Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая русская революция 1905-1907 гг: причины, характер. Изменение политич. Системы России: создание политических партий; государственная дума.

Поиск

Причины революции: экономич.кризис 1900-1903 гг, депрессия, русско-японская война обострили проблемы: малоземелье крестьян, аграрное перенаселение, низкая зп, отсутствие гарантий свобод и прав. Следствие – бунты, недовольство, волнения.

По своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, т.к. она ставила задачи бурж.-демокр. преобразования страны. Руководящей силой был пролетариат, и полит. стачка явилась осн. средством револ. борьбы. Это была народная революция. 3 января 1905 – стачка на Путиловском заводе в Петербурге. Рабочие потребовали повышения з/п, отмены обяз. сверхурочных работ, 8-ми часового рабочего дня. Решили устроить мирное шествие к царю для подачи петиции о нуждах рабочих. По настоянию социал-демократов были включены и полит.требования: амнистия полит. заключенным, неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний и др. Власти были заранее осведомлены о готовившемся шествии. Утром 9 января 140-тысячная толпа двинулась к Зимнему дворцу. Раздалась команда открыть огонь. Расстрел в столице всколыхнул всю страну, стала нарастать волна забастовок, полит. митингов, демонстраций. Апогей - в октябре-декабре 1905 г., центр событий переместился в Москву. Стачка на Московско-Казанской железной дороге. Встали заводы, фабрики, железные дороги, закрылись магазины, перестали выходить газеты. На улицах – огромные митинги, демонстрации с требованием политических свобод, установления республики, созыва Учредительного собрания. Смута показала властям, что пришло время перемен. 17 октября 1905 года появился Манифест, даровавший России общественные свободы – неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов – и законодательную Думу. Власть исполн., правительственная, оставалась в руках царя. 3 ноября было объявлено об отмене выкуп. платежей с крестьян с 1907 года. Нововведение не удовлетворило потребностей радикалов, и в декабре 1905 г. в Москве вспыхнули столкновения, забастовка переросла в вооруженное восстание. Городские власти были блокированы повстанцами, но из Петербурга прибыл гвардейский Семеновский полк, который и подавил восстание.

Итоги: соц. и полит. строй обновился: исчезла цензура, появились представительство, партии, профсоюзы. Заметно улучшилось пол-е народа: крестьяне перестали платить выкупные платежи, выросла заработная плата промышл. рабочих, рабочий день сократился до 9-10 часов.

Весна 1906 года – выборы в 1 Государственную Думу. Стала оппозиционной правительству, вошли Социал-демократы, кадеты, представители «Трудовой группы». Важнейший вопрос – аграрный. Правительство отвергло требования Думы. Дума приняла решение о недоверии правительству. 8 июля царь распустил Думу. Февраль 1907 года – выборы во 2 Гос. Думу (трудовики, кадеты, социал-демократы, октябристы). Главный вопрос – аграрный. 3 июня - роспуск Думы. Партии: Меньшевики (демократическая революция - буржуазное развитие – Россия стане капитал.страной), Большевики (цель - социалистический переворот, социально - демокр. диктатура раб. класса и крестьян, пролетарии объединяются с крестьянами, национализация земли), Эсеры(Установление широкой демократии: республиканского строя со всеобщими выборами, с широкой автономией народов, областей и общин, террор - крайнее средство), Кадеты (цель – введение демокр. конституции, выступают за разделение властей), Октябристы (за конст. монархию с Гос. Думой. Считали необходимыми реформы, обеспечивающие свободу буржуазному предпринимательству, свобода промышленности, торговли, печати, покупка земли, собственности и т.п.).

31. «Серебряный век» русской культуры(начало ХХв): основные направления в литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре.

В начале XX в. наблюдался подъем в области образования: росло число-учебных заведений, активизировалась деятельность учительства, преподавателей высших учебных заведений. Активно развивалось издательское дело. Отечественная наука обогатилась рядом достижений мирового значения (работы К. А. Тимирязева, И. П. Павлова, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, Н. И. Жуковского, К. Э. Циолковского, А. С. Попова и др.). Значительный шаг вперед был сделан и в таких областях знаний, как геология, география, металлургия, военное дело, а также философия, история и т. д.

Конец XIX — начало XX в. — “серебряный век” российской культуры, время расцвета религиозно-философской мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Трубецкой, К. Н. Леонтьев и др.). Идет поиск новых форм в литературе, искусстве. В литературе наряду с традиционным, реалистическим направлением появились и другие — символизм, имажинизм, футуризм и т. д. Литература поднимает проблемы нравственного развития человека, настоящего и будущего России (произведения Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, В. В. Маяковского, В. Хлебникова и др.). Создаются объединения художников (“Союз русских художников”, “Мир искусства”, “Голубая роза” и др.). Идут поиски новых решений и форм в архитектуре и скульптуре. Музыкальное искусство было представлено творчеством А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова, С. И. Танеева и др. Период расцвета переживали драматический театр и балет. “Русские сезоны”, начиная с 1907 г. проводившиеся в Париже С. П. Дягилевым, стали триумфом русской культуры. Искусство развивалось при содействии предпринимателей-меценатов (С. Т. Морозова, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова и др.). Культура России начала XX в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями, пополнившими сокровищницу мировой культуры. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски, трудности, как прогрессивные, так и кризисные явления.

Поэты Серебряного века стремились преодолеть также и попытки второй половины XIX века объяснять поведение человека социальными условиями, средой и продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле. Поэты Серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы. Например, один из ярчайших творцов Серебряного века, Осип Мандельштам писал, что идея прогресса — «самый отвратительный вид школьного невежества». А Александр Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя». Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Это погружение привело к культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и его искусства). И почти всегда в связи с этим поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили.

 

32. Реформы П.А. Столыпина: характер, содержание, итоги.

В российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов. В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром.

На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского,изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов.

24 августа 1906 он опубл. правительственную программу. 2 части: В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезв. мер и объявление в некоторых районах империи военного положения с введ. там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно начать аграрную реформу.

9 ноября 1906 – указ, разрешающий крестьянам свободный выход из общины с землей. Указ поощрял образование отрубного (участок, выдел. в единоличную крест. собств-ть без переноса усадьбы) и хуторского (обособленная крестьянская усадьба на земельном участке индивидуального владения) крестьянского хозяйства, не посягая при этом на помещичье землевладение. Столыпин считал, что совместная жизнь крестьян в деревнях облегчает работу революционерам. Укрепленную землю можно было продать и купить. После продажи, крестьянин мог получить ссуду и отправиться в Сибирь, где им на льготных условиях давали землю, инвентарь, семена. Переселение в Сибирь приняло массовый характер, но многие крестьяне не смогли закрепиться там и вернулись разоренными. Соц. смысл аграрной реформы - заполнить существов. в России соц. вакуум – создать широкий слой мелких буржуазных собственников (фактор полит. стабильности общества).

Однако в реальной жизни из общины выходили в основном зажит. крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить свое пол-е за счет продажи земли. Тем не менее за 7 лет активного проведения реформы б. достигнуты заметные успехи в росте с/х произв-ва: посевные площади возросли, на треть увеличился хлебный экспорт, удвоилось кол-во примен. минер. удобрений, возросли закупки крестьянами с/х машин. Реформа встретила сопротивление значительной части крестьянства, особенно среднего, боявшихся, что реформа принесет им разорение.

Реформа способствовала буржуазной перестройке с/х и разложению крестьянства, но ликвидировать аграрное перенаселение по-настоящему она так и не смогла. После смерти Столыпина в 1911 г. преобразования замедлились.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.14 (0.008 с.)