Канонизация митрополитов Киевских и ее особенность. Святитель Илларион. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Канонизация митрополитов Киевских и ее особенность. Святитель Илларион.



Обратимся теперь к самому Илариону. До посвящения в митрополиты он был старшим священником (пресвитером-старейшиною) при церкви святых апостолов в любимом селе великого князя Берестове и отличался необыкновенным просвещением и благочестием между современниками. Доказательством первого, равно как и высоких ораторских способностей Илариона, доныне служит известное уже нам его Слово о законе и благодати, вместе с Похвалою кагану нашему Владимиру и молитвою к Богу от лица земли Русской, написанное им еще в Сане священника. Образец благочестия современники не могли не видеть в том, что Иларион, не ограничиваясь обыкновенным исполнением своих обязанностей, стремился к высшим духовным подвигам, часто удалялся из села Берестова на соседтвенную гору, где ныне Киево-Печерский монастырь, покрытую тогда великим лесом, ископал себе там небольшую пещеру в две сажени и предавался в ней уединенной молитве и богомыслию. За эти-то, без сомнения, достоинства смиренный пресвитер по воле великого князя и избран Собором русских епископов прямо в митрополиты, приняв предварительно пострижение от преподобного Антония. При посвящении своем Иларион, по обычаю церковному, составил и торжественно произнес исповедание веры, дошедшее до нас. Но как потом он управлял Русскою Церковию в сане митрополита, летописи совершенно молчат. Знаем только, что он освятил храм святого Георгия, построенный в Киеве великим князем Ярославом. Кажется, что и время управления Иларионова Церковию было очень непродолжительное: под 1054 г., описывая погребение великого князя Ярослава в Софийском соборе, летописи говорят только о попах и ни одна - о митрополите, а под 1055 г. новгородские летописцы упоминают уже о митрополите Киевском Ефреме, который производил суд над Новгородским епископом Лукою Жидятою: память об этом событии, непосредственно касавшемся Новгорода, могла верно сохраниться в местных сказаниях и записях. Догадка, что под именем Ефрема скрывается митрополит Иларион, только в схиме, есть одна догадка, и мы не знаем, чтобы митрополиты наши принимали на себя схиму и переменяли свои имена до удаления своего на покой. В Степенной книге и некоторых рукописях митрополит Иларион называется святым, но ниоткуда не видно, чтобы он причтен был к лику святых самою Церковию.

12.4. Преп. Варлаам Хутынский. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский.

СВЯТОЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. (1110-1174).

Михаил Погодин говорит о нем: “Он обратил средоточие русской государственной тяжести в другую сторону, он вывел на позорище истории другое племя — великорусское, самое младшее из всех племен наших.” Его отец — Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, был первым ростовским князем, при котором Ростовская земля обособилась в отдельное княжество, а до Юрия это чудское захолустье было окраиной Южного Переяславского княжества. Формально первым ростовским князем был Юрий Долгорукий, настоящим первым русским князем был Андрей Боголюбский, но Юрий не избавился от киевских привязанностей и всю жизнь боролся за Киев (отсюда — Долгорукий — рука тянулась до Киева) и наконец завоевав его в 1154, скончался здесь в 1157 очень довольный решенной задачей. Сын его Андрей сбросил киевские чары, порвал киевскую пуповину, вернулся на суздальщину и остался здесь превратив ее в митрополию. Родился он в 1110 году на северо-востоке и прожил здесь большую половину жизни, мать его была половецкая княжна, в крещении Мария. По рождении его наименовали Китаем (древнерусское имя), в крещении Андреем. От отца получил в удел Владимир на Клязьме. Андрей появляется в Киевской земле в 1148-1149 гг. — когда Юрий Долгорукий в первый раз занимал Киевский стол. Андрей был доблестным воином, очень азартным — в азарте боя залетал в самую гущу схватки и не замечал, как с него однажды сбили шлем, а после он быстро отрезвлялся от воинственного опьянения, становился осторожным, осторожным политиком. Он не любил войны — “не величав был Андрей на ратный чин” — летописец. В 1164 году он разгромил волжских болгар. Вторая жена у него была болгарка — привел пленницу для себя. Не было у него и привязанности к Киеву, как у отца. Когда Юрий, в 1151 году потерял Киев и плакал горючими слезами — сын утешал его: “Нам теперь батюшко здесь делать нечего, уйдем ка отсюда затепло”- т.е. осенью. Вернувшись на Киевский стол (в 1154) отец дал сыну в удел Вышгород, но Андрей тайком уходит на родину во Владимир, прихватив с собой тайком икону Б.М. Избрав город на Клязьме своим седалищем он не призирает Киев. По смерти отца он по праву старшинства вел борьбу за Киев и его сын — Мстислав взял его “копьем” (приступом) с союзниками и разграбил его в 1169 году. Летопись: “Были тогда в Киеве на всех людях стон и туга, скорбь неутешная и слезы непрестанные”. Андрей снова не поехал в Киев — отдал младешему брату Глебу. Северный летописец пишет: “Сын Андреевич ушел домой к отцу с честью и славою великою”, а южный добавляет “и с проклятиями”. Киевский погром м.б. обьясняется как месть за 1157 год, когда по смерти Юрия Долгорукого избивали по городам и селам, приведенных Юрием сюда суздальцев или это обьясняется психологией удельного времени: в период усобиц бывало так, что удельный князь почитавший свои святыни и монастыри, в чужих землях сжигал храмы, грабил монастыри и оскорблял даже святыни в чужих землях. “Так разрыв народности обозначился кровавой полосой” — об этом Ключевский. Андрей носил звание великого князя Киевского, живя на севере. Он — первый отделил старшинство от места. При нем старшинство получило личное значение. Его деятельность была попыткой произвести переворот в политическом сознании Русской земли. Андрей создал другое великое княжение — Суздальское и сделал Владимир — великокняжеским столом. В Киеве был также великий князь Ростислав Изяславич. Андрей в управлении суздальской землей также действовал по новому. Он д.б. сесть в старшем городе (Ростов или Суздаль) в своей волосте и советоваться с вече, а он избрал Владимир — где не было вече, “сильно устроил его”, выстроил храм Успенья “чудную Богородицу Златоверхую”, наполнил город купцами, искусными ремесленниками, так пригород превзошел старшие города, что сердило ростовцев и суздальцев. Не любил он и старшей дружины, не брал их с собой на охоту, “велел им особно утеху творити, где им угодно”, привлекал к утехе отроков, “желая быть самовласцем”, он изгнал предних мужей отца, казнил брата своей первой жены — шурина, боярина Кучковича. А брат Кучкович составил заговор от которого и погиб строгий Андрей. Первая жена — дочь боярина Кучки, села Москвы. Первую жену дал ему отец — Юрий Долгорукий, который отнял у боярина Кучки жену для себя, а для сына — дочь. Вторая жена — приведена из болгар, дочь болгарского царя, участвовала в заговоре против мужа. Летопись пишет: “Ненавидели князя Андрея свои домашние и была брань лютая в Ростовской и Суздальской земле”. Известен неудачный поход Андрея на Новгород в 1169 г., когда 400 новгородцев обратили в бегство 7000 суздальскую рать, плененных суздальцев новгородцы продавали дешевле овец. Современники отмечали в нем двойственность: смесь силы со слабостью. “Такой умник во всех делах, такой доблестный князь Андрей победил свой смысл невоздержанием” — недостатком самообладания. Ключевский сообщает: “В трудные минуты этот князь способен был развить громадные силы и разменялся на пустяки и ошибки в спокойные досужные годы”. Это был истый великоросс — очень набожный и нищелюбивый, перед заутреней сам зажигал свечи в храме, велел развозить по улицам пищу и питие для нищих, его грамотой от 1159 года КПЧ монастырь получил статус лавры. ТСЛ получил этот статус в 1744 году при Елизавете Петровне.

Надо сказать о хронологии. Нам дан год рождения 1110-й, дата кончины 1174-й. Есть и другая дата. Евгений Голубинский настаивает на датах 1111-й и 1175-й. По одним данным в 1174 г., по другим — в 1175 г. загадочной смертью скончался любимый сын — св. Глеб (Глеб Андреевич), он также канонизован, как и отец, 1,5 месяца спустя, в 1702 г. А в ночь, по Голубинскому с 28 на 29 июня 1175 г. убит князь Андрей изменниками в своем княжеском тереме в Боголюбове, под Владимиром (в 15 верстах). Во главе заговора стояли родственники первой супруги Андрея, Иулитты — бояре, братья Кучковичи (владельцы села Москва), затем — ключник ясень или осетин Анбал (это слово стало нарицательным) и крещеный еврей Ефрем Мойзич. Теперь я расскажу вам сцену убийства по книге Минея часть 1 изд. Москва 1988 г. (Одним из составителей этой минеи был о. Андроник Трубачев) “Пьяная толпа убийц из 20 человек пробралась ко дворцу, вырезала стражу и вломилась в покои безоружного князя. Ключник Анбал накануне похитил меч св. Бориса, постоянно висевший над постелью Андрея. Он, и в старости обладавший могучей силой успел ударом повергнуть на пол первых из нападавших, которого заговорщики тут же зарубили мечами, приняв его впотьмах за князя, но вскоре убийцы поняли свою оплошность “и по сем познаша князя и боряхуся с ним вельми и секоша его мечами и саблями и копийные язвы даша ему” Копьем был пробит лоб святого. Все остальные удары наносились сзади. Когда князь, наконец, упал, то убийцы бросились все из опочивальни, унося с собой убитого сообщника. Но князь был еще жив. Со стонами, истекая кровью, он спустился с лестницы, созывая стражу. Но стенания его услышали убийцы и повернули обратно. Князь успел укрыться в нише под лестницей. Злодеи осмелели, зажгли свечу и по кровавому следу нашли его. Иоаким Кучкович отсек ему правую руку. “Что я вам сделал? Бог отмстит вам за мою кровь и за мой хлеб??? Господи, в руки Твои предаю дух мой” — это были последние слова святого. Верный слуга, киевлянин Косьма отнес тело князя в храм. Игумен Арсений на третий день совершил чин погребения, а на 6-й день духовенство и народ с плачем предали земле тело князя в Успенском Соборе (Владимирском) В 1702 г. были обретены нетленные мощи святого (при Петре 1) и положены в приделе в четь Благовещения в Успенском Соборе во Владимире. В 1820 г. над мощами его была сооружена серебреная гробница. Как уже было сказано, полтора месяца спустя в том же году были обретены мощи сына Андрея — Глеба. Андрей Боголюбский был канонизован один из немногих в Синодальный период. Всего за 200 лет с 1700 г. до восшествия на престол Николая 2 было канонизовано 4 святых: свт. Тихон Задонский, свт. Димитрий Ростовский, св. Андрей Боголюбский и св. Глеб — сын Андрея. Когда он был убит, то детей в живых уже не было, остался только Юрий Андреевич, но он был далече, его не было на Родине. Он княжил в Новгороде, по смерти отца изгнан. Каким-то образом попал на Кавказ, женился на грузинской царице Тамаре, княжившей с 1184-й по 1213-й г. “Прекрасна как Ангел небесный, как демон коварна и зла” Что можно от такой жены ожидать? Она его изгнала и он умер неизвестно где. По Карамзину: “ Когда он был мужем совершил военные походы на Сев. Армению, Ширван (ныне часть Адзербаджана) и Адзерум. По грузинской летописи: “вследствие творившихся князем бесчинств, брак расторгнут"Следовательно, он должен был бежать. Тогда он с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию, борясь за престол. Разбит и исчез безвести. Вот такова кончина одного из сыновей св кн. Андрея. Кто же занял престол Владимирский? — Князь Всеволод Большое Гнездо, прозванный так за многосемейность. По преданию (рассказывает Татищев) Всеволод Большое Гнездо повелел зашить убийц Андрея в кожаные короба и бросить их в Плавучее озеро. (Татищев называет это озеро Поганым). И будто до сих пор эти короба, поросшие мхом, показываются на поверхности и слышаться даже стоны. Портрет св. Андрея. “Подобен рус, волосы мало кудреваты, брада не велика, аки князя Бориса, ризы княжеские шуба бархатная, багряная (как у порфирогенитов) выворот соболий, на голове шапка княжеская, опушка соболия, исподняя риза лазоревая и в сапогах".

 

13. Становление русской святости XIII в. (4 часа).

13.1. Святой благоверный князь Александр Невский: его житие как агиографическая проблема.

13.2. Деятельность святого митрополита Кирилла III.

13.3. Борьба Русской Церкви с татаро-монгольским нашествием. Мученики и исповедники XIII в.

13.1. Князь Александр Ярославович был на Руси самой известной фигурой 18 столетия. Александр был приглашен новгородцами на княжение в 1236 г., когда ему было 16 лет. Это был тяжелейший для Руси период: с юго-востока наступали монголо-татары, а с запады – крестоносцы.

Юный князь показал себя великим полководцем, мудрым политиком, молитвенником и защитником земли Русской.

В 1240 г. его войска разгромили на реке Неве шведов, в честь этой блестящей победы Александр был прозван Невским. А в 1242 г. он разбил и потопил в Чудском озере тевтонских рыцарей.

Став великим князем, Александр Невский приложил много сил к собиранию русских земель, к защите их от внешних и внутренних врагов.

Скончался благоверный князь в Городце на Волге, возвращаясь из Орды.

Почитание святого благоверного Александра началось сразу же по его погребении, так как даже это печальное событие было ознаменовано чудом: во время отпевания рука новопреставленного сама протянулась и взяла разрешительную молитву.

Александр Невский считается молитвенником и покровителем русских воинов. Нетленные мощи его были открыты в 1380 г. перед Куликовской битвой. Обретение мощей означало небесное заступничество святого и его благословение.

В 1547 г. князь Александр был прославлен в лике святых за достойное житие и защиту православной веры и отечества.

13.2. Монгольский погром печально отозвался на состоянии Русской церкви, произведя в ней сильное расстройство порядка. При разорении Киева без вести пропал недавно присланный из Греции митрополит Иосиф. На место его, по влиянию князя Даниила Романовича, около 1243 года избран был новый митрополит из русских, Кирилл II. Возвратясь из Греции с своего посвящения (около 1247 года), он уже не нашел себе удобного приюта в разоренном Киеве и должен был выбрать для своего местопребывания другой город, или Галич, столицу южного великого князя, или Владимир, столицу великого князя северного. Он не мог еще сделать между ними решительного выбора и, не имея таким образом пребывающего града, все время своего 33-летнего святительства провел в разъездах по всей митрополии с места на место. Но и теперь было уже видно, что северная столица будет предпочтена им Галичу: большую часть своего управления Кирилл провел на севере, долгое время не рукополагая во Владимире даже особого епископа; он рукоположил туда епископа Серапиона уже в 1247 году. Во время своих разъездов митрополиту повсюду пришлось видеть много беспорядков как в церковном управлении, так и в жизни народа. Это послужило поводом к замечательным постановлениям собора, созванного им в 1247 г. во Владимире по случаю постановления Серапиона. Первосвятитель держал на этом соборе сильную речь против замеченных им нестроений, выставляя их причиною кары Божией на Русь и всех современных бед. Собор обратил внимание на поборы при поставлении ставленников во священный сан и на работы, какие они должны были нести в пользу архиерейских домов в том случае, когда заплатить за поставленье им было нечем, назначил взимать с них только такое количество сбора (7 гривен), какое было нужно для покрытия необходимых издержек при поставлении, и указал рукополагать их только после внимательного их испытания; исправил некоторые вкравшиеся в последнее время неисправности в совершении богослужения; духовных лиц, впадавших в зазорную жизнь, распорядился лишать сана; обратил внимание на народный разгул и бесчиния в препровождении праздников и прочее. Для руководства в церковном управлении митр. Кирилл представил на утверждение собора новый список церковных правил, выписанный им из Болгарии и содержавший в себе полный Номоканон с прибавлением еще неизвестных до сих пор в России новых церковных постановлений и толкований на правила. Извещая об этом собор, он говорил, что церковные правила доселе “помрачены были облаком мудрости еллинского языка, ныне же облисташа, рекше истолкованы были и благодатию Божиею ясно сияют, неведения тьму отгоняюще. Наконец в правление того же митрополита, как мы видели, определены были отношения Русской церкви к монголам в ярлыке Менгу-Темира и устроена Сарайская епархия. Деятельный святитель скончался в 1280 году и был погребен в Киеве.

13.3. В 1237-1240 годах Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества; народонаселение их было вырезано; церкви и монастыри разрушены или осквернены. Во Владимире погибли епископ Митрофан и все семейство великого князя Юрия Всеволодовича. Сам Юрий пал за веру и отечество на берегах Сити. Его племянник Василий Константинович ростовский попал в плен к варварам и погиб ученическою смертью за то, что не хотел отречься от православия. Потом в южной Руси разрушены Переяславль, Чернигов, Киев, города волынские и галицкие. В Киеве погибли его главные святыни Софийский и Десятинный храмы; Печерская обитель была разрушена, монахи ее разбежались по лесным дебрям и пещерам. Краса Русской земли, стольный город великого князя и митрополита обратился в ничтожное местечко, в котором насчитывалось всего около 200 домов. Общее бедствие обрушилось, впрочем, не с одинаковой тяжестью над той и другой половиной Руси. Северо-восточная Русь была опустошена менее; когда страшная буря пронеслась, она снова поправилась, благодаря умной деятельности своих князей.

Южная же Русь обращена была в сплошную пустыню; кроме того, монголы и после ее опустошения продолжали кочевать по ее степным окраинам и были постоянной грозой для ее народонаселения. Вследствие этого земледельческое и промышленное население ее массами потянулось на север. Русская историческая жизнь отступила в область Волги, завязала для себя новый центр, вместо южного Киева, в Москве и стала развиваться здесь уже в новом направлении. Сюда же передвинулось и средоточие церковной жизни русская митрополия. Главным поприщем церковно-исторической жизни сделалась Великороссия, что не могло не иметь сильного влияния на ход церковной истории, как вследствие новых особенностей государственной истории на новом месте, так и вследствие особенностей самого великорусского народонаселения.

Отношение к христианству монголов.

При завоевании Руси монголы были язычниками; они признавали единого Бога, но поклонялись и многим другим богам идолам, солнцу, луне, воде, огню, теням умерших ханов, верили в силу молнии над бесами, в очистительное значение огня, в колдовство и держали у себя целые толпы шаманов и заклинателей. В Орде едва ли даже и была одна какая-нибудь господствующая религия по всей вероятности, там господствовала смесь всяких верований средней Азии. Отсюда объясняется религиозный индифферентизм монголов. В своей Ясе (книге запретов) Чингис-хан велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были. В Орде свободно отправлялись всякие богослужения, и ханы сами участвовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских обрядов, уважали и духовенство всех вер. Разорение русских святынь, жестокости против христиан во время нашествия на Русь нимало не противоречили этой веротерпимости, проистекая из обычной азиатской манеры вести войну.

Мученики за веру.

Кроме князя Василька Ростовского, великий князь Юрий и Меркурий Смоленский (поиб во время нашествия монголов на Смоленск в 1238 году), гибнут на войне. Во время самого нашествия монголов видим уже их обычай щадить духовенство; из погибших в это время духовных лиц известны только Митрофан, епископ Владимирский, Симеон Переяславский и несколько печерских иноков. В 1246 году встречаем первых мучеников в самой Орде, князя Михаила Всеволодовича Черниговского с боярином Феодором. В 1270 году замучен в Орде князь Роман Ольгович Рязанский. Но и в этих двух случаях монголы не отступали от Ясы Чингис-хана; они, можно сказать, и не касались здесь самого христианства, а требовали от князей только исполнения некоторых принятых при дворе суеверных обрядов пред аудиен-цией у хана прохождения чрез очистительный огонь, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту, и такого же уважения к вере хана, какое сами привыкли оказывать всем верам. При хане Узбеке, принявшем в 1313 году ислам, господствующей верой в Орде сделалось мусульманство, известное своим фанатизмом. Но старая языческая терпимость вер не вдруг пропала там и после этого. В Орде настал длинный период двоеверия, продолжавшийся до самого ослабления монгольского владычества над Русью. Прежние отношения монголов к православной церкви продолжались поэтому почти без изменения.

 

14.Русская святость в XIV в. Становление Руси (2 часа).

14.1 Деятельность прп. Сергия Радонежского и его житие.

Преп. Сергий, в миру Варфоломей, был вторым сыном Кирилла и Марии, боярского рода из Ростовской области. Отроку Варфоломею трудно давалась грамота. Он просит помощи от Бога. Чудесным явлением даруется ему разумение писаний. Как и избранному народу все дается непосредственно от Бога, так и избранникам Божиим дается все непосредственно из руки Божией. После смерти родителей он уходит в лесные дебри, где основывает пустынную обитель. Конгениальный древним подвижникам, внутренне родственный им, он проходит классический путь аскезы чрез внешние подвиги к высшим духовным состояниям.

Преподобный Сергий был вдохновителем и насадителем на Руси созерцательного подвига. Троицкий монастырь дал от себя 50 обителей, давших, в свою очередь 40 других. Иеромонах Никон в "житии" указывает на 100 имен преподобных, происшедших от монастыря преп. Сергия. Это была духовная школа, давшая расцвет созерцательного подвига во всей северо-восточной части России. Рассмотрим теперь житие преподобного именно с этой точки зрения.

Похоронив родителей, Варфоломей и овдовевший брат его Стефан уходят в непроходимые леса. Здесь созидают себе примитивное жилище и бревенчатую "церковицу". Они просят у митрополита Феогноста благословения на ее освящение во имя Живоначальной Троицы. Митрополит присылает для этой цели священников, св. антиминс и все потребное. Стефан не вынес тяжести отшельнической жизни и ушел в Москву в Богоявленский монастырь. Варфоломей остался.

 

Аскетические творения говорят, что удел безмолвников есть удел не всех, а лишь тех, кого благодать Божия призывает на это. Таким подвижникам даются утешения неизреченные, поддерживающие их в условиях сверхчеловеческих трудностей. Для того, чтобы вступить на этот путь и шествовать по нему безбедно, нужно предварительно достигнуть безстрастия. Каким путем шел и дошел до такого высокого состояния юный Варфоломей, живя еще в доме своих родителей? Читал ли он святоотеческие творения? Аскетическая литература существовала на Руси с ранних времен. Или был он научен словесно? Об этом можно говорить лишь гадательно. Но одно несомненно, преп. Сергий принадлежал к тем цельным натурам, избранникам Божиим, которые всецело устремляются с самого начала своей сознательной жизни к Богу. Им, сохранившим незапятнанной сердечную чистоту с детства, открываются непосредственно духовные пути. Знакомство же с аскетической литературой, или с преуспевшими подвижниками, могло еще более обогатить и умудрить благодатного юношу. Итак, он живет пустынником в безмолвии один и выносит все трудности, связанные с этим подвигом. Обыкновенный человек на его месте повредился бы умом, или погиб от хищных зверей, а, вернее всего, расстался бы с отшельнической жизнью, как это сделал Стефан. Но инок Сергий начал свою монашескую жизнь уже в состоянии святости, и дальнейшая его жизнь - это ее развитие и ее рост. Он, "как бы орел какой, который, расправив легкия крылья, возлетает по воздуху в высоту", по выражению Епифания Премудрого.

"Пребывшу ему в пустыне единому единствовавшу или две лете, или боле, или меньши, Бог весть", по словам того же Епифания, начали вокруг преподобного собираться монахи, и мало-помалу образовалась небольшая общинка поначалу в 12 человек. Сам преподобный, уже постриженный с именем Сергия, был тринадцатым. Обитель терпела во всем лишение: не было припасов для питания братии. "Иногда не было вина, чтобы совершить литургию, не было ладану, чем бы покадить, часто не было воску, из чего бы сделать свечу, и они, за неимением свеч, совершали по ночам утреню при свете березовой, или сосновой лучины. Ею светили себе канонархи и чтецы, читавшие по книгам. Так совершали они свои ночные службы". Каким же образом складывалась жизнь, и каковы были взаимоотношения в Троицком монастыре?

Сведения очень скудны, однако в них можно уловить то, что относится к старчеству. Так, о духовничестве в Троицком монастыре у проф. Смирнова мы читаем: в монастыре преп. Сергия духовником братства был сначала игумен сам великий подвижник. Уговаривая принять игуменство, братия заявляла: "Зело желаем того, дабы ты игумен и наставник душам и телом нашим, да быхом от тебе прощение, и благословение, и молитву по вся дни приимали, видели тебе по вся дни совершающа святую литургию, да быхом колиждо от честную руку твоею причащались Пречистых Тайн". Таким образом, Троицкая братия выбирала в лице преп. Сергия не только игумена, но и духовника, и он был первое время духовным отцом всех подчиненных ему иноков. В строках, посвященных преп. Феодосию Печерскому, уже указывалось, что древнерусский духовник являлся, как говорит проф. Смирнов, "почти старцем". Когда же духовник был, кроме всего, еще и обладателем даров духовных (харизматик), как преп. Сергий, то старческое его достоинство выявлялось полностью. Старческое служение его выражалось, между прочим, и в том, что преп. Сергий принимал откровение помыслов.

В начале возникновения монастыря, ему был усвоен Студийский устав, как и у преп. Феодосия в Киево-Печерской лавре, о чем раньше было указано. По этому уставу на 4-й песне канона происходит откровение помыслов. Кроме того, о том, что практика откровения помыслов наблюдалась в Троицком монастыре, мы можем еще удостовериться из жития святителя Феодора Ростовского, племянника преп. Сергия, со слов Епифания Премудрого: "Удивительно было у него и то, что он никогда не скрывал от преподобнаго своих помыслов - ни днем, ни ночью". То же самое сказано в житии преп. Никона: "Верное сердце Никона было также отверстою дверью для открытия Сергию помыслов и душевных движений".

Похвальное слово Епифания Премудрого выявляет характерные свойства старца в преп. Сергии: "Истинный руководитель, неложный учитель, добрый пастырь, непрелестный наставник, духовный правитель, добрый наказатель, истинный кормчий"... "для иноческаго чина, - как бы лествицей, возводящей на высоту небесную"... "Которые были очевидцами и слугами этого великаго и святаго Старца, - его ученики и таинники, или лучше, послушники... не нуждаются в этом нашем плохом писании"... Относительно мирян Епифаний говорит, что "по всему этому он для всех притекающих к нему был как бы источником благопотребным... Многие приходили к нему, не только ближние, но и издалече, из дальних городов и стран, чтобы только взглянуть на него и услышать от него слово, и все получали великую пользу и спасение души от назидательных его дел... Многих он научил своим душеспасительным словом и заставил их обратиться с покаянием к Богу... для грешников - верный поручитель"....

Но преп. Сергий был старцем не только для подчиненных ему иноков и мирян. Но происходит и нечто более удивительное: к нему притекают за словом назидания уже умудренные долголетним опытом созерцательные подвижники, как Сергий Нуромский, прибывший с Афона, Евфимий Суздальский, Дмитрий Прилуцкий', Стефан Махрищеский и др. (Они именуются "Сергиевыми собеседниками"). Эти собеседники показывают нам величие того духовного образа, каким Сергий являлся в глазах своих современников, будучи учителем учителей и наставником наставников... "Может ли быть, чтобы в сих дальних и недавно обращенных к свету Христову странах, возсиял такой светильник, которому подивились бы и наши древние отцы?" - воскликнул, усомнившийся греческий епископ, за свое сомнение наказанный слепотой и вслед за этим исцеленный самим преподобным. И воистину духовный облик преп. Сергия достигает той несказанной красоты, какой могли бы дивиться и древние отцы.

Известно чудесное видение преп. Сергия, когда темнота ночи вдруг озарилась ярким светом, и преподобный, выйдя в сени, увидел безконечную стаю пролетающих птиц, и был ему голос: "Сергий, Господь внял молитве твоей, как видишь этих птиц, так умножится число учеников твоих по тебе, и не оскудеют последующие стопам твоим". В конце жизни преп. Сергию было дано лицезреть явление Богоматери. Это было в 1388 г., за 4 года до его кончины. В его житии также находим пример явлениея того Божественного света, который Григорий Палама именует "Божественными энергиями", "лучами Божества", и о которых св. Макарий Египетский говорит, что "Ангелы и служебные духи приобщаются свету этого огня". Мы хотим сказать о том видении, когда Исаакий-молчальник, пораженный ужасом, увидел, что преподобному сослужит дивной красоты блистающий юноша, и нисходит огонь на Святую Чашу, разливаясь по всему престолу и окружающий со всех сторон священнодействующего Сергия.

Такие явления характерны для подвижников восточной аскезы, прошедших сначала путь внешних подвигов (праксис) и, как плода таковых, достигших созерцания (Феория). И, как говорит Палама: "Отделяясь от материального, в котором он (подвижник) сначала проходит известный ему путь... он идет к истине неизреченною силою Духа, духовным неизреченным восприятием он слышит неизреченные глаголы и видит несозерцаемое и уже здесь, на земле, есть и становится чудо". О подобных тайнах и глубинах внутренней подвижнической жизни, надо полагать, и приходили совещаться к Сергию его святые собеседники. Но духовные постижения не являются уделом большинства, а доступны лишь немногим избранным. Таким был и юный монах Кирилл, будущий основатель Белозерского монастыря. И потому Сергий, приходя в Симоново, спешит к нему на хлебню, где было его послушание, и наставляет его часами, оставляя в стороне других... И, как мы увидим ниже, Сергиевы заветы через Кирилла перешли к последующему подвижничеству, всего северо-востока России, - "Северной Фиваиды". Среди личных учеников преп. Сергия были два особенно ярких примера созерцательного подвижничества: это Сильвестр и Павел Обнорские, речь о них будет ниже. В монастыре Павла Обнорского, остался письменный памятник, как доказательство, подтверждающее только что нами сказанное. "Осталось, - говорит Смолич, - из его Павлова монастыря замечательное учительное писание о руководстве молодых монахов, которое дает понятие о монастырском быте. Хотя это писание в основе посвящено внешней аскезе, тем не менее находим мы в нем основные черты внутренней аскезы: встречаются понятия, как "духовная молитва", "собранность духа", "молчание". Все эти термины служат признаком школы восточной аскезы.

Но вот наступает великий исторический момент в жизни русского народа: свержение татарского ига. В этот грозный, решительный час значение преп. Сергия, как старца и печальника всея земли Русской, открывается во всем своем духовном величии. Подобно древнему Моисею, он становится вождем своего народа.

Значение Куликовской битвы, этого великого события, проф. Ключевский определяет следующим образом: "народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и, не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многочисленными костьми... и эту силу нравственную, и это чувство бодрости и духовной крепости вдохнул в своих современников преп. Сергий". Никоновская летопись сохранила потомству описание посещения преп. Сергия Дмитрием Донским перед его выступлением в поход против татар. Беседуя с вел. князем, святой старец советовал ему почтить дарами и честью злочестивого Мамая. Преподобный приводил в пример Василия Великого, утолявшего дарами Юлиана Отступника: "И ты, господине, отдай им честь и злато, и сребро, и Бог не попустит им одолеть нас: Он вознесет тебя, видя твое смирение, и низложит их непреклонную гордыню". "Все это я уже сделал, - ответил Дмитрий. - Но враг мой возносится еще более". Выслушав эти слова, угодник Божий осенил князя крестным знамением и вдохновенно произнес: "Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов". А затем, понизив голос, сказал тихо одному князю: "Победиши враги твоя".

Художественное описание этого похода мы находим у Б. Зайцева: "Каков бы ни был Дмитрий в иных положениях, здесь, перед Куликовым полем, он как будто ощущал полет свой все вперед неудержимо. В эти дни - он гений молодой России. Старшие, опытные воеводы предлагали здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Дмитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: "Иди, господине, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут".8-е сентября 1380 года. Хмурый рассвет, Дон и Непрядва. Куликово поле и дух "Слова о полку Игореве". Русь вышла снова в степь, меряться со зверем степи. Как все глубоко, напряженно и серьезно. Перед сражением молятся. Читают "ратям" грамоту преподобного. Над ставкой черный стяг великокняжеский с золотым образом Спасителя. Осенние туманы, медленный рассвет, хладносеребряный. Роса, утренний холод. За Непрядвой не то стоны, не то грохот дальний. Люди умываются, подтягивают у коней подпруги, надевают чистые рубахи и в последний раз оружие свое страгивают. Строятся. Идут на смерть. Грусть и судьба, неизбежность. Ясно, что возврата нет... "Началась битва на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: "Многим плетутся венки мученические". Их было сплетено немало.Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: "Мы победили".

"Время давно свеяло эти дела с народной памяти, как оно уже глубоко заметало вековой пылью кости куликовских бойцов... но память святого пустынножителя доселе царит в народном сознании... Творя память преп. Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка... Ворота лавры преп. Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когды мы растратим этот запас без остатка".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.045 с.)