Понятие «управления» - структурно-содержательный и процессуально-содержательный аспект. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «управления» - структурно-содержательный и процессуально-содержательный аспект.



Понятие «управления» - структурно-содержательный и процессуально-содержательный аспект.

Управление – это целенаправленное воздействие на деятельность человека, для обеспечения необходимого состояния объекта управления.

Структурно-содержательный аспект управления – это реализация основных управленческих функций, которые взаимодействуют между собой.

(Прогнозирование, планирование; Организация; Мотивирование; Контроль; РЕГУЛИРОВАНИЕ, КООРДИНАЦИЯ).

Процессуально-содержательный аспект управления:

(Целеполагание—Анализ ситуации—Определение проблемы—Решение проблемы)

Процесс управления – осуществляемая во времени последовательность действий, объединенных в определенную структуру людей, направленных на достижение поставленных целей.

Содержание понятия «теория управления», цели, функции, предмет и метод науки.

Теория управления – это совокупность знаний о законах и закономерностях, методах и методологиях, осуществляемых управленческой деятельности.

Предметом управления являются управленческие отношения, в которых одновременно проявляются политические, экономические и социальные интересы, а также тенденция развития практики управления.

Функция управления – это объективно обусловленный вид управляемой деятельности, являющийся содержательным компонентом процесса управления.

Функции управления:

Прогнозирование и планирование;

Организация;

Координация и регулирование;

Мотивация;

Контроль.

Метод – способ воздействия на объект науки.

Основные категории теории управления и краткая характеристика.

Субъект управления – управляющая подсистема, воздействующая на другие элементы системы управления, имеющая на это полномочия.

Объект управления – управляемая подсистема, воспринимающая управленческие воздействия от управляющей подсистемы.

Объект и Субъект управления соотносятся, как целое к части.

Система управления – это совокупность субъекта и объекта обладающих определенными функциями и полномочиями необходимыми для управленческого воздействия.

Методы управления – это способы выполнения различных функций для осуществления воздействий, различающихся характером выполнения.

Механизм управления – это совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей.

Этапы становления теории управления.

1.Философские и исторические основы ТУ.

2. Концептуальные основы ТУ

3. Теоретические основы ТУ.

4. Методологические основы ТУ.

5. Теоретические основы механизма ТУ.

6. Методологические основы оценки эф-ти ТУ.

Характеристика управленческих революций.

1. В результате первой революции менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в профессиональное занятие. (Египет и Шумер)

2. Вторая революция в области менеджмента создала административный менеджмент и связана с именем Вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Знаменитый «свод законов» Хаммурапи содержит 285 законов управления государством – это ценный этап в истории менеджмента. Суть второй революции в менеджменте заключается в появлении светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, в появлении первых ростков лидерского стиля.

3. Царь Новуходоноссор II (605-562 гг. до н.э.) являлся автором проектов не только Вавилонской башни и висячих садов, но и системы производственного контроля. Появились бумажные деньги в Китае, ткацкое дело в Италии, банковская система в Англии. Развивались различные методы управления. Все это характеризует третью управленческую революцию в менеджменте.

4. Четвертая революция (XVII – XVIII веков) оказала огромное влияние на теорию и практику управления. Появилась новая, распыленная форма собственности – у одного капитала несколько собственников. Вместо единственного руководителя – собственника появилось несколько наемных менеджеров – несобственников. Произошло отделение управления от производства, менеджмент набрал самостоятельную экономическую силу. Рос объем производства, расширились банковские операции, возник маркетинг. Управление стало требовать специальных навыков, знаний и умений.

5. Во время 5 революция (До начала ХХ) были открыты первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей. Появился класс профессиональных менеджеров.

6. Шестую управленческую революцию назвали молчаливой, в середине 70-х годов менеджерский бум оканчивается. Сейчас идет формирование новой управленческой парадигмы.

 

 

Научные основы управления, заложенные Ф. Тейлором.

Научные основы управления были заложены в 1900-1920 гг. американским инженером Ф. Тейлором. Фундаментальные знания научного управления он построил на 4 ключевых элементах:

-Нормирование труда;

-Сроки выполнения;

-Правильная расстановка сил;

-Справедливое вознаграждение за конечный результат.

Многие его идеи развиваются и поныне, хотя все больше идей становится спорным.

 

Роль А. Файоля в развитии теории управления.

Анри Файоль считался основателем классической административной школы управления. Его важными научными выводами была концепция непрерывности управленческого процесса с четырьмя основными функциями:

-Планирование;

-Организация;

-Координация;

-Контроль.

В своих трудах он сформулировал 14 принципов менеджмента:

 

 

Школа поведенческих отношений Д. Макгрегора.

К школе человеческого фактора относятся крупные исследования социолога Дугласа Макгрегора. Он описал два представления о поведении подчиненных с точки зрения его оценки руководителем. Одно представление он назвал теорией Х, другое – теориейУ.

Теория Х предполагает, что подчиненные по своей природе пассивны, стремятся всякими путями уклониться от своей работы. Исходя из этого, руководители должны принуждать людей работать, требовать от них четкого исполнения обязанностей и контролировать их работу.

Согласно теории У, подчиненные будут хорошо работать, если они удовлетворены не только своим заработком, но и своим местом и ролью в трудовом процессе.

 

 

Характеристика основных научных подходов в управлении.

С начала 60х г. ХХ века началось широкое применение количественных методов, сгруппированных под общим названием «исследование операций».

Идеи количественного подхода распространялись на изучение ряда функций менеджмента и позволили количественно описать ряд закономерностей.

C начала 70х г. начал развиваться системный подход в теории управления. Определив общие принципы управления в любых системах, можно ориентировочно предположить, как будет работать данная система. Подход от общего к частному широко используется в научных исследованиях, в том числе при исследовании систем управления.

С начала 80х годов сформировался ситуационный подход. Суть его заключается в том, что выявляются и учитываются ситуационные, зависящие от конкретной ситуации переменные окружающей среды. Определяет, что решения в управленческих системах принимаются на основе изучения возможно большего числа факторов.

 

 

Функциональное разделение управленческого труда.

Основные функции управления – это такие виды деятельности, которые отражают в своей совокупности содержание и реальность воздействия на объект управления. Можно сформулировать следующее определение:

функция управления – объективно обусловленный вид управленческой деятельности, являющийся содержательным компонентом процесса управления.

Функции управления занимают определенное место в структуре управленческих отношений, к которым относятся: субъект и объект управления, законы и принципы управления. Комбинация функций управления находится в центре системы управления.

Понятие закономерностей в управлении.

Закономерности управления

Закономерность – это часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений. Например, связь качества преподавания и качества обучения.

В настоящее время в работе Э.М.Короткова представлены основные закономерности управления.

1. Закономерность интеграции.

Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления.

2. Закономерность иерархии управления.

3. Закономерности необходимой централизации.

Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий.

4. Закономерность человеческого фактора управления.

5. Закономерность реализации управленческих решений.

6. Закономерность управляемости организации.

Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей.

7.Закономерность ресурсообеспечения управления.

8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления.

Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

9. Закономерность информационного обеспечения управления.

 

 

Сущность лидерства

Лидерство - это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Выделяют формальное (влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности) и неформальное лидерство (процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы).

Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются: видение ситуации в целом; способность к коммуникациям; доверие сотрудников; гибкость при принятии решений. Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей, по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

 

 

Затраты на управление

Затраты орг-и - величина ресурсов, исп-х в опр. целях, выраженная в деньгах.

В этом опред-ии присутствуют 3 важн. положения:

1. Затраты опред-ся кол-ым и кач-ым использ-ем ресурсов.

2. Величина использ-ых ресурсов представлена в денеж. выраж-ии

3. Опред-ие затрат всегда соотн-ся с конкрт. Целями и задачами

Виды затрат: по хар-ру: произв/непроизв.; по назначению: осн/накладные; по отношению к объему пр-ва: пост/перем. и т.д. Непроизв. затраты - расходы, связанные с функциями У, кот. по своему хар-ру, назначению и роли отличаются от произв-х функций. (админ-упр расходы, расходы по техн. У, по произ. У, на подбор, подготовку, обучение руководителей, содержание аппарата У произ. подразделений

Понятие «управления» - структурно-содержательный и процессуально-содержательный аспект.

Управление – это целенаправленное воздействие на деятельность человека, для обеспечения необходимого состояния объекта управления.

Структурно-содержательный аспект управления – это реализация основных управленческих функций, которые взаимодействуют между собой.

(Прогнозирование, планирование; Организация; Мотивирование; Контроль; РЕГУЛИРОВАНИЕ, КООРДИНАЦИЯ).

Процессуально-содержательный аспект управления:

(Целеполагание—Анализ ситуации—Определение проблемы—Решение проблемы)

Процесс управления – осуществляемая во времени последовательность действий, объединенных в определенную структуру людей, направленных на достижение поставленных целей.

Содержание понятия «теория управления», цели, функции, предмет и метод науки.

Теория управления – это совокупность знаний о законах и закономерностях, методах и методологиях, осуществляемых управленческой деятельности.

Предметом управления являются управленческие отношения, в которых одновременно проявляются политические, экономические и социальные интересы, а также тенденция развития практики управления.

Функция управления – это объективно обусловленный вид управляемой деятельности, являющийся содержательным компонентом процесса управления.

Функции управления:

Прогнозирование и планирование;

Организация;

Координация и регулирование;

Мотивация;

Контроль.

Метод – способ воздействия на объект науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.032 с.)