Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разборка и сборка. Ремонт генератора

Поиск

Электрооборудование

Схемы електрооборудования

Электрооборудование мотоциклов "Восход" состоит из источников и потребителей электрической энергии, вспомогательных устройств и электрической сети. Оно обеспечивает зажигание рабочей смеси в цилиндрах двигателя, работу приборов освещения и световой сигнализации.

Электрическая сеть выполнена по однопроводной схеме, т.е. от источника электрической энергии к потребителю подведен один провод. Функции второго провода выполняет рама и другие металлические части мотоцикла.

Схемы электрооборудования мотоциклов "Ковровец" и "Восход" приведены на рис. 5.1 - 5.7.

Генератор

Генератор - это прибор, который преобразует механическую энергию двигателя мотоцикла в электрическую, служит для питания током потребителей электроэнергии.

На различных моделях мотоциклов Ковровского завода устанавливались генераторы следующих типов:

На первых моделях Ковровских мотоциклов, начиная с К-125 по К-58, применялись генераторы постоянного тока (Г-35, Г-36М), которые устанавливались в комплекте с аккумуляторной батареей. Исключение составлял мотоцикл К-58, где применялся генератор переменного тока Г-38 без аккумуляторной батареи.

Начиная с "Ковровца-175А" до "Восхода-2М" включительно Ковровские моторы оснащались 6-ти вольтовыми генераторами переменного тока (Г-401, Г-411, Г-421, Г-421 А, Г-421Б) и контактной системой зажигания с катушками КМ-01, ИЖ-56 или Б-300.

На "Восходе-2М" впервые появилась бесконтактная электронная система зажигания (БЭСЗ). Этот мотоцикл и "Восход-3" оснащались 6-вольтовым генератором Г-427, БЭСЗ с коммутатором КЭТ-1А и катушкой зажигания Б-300Б.

"Восход-3М" обрел 12-вольтовый генератор 43.3701 мощностью 65Вт, блок коммутатор-стабилизатор БКС 261.3734 или 262,3734. Катушка зажигания Б-300Б постепенно была заменена более совершенной 2102.3705. С 1990 года на мотоциклы стали устанавливаться более мощные 90-ватные генераторы 80.3701, которые работают в паре с БКС 70.3734 или БКС 1МК-211. Несмотря на многочисленные модернизации, посадочные места под генератор не изменились.

Генератор 43.3701

Принципиальная электрическая схема генератора 43.37012 (его статора) приведена на рис. 5.7. Генератор имеет три цепи: цепь освещения, цепь зажигания и цепь датчика. Цепь освещения состоит из 6 катушек, соединенных в две параллельные ветви по три катушки в каждой. Катушки цепи освещения намотаны проводом ПЭТВ -2 0,900, содержат 67 витков каждая. Одна катушка имеет сопротивление 0,21-0,22 Ом.

Цепь зажигания состоит из двух соединенных последовательно катушек, намотанных проводом ПЭТВ-2 0,125. Каждая катушка содержит 1400+50 витков и имеет сопротивление 210-220 Ом.

Цепь датчика состоит из одной катушки, намотанной проводом ПЭТВ-2 0,165. Она содержит 1000±20 витков и имеет сопротивление 35 - 50 Ом.

Выводы электрических цепей выполнены в виде клемм, смонтированных на корпусе статора, и имеют буквенные обозначения, выполненные ударным методом.

Генераторы Г-421 и Г-427

Основные детали генераторов (рис. 5.8, 5.9) - ротор и статор.

Ротор генератора Г-427 (рис. 5.9) представляет собой постоянный восъмиполюсный магнит, отлитый из специального магнитного сплава. На передней части ротора расположен датчик, который состоит из постоянного магнита, и залит, как и ротор, алюминиевым сплавом. Ротор установлен на конусе правой цапфы коленчатого вала и фиксируется с помощью сегментной шпонки и болта М7.

На крышке генератора расположены выводы:

З - цепи зажигания;

У - указателей поворота;

Т -сигнала торможения;

О - освещения;

Д - датчика.

Статор 8 датчика (рис. 5.8) крепится на крышке статора 11 генератора при помощи титан. Ротор 2 генератора с расположенным на нем ротором 6 датчика крепится па правой цапфе коленчатого вала двигателя болтом и фиксируется от провороти шпонкой.

Уход за генератором в основном сводится к подтягиванию резъбовых креплений статора и ротора генератора, а также клемм проводов. Все провода генератора должны быть надежно закреплены и изолированы друг от друга.

Напряжение сети с полной нагрузкой составляет 6-8 В при частоте вращения вала двигателя 2000-6000 об/мин.

Регулировка напряжения в осветительных цепях осуществляется по принципу параметрического регулирования, т.е. обмоточные данные генератора выбраны с таким расчетом, чтобы с увеличением скорости вращения ротора напряжение на клеммах генератора изменялось в определенных пределах. Крепление статора генератора к картеру двигателя обеспечивает установку угла опережения зажигания. Основным признаком неисправности системы зажигания является отсутствие искры на свече. Для определения места повреждения (коммутатор или генератор) необходимо отключить провода (черный и красный) от клемм Д и З генератора, замерить сопротивление обмотки датчика (клемма Д) и обмотки цепи питания конденсатора (клемма 3).

Сопротивление цепи обмотки датчика у исправного генератора должно быть 35±2 Ом, сопротивление цепи обмотки питания конденсатора должно быть 620±10 Ом. Причиной неудовлетворительной работы генератора может быть биение ротора более 0,1 мм. Оно возникает чаще всего вследствие слабого крепления ротора на правой цапфе. Биение сопровождается появлением царапин и задиров, возникающих при соприкосновении ротора с полюсными башмаками статора. Чтобы устранить эту неисправность, болт крепления ротора необходимо затянуть. Если и после этого биение не прекратится, надо проверить правый коренной подшипник и в случае износа заменить его.

Генераторы Г-401, Г-411, Г-421

Для генераторов, имеющих «механическую» систему зажигания, важнейшими моментами являются регулировка зазора между контактами прерывателя, установка зажигания и регулировка абриса. Регулировка зазора в прерывателе производится следующим образом:

- ротор поворачивают (ключом на 10) в такое положение, при котором зазор будет максимальным;

- ослабляют винт, крепящий контактную стойку к крышке;

- поворачивая отверткой эксцентрик, устанавливают зазор 0,35 -0,40 мм, при этом щуп толщиной 0,35 мм должен проходить между контактами свободно, а щуп 0,45 мм - зажиматься ими. При отсутствии набора щупов можно подобрать несколько лезвий от безопасной бритвы. Имея определенный навык, зазор в прерывателе можно регулировать на работающем двигателе: медленно поворачивая эксцентрик, устанавливают такой зазор, при котором обороты двигателя будут наибольшими при данном положении ручки газа;

- винт контактной стойки туго затягивают и проверяют зазор. Установка зажигания производится следующим образом: - устанавливают зазор в прерывателе 0,35 - 0,40 мм;

- поршень устанавливают в такое положение, чтобы он не доходил до верхней мертвой точки (ВМТ) на 3 - 3,5 мм. Для этого в свечное отверстие вставляют стержень и, установив поршень в ВМТ, делают на стержне риску. Затем стержень снимают и наносят на него еще две риски выше первой на 3 и 3,5 мм, по которым и устанавливают поршень, при этом он должен идти от нижней мертвой точки (НМТ) к ВМТ, а не наоборот.

Вместо стержня можно использовать штангенциркуль с глубиномером, однако в этом случае необходимо сиять головку и, прижимая цилиндр к картеру, подвести поршень верхней кромкой к нижней границе кольцевой полоски нагара на зеркале, которая как раз и находится на расстоянии 3,5 мм до ВМТ;

- отпустив болты статора, поворачивают его так, чтобы в прерывателе началось размыкание контактов. Момент начала размыкания можно уловить при помощи тонкой бумажки, вставленной между контактами. Как только бумажка начинает выходить от небольшого усилия, это и есть начало размыкания;

- затягивают болты статора и проверяют зазор в прерывателе, Помните, что коленчатый вал вращается по часовой стрелке. Поэтому, поворачивая статор по часовой стрелке, устанавливают более позднее зажигание, а при повороте против нее - более раннее. Следует также знать, что при неизменном положении статора увеличение зазора в прерывателе приводит к увеличению опережения зажигания, а уменьшение зазора - к уменьшению опережения. При этом разница в опережении очень значительная - 0,1 мм зазора в прерывателе равнозначен изменению опережения приблизительно на 0,8 мм. Однако подменять установку опережения зажигания изменением зазора в прерывателе нельзя, так как ухудшаются условия работы прерывателя и нарушается регулировка абриса.

Регулировка абриса. При правильной регулировке абриса искра между электродами свечи будет наиболее сильной и устойчивой. При несовпадении указанных моментов искры не будет или будет, но очень слабая.

Абрис устанавливается на заводе-изготовителе и необходимое положение пластины фиксируется абрисными винтами 9 и 15, которые покрыты эмалью. Регулировка абриса - операция довольно тонкая и не всегда удастся малоопытным водителям. Поэтому производить ее следует только при полной уверенности в том, что именно абрис является причиной неисправности (например, при замене ротора, при сильном износе контактов или кулачка прерывателя).

Перед регулировкой устанавливают правильный зазор в прерывателе и опережение зажигания, после чего определяют величину искры между проводом высокого напряжения и ребром головки цилиндра. Затем увеличивают и уменьшают зазор в прерывателе, также определяя величину искры. Если она заметно не улучшается или не ухудшается, то регулировку абриса не производят. Если же при изменении зазора в прерывателе величина искры заменю изменяется, то следует отрегулировать абрис, для чего:

- ослабляют абрисные винты;

- незначительно поворачивают абрисную пластину против часовой стрелки, если искра улучшается при увеличении зазора в прерывателе;

- поворачивают пластину по часовой стрелке, если искра улучшается при уменьшении зазора;

- затягивают абрисные винты, повторно устанавливают зазор и опережение зажигания и снова определяют величину искры при изменении зазора в прерывателе. При необходимости регулировку повторяют, и так до тех пор, пока искра не станет сильной и устойчивой, а изменение зазора в прерывателе не будет влиять на ее величину. Неисправности:

1. Обгорание контактов. Вызывается их перекосом, смешением или грубой зачисткой, а также некачественной работой конденсатора (например, из-за неплотного присоединения его клеммы).

2. Пробой конденсатора. Определяется по отсутствию искры на свече и сильному обгоранию контактов. Проверка производится путем установки нового конденсатора, при этом контакты следует аккуратно зачистить и заправить, Заметим, что небольшое искрение на контактах прерывателя - явление нормальное.

3. Неправильная регулировка абриса. Определяется по слабой искре.

4. Задевание ротора за статор. Вызвано биением цапфы коленчатого вала и устраняется заменой подшипника. Растачивать статор или протачивать ротор не рекомендуется, так как при этом ухудшается токообразование и к тому же возможно повреждение деталей. С помощью несложного приспособления, показанного на рис. 5.13. можно выпрессовать подшипник правой цапфы коленчатого вала, не разбирая картера.

Для этого следует небольшим зубилом или металлической отверткой разрубить сепаратор, сдвинуть шарики и в зазоры между ними вставить на равном удалении друг от друга три штыря и развернуть их. На штыри устанавливают шайбу, равномерно затягивают гайки и с помощью болта, упирающегося в торец цапфы, выпрессовывают подшипник.

5. Повреждение изоляции обмоток определяется по отсутствию искры на соответствующей клемме генератора при подсоединении ее к массе (проба на искру), Неисправность устраняется в электромеханической мастерской. Если повреждение обмотки зажигания произошло и пути, то можно добраться до гаража, поменяв местами выводы клемм освещения и зажигания (мотоцикл попытайтесь завести с хода).

Уход за генератором заключается в периодической подтяжке резьбовых соединений, своевременной смазке фильца (2 - 3 капли автола через 2000 км пробега) и в проверке механизма прерывателя. Контактная стойка прерывателя должна бытъ плотно зажата, смещение (несовпадение) осей контактов не должно превышать 0,25 мм, а рабочие кромки должны быть параллельными. При значительном несовпадении контактов следует подложить регулировочные шайбы под подвижный контакт (или над ним). Если рабочие кромки контактов непараллельны, их нужно аккуратно зачистить надфилем, после чего обязательно заправить тонким оселком. Промывку загрязненных контактов производят марлевым тампоном, смоченным в спирте или в чистом бензине.

Системы зажигания

В мотоциклах Ковровского завода применялись контактные и бесконтактные (электронные) системы зажигания, состоящие из различных комбинаций приборов (табл. 5.5).

Регулировка

После ремонта двигателя, установки нового генератора регулировку зажигания следует производить в таком порядке: установить поршень в в.м.т.; опустить поршень на 3,0 - 3,5 мм, вращая коленчатый вал за болт крепления ротора против часовой стрелки; ослабить болты крепления статора генератора; повернуть статор в такое положение, при котором паз на роторе совпадает со стержнем сердечника датчика; затянуть болты крепления статора; установить зазор (0,3±0,05) мм между ротором и стержнем сердечника датчика.

Особое внимание следует обращать на тщательную зачистку металла в местах присоединения массы коммутатора и индукционной катушки и на недопустимость биения правой цапфы коленчатого вала. Электронный коммутатор не ремонтируется и в случае отказа подлежит замене.

КОММУТАТОР

Электронный коммутатор КЭТ-1 представляет собой тиристорную систему зажигания, при которой энергия накапливается в конденсаторе. Схема собрана на печатной плате и размещена в металлическом корпусе (рис. 5.27).

Коммутатор предназначен для работы в системе зажигания в комплексе с генератором Г-427 м высоковольтным трансформатором Б-300Б и для получения вторичною напряжения на свече зажигания до 18 кВ при частоте вращения ротора генератора от 300 до 7500 об/мин. Коммутатор установлен в правом инструментальном ящике, причем обеспечено электрическое соединение основание коммутатора с "массой" мотоцикла. Коммутатор имеет три выходные клеммы с буквенной маркировкой на корпусе Г, К и Д. "Массовой" клеммой служит основание коммутатора. Уход за коммутатором в процессе эксплуатации сводится к подтягиванию резьбовых соединений, Необходимо оберегать коммутатор от попадания внутрь него и на клеммы влаги, от резких ударов и воздействия высоких температур, Следует также систематически проверять надежность электрического соединения основания коммутатора с "массой", так как при нарушении этого условия прекращается новообразование на свече. При эксплуатации коммутатора необходимо соблюдать правила техники безопасности, так как напряжение на его клеммах может достигнуть 500 В.

Чтобы проверить коммутатор, надо: отсоединить провода от проверяемого коммутатора, заведомо исправный коммутатор соединить согласно схеме электрооборудования мотоцикла с этими проводами; основание коммутатора соединить с корпусом мотоцикла (создать контакт с "массой"); ключ центрального переключателя 50 поставить в положение 1. Нажатием на рычаг кикстартера (при вывернутой свече) провернуть коленчатый нал двигателя, наблюдая за появлением искры. При нормальной работе системы зажигания с подставным коммутатором неисправный коммутатор надо заменить. Проверка приборов коммутатора может быть произведена только с применением соответствующих приборов. Клеммы электронного коммутатора КЭТ-1 запрещается соединять с корпусом (массой), а клемму Д генератора - с другими клеммами.

Электрооборудование

Схемы електрооборудования

Электрооборудование мотоциклов "Восход" состоит из источников и потребителей электрической энергии, вспомогательных устройств и электрической сети. Оно обеспечивает зажигание рабочей смеси в цилиндрах двигателя, работу приборов освещения и световой сигнализации.

Электрическая сеть выполнена по однопроводной схеме, т.е. от источника электрической энергии к потребителю подведен один провод. Функции второго провода выполняет рама и другие металлические части мотоцикла.

Схемы электрооборудования мотоциклов "Ковровец" и "Восход" приведены на рис. 5.1 - 5.7.

Генератор

Генератор - это прибор, который преобразует механическую энергию двигателя мотоцикла в электрическую, служит для питания током потребителей электроэнергии.

На различных моделях мотоциклов Ковровского завода устанавливались генераторы следующих типов:

На первых моделях Ковровских мотоциклов, начиная с К-125 по К-58, применялись генераторы постоянного тока (Г-35, Г-36М), которые устанавливались в комплекте с аккумуляторной батареей. Исключение составлял мотоцикл К-58, где применялся генератор переменного тока Г-38 без аккумуляторной батареи.

Начиная с "Ковровца-175А" до "Восхода-2М" включительно Ковровские моторы оснащались 6-ти вольтовыми генераторами переменного тока (Г-401, Г-411, Г-421, Г-421 А, Г-421Б) и контактной системой зажигания с катушками КМ-01, ИЖ-56 или Б-300.

На "Восходе-2М" впервые появилась бесконтактная электронная система зажигания (БЭСЗ). Этот мотоцикл и "Восход-3" оснащались 6-вольтовым генератором Г-427, БЭСЗ с коммутатором КЭТ-1А и катушкой зажигания Б-300Б.

"Восход-3М" обрел 12-вольтовый генератор 43.3701 мощностью 65Вт, блок коммутатор-стабилизатор БКС 261.3734 или 262,3734. Катушка зажигания Б-300Б постепенно была заменена более совершенной 2102.3705. С 1990 года на мотоциклы стали устанавливаться более мощные 90-ватные генераторы 80.3701, которые работают в паре с БКС 70.3734 или БКС 1МК-211. Несмотря на многочисленные модернизации, посадочные места под генератор не изменились.

Генератор 43.3701

Принципиальная электрическая схема генератора 43.37012 (его статора) приведена на рис. 5.7. Генератор имеет три цепи: цепь освещения, цепь зажигания и цепь датчика. Цепь освещения состоит из 6 катушек, соединенных в две параллельные ветви по три катушки в каждой. Катушки цепи освещения намотаны проводом ПЭТВ -2 0,900, содержат 67 витков каждая. Одна катушка имеет сопротивление 0,21-0,22 Ом.

Цепь зажигания состоит из двух соединенных последовательно катушек, намотанных проводом ПЭТВ-2 0,125. Каждая катушка содержит 1400+50 витков и имеет сопротивление 210-220 Ом.

Цепь датчика состоит из одной катушки, намотанной проводом ПЭТВ-2 0,165. Она содержит 1000±20 витков и имеет сопротивление 35 - 50 Ом.

Выводы электрических цепей выполнены в виде клемм, смонтированных на корпусе статора, и имеют буквенные обозначения, выполненные ударным методом.

Генераторы Г-421 и Г-427

Основные детали генераторов (рис. 5.8, 5.9) - ротор и статор.

Ротор генератора Г-427 (рис. 5.9) представляет собой постоянный восъмиполюсный магнит, отлитый из специального магнитного сплава. На передней части ротора расположен датчик, который состоит из постоянного магнита, и залит, как и ротор, алюминиевым сплавом. Ротор установлен на конусе правой цапфы коленчатого вала и фиксируется с помощью сегментной шпонки и болта М7.

На крышке генератора расположены выводы:

З - цепи зажигания;

У - указателей поворота;

Т -сигнала торможения;

О - освещения;

Д - датчика.

Статор 8 датчика (рис. 5.8) крепится на крышке статора 11 генератора при помощи титан. Ротор 2 генератора с расположенным на нем ротором 6 датчика крепится па правой цапфе коленчатого вала двигателя болтом и фиксируется от провороти шпонкой.

Уход за генератором в основном сводится к подтягиванию резъбовых креплений статора и ротора генератора, а также клемм проводов. Все провода генератора должны быть надежно закреплены и изолированы друг от друга.

Напряжение сети с полной нагрузкой составляет 6-8 В при частоте вращения вала двигателя 2000-6000 об/мин.

Регулировка напряжения в осветительных цепях осуществляется по принципу параметрического регулирования, т.е. обмоточные данные генератора выбраны с таким расчетом, чтобы с увеличением скорости вращения ротора напряжение на клеммах генератора изменялось в определенных пределах. Крепление статора генератора к картеру двигателя обеспечивает установку угла опережения зажигания. Основным признаком неисправности системы зажигания является отсутствие искры на свече. Для определения места повреждения (коммутатор или генератор) необходимо отключить провода (черный и красный) от клемм Д и З генератора, замерить сопротивление обмотки датчика (клемма Д) и обмотки цепи питания конденсатора (клемма 3).

Сопротивление цепи обмотки датчика у исправного генератора должно быть 35±2 Ом, сопротивление цепи обмотки питания конденсатора должно быть 620±10 Ом. Причиной неудовлетворительной работы генератора может быть биение ротора более 0,1 мм. Оно возникает чаще всего вследствие слабого крепления ротора на правой цапфе. Биение сопровождается появлением царапин и задиров, возникающих при соприкосновении ротора с полюсными башмаками статора. Чтобы устранить эту неисправность, болт крепления ротора необходимо затянуть. Если и после этого биение не прекратится, надо проверить правый коренной подшипник и в случае износа заменить его.

РАЗБОРКА И СБОРКА. РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРА

Для того, чтобы снять генератор, необходимо:

- отсоединить провода цепей зажигания (клеммы Д и 3), освещения (клемма О), стоп - сигнала (клемма Т), указателей поворотов (клемма У) и провода статора датчика от клемм генератора;

- отвернуть три винта, крепящие статор к картеру и снять статор.

Перед снятием желательно нанести небольшие метки на фланце и картере для облегчения поиска нужного положения статора при сборке. Чтобы облегчить снятие и установку статора, рекомендуется с помощью ножовки нарезать на головках болтов шлицы под отвертку;

- отвернуть болт крепления ротора;

- произвести демонтаж ротора при помощи специального съемника (рис. 5.10). Захваты съемника при этом нужно завести под нижний торец ротора, а выжимной винт упереть в торец цапфы коленчатого вала (рис. 5.11).

Если нет приспособления, то при демонтаже ротора отвернуть на 2-3 оборота стяжной болт, взять в левую руку ротор и, потянув его на себя, правой рукой не сильно, но резко ударить деревянным молотком по головке крепления ротора. Ни в коем случае нельзя ударять молотком непосредственно по ротору;

- снять сегментную шпонку с цапфы коленчатого вала. Сборка генератора производится в обратной последовательности.

При установке генератора на двигатель посадочные места ротора и статора должны быть тщательно очищены, установленный на цапфе ротор не должен иметь перекосов.

 

 

Генераторы Г-401, Г-411, Г-421

Для генераторов, имеющих «механическую» систему зажигания, важнейшими моментами являются регулировка зазора между контактами прерывателя, установка зажигания и регулировка абриса. Регулировка зазора в прерывателе производится следующим образом:

- ротор поворачивают (ключом на 10) в такое положение, при котором зазор будет максимальным;

- ослабляют винт, крепящий контактную стойку к крышке;

- поворачивая отверткой эксцентрик, устанавливают зазор 0,35 -0,40 мм, при этом щуп толщиной 0,35 мм должен проходить между контактами свободно, а щуп 0,45 мм - зажиматься ими. При отсутствии набора щупов можно подобрать несколько лезвий от безопасной бритвы. Имея определенный навык, зазор в прерывателе можно регулировать на работающем двигателе: медленно поворачивая эксцентрик, устанавливают такой зазор, при котором обороты двигателя будут наибольшими при данном положении ручки газа;

- винт контактной стойки туго затягивают и проверяют зазор. Установка зажигания производится следующим образом: - устанавливают зазор в прерывателе 0,35 - 0,40 мм;

- поршень устанавливают в такое положение, чтобы он не доходил до верхней мертвой точки (ВМТ) на 3 - 3,5 мм. Для этого в свечное отверстие вставляют стержень и, установив поршень в ВМТ, делают на стержне риску. Затем стержень снимают и наносят на него еще две риски выше первой на 3 и 3,5 мм, по которым и устанавливают поршень, при этом он должен идти от нижней мертвой точки (НМТ) к ВМТ, а не наоборот.

Вместо стержня можно использовать штангенциркуль с глубиномером, однако в этом случае необходимо сиять головку и, прижимая цилиндр к картеру, подвести поршень верхней кромкой к нижней границе кольцевой полоски нагара на зеркале, которая как раз и находится на расстоянии 3,5 мм до ВМТ;

- отпустив болты статора, поворачивают его так, чтобы в прерывателе началось размыкание контактов. Момент начала размыкания можно уловить при помощи тонкой бумажки, вставленной между контактами. Как только бумажка начинает выходить от небольшого усилия, это и есть начало размыкания;

- затягивают болты статора и проверяют зазор в прерывателе, Помните, что коленчатый вал вращается по часовой стрелке. Поэтому, поворачивая статор по часовой стрелке, устанавливают более позднее зажигание, а при повороте против нее - более раннее. Следует также знать, что при неизменном положении статора увеличение зазора в прерывателе приводит к увеличению опережения зажигания, а уменьшение зазора - к уменьшению опережения. При этом разница в опережении очень значительная - 0,1 мм зазора в прерывателе равнозначен изменению опережения приблизительно на 0,8 мм. Однако подменять установку опережения зажигания изменением зазора в прерывателе нельзя, так как ухудшаются условия работы прерывателя и нарушается регулировка абриса.

Регулировка абриса. При правильной регулировке абриса искра между электродами свечи будет наиболее сильной и устойчивой. При несовпадении указанных моментов искры не будет или будет, но очень слабая.

Абрис устанавливается на заводе-изготовителе и необходимое положение пластины фиксируется абрисными винтами 9 и 15, которые покрыты эмалью. Регулировка абриса - операция довольно тонкая и не всегда удастся малоопытным водителям. Поэтому производить ее следует только при полной уверенности в том, что именно абрис является причиной неисправности (например, при замене ротора, при сильном износе контактов или кулачка прерывателя).

Перед регулировкой устанавливают правильный зазор в прерывателе и опережение зажигания, после чего определяют величину искры между проводом высокого напряжения и ребром головки цилиндра. Затем увеличивают и уменьшают зазор в прерывателе, также определяя величину искры. Если она заметно не улучшается или не ухудшается, то регулировку абриса не производят. Если же при изменении зазора в прерывателе величина искры заменю изменяется, то следует отрегулировать абрис, для чего:

- ослабляют абрисные винты;

- незначительно поворачивают абрисную пластину против часовой стрелки, если искра улучшается при увеличении зазора в прерывателе;

- поворачивают пластину по часовой стрелке, если искра улучшается при уменьшении зазора;

- затягивают абрисные винты, повторно устанавливают зазор и опережение зажигания и снова определяют величину искры при изменении зазора в прерывателе. При необходимости регулировку повторяют, и так до тех пор, пока искра не станет сильной и устойчивой, а изменение зазора в прерывателе не будет влиять на ее величину. Неисправности:

1. Обгорание контактов. Вызывается их перекосом, смешением или грубой зачисткой, а также некачественной работой конденсатора (например, из-за неплотного присоединения его клеммы).

2. Пробой конденсатора. Определяется по отсутствию искры на свече и сильному обгоранию контактов. Проверка производится путем установки нового конденсатора, при этом контакты следует аккуратно зачистить и заправить, Заметим, что небольшое искрение на контактах прерывателя - явление нормальное.

3. Неправильная регулировка абриса. Определяется по слабой искре.

4. Задевание ротора за статор. Вызвано биением цапфы коленчатого вала и устраняется заменой подшипника. Растачивать статор или протачивать ротор не рекомендуется, так как при этом ухудшается токообразование и к тому же возможно повреждение деталей. С помощью несложного приспособления, показанного на рис. 5.13. можно выпрессовать подшипник правой цапфы коленчатого вала, не разбирая картера.

Для этого следует небольшим зубилом или металлической отверткой разрубить сепаратор, сдвинуть шарики и в зазоры между ними вставить на равном удалении друг от друга три штыря и развернуть их. На штыри устанавливают шайбу, равномерно затягивают гайки и с помощью болта, упирающегося в торец цапфы, выпрессовывают подшипник.

5. Повреждение изоляции обмоток определяется по отсутствию искры на соответствующей клемме генератора при подсоединении ее к массе (проба на искру), Неисправность устраняется в электромеханической мастерской. Если повреждение обмотки зажигания произошло и пути, то можно добраться до гаража, поменяв местами выводы клемм освещения и зажигания (мотоцикл попытайтесь завести с хода).

Уход за генератором заключается в периодической подтяжке резьбовых соединений, своевременной смазке фильца (2 - 3 капли автола через 2000 км пробега) и в проверке механизма прерывателя. Контактная стойка прерывателя должна бытъ плотно зажата, смещение (несовпадение) осей контактов не должно превышать 0,25 мм, а рабочие кромки должны быть параллельными. При значительном несовпадении контактов следует подложить регулировочные шайбы под подвижный контакт (или над ним). Если рабочие кромки контактов непараллельны, их нужно аккуратно зачистить надфилем, после чего обязательно заправить тонким оселком. Промывку загрязненных контактов производят марлевым тампоном, смоченным в спирте или в чистом бензине.

Системы зажигания

В мотоциклах Ковровского завода применялись контактные и бесконтактные (электронные) системы зажигания, состоящие из различных комбинаций приборов (табл. 5.5).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 7044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.012 с.)