Н. А. Коваленко, В. П. Лобах, Н. В. Вепринцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. А. Коваленко, В. П. Лобах, Н. В. Вепринцев



Н.А.Коваленко, В.П.Лобах, Н.В.Вепринцев

 

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ

АВТОМОБИЛЕЙ

Учебное пособие

Для учащихся средних специальных

Учебных заведений по специальности «Техническая эксплуатация автомобилей»

Телефон (8 0222) 23-33-71

Могилев

Белорусско-Российский университет

Содержание

 

Введение

1. Основы технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта

1.1 Надежность и техническое состояние автомобилей

1.2 Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта

1.3 Основы диагностирования технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта

2. Технология технического обслуживания и ремонта автомобилей

2.1 Ежедневное обслуживание автомобилей

2.2 Общее диагностирование двигателя

2.3 Техническое обслуживание и текущий ремонт кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов

2.4 Техническое обслуживание и текущий ремонт системы охлаждения

2.5 Техническое обслуживание и текущий ремонт системы смазки

2.6 Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания бензиновых двигателей

2.7 Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельных двигателей

2.8 Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания двигателей, работающих на газовом топливе

2.9 Техническое обслуживание и текущий ремонт кузовов, кабин и платформ

2.10 Техническое обслуживание и текущий ремонт агрегатов трансмиссии

2.11 Техническое обслуживание и текущий ремонт ходовой части

2.12 Техническое обслуживание и текущий ремонт механизмов управления автомобилем

2.13 Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования автомобилей

2.14 Диагностирование автомобилей на постах поэлементной и общей диагностики

3. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и управление им

3.1 Характеристика производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта

3.2 Управление производством технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей

3.3 Организация технического обслуживания автомобилей

3.4 Организация текущего ремонта автомобилей

4. Технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автомобилей

4.1 Оборудование для уборочно-моечных работ

4.2 Осмотровое и подъемно-транспортное оборудование

4.3 Оборудование для смазочно-заправочных работ

4.4 Оборудование для разборочно-сборочных работ

5 Материально-техническое обеспечение на АТП

5.1 Факторы, влияющие на расход запасных частей

5.2 Нормирование расхода запасных частей

5.3 Обеспечение запасными частями и материалами

5.4 Организация складского хозяйства на АТП

5.5 Транспортировка, хранение и выдача горюче-смазочных материалов

6. Организация хранения автомобилей и запасных частей

6.1 Особенности запуска двигателя при низких температурах воздуха

6.2 Хранение подвижного состава на открытых стоянках

6.3 Хранение автомобилей в закрытых помещениях

6.4 Выбор способов хранения автомобилей

7. Влияние автомобильного транспорта на персонал, население и окружающую среду

8. Особенности организации и технологии ТО и ТР легковых автомобилей на станциях технического обслуживания

9. Основы проектирования производственных зон и участков автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания автомобилей

9.1 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава

9.2 Выбор, корректировка и определение годовых объёмов работ и их распределение

9.3 Определение численности производственных рабочих

9.4 Проектирование зон, линий и постов диагностики, обслуживания и ремонта автомобилей

9.5 Технологическое проектирование

9.6 Особенности технологического расчета БЦТО и СТО

Список литературы

 

Введение

 

Техническая эксплуатация автомобилей (ТЭА) – это комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих поддержание работоспособного состояния транспортных средств. Так как автомобили представляют собой сложную техническую систему, то эти мероприятия в первую очередь определяются их устройством, конструктивными особенностями и показателями надежности такими как безотказность, долговечность, эксплуатационная технологичность и сохраняемость. С учетом этого формируется система технического обслуживания и ремонта, разрабатываются организация и технология выполнения работ для одного автомобиля и их совокупности, проектируется и создается производственно-техническая база предприятий автомобильного транспорта, подбирается необходимое технологическое оборудование и решаются другие вопросы.

Техническая эксплуатация автомобилей реализуется при соответствующей организации через технологический процесс, который является частью общего производственного процесса на автотранспортном предприятии или станции технического обслуживания. Поэтому ТЭА включает действия по изменению и последующему определению технического состояния объекта производства – автомобиля.

В свою очередь технологический процесс состоит из технологических операций, направленных на поддержание внешнего вида автомобиля и обеспечения его работоспособности путем проведения профилактических и ремонтных работ. Многообразие выполняемых по автомобилям работ требует привлечение рабочих различной квалификации и профессий, большой гаммы специализированного оборудования и инструмента, специальных и универсальных рабочих постов и линий, зон и производственных участков.

Построение и организация технологического процесса должны соответствовать критерию оптимальности, т.е. обеспечивать заданный уровень производительности и надежности транспортных средств для конкретных условий эксплуатации при рациональном использовании трудовых и материальных ресурсов. Причем все работы должны проводиться с соблюдением требований правил по охране труда.

Качественное выполнение работ по автомобилю возможно лишь на основе информации о его техническом состоянии, которую дает диагностирование. Помимо этого диагностирование инструментально обеспечивает проведение регулировочных работ, оценивает экономические, экологические и другие параметры автомобиля, его соответствие требованиям правил дорожного движения. Следовательно, должны разрабатываться методы и средства для оценки вида технического состояния и поиска места отказа.

Таким образом, техническая эксплуатация автомобилей призвана рассматривать все эти вопросы как обособленно, так и во взаимосвязи, представляя собой фундамент для проведения технической, экономической, экологической и социальной политики на предприятиях автомобильного транспорта. Перспективным направлением совершенствования ТЭА представляется создание централизованных, специализированных и кооперированных производств по выполнению работ по обслуживанию и ремонту.

В данном учебном пособии рассмотрены основные из перечисленных вопросов: формирование системы технического обслуживания и ремонта; технология диагностирования, технического обслуживания и ремонта агрегатов и систем автомобиля; организация технологического процесса и управление им; материально-техническое обеспечение и экономия ресурсов; организация хранения автомобилей, запасных частей и материалов; влияние автомобильного транспорта на окружающую среду; основы проектирования автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания.

Усвоение этих вопросов будет способствовать формированию профессиональных знаний и навыков будущих специалистов в области технической эксплуатации автомобилей, позволит им грамотно принимать решения и осуществлять мероприятия по повышению эффективности работы автомобильного транспорта. Книга может быть полезна и для практических работников автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания легковых автомобилей.

 

 

Рисунок 1.7 - Схема места диагностирования в управлении

 

 

Возможности диагностирования агрегатов и механиз­мов в большой степени зависят от их контролепригодности.

Контролепригодностью называют приспособленность автомоби­ля к диагностическим работам, обеспечивающим заданную достоверность информации о техническом состоянии объекта при мини­мальных затратах труда, времени и средств на его диагностиро­вание. Основным показателем контролепригодности является коэффициент контролепригодности Кк

(1.9)

где Тo основная трудоемкость диагностирования, чел×ч;

Tд — дополнительная трудоемкость (подключение диагностических средств, датчиков, вывод объекта на тестовый режим и т п.), чел∙ч.

Доля контрольно-диагностических работ постоянно возрастает в общем их объеме. Так, для автомобиля КамАЗ-5320 она составляет примерно 33%.

Значения Кк для автомобиля равна примерно 0,54, а для агрегатов и систем – 0,5…0,7.

Возможность непосредственного измерения в процессе эксплу­атации структурных параметров (зазоры и др.) ме­ханизмов автомобиля без их разборки весьма ограничена. Поэто­му при диагностировании пользуются косвенными величинами, отражающими техническое состояние объекта, которые называются диагностическими параметрами, которые представляют собой пригодные для измерения физические величины, связанные с пара­метрами технического состояния объекта и несущие инфор­мацию о его состоянии. Диагностическими параметрами могут быть: параметрырабочих процессов (мощность, тормозной путь, расход топлива и др.), параметры сопутствующих процессов (вибрации, шум и т.п.) и геометрические величины (зазор, люфт, свободный ход, биение и др.). Для обеспечения надлежащей достоверности и экономичности диагностирования диагностические параметры должны быть чувст­вительны, однозначны, стабильны и информативны.

Чувствительность Кч диагностического параметра (П) определяется скоростью его приращения при изменении параметра технического состо­яния (у), т.е. изменению структурного параметра должно соответствовать возможно большее изменение диагностического параметра (рис.1.8)

(1.10)

Однозначность диагностического параметра означает отсутст­вие экстремума в диапазоне от начального до пре­дельного значений параметра технического состояния, т.е. каждому значению структурного параметра должно соответствовать одно значение выходного (диагностического) параметра (рис.1.8).

1, 2 – однозначные; 3 – неоднозначные; 1 – малой чувствительности; 2 – большой чувствительности

Рисунок 1.8 – Характеристики диагностических параметров:

Из рисунка 1.8 следует, что чувствительность параметра 2 больше чувствительности параметра 1, т.е. a2 > a1, диагностический параметр 3 при его значении Пi имеет два значения структурного параметра (узi и у’зi), параметр 2 при любом одном его значении Пi имеет одно значение структурного параметра у2i.

Стабильность диагностическо­го параметра определяется вариацией его значений при мно­гократном измерении на объек­тах, имеющих одну и ту же величину соответствующего структурного параметра. Ее оце­нивают с помощью среднеквад­ратичного отклонения.

Информативность является одним из важнейших свойств диаг­ностического параметра. Она характеризует достоверность диаг­ноза, получаемого в результате измерения значений параметра.

Для того чтобы определить техническое состояние автомобиля, необходимо текущие значения диагностических параметров сопоставить с нормативными значениями.

Диагностические нормативы служат для количественной оцен­ки технического состояния автомобиля. Различают начальное, предельное и допустимое значения норматива Начальный норматив соответствует величине диагностиче­ского параметра технически исправных объектов. Предельный норматив соответствует такому состоянию объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация становится невозможной или нецелесообразной по технико-экономическим соображениям. Допустимый норматив представляет собой ужесточенное значение предельного нормати­ва, при котором обеспечивается заданный, или экономически оп­тимальный, уровень вероятности отказа на предстоящем межконтрольном пробеге. На основе допустимого норматива ставят диаг­ноз состояния объекта и принимают решение о необходимости ремонта или регулировки.

В эксплуатации допустимый норматив принимается условно как граница неисправных состояний объекта для заданной перио­дичности его межконтрольного пробега. Если текущее значе­ние диагностического параметра выходит из допустимого норма­тива, это означает, что, хотя объект и является работоспособным, его эксплуатация нежелательна без регулировки или ремонта из-за высокой вероятности отказа или пониженных тех­нико-эксплуатационных свойств.

Методы диагностирования автомобилей характеризуются физической сущностью диагностических параметров. Они делятся (рис.1.8) на две группы: измерения параметров эксплуатационных свойств автомобиля (динамичности, топливной экономичности, безопасности движения и т.д.) и измере­ния параметров процессов, сопровождающих функционирование автомобиля, его агрегатов и механизмов (нагревы, вибрации, шумы и др.). Кроме того, существует группа методов диагностиро­вания, обеспечивающих измерение геометрических величин, непосредственно характеризующих техническое состояние механизмов.

Рисунок 1.8 - Методы диагностирования автомобилей

 

 

Если первая группа методов позволяет оценить работоспособность и эксплуатационные свойства автомобиля в целом, то вто­рая и третья дают возможность выявить конкретные причины не­исправностей. Поэтому при диагностировании, исходя из принципа «от целого к частному», сначала применяют первую группу методов, осуществляя общее диагностирование, а затем для конкретизации технического состояния автомобиля применяют методы второй и третьей группы, осуществляя его поэлементное (локальное) диагностирование.

Средства диагностирования (рис.1.9) представляют собой технические устройства, предназначенные для измерения диагностических параметров тем или иным методом.

Рисунок 1.9 Средства диагностирования автомобилей

 

Они включают: устройства, за­дающие тестовый режим; датчики, воспринимающие диагностические параметры в виде, удобном для обработки или непосредственного использования (как правило, в виде электрического сигнала); устройства для обработки сигнала (усиления, анализа, фильтрации), для постановки диагноза, индикации результатов, их хранения или передачи в органы управления.

Средства диагностирования бывают внешними, т. е. не входя­щими в конструкцию автомобиля, встроенными и смешанного типа. Внешние средства диагностирования, в зависимости от их тех­нологического назначения могут быть выполнены в виде перенос­ных приборов и передвижных станций, укомплектованных необходимыми измерительными устройствами, и стационарных стендов. Встроенные средства диагностирования включают в себя входящие в конструкцию автомобиля датчики и приборы (электронно-вычислительные приборы, блоки питания, индикацию) для обработки диагностических сигналов (усиления, сравнения с норма­тивами) и непрерывного или достаточно частого измерения параметров технического состояния автомобиля. Простейшие средства встроенного диагностирования реализуются в виде традиционных приборов щитка водителя.

Диагностические средства смешанного типа представляют собой комбинацию встроенных и внешних средств. В этих комплексах используют встроенные датчики с выводами диагностического сигнала к централизованному штепсельному разъему и внешние средства для снятия электрических сигналов, их измерения, обработки и индикации полученной информации.

Процесс диагностирования включает тестовое воздействие на объект, измерение диагностических параметров, обработку полученной информации и постановку диагноза. Тестовое воздействие осуществляют путем естественного функциониро­вания объекта на заданных силовых, скоростных и тепловых режимах, или при помощи средств диагностирования. Параметры измеряют съемными или встроенными датчиками. Обработка информации заключается в преоб­разовании, усилении, анализе и фильтрации диагностических пара­метров как по виду, так и по значению. Постановка диагноза (заключение о техническом состоянии) состоит в сравнении значения полученного диагностического параметра с нормативным. Различают общий и поэлементный диагноз. При общем диагнозе решается вопрос о пригодности объекта к эксплуатации, при поэлементном - выявляются неисправности и их причины. Постановка диагноза сводится к тому, чтобы при помощи диагностических параметров, связанных с определенными неисправностями объекта, выявить из множества его состояний наиболее вероятное.

Эффективность применения ди­агностирования определяется из условия, что cуммарные удельные затраты на ТО (С), ТР (d) и диагностирование (Cd) меньше удельных затрат (C ’) и (d ’) без него

(С+d + Сd)/ ld £ (C’ + d’)/ ld , (1.11)

где ld -периодичность контроля, км.

Расчеты показывают, что затраты на ТО и Р автомобилей могут быть снижены за счет применения диагностирования на 10…25%.

Кроме снижения затрат на ТО и Р автомобилей, эффект от диагностирования может быть получен в результате более полного использования ресурсов работоспособ­ности их агрегатов и механизмов путем более точного информаци­онного обеспечения планирования и организации таких мероприя­тий как ремонт, снабжение, экономия топлива, безопасность дви­жения автомобилей и др.

 

Список литературы

 

1. Автомобили моделей ЗиЛ-4333, ЗиЛ-3414 и их модификации: Устройство, эксплуатация, ремонт. – М.: Транспорт, 1996. – 288 с.

2. Автомобильный справочник / Б.С.Васильев, М.С.Высоцкий, К.Л.Гаврилов и др. Под общ.ред. В.М.Приходько. – М.: ОАО Издательство «Машиностроение», 2004. – 704 с.

3. Болбас М.М. Проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. - Мн.: Унiверсiтэцкая, 1997. - 246 с.

4. Болбас М.М. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учеб. для студентов специальности «Техническая эксплуатация автомобилей» / М.М.Болбас, Н.М.Капустин, А.С.Савич и др.; под ред.М.М.Болбаса. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2004. – 528 с.

5. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей. - М.: Транспорт, 1991. - 413 с.

6. Морев А.И. Эксплуатация и техническое обслуживание газобаллонных автомобилей / А.И.Морев, В.И.Ерохов. - М.: Транспорт, 1988. - 184 с.

7. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания.- М.: Транспорт, 1993.- 271с.: ил.

8. Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. - М.: НАМИ, 1987. - 58с.

9. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. - Мн.: НПО Транстехника, 1998. - 60 с.

10. Правила охраны труда на автомобильном транспорте. – М.: «Тесей», «ЦОТЖ», 2002. – 192 с.

11. Савич Е.Л. Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учеб.пособие / Е.Л.Савич, М.М.Болбас, В.К.Ярошевич; Под общ.ред. Е.Л.Савича. – Мн.: Выш.шк., 2001. – 479 с.

12. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / Под ред. В.М.Власова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

13. Трофименко И.Л. Автомобильные эксплуатационные материалы / И.Л.Трофименко, Н.А.Коваленко, В.П.Лобах. - Мн.: Вышэйшая школа, 2001. - 205 с.

14. Шумик С.В. Техническая эксплуатация автомобилей / С.В.Шумик, Е.Л.Савич. Мн.: Вышэйшая школа, 1996. - 355 с.

 

Н.А.Коваленко, В.П.Лобах, Н.В.Вепринцев

 

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ

АВТОМОБИЛЕЙ

Учебное пособие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.94.166 (0.057 с.)