Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнопсихологическая концепция дж. Вико.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Джамббатиста Вико. Первый конкретный этнопсихолог. Если не установлена связь между бытием народа и бытием идеальным, то возникает привычка переносить на отдаленные эпохи и народы представления, типичные для наших дней. Основной тезис Вико: следует всегда выходить на участие народа в «вечной идее», т.к. ничего не удерживается долго, не будучи выражением идеальных претензий человеческого бытия. Народы, живущие в «вечной идее» - египет, китай и корея – коммунизм, иран. Необходио допускать или предполагать предсуществование определяющих ценностей далее которых невозможно углубляться и понять ничего более изначального и захватывающего. Традицию создает то идеальное, с чем идеальный человек или идеальный народ срастается как со своим. История – это творение людей и Бога. Люди построили свой этнический мир сами, но сделали это так как хотел разум на их разум не похожий. Часто помимо и сверх целей, которые люди полагали изначально. За неудачами стоит Проведение, которое лучше знает, что лучше для глобального замысла. Вечная идея – идея оргазма. Достигается полным бесстрастием, отказом от страстей. Поэтическая активность. В поэзии воплощается вдохновение и поэзия может проецировать вдохновение. Настоящий поэт повсюду находит знаки, символы. Все в жизни поэт делает по своему вдохновению. По Вико, поэзия – идеальное соединение человека с миром идей. Язык появляется как некий избыток, как показатель того, что у человека гораздо больше потребностей себя выразить, чем у животных. В силу своей сверхприродности язык стал проводником трансцендентных мотивов психического поведения этносов. Метод редукции – через звуковой ряд выход на архетипические (архаические) слои. (Африканские барабаны, народные песни). Фантастические универсалии. Мифы – природное выражение метафизических понятий. Если реальность не совпадает с мифом, она считается ложью, а не реальностью. («Какой он после этого мужик?» «Какой ты после этого сын (психолог, мать, девушка)?») Вико выделяет три вида мудрости: 1. Мудрость в языке – филология. 2. Символическое придание – мифология. 3. Идеальная мудрость – философия. В союзе эти три мудрости – хаотическая картина. Мир выстраивается в направлении идеального проекта и к нему выстраиваются те народы, которые эту концепцию разделяют. Вико выделяет три концепции, которые реализуются на протяжении всей человеческой истории. Возраста: 1. Богов, 2. Героев, 3. Людей. Соответственно три языка: 1. Иероглифы, 2. Эпическая поэзия, 3. Проза. Иероглиф в переводе с греческого – священный знак. Эпоха богов: нравы людей наполнены смирением, религиозным экстазом, трепетом. Tremedum – режим эпатажа, экстаза, ужаса, восторга. Небо на языке своих явлений выражает свою волю. Появляется поэтическая теология – учение о языке богов. Прямая линия на кувшине – непрерывность, круг. Другой вариант орнамента – точки, первое ощущение индивидуальности мира. Третий вариант – волнистая линия, т.е. разные качества, разные уровни жизни. Четвертый вариант – жесткие переломы линии, т.е. более жесткое разделение уровней, когда матриархат сменился патриархатом. Тритайога, двапарайога, …, калийога – когда люди утратили веру и их интересуют только их проблемы. Античная версия: золотой, серебряный, медный век, эпоха героев, железный век – когда люди отвернулись от законов богов и ушли в хаос собственных страстей. Земное воплощение века богов – иеракратия – власть священников. Например, король Тайланда является священным, В России царя называли помазанник божий, почти до последнего фигура царя была сакральной. В Египте фараон был воплощением двух богов. В Вавилоне царь считался земным мужем богини Иштар. У греков был обычай: роща Зевса, там был дуб священный и там был страж, который не подпускал к дубу и ему приносили дары, т.к. он был вместо Зевса, любой мог его убить и занять его место. В средневековой Камбодже король мог переизбраться, если кто-то его убил, пройдя через его войнов. Эпоха Богов – воплощение в Библии, ветхий завет. Веды, описание о происхождении мира, у греков священные тексты – теогония, у шумеров – многочисленные гимны для разных богов, в славянской традиции – кощуны, потом бояны – былины о войнах, князьях и т.д. В индии – рамаян. Эпоха богов – когда доминируют универсалии, все что вверху, то и внизу. Эпоха героев. Акцент на аффектах. Вместо священного права приходит право силы. Эпоха полна вражды. Идеал – мужественный воин, который воспевался в Иллиаде, Слове о полку игореве и т.д. Восторг от той трагедии, в которую они сами ввязываются. Наслаждение смешанное с риском. Для мужчин стыдно умирать не в бою. Лучшее – славная смерть в сражении, в поединке. Нежелательна долгая жизнь, благополучие. И первая и вторая эпоха реализуют себя через поэзию. «Самое главное свойство поэзии – придавать неодушевленным вещам смысл, чувства, страсть, как дети, играя с бездушными предметами, разговаривают с ними как с живыми». «Первыми мудрецами древнего мира были поэты теологи, они предшествут героическим поэтам, также как Зевс, Бог неба, предшествует своему сыну Гераклу, герою полубогу. Все народы имели своих Зевсов и Гераклов и все народы были изначально поэтическими, а поэзия сначала божественной, потом героической». Вико. (3 уровня смысла иероглифа: первый – воин и меч слиты в одно целое; второй – меч находится внутри воина, так что нужда в оружии отпадает, в качестве оружия может использоваться любой элемент окружающей обстановки, так, даже слово воина может быть оружием; третий уровень – нет ни воина, ни меча, просто все существует под небом). Примеры «Зевс – Геракл»: у славян Сварог (бог неба) – Перун (гром и молния), в древнем вавилоне бог Ан (неба) – бог Мардуг (гром и молния), у индусов Варуна (бог неба) - Индра (молнии), у греков Уран (небо) – Кронос (время) – Зевс Эпоза людей. Время всепонимающего разума. Достигается законность гражданских прав и институтов. Метафизические чувства переходят в метафизические понятия. Переживаемые идеалы подвергаются критике разума. Пример: свобода, одно дело жить ощущением свободы, а другое дело понимать, что это такое; познание истины: как ощущение это вдохновленность, как понятие – обязанность знать некоторые вещи; страх смерти как ощущение способствует перерождению, а как понятие способствует о том, чтобы об этом не думать. Переход от чувств к разговорам о чувствах. Люди предпочитают не мощные переживания, а стабильность. Человеческая природа развращается в эпоху людей. Действие Провидения универсально. Все народ имеют хотя бы потенцию чтобы пойти к каким-то смысловым вещам. Народы быстро утрачивают ориентировку на идеальный проект. Пример: древний рим, в нем идеальный проект воплощался в том, что есть идеальный город – рим, а потом он утратил свою связь с идеальным проектом и стал угасать. Сознание и разум людей попадает во власть абстракции, утрачивает связь с чувствами и фантазиями. Без фантазии невозможно двигаться к идеальному проекту. Остается утилитарный эгоизм беспамятного человека и рассудочная мысль как индивидов, так и народов становится бесплодной, как только утрачивается связь с бессознательными источниками воображения. Вико утверждает что история движется в сторону реализации идеальных проектов, но не факт что они будут реализованы. Народы с развитой фантазией проявляют себя по новому и остаются в истории, а другие остаются незамеченными. Идеальные проекты – мост от земного к чему-то метафизическому. Эту связь человек конкретизирует своим историческим вкладом. Невозможно реализовать это без искажений. «Человек делает больше, чем понимает и почти никогда не понимает то, что он сделал». Вико. «То, что идеальный проект не исчезает даже в темные времена позволяет надеяться, что на смену зимнему сезону рациональной аргументации, голому скелету четких дефиниций с редкими листьями скудных ассоциаций должно прийти весеннее обновление воображения, языковое творчество». Вико. Итог: изучение этнической жизни – обращение к структуре языка, затем к мифологии, через это понять ту активность воображения, которая питает то и другое.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.007 с.) |