Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этноспихология в контексте философии традиционализма (Р. Генон, М. Элиаде, Ю. Эвола, А. Дугин)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиционали́зм — мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит вышеразума[1]; или контрреволюционные[2] консервативно-реакционные идеи, представляющие собой идеологически оформленную защитную реакцию на отклонение культуры и социума от некоей идеализированной социокультурной модели, представляющей собою общий устойчивый порядок[3]. В философии француза Рене Генона традиционализм нашел отражение в идее Центра Мира, которую он активно развивал. Для начала, Ш в лекциях говорил что: «Типологический образ – плод центростремительного движения души, которое интуитивно тянется к смысловому сосредоточению и проектирует себя в соответствии с ним. Этическая традиция – центростремительный проект – процесс становления идеального в реальном. Теперь подробнее о Центре Мира. «Центр есть, прежде всего, начало, исходная точка всех вещей, точка первопричины, без формы и размеров, стало быть, неделимая, а следовательно, единственно возможное изображение изначально Единого» Данная идея ярко иллюстрируется кружочком с точкой посередине, изображенном на рис. 1.
Элиаде. ‘Крипторелигиозность’ (англ. «crip»-больной, увеченный. Подсознательно присущая каждому человеку) — занимает важное место в творчестве Элиаде Прояснение неизбывности ее существования (даже в условиях активности показного атеизма и безбожия), ее связь с мифологией и культурой — выступили пафосом многих работ Элиаде. Соотношение сакрального и профанного в контексте реальности как ‘господствующего’, так и ‘преодолеваемого’ времени — очертили и иное проблемное поле ряда исследований Элиаде. Мифологическое время (в границах которого действуют боги и осуществляются мифы), сакрально и циклично, оно сохраняется и ретранслируется лишь на уровне коллективного бессознательного. Профанное время — исторично, линейно, необратимо, доступно для фиксации потенциалом индивидуальной памяти. Озвучивание мифа, по Элиаде, — прорыв ‘священного’, своеобычное ‘богоявление’. Элиаде обрисовывает циклическое восприятие времени мифологическими народами (на материалах индийской йоги, древнееврейского олама, античного эона и др.). При этом Элиаде обращает внимание на то, что в контексте соотношения сакрального и профанного как ‘пространственных’ (а не временных) начал бросается в глаза принципиальная достижимость их соседства и ‘рядомположенности’ у архаических народов (Тигр и Евфрат, берущие начало на небесах, и надземное расположение идеальных ‘форм’ у Платона). Священное пространство, с точки зрения Элиаде, непременно имеет некий Центр — место, где земля сообщается с небесами (раскрашенные столбы архаичных австралийцев, юрты шамана либо христианские церкви. И в этом видна яркая связь с философией Генона
Воздаяние Божественным милосердием — оно и только оно, по мнению Элиаде, может придать истории тот смысл, который позволит человеческой психике преодолеть неизбывное отчаяние и страх перед вечностью бытия и конечностью индивидуального существования. ‘...Человек в традиционных обществах мог жить только в пространстве, ‘открытом’ вверх, где символически обеспечивался раздел уровней и где сообщение с иным миром оказывалось возможным благодаря обрядам’. Бруно у Элиаде — в первую очередь религиозный подвижник, бунтующий против периферийности христианских догматов, против парциальности предлагаемых папским Римом моделей мироустройства. Гелиоцентризм выступал для Бруно ‘иероглифом божественной мистерии’ вселенского масштаба. Современный же человек, с точки зрения Элиаде, выходит из нечеловеческого ритма собственного существования посредством ‘криптомифологических’ сценариев поведения (театра и чтения). Немного о ТРАДИЦ ИОНАЛИЗМЕ Традиция основана на сверхрассудочном знании, на инициатических ритуалах, провоцирующих разрыв сознания, и доктринах, выраженных в символах. Дискурсивный разум носит лишь вспомогательный характер, а следовательно, не имеет никакого решающего значения. Центр тяжести Традиции лежит в сфере не только нерационального, но и Нечеловеческого, причем речь идет не об интуитивных догадках, предчувствиях и предположениях, но о достоверности опыта особого инициатического типа. Иррациональное, на самом деле, есть не что иное, как ось сакрального, основа Традиции. Этнопсихология в концепции Дугина: концепция «суша против моря» Если говорить об отдельных авторах традиционалистского направления, то начинать надо, конечно, с Александра Дугина. Дугин — политический и социально-философский писатель огромного таланта, трудолюбия и образованности, и его имя воспринимается с той же смесью юмора и страха, что и имя Владимира Жириновского в сфере практической политики в начале девяностых годов. Даже фашиствующим мыслителям его взгляды кажутся слишком фантастическими, агрессивными и оригинальными — одним словом, слишком скандальными. Главная идея Александра Дугина — мысль о проходящей через всю историю вражде Суши и Моря, то есть борьбе сухопутных евразийских империй и империй, чье могущество вытекало из господства на море. Врагов евразийцев Дугин называет атлантистами, талассократами (“моревластцами” — в отличие от сухопутных евразийцев-“теллурократов”), а также мондиалистами. Типичные примеры таких противостояний: 1.ПРИМЕРЫ ПРОТИВОСТОЯНИЙ СТРАН Борьба СССР с США, Гитлера с Англией и США, Наполеона — с Англией, Рима — с Карфагеном. Как можно убедиться из этого списка, только во времена Рима сухопутной империи удалось победить морскую, а в Новой и Новейшей истории морские державы неизменно побеждали. 2.ПРОТИВСТОЯНИЕ РОСИИ Дугин игнорирует указание Данилевского на то, что Россия никогда не станет “своей” в европейском сообществе. Гораздо более важным ему представляется тот факт, что Европа — континентальна, как и Россия. О Второй мировой войне Дугин говорит как о “великой евразийской катастрофе”: “После страшной братоубийственной войны двух геополитически, духовно и метафизически близких, родственных народов, двух антиатлантически ориентированных режимов, России Сталина и Германии Гитлера, победа СССР была на самом деле равнозначна стратегическому поражению…”
3.ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИНЦИПА ИЗ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ Но противостояние Евразии и морских держав — не просто борьба государств, это борьба разных метафизических принципов, за соблюдением которых в обоих лагерях следят тайные общества, могущественные конспиративные ордена, являющиеся главными движущими силами политических процессов. Есть тайный орден Евразийцев, его центр в ХХ веке находился в Москве, а в древности агентами евразийской идеи, по Дугину, были практически все создатели великих континентальных империй, включая Карла Великого и Чингисхана. Их противники — Тайный Орден Атлантики, который, как сообщает Дугин, имеет древнейшую историю, — восходит еще к древнеегипетским инициатическим обществам, к секте почитателей бога Сета, символами которого были водные звери — крокодил и бегемот. Этнопсихология в концепции Эвола: концепция «взгляд слева» У Эвола самого себя он причислял к эзотерикам, идущим по "пути левой руки". Что в этом течении парадоксальным образом сочетаются не просто политические противоположности — ("правые" и "левые"), не просто взаимоисключающие философские системы (идеализм и материализм), но и две линии в самом традиционализме — утвердительная (ортодоксальная) и отрицательная (субверсивная).
Эвола настаивает именно на тотальной "мобилизации" "обособленных людей". Сама его жизнь - это уникальный образец духовной и интеллектуальной последовательности, верности своим идеям, вопреки всем обстоятельствам. Поэтому Эвола считает необходимой постановку под вопрос всех принципов, на которых стоит современная цивилизация - как в политике, так и в культуре, как в экономике, так и в эротике, как в сфере расы, так и в сфере этносов и т.д. Более того, "обособленный человек" - независимо от того, является ли он "языческим империалистом" или "правым анархистом" - должен начинать с некоторых фундаментальных принципов Традиции, со сферы традиционных эзотерических и инициатических доктрин, и заканчивать "обособлением" в повседневной жизни, которая также является полем борьбы и преодоления.
В своей великолепной книге о тантре "Йога Могущества" Эвола описывает инициатическую структуру тантрических организаций (каула) и свойственную им иерархиюhttp://www.e-reading-lib.org/chapter.php/85175/9/Dugin_-_Tamplery_Proletariata.html - n_5. Эта иерархия как бы отменяет всю систему обычного уклада, утверждая, что "идущий по короткому пути не нуждается во внешней поддержке". Все зависит от успеха в осуществлении сложных инициатических операций и от реальности трансцендентного опыта. Это своего рода "левая сакральность", иными словами, "левый эзотеризм" противопоставляет себя "правому эзотеризму" не из чистого отрицания, а из особого парадоксального утверждения, настаивающего на аутентичности опыта и конкретике преображения. Безусловно, с этой реальностью "левого эзотеризма" мы имеем дело и в случае Эволы, и в случае тех мистиков, которые стояли у истоков социалистических и коммунистических идеологий. ПРИМЕР Разрушение Церквей не есть просто отрицание религии, это особая экстатическая форма религиозного духа, настаивающая на абсолютности, конкретности преображения "здесь и сейчас". Феномен староверческих самосожжений или хлыстовских радений относится к этой же категории. "Иррациональное" понимают не просто как «нерациональное», но как "агрессивное и активное разрушение рационального", как борьбу с "обыденным сознанием" (и "обыденным поведением"), как погружение в стихию "новой жизни", особого магического существования "дифференцированного человека", отбросившего все внешние запреты и нормы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.01 с.) |