Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Николаи Кузанский (Николай Кребс)
Николай Кузанский (1401 —1464) Пантеизм Кузанский рассматривал с точки зрения математики. Как и его предшественник (Фома Аквинский), Бог является абсолютным максимумом и минимумом. Это есть актуальная бесконечность. Бог разлит повсюду (пантеизм). А природа есть относительный максимум. Он исходит из концепции, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за эти пределы. Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Если бог везде и нигде - бог бесконечен, а мир безграничен. Снимается вопрос о замкнутом космосе Аристотеля. А земля выведена из центра Вселенной. Мир - не изолированный шар в лоне абсолюта, а бесконечен и является бесконечным шаром. Нигде нет ничего устойчивого и абсолютного, нет также и абсолютного покоя. Человек у Кузанского есть максимальная природа, а Христос — максимальный человек. Таким образом, человек, согласно Кузанскому, стягивает и сворачивает в себе природу мира, а Христос стягивает в себе человеческую природу. Таким образом, Христос в учении Кузанского оказывается тем пунктом, в котором мир вновь возвращается к Богу. В Богочеловеке максимум и минимум совпадают, а мир вновь оказывается свернутым в Бога. Джордано Бруно (1548 — 1600) Бруно же утверждал, что «хрустальной сферы» (небесного свода) нет, планеты движутся вокруг солнца, в пустоте, и никаких прикрепляющих их связей тоже нет. Эта идея Джордано Бруно получила название «Концепция о множественности миров».. Принцип «материального единства мира». Космос можно изучать, т. к. он состоит из одинаковых элементов. Бог настолько всемогущ, что он не может создать только один мир, и все они равноправны. Ставит проблемы бесконечного мира, его динамического единства и вечности. Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего. В Едином заключается внутренняя способность материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм.. В Едином совпадают одно и многое, минимум и максимум. Его пантеизм заметно склоняется к материализму. Как уже было сказано, Бруно отрицал Троицу. в божестве все атрибуты представляют собой одно и то же. мир у него является и субъектом-творцом, и своим собственным творением — бесконечной материей. Вследствие этого пантеизм Бруно иногда именуют натуралистическим. Ведь на место Бога Бруно явным образом ставит материю, понятую как субъект всех своих изменений, а значит материя у него превращается в субстанцию.
Вопрос 13 Религиозный ренессанс М. Лютера, Ж Кальвина Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Реформация - это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двумя путями: с одной стороны, через Ренессанс, а с другой - через европейскую реформацию. Оба течения выражают необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии, выступают как проявление ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии нового времени. Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном труде независимого работника порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинствах.. Для европейского реформаторского движения, для его первых шагов большое значение имеет учение чешского богослова Яна Гуса. Он выступал за ограничение и упрощение католического богослужения, переведение его на национальный язык и за создание независимых от Рима церквей. Гус нападал на церковь как на чужеродное, паразитирующее образование. Реформация и Ренессанс неотделимы друг от друга. Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь христианства – протестантизм - не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый бог занимает у них совершенно монопольное положение. Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи бога и человека Формально протестантизм основывается на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои символы веры, авторитеты, "священные" книги. Мартин Лютер -немецкий реформатор, основатель немецкого протестантизма, на которого оказали влияние мистика и учения Яна Гуса, не был философом и мыслителем. возможностях практического успеха, которая вообще была характерна для Началом реформаторского движения являлось событие, происшедшее в Виттенберге 31 октября 1517 года, когда Лютер обнародовал свои исторические 95 Тезисов. Основная идея "Тезисов" - богу одно только раскаяние - наталкивала верующего на мысль о том, что вся церковно - феодальная собственность представляет собой незаконное и насильственно приобретенное достояние.он отвергает церковную иерархию вместе с папой. Он отверг деление общества на мирян и священников, поскольку об этом нет ни слова в Писании. Лютер отвергнул большинство таинств, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Вера и понимание - единственные способы отношения человека Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты, имела классовый и исторический характер. В сущности она выражала интересы князей и городского богатого патрициата, но не интересы широких масс. Критика всех инстанций церковного авторитета; понимание свободы совести как неотчуждаемого личного права; признание самостоятельного значения государственно - политических отношений; защита идеи всеобщего обучения; отстаивание нравственного значения труда; религиозное освящение деловой предприимчивости - таковы установки учения Лютера, приближавшие его к раннебуржуазной идеологии и культуре.После спада первой волны Реформации (1531) подымается вторая волна, связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина (1509-1564), который большую часть своей жизни провел в Швейцарии. Кальвин под влиянием идей Лютера отрекся от католической церкви и примкнул к протестантскому движению. Кальвинизм, однако, еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства, хотя и оставил самостоятельной политической системой. Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т.е. земная жизнь - это путь к спасению, в этой жизни надо терпеть и пр. Однако, он подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей. Для Кальвина демократия - не лучший способ правления, он считал наиболее удачной политической системой олигархию, в крайнем случае - умеренную демократию
Вопрос 14 Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) В истории философии и науки Бэкон выступил как провозвестник опытного естествознания и научного метода. Главным делом философа становится критика традиционного познания и обоснование нового метода постижения природы вещей. Методы и приемы науки должны отвечать подлинным ее целям - обеспечению благополучия и достоинства человека"Знание - сила" - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии. Борьба с авторитарным мышлением - одна из основных забот Бэкона. Следует безоговорочно признать лишь один авторитет, авторитет Священного Писания в делах веры, но в познании Природы ум должен опираться только на опыт, в котором ему открывается Природа. Разведение двух истин - божественной и человеческой - позволило Бэкону примирить существенно различные ориентации познания, вырастающие на почве религиозного и научного опыта, укрепить автономность и самозаконность науки и научной деятельности..Для овладения истиной вещей остается прибегнуть к правильному методу работы с опытом. Т. Гоббсс было обобщение науки механики и геометрическая дедукция человеческого поведения из абстрактных принципов новой науки о движении. По мнению Гоббса, его оригинальным вкладом в философию была разработанная им оптика, а также теория государства. он пытался окончательно определить надлежащие задачи и границы власти, а также характер отношений церкви и государства. Он мечтал построить всеобъемлющую теорию, которая бы начинала с простых движений, описываемых постулатами геометрии, и завершалась обобщениями о движении людей в сфере политической жизни, как бы приближающихся и отдаляющихся друг от друга. Дж Локк выделяет 3 уровня познания.Первый исходный уровень познания это чувственное познание содержанием которого являются идеи первичных и вторичных макрокачеств. По Локку чувственный опыт доставляет достоверно-близкое по своей очевидности знание о факте существования внешнего мира.Высшим уровнем познания Локк считает интуитивное познание. Таким образом интуиция оказывается одним из орудий рефлексии, хотя и не единственным, это одно из звеньев размышления субъекта над содержанием простых идей.По Локку есть четыре разных этапа жизни людей: естественное, начавшее разлагаться естественное, нормальное общественное, сохраняющее лучшие черты естественного и отклоняющееся от нормы общественное.По Локку государство призвано, не ограничивать социальную свободу, а гарантировать её. Верховным сувереном в государстве является не правительство, а нация. Проблема религии и веротерпимостиТруд Локка «Естественная религия», предназначения для примирения всех разновидностей христианства, практически освобождён от религиозной догматики.
|