ТОП 10:

Основные подходы антиинфляционной политики



Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Второй подход – это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовый Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.

Начиная с 60-х годов правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели.

Антиинфляционная политика

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

1). Косвенные методы

1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

2). Прямые методы

1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым – денежной массы;

2. Государственное регулирование цен;

3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

3). Первоочередные антиинфляционные методы

Сбивать темпы инфляции – значит, сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов:

а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг;

б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам;

7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности.

Формирования уровня рыночных процентных ставок

При формировании рыночного уровня ссудного процента на отклонение его величины от средней нормы прибыли воздействуют как макроэкономические, так и частные факторы, лежащие в основе проведения процентной политики отдельных кредиторов.

Макроэкономические факторы

1. Соотношение спроса и предложения заемных средств, которое в условиях свободной экономики уравновешивается нормой процента. Если спрос на заемные средства падает, как это происходит в условиях экономического спада, а предложение ресурсов остается неизменным, процентные ставки снижаются. Обратная тенденция возникает, например, в случае снижения объемов кредитования экономики со стороны Банка России: предложение заемных средств сокращается, что при неизменном спросе вызывает рост уровня процентных ставок.

2. Уровень развития денежных рынков и рынков ценных бумаг. Важнейшие параметры рынка ценных бумаг и денежного рынка находятся в прямой зависимости друг от друга. При росте доходности по операциям с ценными бумагами финансовые институты вынуждены соответствующим образом корректировать ставки.

3. Международная миграция капиталов, состояние национальных валют, состояние платежного баланса. Платежный баланс характеризует сальдо торговых, неторговых операций и движения капитала. Приток или отток денежных средств по этим статьям платежного баланса влияет на объем и структуру денежной массы, состояние рынков, психологические ожидания. В результате происходит движение процентных ставок, аккумулирующих влияние указанных факторов.

4. Фактор риска присущ любой кредитной сделке. Характер и уровень рисков меняются в зависимости от конкретных операций, но если внутренние риски поддаются большей минимизации, то внешние риски часто не поддаются управлению. Они учитываются при формировании уровня процентных ставок прежде всего по международным операциям.

5. Денежно-кредитная политика Банка России. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются учетная политика Банка России, регулирование обязательной нормы банковского резервирования и операции на открытом рынке. Посредством использования указанных инструментов регулируются объем денежной массы в обращении и соответственно уровень рыночных процентных ставок.

6. Инфляционное обесценение денег(инфляционные ожидания) – существенный фактор, влияющий на уровень процентных ставок. Снижение покупательной способности денег за период пользования ссудой или обращения ценной бумаги приводит к уменьшению реального размера заемных средств, возвращаемых кредитору. Компенсировать такое уменьшение кредитор стремится посредством увеличения размера платы за кредит.

7. Налогообложение. Система налогообложения влияет на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Меняя порядок взимания налогов, ставки налогообложения, применяя систему льгот, государство стимулирует определенные экономические процессы. Эта система справедлива и для денежно-кредитного рынка.

Частные факторыопределяются конкретными условиями деятельности кредитора, его положением на рынке кредитных ресурсов, характером операций и степенью риска. Кроме того, имеет свои особенности формирование уровня отдельных форм ссудного процента.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.006 с.)