Этнопсихологическая концепция В. Шубарта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнопсихологическая концепция В. Шубарта.



Если в двух словах. Шабурт говорит о 4 эонических архетипах народов, которые, совместно с «духом ландшафта», оказывают влияние на историю. Шубарт утверждал, что в 20в придет архетип мессианского человека, что русские станут господствующей национальностью, т.к. русская национальная идея во все века была – спасти всех. Но сейчас что-то поломалось (в русских ли, в мире ли), эта эпоха не наступила, мы на дне. Отсюда русские не любят всё и вся, и не такие милые и мессианские, как Шубарт их малюет. Он кстати был иностранцем, пусть и с русской женой, и дифирамбы в сторону России пел, не зная «кухни», подноготной. Но столько тёплых слов – ему простительна наивность:)

Перед тем как преейти к описанию концепции Шубарта, надо узнать несколько понятий:

· Эоны, эонические архетипы – изначальные душевные прообразы с резко очерченным характером, следуют один за другим и стремятся найти свое воплощение в живущем человеческом поколении. Развитие того или иного архетипа придает истории культуры ритм и напряженность. Эонический архетип присущ не одному человеку, а целому народу.

· Когда у народа появляется новый архетип, появляется «ощущение молодости», смысл бытия находится вновь. Можно вспомнить примеры из истории, когда угасающее государство вновь становилось великим.

· Эонический архетип вместе с духом ландшафта – земли, на которой живет народ и жил испокон веков + силы крови (зов крови, голос крови) влияют на историю. (Объясняю тезис: Земля есть всегда, она дает постоянный фундамент для характера человека. Если народ родился в горах, он свободолюбив, самоуверен, не привык ориентироваться на других и пр. – такой фундамент характера, например, у жителей гористой части Европы. И есть свой эонический архетип у народов – и он всегда один и тот же у отдельно взятого народа. В тех же горах севера Европы это героический человек, а в горах Тибета, например, – гармоничный. И, чтобы тот или иной народ вознесся над другими, вошел в историю, надо, чтобы требования времени, истории, сложившейся ситуации совпадали с эоном народа и с его характером, воспитанным ландшафтом. И именно меняющиеся требования истории (или колеса жизни, или чего еще там), именно они заставляют некоторые народы падать, а некоторые – возвышаться. Мысль сама по себе очень легкая, но я не знаю, как ее донести правильно. В книге страниц 20 этому посвящено)

Истоки такого воззрения: буддийское учение о кальпах, учение о 4 возрастах мира у персов и у иудеев, древние саги индусов и мексиканцев о смене крушения и обновления мира.

В средние века такое мировоззрение было забыто. Но Гете говорил об этом, Ницше

Есть 4 архетипа, которые сменяют друг друга и создают:

· гармоничного (покой, созерцание – гомеровские греки, христиане времен готики, Япония),

· героического (намерен упорядочить хаотичный мир – древний Рим, романские и германские народы),

· аскетического (бытие как заблуждение, от которого надо скрыться. Без попыток изменить мир – греки-неоплатоники, индусы) и

· мессианского человека (якобы призван создать на земле более возвышенный порядок, гармонию – христиане и славяне).

Грубо говоря, эти 4 типа придерживаются 4 позиций: согласие с миром, господство над миром, бегство от мира, освящение мира. (соответственно)

Гармоничный и аскетический относятся к пассивным архетипам, героический и мессианский – к активным, они хотят менять мир.

Гармоничный и мессианский схожи картиной мира – любовь к миру, героический и аскет воспринимают мир больше негативно

Несмотря на всеобщее стремление к единству останется то, что нельзя сделать единым – национальность. Мнение о социальных характерах, переживающих смену эпох, существует. Если эон – это переменная в истории, то постоянное – это:

· Дух ландшафта, т.к земля и климат участвуют в формировании человека

o Равнины – человек ощущает свою малость

o Горы – индивидуальность, себялюбие, опасность раздробленности

Силы почвы фундаментальнее, чем силы крови. Право территории предпочтительнее чем право крови – любой, родившийся на территории Англии, получает английское гражданство вне зависимости от национальности и гражданства родителей

Или контраст между германцами и индусами – а ведь они из одной расы

Или происхождение многих великих русских писателей показывает насколько силы земли предпочтительнее сил крови

Genius Locus - гений местности. То, как Шубарт называет влияние ландшафта на культуру.

Дух гор -

· Греция - Балканы

· Италия - Апинины

· Европа - Альпы

· Испания - Перинеи

 

· Сила крови.

Так что кровь и земля – не одно и то же, как сейчас думают и говорят

Дух ландшафта обуславливает различия в пространстве; дух эпох – различия во времени.

Против эонов будут стоять представители расовой теории, пестроту истории будут объяснять сменой наций, по очереди берущих на себя лидерство. Но этой теорией не объяснить почему греки, например, закончили свое развитие на полюсе, противоположном исходному. Расовая теория принуждает смотреть на человека как на биологическое существо, материалистично. Эоническое учение – как иррациональное понимание истории – делает акцент на духовной стороне человечества.

На историю влияют два фактора: постоянная власть земли и переменная власть эонических архетипов. Когда постоянные черты нации (которые сформировались под влиянием земли) совпадают с основополагающими чертами эонического архетипа, народ достигает вершины своей культуры. А вот Россия последние 2 века наоборот – представляет пример противоречия между чертами нации и эона. Отсюда и конфликты и судороги народа.

История захватывает, удивляет как раз тогда, когда одна эпоха меркнет, а за ней начинают проступать очертания новой эпохи. И чем темнее была предыдущая, тем ярче – последующая. Но именно кода «ритмическая волна» доходит до нижней точки и только начинает идти наверх – это междувременье, апокалиптические моменты в жизни человека.

20 век относится к такому времени. Мережковский говорил о том, что постатлантическое человечество движется к концу, Шпенглер – о конце тысячелетней культуры запада, Унамуно – о конце христианства, Фрид – о конце капитализма.

«на наших глазах умирает не раса или культура – умирает эпоха»

В последнее тысячелетие было 2 эпохи – готическая и прометеевская. Готическая длилась с 9 по 16 в и была воплощением гармонического человека. Около 1550 г перешел переход в прометеевскую эпоху, с архетипом героического человека. Этот человек обращает взор к Земле, а не к небу, не молится и не строит соборы, а делает географические открытия, человек хочет быть господином земли. Прометеевским человеком автор называет его потому, что он подобно Прометею, восстал против богов и пожелал создать мир по своему плану.

Сейчас надвигается новый архетип – мессианский. Иоанновская эпоха (по евангелию от Иоанна, стремившемуся к согласию, любви). Европа теперь стремится к идеалам, существовавшим в Средневековье. Борьба за всеединство и будет основной чертой иоанновского человека.

У каждой эпохи есть свои региональные основы и предпосылки развития.

В прометеевскую эпоху властвуют разъединительные силы. Если в 16 в господствовали итальянцы, то 17 век принадлежит французам, затем – Германии, и скандинавы. Расчетливость, холодность, законность и трудолюбие – вот благодатный материал для героического архетипа.

В иоанновскую эпоху центр тяжести культуры сместится, прочь от земной привязанности англосаксов и скандинавов. Лидерство будет в руках тех, кто обладает склонностью к сверхмирному в постоянном национальном свойстве – а это славяне. «Грядущие столетия принадлежат славянам». Русские способны к цельному созерцанию, ничто не рассматривается в отдельности.

"Русский, с его живым чувством вселенной, постоянно влекомый к бесконечности при виде своих бескрайних степей, - никогда не будет созвучен героической культуре, которая направлена на автономию человеческой особи или, что одно и то же, - на сокрушение богов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.009 с.)