Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 57. Норма и патология как проблема философии медицины.

Поиск

 

Теория медицины не может исчерпываться теорией патологии, т. к. в состав мед. реальности входит не только болезнь, но и здоровье. Более того, искомая теория медицины будет заведомо несовершенной, если она предстанет в варианте теории болезни и здоровья, ибо здоровье с фактической и логической точек зрения является первичным по отношению к болезни. Поэтому единая теория медицины должна открываться теорией здоровья.
Теория патологии вне теории здоровья была, есть и будет описательной концепцией, не способной подняться выше эмпирического обобщения. С оформлением же теории здоровья теория патологии может стать логически выводимой (дедуктивной) теорией и, следовательно, способной не только объяснять наличную патологию "задним числом", но и доказательно предвидеть возможность возникновения того или иного заболевания. Если, напр., ядром будущей теории здоровья окажется имеющееся в арсенале медицины понятие "должная норма", то из такой теории может выводиться, прогнозироваться и, следовательно, практически предотвращаться возможно-должная патология. И единственно надежным гарантом корректной постановки проблемы здоровья являются воззрения клин. медицины. Организованное нозологическим принципом клиническое мышление выводит к состоянию здоровья, не отождествляя его с болезнью. Оно предполагает генетическую связь болезни со здоровьем, да и со всем образом жизни индивида. Не следует забывать о том, что диагностические задачи клин. медицины не исчерпываются дифференциальным диагнозом болезней, а включают в себя и доказательный диагноз здоровья. В связи с этим следует отметить, что содействовать познанию явлений, наблюдаемых в клинике, призван не только обособившийся от нее раздел экспериментальной патологии, но и комплекс сан. -гиг. дисциплин с его ориентацией на познание нормативно-физиологических закономерностей.
Медицине хорошо известно, что состояние здоровья не исчерпывается отсутствием болезни или совокупности болезней. Поэтому принцип профилактики может развернуться в своей саногенетической полноте лишь тогда, когда ставится задача охраны здоровья здоровых.
Разработка теории здоровья совершенно необходима для практического обеспечения идеала профилактики, т. е. для укрепления и развития здоровья.

№58 Смерть как объект философии. Философская танатология.

Философская танатология является комплексной дисциплиной, которая находится в периоде становления. Она развивается в двух направлениях. В философии Платона, в религиозной философии и в некоторых метафизических учениях рассматривается вопрос о посмертном существовании души вне тела, об особенностях этого существования. В XX веке этот аспект представлен незначительно. Второе главное направление в философской танатологии связано с изучением вопроса о переживании идеи смерти и того, как определено прижизненное существование этой идеей. Смерть как событие недоступна непосредственному переживанию, поэтому анализ идеи смерти осуществляется косвенно, через то влияние, которое она оказывает на жизнь и через те следы, которые она оставляет в человеческом существовании. Здесь прежде всего следует выделить экзистенциализм, который ставит вопрос о подлинности существования в прямую зависимость от отношения к смерти. О. Больнов выделяет 4 типа отношения к смерти: как к внешнему по отношению к жизни событию, как к закономерному итогу жизни, как к всегда-преждевременному событию, как к смыслообразующему событию, и указывает, что только последний тип является экзистенциально подлинным. Т.обр., идея смерти целиком проецируется на жизнь и получает бытийный статус от напряженности переживания конечности, которое она сообщает существованию. В позднем экзистенциализме, прежде всего у Камю, существование вследствие его конечности объявляется абсурдным и никакое отношение к смерит не является более подлинным, чем другие. В книге В. Янкелевича "Смерть" (Jankélévitch, V. La mort, P., 1966) дан обстоятельный анализ смерти в аспекте конституирования ею жизненных смыслов. В конце XX в. получили распространение исследования смерти в культуре, включая анализ средств, при помощи которых ассимилируется культурой эта идея. Было показано, что современная западная культура в значительной степени вытесняет идею смерти, что приводит к изобилию изображений "искусственной" смерти в художественной литературе и визуальных жанрах искусства ("черный юмор", фильмы ужасов, красочная деструкция искусственных существ и т.п.) Некоторые авторы видят еще одно выражение того же процесса в появлении в философии метафор смерти концептов: смерть Бога, смерть автора, смерть субъекта и т.п. Указывается, что культура, носители которой не имеют опыта достаточной сознательной проработки идеи собственной смерти, страдает различными формами "культурного невроза", которые используются ею с целью избежать открытого столкновения с этой идеей. Современная философская танатология бурно развивается. Осмысление феномена смерти востребовано прикладными областями этики, занимающимися проблемами эвтаназии, аборта, морального статуса самоубийства, убийства в особых обстоятельствах.

 

№59 Биоэтика и ее философские основания.

Биоэтика: генезис и основные проблемыВ целом поворот к доктрине информированного согласия стал возможен благодаря пересмотру концепции целей медицины. Традиционно считалось, что первая цель медицины - защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко достижение этой цели сопровождалось отказом от свободы больного, а значит, и ущемлением свободы его личности. Пациент превращался в пассивного получателя блага. Главная цель современной медицины - благополучие пациента, и восстановление здоровья подчинено этой цели как один из составляющих элементов. Уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно. Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением Биоэтика (принцип "уважения прав и достоинства человека") Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Некоторые проблемы, стоящие перед современным обществом, были упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.
1. Модель "технического" типа
Одно из следствий биологической революции - возникновение врача-ученого. Научная традиция предписывает ученому "быть беспристрастным". Он должен опираться на факты, избегая ценностных суждений.
Ученый не может быть выше общечеловеческих ценностей. Врач в процессе принятия решения не может избежать суждений морального и иного ценностного характера.
2. Модель сакрального типа Противоположной к описанной выше модели является патерналистская модель отношений "врач-пациент". Социолог медицины Роберт Н. Вилсон характеризует эту модель как сакральную. Основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: "Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда". В классической литературе по медицинской социологии в отношениях между врачом и пациентом всегда употребляются образы родителя и ребенка.
Однако, патернализм в сфере ценностей лишает пациента возможности принимать решения, перекладывая ее на врача. Следовательно, для сбалансированной этической системы необходимо расширить круг моральных норм, которых должен придерживаться медик.
Приносить пользу и не наносить вреда. Ни один человек не может снять моральную обязанность приносить пользу и при этом полностью избежать нанесения вреда. Этот принцип существует в широком контексте и составляет только один элемент всего множества моральных обязанностей.Защита личной свободы. Фундаментальной ценностью любого общества является личная свобода. Личная свобода и врача, и пациента должна защищаться, даже если кажется, что это может нанести какой-то вред. 3. Модель коллегиального типа
4. Модель контрактного типаМодель социальных отношений, которая более всего соответствует реальным условиям, а также принципам описанной выше "биоэтической" исторической модели, - это модель, основанная на контракте или соглашении. В понятие контракта не следует вкладывать юридического смысла.. Данная модель позволяет избежать отказа от морали со стороны врача, что характерно для модели "технического" типа, и отказа от морали со стороны пациента, что характерно для модели сакрального типа. Она позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенства в модели коллегиального типа. В отношениях, основанных на "контракте", врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управления своей жизнью и судьбой. Если же врач не сможет жить в согласии со своей совестью, вступив в такие отношения, то контракт или расторгается, или не заключается вовсе.

В модели контрактного типа у пациента есть законные основания верить, что исходная система ценностей, используемая при принятии медицинских решений, базируется на системе ценностей самого пациента, а множество разных решений, которые врач должен принимать ежедневно при оказании помощи пациентам, будет осуществляться в соответствии с ценностными идеалами больного.
Кроме того, модель контрактного типа подразумевает морально чистоплотность и пациента, и врача. Решения принимаются медицинскими работниками на основе доверия. Если доверие утрачивается, то контракт расторгается.

 

Вопрос №60. Личность врача и проблемы ее формирования в философии медицины.

Формирование личности врача – процесс весьма сложный. Естественно, в первую очередь на формирование личности оказывают внимание объективные условия – общественный строй. Это воздействие постоянно и не зависит от воли человека.
Государство обязано создать (сформировать, обеспечить) такие общественные взаимоотношения, при которых не возникало бы противоречий между достоинством врача и личными интересами человека данного общества.
Каждый специалист приходит к материализму через свою практическую деятельность. Философские и методологические аспекты лучше всего формируются и усваиваются через призму конкретной науки, тем самым знание превращается в убеждение. Долг врача – это не формальное выполнение требований морали и не слепое подражание положительным примерам, а сознание необходимости действий в интересах общества, в интересах человека.
Гуманность общечеловеческого идеала заключается в том, что человек, личность (его здоровье, жизнь) провозглашается высшей, абсолютной ценностью.
Исходя из общественных интересов и интересов каждого члена общества, на врача возлагается широкий круг обязанностей.
1. Повышение санитарной культуры населения. Это чрезвычайно важная обязанность, а между тем, отдельные врачи уделяют ей мало внимания или относятся к ней недостаточно серьезно, формально.
причиной многих заболеваний является недостаток знаний, навыков в области санитарной культуры.
В целях повышения санитарной культуры населения должны использоваться все средства массовой информации. При этом необходимо добиться целенаправленности, убедительности, наглядности проводимой работы и массового охвата населения. Вместе с тем пропаганда медицинских знаний, проводимая на низком профессиональном уровне, может нанести непоправимый вред.
Во-первых, нельзя рекламировать лекарственные препараты, поскольку назначение их – исключительно компетенция врача. Поверхностное знание действия лекарств и дозировок может породить опасную тенденцию к самолечению с возможными тяжелыми последствиями.
Во-вторых, нельзя описывать в общедоступных изданиях детальную клинику заболеваний – это тоже ведет к попытке самодиагностики, поиску у себя симптомов различных болезней, иногда к аггравации (преувеличение симптомов болезни) и даже симуляции (имитация симптомов болезни).
В-третьих, при пропаганде медицинских знаний не следует запугивать слушателей (читателей): поскольку рефлекс самосохранения у людей стоит далеко не на первом месте, их поведение не может определяться возможной (вероятной) опасностью.

Факторы, оказывающие влияние на результаты профессиональной деятельности следующие:
Во-первых, квалификация. Учитывая, что высокий уровень квалификации врачей позволяет добиться лучших результатов в лечении и профилактике заболеваний, общество видит в этом свою прямую обязанность.
Далее, результаты практической деятельности врача зависят от степени личной профессиональной ответственности, возложенной на врача по службе или добровольно взятой им на себя. Добровольное выполнение врачом большого круга обязанностей, чем возлагается на него по службе, должно подкрепляться экономическими стимулами. Но коллектив должен всегда контролировать профессиональное соответствие каждого врача. Общество обязано гарантировать право врача на труд, свободный выбор профессии и тем самым взять на себя заботу о его быте, отдыхе, здоровье, то есть обеспечить все основные материальные и духовные потребности.
Купля и продажа врачебного труда в обществе с частным предпринимательством порождает недоверие, конкуренцию, злоупотребления, назойливую рекламу ради добывания материальных благ. И в этом не вина врачей, а их беда. Общество «равных возможностей» создает такие условия, когда врач лично заинтересован не в здоровье своих пациентов, а в их болезни, так как он на этом создает свое материальное благополучие. Стремление «выжать» из кармана больного как можно больше денег порождает систему круговой поруки. Лечащий врач, лаборант, рентгенолог, анестезиолог, фармацевт и т.д. объединяются, заключая «джентльменское соглашение» не на основе помощи больному человеку, а на основе взаимовыгодной материальной заинтересованности. Лечащий врач, назначая массу лабораторных и рентгенологических исследований, выписывая сложные дорогостоящие лекарственные препараты, руководствуется не столько необходимостью их, сколько теми отчислениями, которые он получит в виде гонорара от лаборанта, фармацевта, рентгенолога и т.д., назначив больному оплачиваемые рецепты, исследования. Более того, часто интересы больного вообще не имеют существенного значения для производства сложных исследований и даже оперативных вмешательств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.01 с.)