Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Основные направления социально-экономического развития Российской федерации(2000-2011гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Основные направления социально-экономического развития Российской федерации(2000-2011гг.)



Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е годы, хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались учеными, уже начиная с 1960-1970-х годов.

Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.

Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Иными словами, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности — политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в мировой экономике XXI в., придавая мощный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений.

Во-первых, глобализация вызвана объективными факторами мирового развития, углублением международного разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и средств связи, сокращающим так называемое экономическое расстояние между странами. Позволяя получать необходимую информацию из любой точки планеты в реальном режиме времени и быстро принимать решения, современные системы телекоммуникаций беспрецедентно облегчают организацию международного инвестирования капиталов, кооперирования производства и маркетинга. В условиях информационного интегрирования мира намного ускоряется передача технологий и заимствование иностранного опыта хозяйствования. Складываются предпосылки для глобализации таких процессов, которые до сих пор оставались локальными по самой своей природе, например, получение высшего образования вдали от лучших учебных центров мира.

Второй источник глобализациилиберализация торговли и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной. В результате были существенно снижены тарифы, устранены многие иные барьеры в торговле товарами и услугами. Другие либерализационные меры привели к усилению движения капитала и остальных факторов производства.

Третьим источником иитернационализационного процесса и одним из основных источников глобализации стал феномен транснационализации, в рамках которой определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода страны зависит от решений международных центров за пределами данного государства. В качестве ведущих сил здесь выступают транснациональные компании (ТНК), которые сами являются одновременно и результатом, и главными действующими лицами интернационализации.

Глобализация сказывается на экономике всех стран. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы,инвестиции, технологии и их распространение из одних стран в другие. Все это в конечном итоге отражается на эффективности производства, производительности труда и конкурентоспособности. Именно глобализация вызвала обострение международной конкуренции.

Глобализация мировой политики - это противоречивый процесс становления единства в многообразии современного мира, исторический процесс, означающий фундаментальное изменение политической практики современной цивилизации. Наряду с расширением, сжатием и ускорением политических процессов происходит стирание различий между локальным и глобальным таким образом, что вопросы внутренней политики становятся интернационализированными, а всемирные политические процессы -локализованными. Тем самым глобализация бросает вызов одномерному и ортодоксальному видению системы международных отношений, которое оперирует исключительно терминами геополитики, в большинстве своем заимствованными из военных «стратегем» начала прошлого века, и борьбы за монопольное лидерство на «мировой шахматной доске».

2. Сегодня на авансцене мировой политики появились новые факторы, деятельность которых носит транснациональный характер. При этом, во-первых, необычайно усложняются отношения между этими разнородными акторами; во-вторых, растут их возможности оказывать воздействие на всю международную систему в своих интересах. В данной связи все более значимым представляется вопрос о формировании эффективной системы глобального политического регулирования, наделенной соответствующим объемом полномочий и легитимности.

3. В настоящее время процесс глобального регулирования отличается географической несбалансированностью. Доминирующую роль в его осуществлении играют страны Большой восьмерки, а участие других государств в этом процессе является нерегулярным. В данной связи наиболее перспективной формой управления политическими процессами представляется глобальное сотрудничество, когда решения по поводу глобальных проблем могут приниматься не в рамках подходов, навязанных могущественными субъектами мировой политики, а путем конструктивного и воплощаемого в жизнь диалога всех заинтересованных сторон. При этом особо значимым представляется проект космополитической демократии, авторы которого предполагают усилить демократизацию глобального управления, подчинить его целям глобальной социальной справедливости.

4. Глобализация ведет к серьезным изменениям в политической сфере, которые непосредственно затрагивают, хотя и в разной степени, всех членов мирового сообщества. При этом нынешней эволюции международных отношений свойственны следующие основные тенденции: 1) политическое доминирование в мире западных стран, что позволяет говорить об асимметричном характере политической глобализации; 2) активизация, наряду с усилением процесса глобализации, регионализации, локализации и фрагментации политической жизни.

Ослабление некоторых национальных государств в условиях глобализации мировой политики, изменение их функций, невозможность в ряде случаев гарантировать безопасность собственных граждан влечет за собой усиление неопределенности в международных отношениях, провоцирует развитие затяжных конфликтов.

5. Современный миропорядок многополярен, он структурирован несколькими центрами силы, пытающимися диктовать - хотя и в разной степени - политические решения всему мировому сообществу, в силу чего в нем постоянно возникают неравновесные, турбулентные эффекты. Немалый вклад в процесс строительства нового международного порядка способна внести Россия.

Глобализация как направление культурогенеза затрагивает, главным образом, социальный микроуровень, структурированный на генезис отдельных культурных форм, социокультурных систем и генезис этнокультурных систем. Генезис культурных форм: вещей, символов, знаний, норм и т.д., стимулированный глобализационными процессами, расширяет поле массовой культуры, актуализирует пространство взаимодействия локальных культур, вводит систему новых коннотатов – производных процесса информатизации и технологизации жизнедеятельности общества. Культурогенез, обусловленный появлением новых информационных технологий, протекает неравномерно: культурный разрыв намечается не только между развитыми и отсталыми странами, являющимися рынком сбыта продуктов культурной индустрии и пассивно разделяющими или, напротив, их системы ценностей, но и между центром и периферией, поскольку глобализация культурного пространства затрагивает, в основном, мегаполисы, опосредовано влияя на периферию. Генезис социокультурных систем в настоящее время определяется формированием глобального сообщества, или «мирового общества», по У. Беку, т.е. формирующегося в процессе коммуникации социального пространства, чрезвычайно подвижного и неустойчивого, с размытой идентичностью и системой ценностей – с одной стороны. С другой – возникновением многочисленных субкультур, легитимируемых политикой культурного плюрализма, имеющего наряду с положительными чертами массу негативных последствий, выражающихся, к примеру, в потере целостности, дроблении культурного пространства на множество фрагментов его составляющих. И, наконец, генезис этнокультурных форм, локальных культур в условиях глобализации – это момент их коренного преобразования или нивелирования, закономерно порождающий антиглобалистские волнения. Столкновение интересов по признаку культурных различий С. Хантингтон определил как «столкновение цивилизаций». Б.С. Ерасов, уточняя мысль американского политолога, считает, что в данном случае приходится констатировать столкновение не столько цивилизаций, сколько этнических общностей, обращающихся к цивилизационной символике и связям. Проблема снятия, ликвидации напряженности между локальными культурами вызвала необходимость создания определенных теоретических моделей, механизмов взаимодействия, в виде глокализации, мультикультурализма, коммунитаризма и т.д. Соответственно, возникновение эндогенных факторов генезиса отдельной культурной системы в настоящее время является в большей степени «ответом» на «вызов» внешней среды, нежели органичным этапом перехода культурной системы в качественно иное состояние.

Миграция – один из основных способов распространения культурных форм за пределами ареала их происхождения. Примеры миграций, изменивших культурный облик, этнический состав населения регионов, многочисленны: великое переселение народов в IV-IX вв. н.э., перекроившее этническую карту и предопределившее ход истории Европы, Северной Африки и Азии; несколько ранее - перемещения скифских племен с Северного Причерноморья в VIII- VII вв. до н.э. на Кавказ и позднее - массовые миграции сарматских и аланских этнических образований, осуществлявшиеся в том же направлении; перемещение тюркских племен в Центральную и Среднюю Азию, Южную Сибирь во второй половине I тыс. н.э.; длившаяся в течение трех веков, начиная с Нового времени, эмиграция из стран Западной Европы в Америку, Австралию и Новую Зеландию и т.д.

 

Особенности "догоняющего" развития отечественной экономики:

1. Экономическое развитие России на протяжении почти двух столетий имеет общие с развитием других стран природу, цели и содержание. Советская экономическая система стала мощным механизмом накопления вещественного капитала страны, отделения труда от собственности. Ее материально- техническая составляющая была адекватна материально-техническому базису раннего и зрелого индустриализма, а начало ее кризиса в конце 60-х гг. совпадает с переходом мировой экономики к позднему индустриализму.

2. Под воздействием внутренних противоречий и проводиммых реформ сама советская экономическая система развивалась в сторону рыночных хозяйственных отношений. Экономическую систему, сложившуюся к началу 80-х гг. нельзя однозначно трактовать как нерыночную, хотя она существенно отличается от системы рыночных отношений развитых стран. Итогом экономической модернизации в СССР к началу пятой волны реформ стало образование гибридного типа рынка- специфическая система хозяйствования, которая была основана на диформировании рыночных механизмов "бюрократического рынка" (система горизонтальных и вертикальных торгов в процессе принятия и выполнения плановых заданий).Логика экономического развития подрывала материально-техническую базу советской экономической системы и вела к модернизации основных черт ее хозяйственного механизма в направлении перемещения центра принятия экономических решений на более низкие уровни иерархии централизованного управления (к министерствам, ведомствам).

 

В 1990-е годы уровень налогообложения в России был завышенным и неприемлемым для фирм и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства в те годы, предприятия продолжали массово и успешно уклоняться от налогов. В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост.

В октябре 2001 года В. В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.

Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям.

Объём ВВП в 2005 году составил 21 665,0 млрд руб. и увеличился на 6,4 % по сравнению с предыдущим годом. Прирост промышленного производства в 2005 году составил 4,0 %, оборот розничной торговли — 12,0 %, инвестиций в основной капитал — 10,5 %, грузооборота транспорта — 2,6 %. Индекс потрбительских цен составил 10,9 %, дефлятор ВВП — 18,8 %. Внешнеторговый оборот в 2005 году составил $370,4 млрд. Сальдо торгового баланса — $120,1 млрд.

Объём российского ВВП в 2006 году составил, по предварительным данным, 26 621 млрд рублей, или $979,1 млрд по средневзвешенному курсу за год (год назад — $763,2 млрд), что в реальном выражении на 6,7 % больше. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой службой в федеральный бюджет в 2006, составили 3000,7 млрд руб. (рост на 19,7 % по сравнению с 2005). Российский золотовалютный резерв установил очередной рекорд — по состоянию на 5 января 2007 года золотовалютные резервы центрального банка составляли $303,9 млрд. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии. Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были окончательно утверждены в следующем размере: расходы в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, доходы в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей. Официальная инфляция составила 9 %.

В 2007 году темпы роста российской экономики (8 %) оказались самыми высокими за последние годы. По итогам этого года Россия вошла в 7-ку крупнейших экономик мира, оставив позади Италию и Францию, а также вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.

Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009 года международные резервы Центрального банка составляли $412,6 млрд. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял $569 млрд, этот показатель снизился на 27,5 %. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9 %, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире, в то же время показав лучшую динамику, чем несколько стран бывшего СССР. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве.

В 2009 валовой внутренний продукт (ВВП) России оценивался в 2 109 млрд дол. Аналогичный ВВП имеют Великобритания (2 281 млрд долл.), Франция (2 097 млрд долл.) и Бразилия (2 030 млрд долл.). ВВП на душу населения России — 14 900 дол., В Соединенном Королевстве — 35 900, Франции — 33 100, в Бразилии — 10 600 долл. Осенью 1999 внешний долг России (включая долг СССР) достиг 160 млрд долл., и по этому показателю она вышла на первое место в мире, но этот долг был фактически полностью ликвидирован в 2005—2007 гг..

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,0 %, Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП по ППС.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.014 с.)