Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уравнивание окислительно-восстановительных реакций↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций основано на том, что число электронов, отданных восстановителем должно быть равно числу электронов, принятых окислителем. Рассмотрим метод составления уравнений, называемый методом электронного баланса, на примере реакции: KMnO4 + KNO2 + H2SO4 → K2SO4 + MnSO4 + KNO3 + H2O 1) Определим степени окисления элементов, образующих соединения, участвующие в реакции: Из схемы следует, что в ходе реакции степень окисления марганца изменяется от (+7) до (+2), следовательно, марганец принимает электроны и является окислителем, а степень окисления азота изменяется от (+3) до (+5), значит, азот отдаёт электроны и является восстановителем. Степени окисления других элементов не изменяются. 2) Составим полуреакции для процессов восстановления и окисления; при этом сумма зарядов левой и правой частей полуреакции должны быть равны: Mn+7 + 5e → Mn+2 |2 N+3 - 2e → N+5 |5 Из полуреакций следует, что для того чтобы число принятых электронов было равно числу отданных электронов, в реакции должно участвовать 2 атома Mn+7 и 5 атомов N+3. Коэффициенты 2 и 5 носят название фиксированных коэффициентов, т.к. при дальнейшем уравнивании они или не изменяются, либо изменяются одновременно в одно и то же число раз. 3) Проставим полученные коэффициенты перед KMnO4, KNO2, MnSO4, и KNO3: 2KMnO4 + 5KNO2 + H2SO4→ K2SO4 + 2MnSO4 + 5KNO3 + H2O Из полученной схемы следует, что в правой части имеем 3 сульфат-иона, а в левой части только один, следовательно, перед формулой серной кислоты необходимо поставить коэффициент 3: 2KMnO4 + 5KNO2 + 3H2SO4→ K2SO4 + 2MnSO4 + 5KNO3 + H2O. Из полученной схемы следует, что в левой части имеем 6 атомов водорода, а в правой части только два, следователь, перед формулой воды необходимо поставить коэффициент 3: 2KMnO4 + 5KNO2 + 3H2SO4 = K2SO4 + 2MnSO4 + 5KNO3 +3H2O. Проверяем полученное выражение на равенство числа атомов каждого элемента в левой и правой части. Это условие соблюдено, следовательно, реакция уравнена, и поэтому ставим между левой и правой частями знак равенства. Контрольные вопросы и задачи 4.1. Определить степень окисления марганца в K2MnO4. Ответ: +6. 4.2. Определить степень окисления хлора в KClO4 . Ответ: +7. 4.3. Определить степень окисления серы в K2S. Ответ: -2. 4.4. Определить степень окисления азота в ионе аммония NH4.+ Ответ: -3. 4.5. Определить степень окисления фосфора в Na4P2O7. Ответ: +5. 4.6. Уравнять реакцию: SO2 + Br2+H2O → HBr + H2SO4. 4.7. Уравнять реакцию: Cu + H2SO4 → CuSO4 + SO2 + H2O. 4.8. Уравнять реакцию: KMnO4 + KOH → K2MnO4 + O2 + H2O. 4.9. Уравнять реакцию: K2Cr2O7 +H2S + H2SO4 → Cr2 (SO4)3 + S + K2SO 4 + H2O. 4.10. Уравнять реакцию: Zn + KNO3 + KOH → K2ZnO2 + KNO2 +H2O. 4.11. Уравнять реакцию: Cl2 + KOH → KClO3 + KCl + H2O. 4.12. Уравнять реакцию: N2H4 + NaOH + Zn → NN3 + Na2ZnO2. 4.13. Уравнять реакцию: KMnO4 + H2O2 + H2SO4 → K2 SO4 + MnSO4 + O2 + H2O.
Способы выражения концентраций растворов Массовая доля Концентрация вещества – физическая величина (размерная или безразмерная), определяющая количественный состав раствора или смеси. Ниже будут рассмотрены два способа выражения концентрации растворов – массовая доля и молярная концентрация растворенного вещества. Массовая доля растворенного вещества В (символ ωВ, безразмерная величина) – равна отношению массы растворенного вещества В (mB) к массе раствора (mp): ( 5.1.) Умножая массовую долю на сто, получают массовый процент растворенного вещества (В), называемый часто процентной концентрацией, хотя термин «процентная концентрация» не рекомендован к использованию. Масса раствора и объем связаны между собой соотношением: m = ρ∙V, (5.2.) где: m – масса раствора; V – объём раствора; ρ – плотность раствора. Отметим, что для приближенных расчётов плотность воды при температурах, не сильно отличающихся от 25оС, принимают равной 1 г/см3. Пример 5.1. Найти массу хлорида натрия и воды, содержащиеся в 300г раствора поваренной соли с массовой долей 0,06. Решение. Массовая доля 0,06 означает, что в 100г раствора содержится 6г NaCl. Следовательно: в 100г раствора содержится 6г NaCl, а в 300г “ “ “ х г “ . Масса раствора равна сумме массы растворителя и растворенного вещества, следовательно, масса растворителя равна разности масс раствора и растворенного вещества 300 - 18 = 282г H2O. Пример 5.2. Какой объем воды потребуется для приготовления раствора сульфата натрия с массовой долей 0,01 исходя из 15г соли? Решение. Массовая доля соли равная 0,01 означает, что в 100г раствора содержится 1г растворенного вещества. 1г Na2SO4 содержится в 100г раствора 15г “ “ “ х г “ “ Масса раствора равна сумме массы растворителя и растворенного вещества, следовательно, масса растворителя равна разности масс раствора и растворенного вещества 1500 -15 = 1485г. Плотность воды принимаем ρ=1 г/см3, и, следовательно, объем воды численно равен её массе и составляет 1485 см3. Пример 5.3. Найти массы кристаллогидрата пентагидрата сульфата меди (медный купорос, CuSO4.5Н2О) и воды, необходимые для приготовления 400г 5 % раствора. Решение. Концентрация 5% означает, что в 100г раствора содержится 5г безводной соли, т.е. сульфата меди CuSO4 (концентрация всегда выражает содержание безводной соли). Следовательно, источником части воды, входящей в состав раствора будет кристаллогидрат CuSO4.5Н2О. Найдем массу безводной соли, используя пропорцию: 100г раствора содержат 5г CuSO4 400г “ “ x г “ . Найдём массу кристаллогидрата, соответствующую 20г безводной соли, исходя из молярных масс CuSO4.5Н2О (М=250 г/моль) и CuSO4 (М=160 г/моль): 160г CuSO4 содержатся в 250г CuSO4.5Н2О 20г “ “ x г “ Следовательно, для приготовления 400г 5 % раствора CuSO4, необходимо взять 31,25г CuSO4.5Н2О и 400 – 31,25 = 368,75г воды. При этом в 400г раствора будет содержаться 20г CuSO4 и 380г воды. Пример 5.4. Найти массовую долю хлороводорода в растворе, полученном смешением 100 мл 5 % (ρ=1,023 г/см3) и 200 мл 20 % (ρ=1,098 г/см3) соляной кислоты. Решение. Найдём массы исходных растворов: m5%=100.1,023=102,3г; m10%=200.1,098=219,6г. Масса раствора после смешения составит: m=102,3+219,6=321,9г. Найдём массы HCl, содержащиеся в исходных растворах по формуле: mHCl=mр-р.ω. m=102,3.0,05=5,115г; m=219,6.0,20=43,92г. Масса хлороводорода в растворе после смешения составит: m= 5,115 + 43,92 = 49,035г, а массовая доля HCl будет: Пример 5.5. В результате упаривания 500г 2 % раствора сульфата натрия получено 300г раствора. Найти массовую долю растворённого вещества в полученном растворе. Решение. В процессе упаривания из раствора улетучивалась вода, т.к. сульфат натрия практически не летуч. Следовательно, масса растворённого вещества не изменилась и составляет 500.0,02=10г Na2SO4. Массовая доля сульфата натрия в растворе после упаривания составит: . Пример 5.6. Какой объём 98 % серной кислоты (ρ=1,8365 г/см3) и воды потребуется для приготовления 1л 5 % раствора (ρ=1,0315 г/см3)? Решение. Найдём массу 1л 5 % раствора: m=1000.1,0315=1031,5г. Масса серной кислоты в 5 % растворе составит: m=1031,5.0,05=51,55г. Найдём массу 98% раствора, в которой содержится 65,75г серной кислоты: 100г 98 % раствора содержат 98г Н2SO4 х г “ “ “ 51,55г “ . Объём 98 % раствора составит: Определим массу воды, необходимую для приготовления раствора: m=1031,5 – 52,6 =978,9г. Принимая плотность воды равной 1,0 г/см3, получим объём воды, необходимый для приготовления 1л 5 % раствора, равный 978,9 мл. Пример 5.7. Какой объём 2% соляной кислоты (ρ=1,008 г/см3) потребуется для получения 0,2866г хлорида серебра в результате реакции с раствором нитрата серебра? Решение. Из уравнения реакции HCl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3 следует, что для получения 143,5г AgCl необходимо 36,5г HCl “ 0,2666г “ “ х г “ . В 100г раствора содержится 2г HCl “ x г “ “ 0,0678г HCl . Объём 2% раствора соляной кислоты, необходимый для реакции, составит: . Контрольные вопросы и задачи
5.1. Сколько граммов серной кислоты содержится в 500г 10 % раствора? Ответ: 50г. 5.2. Какой объём воды необходим для приготовления 200г 5 % раствора хлорида калия? Ответ:190 см3. 5.3. Сколько граммов железного купороса (гептагидрат сульфата железа FeSO4 .7Н2О) необходимо для приготовления 600г 8 % раствора? Ответ: 87,8г. 5.4.H2SO4 в растворе, полученном смешением 50 мл 6 % (ρ=1,038 г/см3) и 250 мл 18 % (ρ=1,124 г/см3) серной кислоты. Ответ: 0,16. 5.5. Найти массовую долю хлорида в растворе, полученном растворением 2г KCl в 300 см3 5 % раствора хлорида калия (ρ=1,030 г/см3). Ответ: 0,108. 5.6. Какие объёмы 50 % азотной кислоты (ρ=1,310 г/см3) и воды необходимо смешать для получения 1/2 л 10 % раствора HNO3 (ρ=1,054 г/см3)? Ответ: 80,5 мл 50 % HNO3 и 421,6 мл Н2О. 5.7. Какой объём 10% HNO3 (ρ=1,054 г/см3) потребуется для растворения 10г карбоната кальция? Ответ: 119,5 мл.
Основной курс Введение
Химия относится к естественным наукам. Предметом изучения химии является состав, свойства и структура веществ, законы превращения одних веществ в другие. Химия _ это наука о взаимных превращениях веществ. Химия играет важнейшую роль в жизни человечества. Производство химических удобрений, средств защиты растений и животных позволило решить проблему производства продуктов питания. Создание и производство синтетических лекарственных препаратов позволило резко сократить смертность и увеличить среднюю продолжительность жизни человека. Создание и производство искусственных и синтетических волокон и пленок решило проблему одежды и обуви. Прогресс всех отраслей техники основан, прежде всего, на создании химической наукой материалов с особыми свойствами. Отсюда вытекает важность изучения химии для современного специалиста в любой области техники.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.007 с.) |