современную электронную технику.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.

3. Лебедев С.А. Философия науки: общий курс: Учебное пособие / под ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.

4. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – М., 2006.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

6. Философия: Учебное пособие / под ред. Кохановского В.П. – М., 2007.

7. Эккель Б. Философия С ++. Практическое программирование / Б. Эккель, Ч. Эллисон. М., 2004.

 

Вариант 40

Тема: Философия техники

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Философский анализ техники М. Хайдеггера и К.Ясперса.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Техническое воспитание, «интеллектуальный империализм», сциентификация техники, технологическая экспансия, «механическая цивилизация», техницизм, технический прогресс, технократическая концепция.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Каково проблемное поле философии техники?

 

Задание 4. Решите тест:

1. Какова заслуга Б. Якоби в истории науки и техники?

1) Создал теорию атомного ядра;

2) Создал гальванотехнику;

3) Создал синтетические красители.

 

2. Кто создал теорию электромагнитного поля?

1) Г. Герц;

2) Дж. Максвелл;

3) М. Фарадей.

 

3. Каким термином древние греки называли науку о природе?

1) Естествознание;

2) Натурфилософия;

3) Физиология.

 

4. В каком значении употреблялось слово «машина» в античном мире?

1) Подъемное механическое устройство;

2) Метательный аппарат;

3) Самодвижущаяся повозка.

 

5. Кто совершил открытие электрона?

1) Томсон;

2) Кулон;

3) Кюри.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (2.734 с.)