Этноспихология в контексте философии традиционализма (Р. Генон, М. Элиаде, Ю. Эвола, А. Дугин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этноспихология в контексте философии традиционализма (Р. Генон, М. Элиаде, Ю. Эвола, А. Дугин)



Традиционали́зм — мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит вышеразума[1]; или контрреволюционные[2] консервативно-реакционные идеи, представляющие собой идеологически оформленную защитную реакцию на отклонение культуры и социума от некоей идеализированной социокультурной модели, представляющей собою общий устойчивый порядок[3].

В философии француза Рене Генона традиционализм нашел отражение в идее Центра Мира, которую он активно развивал.

Для начала, Ш в лекциях говорил что:

«Типологический образ – плод центростремительного движения души, которое интуитивно тянется к смысловому сосредоточению и проектирует себя в соответствии с ним. Этическая традиция – центростремительный проект – процесс становления идеального в реальном.
Все конкретные мифологические образы – выражение универсального праобраза, который есть центр мира и который есть центр психической и культурной реальности.»

Теперь подробнее о Центре Мира.

«Центр есть, прежде всего, начало, исходная точка всех вещей, точка первопричины, без формы и размеров, стало быть, неделимая, а следовательно, единственно возможное изображение изначально Единого»

Данная идея ярко иллюстрируется кружочком с точкой посередине, изображенном на рис. 1.
«Точка есть знак Принципа, круг - символ Мира. Невозможно зафиксировать временное происхождение этого изображения, так как оно часто встречается на предметах доисторической эпохи; несомненно, в нем нужно видеть прямое восхождение к изначальной традиции». «Соотношение между центром и окружностью, или тем, что они, соответственно, олицетворяют, достаточно ясно обозначено уже тем, что окружность не могла бы существовать без своего центра, в то время как центр абсолютно независим от нее». Данное изображение издавна считается символом солнца (которое тоже, по своему, считается Центром Мира).
Далее в каждом изображении обнаруживается «дополнительный смысл».
Окружность на рисунке 2 описывает повторяющийся цикл проявлений (времена года, лунные циклы, время суток и т.д.), баланс горизонтального (читай иманнентного) и вертикального (трансцендентного).
В случае со свастикой добавляется движение рис.5 от Бога к Миру, 6 - от мира к Богу.
Примеров идеи Центра Мира масса, самое краткое их собрание в статье про Axis Mudi, о котором говорил Ш. Сам Генон предпочитал говорить про Агартху. Еще один очень клевый пример центра мира это омфалос

Элиаде.
Как и прочие философы традиционалисты Элиаде был не только славным малым не признающим новья и придерживающимся идеи первостепенности традиций, но и выдающимся религиоведом и по его мнению, ‘...деятельность бессознательного подпитывает неверующего человека современных обществ, помогает ему, не приводя его, однако, к собственно религиозному видению и познанию мира. Бессознательное предлагает решение проблем его собственного бытия и в этом смысле выполняет функцию религии, ведь прежде чем сделать существование способным к созданию ценностей, религия обеспечивает его целостность.

‘Крипторелигиозность’ (англ. «crip»-больной, увеченный. Подсознательно присущая каждому человеку) — занимает важное место в творчестве Элиаде Прояснение неизбывности ее существования (даже в условиях активности показного атеизма и безбожия), ее связь с мифологией и культурой — выступили пафосом многих работ Элиаде.

Соотношение сакрального и профанного в контексте реальности как ‘господствующего’, так и ‘преодолеваемого’ времени — очертили и иное проблемное поле ряда исследований Элиаде. Мифологическое время (в границах которого действуют боги и осуществляются мифы), сакрально и циклично, оно сохраняется и ретранслируется лишь на уровне коллективного бессознательного. Профанное время — исторично, линейно, необратимо, доступно для фиксации потенциалом индивидуальной памяти. Озвучивание мифа, по Элиаде, — прорыв ‘священного’, своеобычное ‘богоявление’. Элиаде обрисовывает циклическое восприятие времени мифологическими народами (на материалах индийской йоги, древнееврейского олама, античного эона и др.). При этом Элиаде обращает внимание на то, что в контексте соотношения сакрального и профанного как ‘пространственных’ (а не временных) начал бросается в глаза принципиальная достижимость их соседства и ‘рядомположенности’ у архаических народов (Тигр и Евфрат, берущие начало на небесах, и надземное расположение идеальных ‘форм’ у Платона). Священное пространство, с точки зрения Элиаде, непременно имеет некий Центр — место, где земля сообщается с небесами (раскрашенные столбы архаичных австралийцев, юрты шамана либо христианские церкви. И в этом видна яркая связь с философией Генона

Воздаяние Божественным милосердием — оно и только оно, по мнению Элиаде, может придать истории тот смысл, который позволит человеческой психике преодолеть неизбывное отчаяние и страх перед вечностью бытия и конечностью индивидуального существования. ‘...Человек в традиционных обществах мог жить только в пространстве, ‘открытом’ вверх, где символически обеспечивался раздел уровней и где сообщение с иным миром оказывалось возможным благодаря обрядам’. Бруно у Элиаде — в первую очередь религиозный подвижник, бунтующий против периферийности христианских догматов, против парциальности предлагаемых папским Римом моделей мироустройства. Гелиоцентризм выступал для Бруно ‘иероглифом божественной мистерии’ вселенского масштаба. Современный же человек, с точки зрения Элиаде, выходит из нечеловеческого ритма собственного существования посредством ‘криптомифологических’ сценариев поведения (театра и чтения).

Немного о ТРАДИЦ ИОНАЛИЗМЕ

Традиция основана на сверхрассудочном знании, на инициатических ритуалах, провоцирующих разрыв сознания, и доктринах, выраженных в символах. Дискурсивный разум носит лишь вспомогательный характер, а следовательно, не имеет никакого решающего значения. Центр тяжести Традиции лежит в сфере не только нерационального, но и Нечеловеческого, причем речь идет не об интуитивных догадках, предчувствиях и предположениях, но о достоверности опыта особого инициатического типа. Иррациональное, на самом деле, есть не что иное, как ось сакрального, основа Традиции.

Этнопсихология в концепции Дугина: концепция «суша против моря»

Если говорить об отдельных авторах традиционалистского направления, то начинать надо, конечно, с Александра Дугина.

Дугин — политический и социально-философский писатель огромного таланта, трудолюбия и образованности, и его имя воспринимается с той же смесью юмора и страха, что и имя Владимира Жириновского в сфере практической политики в начале девяностых годов. Даже фашиствующим мыслителям его взгляды кажутся слишком фантастическими, агрессивными и оригинальными — одним словом, слишком скандальными.

Главная идея Александра Дугина — мысль о проходящей через всю историю вражде Суши и Моря, то есть борьбе сухопутных евразийских империй и империй, чье могущество вытекало из господства на море. Врагов евразийцев Дугин называет атлантистами, талассократами (“моревластцами” — в отличие от сухопутных евразийцев-“теллурократов”), а также мондиалистами.

Типичные примеры таких противостояний:

1.ПРИМЕРЫ ПРОТИВОСТОЯНИЙ СТРАН

Борьба СССР с США, Гитлера с Англией и США, Наполеона — с Англией, Рима — с Карфагеном. Как можно убедиться из этого списка, только во времена Рима сухопутной империи удалось победить морскую, а в Новой и Новейшей истории морские державы неизменно побеждали.

2.ПРОТИВСТОЯНИЕ РОСИИ

Дугин игнорирует указание Данилевского на то, что Россия никогда не станет “своей” в европейском сообществе. Гораздо более важным ему представляется тот факт, что Европа — континентальна, как и Россия. О Второй мировой войне Дугин говорит как о “великой евразийской катастрофе”: “После страшной братоубийственной войны двух геополитически, духовно и метафизически близких, родственных народов, двух антиатлантически ориентированных режимов, России Сталина и Германии Гитлера, победа СССР была на самом деле равнозначна стратегическому поражению…”

3.ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИНЦИПА ИЗ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

Но противостояние Евразии и морских держав — не просто борьба государств, это борьба разных метафизических принципов, за соблюдением которых в обоих лагерях следят тайные общества, могущественные конспиративные ордена, являющиеся главными движущими силами политических процессов. Есть тайный орден Евразийцев, его центр в ХХ веке находился в Москве, а в древности агентами евразийской идеи, по Дугину, были практически все создатели великих континентальных империй, включая Карла Великого и Чингисхана. Их противники — Тайный Орден Атлантики, который, как сообщает Дугин, имеет древнейшую историю, — восходит еще к древнеегипетским инициатическим обществам, к секте почитателей бога Сета, символами которого были водные звери — крокодил и бегемот.

Этнопсихология в концепции Эвола: концепция «взгляд слева»

У Эвола самого себя он причислял к эзотерикам, идущим по "пути левой руки". Что в этом течении парадоксальным образом сочетаются не просто политические противоположности — ("правые" и "левые"), не просто взаимоисключающие философские системы (идеализм и материализм), но и две линии в самом традиционализме — утвердительная (ортодоксальная) и отрицательная (субверсивная).

 

Эвола настаивает именно на тотальной "мобилизации" "обособленных людей". Сама его жизнь - это уникальный образец духовной и интеллектуальной последовательности, верности своим идеям, вопреки всем обстоятельствам. Поэтому Эвола считает необходимой постановку под вопрос всех принципов, на которых стоит современная цивилизация - как в политике, так и в культуре, как в экономике, так и в эротике, как в сфере расы, так и в сфере этносов и т.д. Более того, "обособленный человек" - независимо от того, является ли он "языческим империалистом" или "правым анархистом" - должен начинать с некоторых фундаментальных принципов Традиции, со сферы традиционных эзотерических и инициатических доктрин, и заканчивать "обособлением" в повседневной жизни, которая также является полем борьбы и преодоления.

В своей великолепной книге о тантре "Йога Могущества" Эвола описывает инициатическую структуру тантрических организаций (каула) и свойственную им иерархиюhttp://www.e-reading-lib.org/chapter.php/85175/9/Dugin_-_Tamplery_Proletariata.html - n_5. Эта иерархия как бы отменяет всю систему обычного уклада, утверждая, что "идущий по короткому пути не нуждается во внешней поддержке". Все зависит от успеха в осуществлении сложных инициатических операций и от реальности трансцендентного опыта. Это своего рода "левая сакральность", иными словами, "левый эзотеризм" противопоставляет себя "правому эзотеризму" не из чистого отрицания, а из особого парадоксального утверждения, настаивающего на аутентичности опыта и конкретике преображения. Безусловно, с этой реальностью "левого эзотеризма" мы имеем дело и в случае Эволы, и в случае тех мистиков, которые стояли у истоков социалистических и коммунистических идеологий.

ПРИМЕР

Разрушение Церквей не есть просто отрицание религии, это особая экстатическая форма религиозного духа, настаивающая на абсолютности, конкретности преображения "здесь и сейчас". Феномен староверческих самосожжений или хлыстовских радений относится к этой же категории.

"Иррациональное" понимают не просто как «нерациональное», но как "агрессивное и активное разрушение рационального", как борьбу с "обыденным сознанием" (и "обыденным поведением"), как погружение в стихию "новой жизни", особого магического существования "дифференцированного человека", отбросившего все внешние запреты и нормы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.018 с.)