Этнопсихологическая концепция О. Шпенглера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнопсихологическая концепция О. Шпенглера.



Освальд Шпенглер

Раскручивал висевшие в воздухе до него идеи. К.Н. Леонтьева, например.

К.Н. Леонтьев - каждая цивилизация проходит стадии неизбежного развития и угасания.

  1. Вначале период первичной простоты, народ только пробивается из родоплеменного состояния к осознающему себя этносу, период дикого радостного.
  2. Цветущие сложности-уточняют возникшие на первом этапе ценности
  3. Вторичное смесительное упрощение - энергии на цветущие сложности уже не хватает. Процессы начинают упрощаться и поэтому народ начинает возвращаться к детскому состоянию.

Культурно-исторические типы: одни и те же явления будут иметь разное значение в зависимости от разных типов.

  1. Магическая культура: Византия, арабский мир, Западная Европа начала средневековья. Характеристики: ритуальность, подчиняющий себе всё обряд. Родовое начало доминирует над индивидуальным. Авторитарное или деспотичное государство. Замкнутая на себе культура и не развивается.
  2. Аполлоническая культура — Греция, Рим. Явилась основой для ценностей которые разделяют магическая и фаустовская культура. Породила понятие индивидуальности. Человек воспринимается не как явление природы, а как что-то отдельное от неё. Ориентируется на пространство, резко разграничивала его индивидуальными формами. Родилось понятие либерализма - гражданин полиса-значимая ценность. Породила первое представление о человеческой свободе. Миру кидает вызов. Но отличается от фаустовского человека. Чем? Человек аполлонической культуры не ставил целью развитие, он утверждал исключительно себя, свой предел, свою форму. Не ставит себе целью бесконечное развитие - у него есть цель - его форма - к ней он и стремится
  3. Фаустовская культура. Начинается с готики - с 13 в н.э. Культура основана на стремлении к бесконечному поступательному эволюционному движению. Постоянный прорыв. Ориентируется на время. Важна скорость, временные пределы. Бесконечная воля и фаустовский человек в ней растворяется. Реализуется и по сей день. Подтверждает свою бесконечную волю к достижениям, преодолениям.
  4. Русско-сибирская. Потенциальная, которая еще не раскрутилась. Находится на стадии первичной простоты.

 

На взаимодействии этих трех (1,2,3) Шпенглер строит свои тексты.

Выделяет 2 понятия. Формы и Становления.

  1. Понятие формы. Это нечто ставшее, законченное, очевидное, актуальное, оформленное.
  2. Понятие становления-то что порождается активом психическим переживаний. Там где есть активное историческое движение, там становление доминирует над ставшим (уже оформленным). Созерцание неподвижной формы есть процесс становления, т.к. происходит искажение восприятия и это будет уже становление. Там где появляется стандартизированное восприятие форм там наступает смерть культуры. Если жизнь людей можно объяснить с помощью рациональных причинно-следственных связей, значит этот народ лишился своего духа.

 

Отрицает адекватность таких понятий как истинное и ложное в анализе человеческой истории. Предлагает заменить истинное и ложное на поверхностное и глубокое.

Также, для анализа истории этноса не подходят законы развития, но подходят образы становления. Законы для всех одинаковые, а образы разные. Законы развития воюют с образами становления.

Образ становления.

Шпенглер: «Образ свидетельствует о подвижном и таинственном прообразе (архетипе), божественную простоту которого не стоит искажать рассудочными вторжениями».

«Все что в истории народов относится к категории ставшего (известного) следует рассматривать не в качестве объективного явления, но в качестве символа, субъективного знака психики, в котором она выражает свою переполненность впечатлениями».

«Символ - это остров где душа получает некоторую передышку от уходящего в бесконечность потока становления, символ есть необходимое самосохранение человеческой души от непосредственного переживания, от растворения в тотальности бытия»

Владеющему символом легок переход.

Идея судьбы.

«Судьба-это анатомия». Это говорит о том, что форма будет определять содержание, а тело – это предназначение с которым мы приходим.

Поначалу, когда народ делает свои первые шаги, судьба принимается ими как что-то смутное, привлекательное и в тоже время угрожающее, но когда силы этноса расцветают, судьба реализуется в отчетливом выборе креативной воли, эта воля сознательно открыта для всех драматических последствий своего предназначения, такая волевая ясность сообщается лишь средствами мифа и искусства и не может быть доказана.

Судьба завязана на том, как человек пройдет свой путь. Выбор смерти – самое главное что у греков может сделать человек за свою жизнь.

Первый вариант – судьба пугающая (для России)

Второй вариант – судьба как личный путь

Народ появляется тогда, когда у людей возникает некое однородное ощущение судьбы и однородное прочтение знаков.

Судьба это состояние внутренней достоверности. Народ появляется тогда, когда у определенного количества людей появляется однородное ощущение судьбы и прочтение знаков, которыми судьба с нами разговаривает.

Символ – это черта действительности, обозначающая человеку с пробужденными чувствами то, что нельзя сообщить средствами рассудка.

К символическому относится даже явления природы, субъективно, окружающий природный мир, атмосферные явления, животные.

Этнопсихологическая концепция К. Ясперса.

Экзистенциалист.

ГЛАВНОЕ - ИДЕЯ ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ

Дух – это не человеческое понятие, которое проявляется в пограничных ситуациях. Когда мы оказываемся на границе бытия/небытия, когда мы попадаем в рискованные ситуации на грани жизни и смерти. В этой ситуации чел-к может познакомиться со своим духом.

Человек отличается искусственностью. Это способность превращать естественно-данное в символическое. Когда человек живет в принципе реальности, опираясь на естественно данное, этот человек подобен животному.

Взаимодействия между людьми – это «коммуникация в сфере духа», когда люди общаются на основе единого метафизического (сверхприродного) шифра.

Осознает жизнь как бытие смерти.

Ясперс ввел понятие «осевого» времени (6 в д.н.э – 2 в.н.э), и 2 этапа – до и после.

6 в до н э – 2-3 век н.э. – РЕЛИГИОЗНЫЕ ДОКТРИНЫ – Лао Цзы, Будда, Христос.

3 принципа природы человека: самосохранение, рождение и смерть.

Доосевое время

Дотрагическое ощущение жизни (мировоззрение). Архаичные времена

Доосевоевремя характеризуется прочной связью индивида с силами космоса.

Человек жил в единстве с циклами природы, потому смерть не вызывала трагизма, так как так происходит со всем миром. Предмет религиозного культа – умирающий и воскресающий бог. Главный ритуал – празднование смены времен года, который символизирует умирание и воскрешение бога. Популярны мифы о «великой матери», которая и распоряжается, кому дать жизнь и у кого забрать ее

Человек осознавал свою конечность, и это не было для него чем-то шокирующим, трагичным, на что следует обращать особое внимание. Человек жил в единстве с циклами природы, что все рождается и умирает, все циклично в природе, а человек – часть природы. Индивид чувствует, что он занимает свое место в кругообороте мировых сил, круговороте жизни, и что он – часть этого мира.

У древних вся природа – это проводник к чему-то священному.

Древние божества смерти и зла вообще – в основном женщины (# Хель у скандинавов). Мужчины – божества-разрушители появились позже.

Осевое время

– (с 6 века до н.э.) появление трагического мышления.

Осевое время характеризуется разрывом связи индивида с космосом. Индивид вообще перестает понимать, как можно себя идентифицировать.

Разрыв с космосом происходит из-за избытка сил, избытка тех мыслей и ощущений, которые приводят к экзистенциальному беспокойству.

Человек воспринимает как трагедию свой бренный удел. Раскручивается коммуникация в сфере духа. Люди ищут ценности, за которые можно зацепиться перед лицом этого удела. Страх перед смертью, конечностью существования. Впервые возникает понятие об этике. Начинается с того момента, как человек становится отчужден от общественных институтов и ему надо заново построить себе мир. Появляются модели прорыва из цикличности. Возвращение воспринимается как порочный круг, как зло, порабощение духа. Начинается тяготение к абсолютно запредельному, трансцендентному. Таким запредельным выступает Бог в христианстве, чистое дао у японцев, нирвана, парабрахман*1 и т.д. Высший пилотаж – пройти сквозь привязанность к миру.

Противоядие – во вторичной регрессии к бессознательному. Активация даосизма (У-ци), буддизм (Нирвана). Признание человеческой индивидуальности как причины всех проблем. Принимается решение, что проблема будет существовать, пока человек будет отделять себя от мира. Вывод – стереть границу между собой и миром, стать самим этим миром, устранив таким образом проблему в корне.

(Вова: попить не подойдешь – крокодилы утащат (*я не знаю, что это значит, может кто-то догадается*))

Пример:

- в буддизме колесо сансары двигает энергия наших желаний, потому что мы не можем освободиться от своих желаний, а путь будды – это освобождение. Задача человека – выпрыгнуть из мира привязанностей, не желать.

- В ведической традиции «махабхарата».

-В греческой мифологии много драматизма и этических проблем, главный сюжет – бросить вызов судьбе.

Выражение коммуникации – искусство, которое раскрывает метафизику через образы. Образ должен вести к безобразному. Главное качество искусства – это метафизичность.

Максимально полноценно себя искусство проявляет в трагедии. (должна быть основана на том, что счастливого конца все равно не будет, но он тем не менее ожидается). Иначе – пантрагизм. Конфликт должен быть разрешенным в сфере ДУХА, но не тела

Человек превосходит природу по силе духа. Мы уходим, но КАК мы уходим, с каким осознанием. Человек оставляет своей смертью след.

Этническая жизнь тогда наполняется, когда есть движение к чему-то метафизическому. Если люди не будут к такому стремиться, такой народ обречен на угасание. У народа всегда должна быть воля, превышающая те рамки, пределы, в которых он уже живет. Когда люди не хотят ничего больше, чем есть уже в их мире, тогда их жизнь замыкается в мире конечном, в мире явлений, люди утрачивают связь с измерениями духа, начинаются проблемы с духом, он ищет себе утешения в каких-то заменителях (#наркотики, алкоголь и прочее).

Человек, который живет в таком обществе, тоже утрачивает свою индивидуальную значимость. Люди перестают любить усложнять жизнь, создавать шифры, они слишком поддаются декодированным потокам.

Пост осевое время.

Обратное возвращение в архаику, но без той осознанности, которое было характерно для архаических жителей.

*1 – Парабрахман - (parabrâ hman) - верховный или всеобщий дух, верховное существо. Имя это впервые появляется в индийских богословских трактатах и в некоторых упанишадах, более позднего происхождения, чем первые три упанишады. В нем, по-видимому, выразилась первая мысль о единобожии. Некоторые современные индусские богословы признают Провидение за бесконечное, вечное, непостижимое и самобытное существо; оно видит все, не будучи видимо никем; оно не может быть описано и измерено и выходит за пределы человеческого представления; от него происходит вся вселенная; оно владыка и творец ее, свет всех светов; имя его слишком священно, чтобы быть произнесенным, а сила его слишком бесконечна, чтобы ее можно было представить себе; оно - единственное непознанное, истинное существо, создатель, хранитель и разрушитель всей вселенной, от которого исходят все души и к которому они возвращаются и т. д.


9) Этнопсихологическая концепция А. Тойнби.

Этнопсихологическая концепция А.Тойнби (концепция Вызов-Ответ).

Основной предмет исследований Тойнби — рассмотрение развития цивилизаций. Цивилизации, считает Тойнби, проходят единый путь развития и составляют ветви «единого дерева истории». Тойнби выделяет всего 21 цивилизацию (нынесуществующих всего, кажется, 9). Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения.

Развитие цивилизации определяется тем, способен ли народ дать ответ на вызов.

Вызовы бывают двух видо:

1. Вызов земли. Который, в свою очередь, делится на:

1) вызов бесплодной земли (примеры. Египет: вызов — засушливая почва, ответ — система ирригации (орошения). Вавилон: то же самое с реками Тигр и Евфрат. Древняя Русь: подсечно-огневая система. Мексика: вызов — та же засушливая почва, ответ — система каналов. Викинги и монголы: вызов бесплодной земли породил в качестве ответа набеги на другие земли).

2) вызов новой земли (пример: Америка).

 

2. Вызов человеческого окружения. Делится на:

1) стимул удара, т.е. война (пример: война 1812 г. спровоцировала декабристов).

2) стимул давления, т.е. стойкое ущемление народа (пример: Холодная война, татаро-монгольское иго, османская империя).

3) стимул этнического ущемления (пример: Холокост. Ответ, я так понимаю, в том, что евреи очень, скажем так, сплоченный народ теперь...эти их общины, все такое...).

4) стимул социального ущемления (пример: Великая английская революция, Французская революция)

5) стимул гения (пример: Македонский, Мартин Лютер)

 

Наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы. Слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, в то время как чрезмерно сильный вызов может просто-напросто ее разрушить.

Из интернета: Скачок совершается тогда, когда общество решается на эксперимент; это означает, что общество или поддалось убеждению, или было протрясено кем-то, но именно кем-то». Однако большинство членов общества инертно и пассивно и неспособно дать достойный ответ на удары судьбы. Чтобы общество смогло ответить на вызов, в нем необходимо наличие Личностей, сверхлюдей. Тойнби указывает, что ими могут быть как отдельные люди (Иисус, Мухаммед, Будда) так и социальные группы (английские нонконформисты). В любом случае общество раскалывается на две взаимодействующие части: на творческое, несущее в себе потенциал меньшинство и основную инертную массу. Каким же образом способность творческого меньшинства дать ответ на вызов превращается в ответ всего общества? По утверждению Бергсона, «требуется двойное усилие. Прежде всего со стороны отдельных личностей, нацеленных на новаторский путь, и наряду с этим - всех остальных, готовых воспринять эту новацию и приспособиться к ней.

Тойнби о России (из википедии).

Основным вызовом, определившим развитие русской православной цивилизации, Тойнби считает непрерывное внешнее давление. Впервые оно началось со стороны кочевых народов в 1237 г. походом хана Батыя. Ответ заключался в изменении образа жизни и обновлении социальной организации. Это позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников, но и завоевать их земли, изменить лицо ландшафта и в конечном итоге изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища - в оседлые деревни. В следующий раз страшное давление на Россию последовадо в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было основание Петербурга Петром Первым и создание русского флота на Балтийском море. Коммунизм Тойнби рассматривал как «контрудар», отбивающий назад то, что Запад навязал в XVIII в. в России. Экспансия коммунистических идей лишь один из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами». Свидетель гибели викторианской Англии, двух мировых войн и распада колониальной системы, Тойнби утверждал, что «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик». Тойнби предсказывал, что в 21 в. определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.037 с.)