Почитание исповедников. Святые благоверные князья (цари). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почитание исповедников. Святые благоверные князья (цари).



Другую категорию святых –«преподобных» - составляли прославленные вхристианском подвиге отшельники, аскеты-анахореты, распространившиесяв большом количестве в пустыняхЕгипта и Палестины с конца четвертого века. Первоначально почитание известнейших из них ограничивалось отдельными диотезами, позднее, с момента участия этих подвижников-монахов в решениях Вселенских Соборов, почитание их стало весьма распространенным. Так, по сути дела, были составлены списки преподобных, объединенных по принципу собора местных святых. Уже первый патерик «Лавсаик», написанный около 420 года, говорит, что он содержит «жития, труды и подвиги отцов, подвизавшихся в пустыне Синайской»; патерик Феодорита Киррского («История боголюбцев», середина пятого века) повествует «о житиях подвижников сирских». Позднее уже само название патериков говорило за себя, т. Е.. о житиях отцов целого избранного ими региона: «Синайский патерик» («Лимонарь» и «Римский», составленный Папой Григорием Великим Двоесловом (ум.604) и повествующий о «житиях и чудесах отцов италийских». Таким образом, уже к началу седьмого века Таким образом, уже к началу седьмого века списки преподобных, как местночтимых, так и общецерковных, составляли уже довольно объемный перечень святых.

К этой же категории христианских святых надо отнести и «исповедников» — людей, претерпевших за Христа истязания, пытки или заключение и ссылку, но не пострадавших как мученики. Сюда входят все исповедники, истязавшиеся язычниками (до Миланского эдикта 313 года), и святые, гонимые за Православие от еретиков и раскольников в более поздние времена (например, преподобный Максим Исповедник, умерший в •662 году).

Еще одну категорию святых Древней Церкви составляют прославившиеся заслугами перед Церковью цари и князья, получившие наименование «святых благоверных» (царицы Феодора, Пульхерия и Феофания, царевны Сосипатра и Анфуса).

Если служение святых проходило в распространении или утверждении христианства, то им усваивается определение «равноапостольных». В Древней Церкви это равноапостольные Константин и Елена, равноапостольные Фекла и Анна; в Русской —князь Владимир, княгиня Ольга, святые братья Кирилл и Ме-одий и другие.

8.2. Специфика юродства в Русской Церкви как агиографическая проблема.

Начиная с четвертого века в монашеской среде Александрийской Церкви возникает еще один тип святости — юродство. Основанием к сему подвигу явились слова апостола Павла из Первого Послания к коринфянам (4,10): «мы юроди Христа ради». Так, в Минее 1685 года общий тропарь юродивым читается: «глас апостола Твоего Павла услышав глаголющ: мы, оуроди Христа ради, раб Твой, Христе Боже, оуродъ бысть на земли».

В древнерусском агиографическом языке часто употребляется слово «оурод», «юродъ», греческим эквивалентом которого является, слово «морос», взятое из того же послания апостола Павла. Так, в житии блаженного Симеона он постоянно называется оуродом-юродом; в Печерском Патерике упоминается Исаакий, который «…поча по миру ходити оуродом ся творя». В более поздних церковных русских памятниках возникает еще одно слово, определяющее наименование «юродивый» -«блаженный».

Вместе с тем, слово «юродивый» нередко употреблялось для перевода еще одного греческого слова –«санос», простой, глупый. Под влиянием этого в Русской Церкви псковский юродивый Никола приобрел свое прозвище Салос.

Первым дошедшим до нас историческим свидетельством о подвиге юродства в Древней Церкви является повествование преподобного Ефрема Сирина, посетившего в 371 году пустыни Египта и описавшего житие Христа ради юродивой Исидоры, подвизавшейся в то время в Тавенском монастыре Мен или Мин. Блаженная Исидора, называвшаяся по –коптски Варанкис, взяла на себя подвиг казаться безумною и бесноватою, чем и вызывала к себе всеобщее презрение.

Сам по себе подвиг юродства не является самоцелью, о чем свидетельствуют позднейшие запреты Церкви на мнимых юродивых. Подлинно юродивые приносили не только плоть и имение свое в жертву Богу, но высшее дарование Бога человеку –разум. Такой безумный Христа ради должен был исполнять функцию общественной терапии, т. Е. подвиг юродства всегда направлен вовне, на исцеление общества людей самых разных социальных сфер. Определяя этот подвиг, Евагрий в своей «Истории» (21 гл.) говорит: «скажу и еще об одном роде жизни, который превосходит всех», т. Е. называет его высшим выражением православного подвижника, Поэтому не случайно то, что при исследовании канонизаций святых в Древней Церкви список блаженных и юродивых составляет самый краткий перечень имен. Из

полного перечня в несколько десятков юродивых, чествуемых Православной Церковью, только шесть подвизались на христианском Востоке еще до крещения Руси: Исидора (память10 мая), Серапион Синдонит (14 мая), Виссарион Египтянин(6 июня), палестинский монах Симеон (21 июля), Фома Келе-сирский (24 апреля) и Андрей Цареградский-Коистантино-

польский. На Руси первым по времени юродивым был киевопечерский чернец Исаакий, умерший в 1090 году. Затем вплоть до четырнадцатого века источников о юродстве не встречается. Расцвет этого подвига в Русской Церкви приходится на период с пятнадцатого до начала семнадцатого века.

Во второй половине шестнадцатого века в Русской земле было уже много храмов, в которых почитали мощи юродивых или которые были построены во имя этих святых. Так, Новгород славил Николая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Бо-ровичского; Устюг — Прокопия и Иоанна; Ростов — Исидора; Москва—Максима и Василия Блаженного; Калуга — Лаврентия; Псков — Николу Салоса. Следует отметить, что этот тип святости — юродство, — так часто встречающийся в Русской Церкви, не проявился во многих других Православных Поместных Церквах (16). С середины семнадцатого века число- юродивых в Русской земле заметно уменьшается; только немногие из них были канонизованы. Тем не менее подвиг юродства в России совершенно не исчезает и почитание юродивых не уменьшается. Так, подвизавшаяся в восемнадцатом веке в Петербурге Блаженная Ксения почиталась подвижницей на протяжении всего1 девятнадцатого и двадцатого веков. Большое количество паломников к месту ее захоронения свидетельствует о ее почитании народным сознанием и поныне.

 

 

9. История канонизации или причтения к лику святых (2 часа).

9.1. Соотношение понятий «канонизация» и «причтение в лик святых».

9.2. Формирование списка вселенских святых, празднуемых каждой Поместной Церковью.

9.3. Единый житийный корпус святых Церкви. Труды Симеона Метафраста и Иоанна Ксифилина.

9.4. Святцы Русской Церкви: преемственность святцев Константинопольской Церкви. Порядок канонизации Восточной Церкви.

9.1. Термин «канонизация» (от лат. Кананизацио) есть латинизированная транскрипция греческого слова «определять, на основании правила узаконять», был введен в оборот западными учеными богословами довольно поздно. В Греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, поэтому в подобных случаях там использовалось словосочетание «причтение к лиу святых» или «вмещение, вчинение в лик святых» - позднее оно перешло в церковный язык Древней Руси и сохраняется в русской Церкви поныне.

По учению Церкви, угодники Божии, составляя лик святых, молятся пред Богом о живых собратиях своих по вере, которым последние воздают молитвенное чествование.

9.2. Практический акт канонизации в истории Церкви претерпевал видоизменения и имел свое развитие. Во многом его появление было связано со стремлением предотвратить попадание в церковный культ святых лиц сомнительного достоинства. Так, в Древней Церкви отдельного акта о почитании святых не требовалось, дело ограничивалось внесением их имен с ведома или по распоряжению местного епископа в диптихи и синодики и установлением празднования дня их кончины.

Ввиду того, что чествование святых к началу пятого века приобрело довольно обширный характер, церковные власти должны были следить как за установлением почитания святого, так и за запрещением ложных чествований.

Некоторые подвижники, прославившиеся прозорливостью и чудесами, почитались самим народом; иногда даже при жизни в. честь их строились храмы, например, императором Маркианом в честь преподобного Вассиана. Большею частию святые делались сначала местночтимыми (в своих монастырях или в целых епархиях), а затем, по мере увеличения чудес от них, чествование их. становилось общецерковным..

Так как строительство храмов и монастырей в основной своей массе велось частными лицами, то Церковь, начиная с пятого века, пытается учредить над этим контроль. Так, в Римской Церкви Папой Геласием I было усвоено право давать разрешение на посвящение (dedicatio) церквей известному святому, чем имелось в виду предотвратить посвящения их в честь неизвестных (сомнительных) святых и даже еретиков.

К концу первого тысячелетия Православная Церковь имела уже вполне сформированный список вселенских святых, празднуемых каждой Поместной Церковью. Известность отдельных местных святых возрастала, им начинают строить храмы в самых различных уголках империи и за ее пределами. С десятого века епископы, с целью придать культу святых больший авторитет и способствовать его распространению за пределы своих епархий, стали обращаться за одобрением к Римскому Престолу. Именно с этого времени и возникает канонизация как акт в том смысле, какой ей придается в настоящее время *.

9.3. Множество разрозненных календарей и диптихов, местное почитание и отдельное празднование святых вносили в литурги ческую, агиографическую и гимнографическую практику Церкви много неудобств. Назревал вопрос об унификации календаря, о едином житийном корпусе святых всей Церкви. Такая работа была проделана в Церкви Симеоном Метафрастом и Иоанном Ксифилином при императоре Василии(976—1025), когда был составлен корпус минолигий всех святых, чтимых на всем пространстве Греческой империи. Этот минологий по существу является основанием позднейших «святцев Константинопольской Церкви», вошедших в состав святцев Киево-Печерской Лавры и через них в святцы Русской Церкви.

9.4. Самый ранний документ, касающийся практики канонизации в Восточной Церкви (впрочем, весьма поверхностно),— грамота Константинопольского Патриарха Иоанна Калеки (Апрена) к Киевскому Митрополиту Феогносту (1339 г.) о мощах святителя Алексия. Патриарх говорит о некоем «чине и обычае», которых держится в таких случаях Церковь Божия, и предписывает, получив относительно сего святого «твердое и несомненное удостоверение», поступить по тому же чину Церкви — «почитать и ублажать угодника песнопениями и священными славословиями» (14, 382—383).

Из истории причтения к лику святых святителя Григория Паламы, осуществленного Патриархом Филофеем, видно, что порядок канонизации был весьма простым. Патриарх говорит, что иереи Солуня, согласившись, ставят Григорию икону, совершают праздник в день его кончины и воздвигают ему храм, не дожидаясь великих Соборов и каких-либо общих решений, но довольствуются приговором и объявлением свыше и светлым и несомненным созерцанием дел и верою (14, 384).

В более поздние времена в Константинопольской Церкви канонизация осуществлялась посредством специальной грамоты Патриарха.

 

10. Порядок канонизации в Русской Православной Церкви (2 часа).

10.1. Три вида канонизации в Русской Православной Церкви.

Правила, которыми руководствовалась Русская Православная Церковь при причислении подвижников к лику святых, в общих чертах напоминают правила Церкви Константинопольской. Основным критерием канонизации служил дар чудотворений, проявленный при жизни или по кончине святого, а в некоторых случаях — наличие нетленных останков. Сама канонизация имела три вида. Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения (мученики, святители, преподобные и др.) в Русской Церкви различались святые и по распространенности их почитания — местнохрамовые, местноепархиальные и общенациональные.

10.2. Канонизация общецерковных святых.

Патриарху всея Руси при участии Собора русских иерархов.

В монастырях почитание подвижников могло начинаться по решению совета Право канонизации общецерковных святых принадлежало Митрополиту или монастырских старцев (так, в частности, началось почитание Митрополита Филиппа в Соловецком монастыре, преподобного Иосифа Волоцкого в его монастыре и др.), которые позднее представляли дело на утверждение местного епископа.

Церковному празднованию памяти святого предшествовала работа епархиальной власти по удостоверению в подлинности чудес при гробе почившего (а часто — и в нетлении мощей), затем устанавливалось торжественное богослужение в местном храме и назначался день чествования святого, ■ составлялась особая служба, писалась икона, а также «житие» с изображением чудес, удостоверенных дознанием церковной власти.

Кроме такого соборного почитания и празднования дней святых, прославленных Богом, христиане отмечали память еще не канонизированных Церковью подвижников особым богослужением— панихидой. Поскольку церковная память — это народная память, то часто именно она давала материал для канонизации того или иного святого. В этом смысле постоянная (во все времена) и повсеместная (во многих приходах и епархиях) молитвенная память о упокоении со святыми подвижников часто являлась первым шагом к канонизации сего подвижника. При этом многочисленные свидетельства о таких святых порою изобиловали большим числом повествований о чудесах, ими совершенных. Так, в частности, дело обстоит с блаженной Ксенией Петербургской, предложенной к канонизации на настоящий Собор. В данном случае причиной почитания её послужили большое количество панихид, чудотворений и, как уже говорилось, многочисленное паломничество к месту погребения блаженной.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.012 с.)