Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Производственное искусство↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема: «Производственное искусство В Советской России: теория и практика»
Вопросы: 1) Творчество Кузьмы Петрова-Водкина – основа создания авангардного течения в России (первое десятилетие ХХ века); 2) Течение авангардного искусства. Истоки кубизма; 3) Супрематизм Казимира Малевича; 4) Экспрессионизм Василия Кандинского; 5) Владимир Татлин – родоначальник конструктивизма; 6) «Производственное искусство» - послереволюционное движение России.
Литература: 1) Н. А. Ковешникова «Дизайн. История и теория». М.: Омега-Л, 2005 г. 2) Воронов Н. В. «Очерки истории отечественного дизайна». 3) Дмитриева Н. А. «Краткая история искусств., выпуск №3: Страны Западной Европы ХIХ в., Россия ХIХ в.». М.: Искусство, 1992 г. 4) Розенталь Р., Ратцка Х. «История прикладного искусства Нового времени»: перевод с англ. – М.: Искусство, 1971 г. 5) Хан-Магамедов С. О. «Пионеры советского дизайна». М.: Галарт, 1995г. 6) Холмянский Л. М., Щипанов А. С. «Дизайн». М.: Просвещение, 1985 г. 7) Цыганкова И. Г. «У истоков дизайна». М.: Наука, 1977 г. 8) Сурина М. О., Сурин А. А. «История образования и цветодидактики». М., Р-на-Д.: МарТ, 2003 г. 9) Журнал «Юный художник» №8, 1999 г.
В отличие от Западной Европы, где формирование дизайна стимулировалось стремлением промышленных фирм повысить конкурентоспособность своих изделий, в России, где ни до, ни после революции подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, истоки дизайна следует искать в левых художественных течениях. В первое десятилетие ХХ в. авангардные течения в живописи неуклонно двигались в сторону беспредметности, то есть к абстрактивизму. И конечно же, прежде, чем перейти к знакомству об авангардном искусстве, начнем с истоков авангарда. У истоков русского авангарда стояло творчество русского художника Кузьмы Петрова-Водкина. Он открыл путь смелым обобщениям авангарда, стремился создать новый тип построения пространства – сферической планетарной перспективы. Огненные краски, символический мир образов и особое пространство – обратная перспектива, исходящие от древнерусской иконописи легли в основу его творчества. «Купание красного коня» - осмысление художником различных иконных прообразов. Конь знаменует переход от ограниченности мира реального в мир духовный. В этом направлении пойдет русское искусство авангардной эпохи. Творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина органично объединяет две эпохи. С одной стороны он связан с символизмом 10-х годов, с другой – определяет художественное искание и высшие творческие достижения 20 – 30-х гг. своим отточенным до формулы произведением «Купание красного коня» откроет путь еще более смелым обобщениям авангарда, таким как, например, «Черный квадрат» К. Малевича. В своем творчестве Петров-Водкин Стремился создать особый тип построения пространства – сферической планетарной перспективы. Он словно пытался услышать пульс мироздания, созвучный состоянию души и общества. Бенуа видел в творчестве Петрова-Водкина воплощение своей мечты – возрождение классического идеала и монументальности. Огненные краски, символический мир образов и особое пространство – обратная перспектива, исходящие от древнерусской иконописи, легли в основу его творчества. Идея картины «Купание красного коня» - осмысление художником различных иконных прообразов. Конь знаменует переход от ограниченности мира реального в мир духовный. В этом направлении пойдет русое искусство авангардной эпохи. Авангардное искусство: кубизм, кубофутуризм и супрематизм, берет свое начало из Франции. Основатели кубизма стали Пабло Пикассо и Жорж Брак, которые в 1909 г. занялись исследованием живописной формы. Основным принципом кубизма стало разложение формы: предмет изображался не целиком, а частями, и не с одной, а сразу с нескольких точек зрения. Художники стремились увидеть предмет во всей его полноте, в четырех измерениях, не только снаружи, но и изнутри, он в результате он рассыпался на осколки, грани, дробящиеся формы. Пикассо и Брак отказались от ярких цветов, буйства красок и сосредоточились на пластических построениях, ограничивая свою палитру коричневым, серым и черным цветами. Стиль, изобретенный двумя французами, получил быстрое распространение, как по странам Европы, так и в России. Но в России влияние французского кубизма приняло иные формы. В противовес французской монохромности, русские художники используют яркие контрастные цвета, кажется, что рябит в глазах от мелькания разноцветных плоскостей. Принцип «мелькания» был заимствован у другого течения в искусстве: итальянского футуризма, главной идеей которого является динамика современной жизни, победное шествие науки и техники. Темами картин является изображение машин, паровозов, аэропланов и наивные попытки передать движение путем фиксирования каждой его стадии (бегущая собака – не 4 ноги, а 40 мелькающих ног). По определению искусствоведа Александры Шатских, «русские левые», совместив открытия французских кубистов и итальянских футуристов, сумели породить собственный «изм»; срастив приемы, они срастили и словесные определения: кубофутуризм стал оригинальным отечественным направлением в искусстве. Одним из самых сильных произведений русского кубофутуризма является «Портрет Матюшина» работы Малевича, в котором лицо представляется уже почти абстрактной композицией. Изображение словно распилено на кусочки, а затем собрано снова в произвольном порядке. Малевич, создавший немало кубофутуристических произведений, позже стал критиковать этот стиль, уже с точки зрения беспредметного искусства. В статье 1916 г. «от кубизма к супрематизму» (супрематизм – от лат. сл. – превосходство, доминирование абстракции, это упрощенные геометрические видения. Их можно было применять и в архитектуре, и в дизайне бытовых предметов). Современная жизнь, полная рева автомобилей, блеском прожекторов, динамикой движения, навела на мысль выдвинуть и динамику живописной пластики. Малевич разрушил предметы ради достижения динамики и сделал шаг к чистой, абстрактной живописи, в которой будут господствовать лишь форма и цвет, игра цветных плоскостей в пустом белом пространстве. Малевич поставил точку в экспериментах русских художников с раздроблением предмета, цветом, формой и пространством. Этой точкой стал знаменитый «Черный квадрат», впервые показан на «Последней футуристической выставке картин» 0, 10, в декабре 1915 г. в Петрограде. Малевич, предъявивший на суд зрителей и художников «4. к.», провозгласил, что он «преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, т. е. супрематизму, к новому живописному реализму – беспредметному творчеству». Иконой нового искусства он объявил «Черный квадрат»: «Квадрат живой, царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копии натуры. Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Каждая форма свободна и индивидуальна, каждая форма есть мир. Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка. Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас». Согласно теории Малевича, кубизм и кубофутуризм расчистили дорогу супрематизму, высвобождая энергию «чистых живописных сущностей» - цвета, формы, ритма: именно они являются теперь истинным и самоценным содержанием картин. В супрематизме бестелесные цветные геометрические элементы парят в бесцветном, безвестном космическом измерении, представляя собой чистое умозрение. Малевич считал, что необычное пространство супрематизма ближе всего к мистическому пространству русских икон. Малевич в свою концепцию супрематического преобразования мира включил и архитектуру, и предметный мир. Заслуга «перевода» супрематизма из плоскости в объем принадлежит Л. Лисицкому. В 1919 – 1921 гг. он создал свои «проуны» (проекты утверждения нового) – аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, которые то покоились на твердом основании, то как бы парили в космическом пространстве. Прямым предшественником или родоначальником конструктивизма – еще одного мощного течения авангардного искусства – был В. В. Татлин. С самого начала он наметил путь у конструктивизму, утверждая новый род искусства – скульптоживопись. В 1914 г. после возвращения из Парижа он занялся созданием контррельефов – конструкторских композиций. Отправной точкой для новых исканий художника явились композиции П. Пикассо.
Владимир Евграфович Татлин (1885 - 1953) – советский художник, архитектор и дизайнер. Участвовал в выставках «Мира искусства» и «Союза молодежи», а также в выставках «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Для ранней живописи Татлина характерны крупные плоскости, чьи соотношения подчинены особому ритму, такова, например, живописная работа «Матрос (Автопортрет)» 1911 г.
После возвращения в Москву Татлин работает над конструкциями, именуемыми им «живописными рельефами» или «контррельефами», где предметы покидают двухмерную плоскость основы и вторгаются в трехмерный мир. Для этих конструкций художник использует такие материалы как дерево, железо, стекло и т. д. с конструкциями публика могла познакомиться впервые в 1914 г. в мастерской Татлина, а позднее на художественных выставках «Трамвай Б», «1915» и «Магазин». Художественные поиски Татлина этого периода дают основание считать его одним из основоположников русского конструктивизма. Татлин принял активное участие в процессе преобразования культуры, был преподавателем Киевского художественного института (1925- 1927), а также Вхутемаса-Вхутеина (1927 - 1930). В 1919 – 1920 гг. Татлин создал самое известное свое произведение, модель здания-памятника Октябрьской революции или «Монумент III Интернационала», которая была выставлена на VIII съезде Советов в декабре 1920 г. модель, выполненная из металла, стекла и дерева, не сохранилась. «Башня» представляла собой комплекс вращающихся с разной скоростью простейших элементов, расположенных на общей наклонной оси. Динамическая конструкция символизировала вселенское обновление, устремленность в будущее. «Башне» надлежало стать самым высоким сооружением в мире (планируемая высота – около 400 м).
Татлин является родоначальником советской школы образного дизайна. Он подчеркивал, что любая вещь должна быть удобной, прочной, целесообразной и нравиться ее обладателю. Художник обязан создавать вещи, формирующие новый быт, как цельную среду обитания и здесь, по его мнению, необходима совместная работа с инженерами и техниками, а также комплексный подход. Татлину принадлежат проекты печей, новые конструкции кроватей, модели одежды и посуды. В 1920 г. художник начал заниматься своим знаменитым «летатлиным» - летательным аппаратом, способным без мотора передвигаться с человеком по воздуху. Идеи Татлина подхватили Родченко, Степанова, братья Стенберги и многие другие художники, ставшие вместе с Татлиным родоначальниками советского дизайна.
Наряду с различными авангардными художественными течениями в послереволюционной России нарождается движение, получившее название «Производственное искусство». Своими корнями оно уходит в футуризм начала ХХ в., который провозглашал интеграцию искусства и техники. В процессе его становления взаимодействовали два мощных потока: теория производственного искусства и художественные формообразующие процессы. Группа теоретиков производственного искусства (О. Брик, Н. Пунин, Б. Арватов, А. Ган, С. Третьяков и др.) отрицали старое станковое искусство и провозглашали новое искусство как «новую форму практической деятельности». Целый ряд архитекторов, искусствоведов и художников поставили перед собой цель – слияние своего искусства с новой жизнью, вхождение его в промышленное производство. Их называли производственниками. Конструирование оказалось той специфической областью работы первых советских дизайнеров, которая коренным образом отличала ее от работы художника-прикладника и от художника, раннее работавшего в художественной промышленности. к экспериментам с пространственными конструкциями следует рассматривать как важнейший этап переориентации в художественных процессах формообразования с приемов внешней стилизации на приемы конструирования. Советский дизайн формировался в условиях почти полного отсутствия фактического заказа со стороны промышленности на проектировщика-художника. Почти вся новая техника создавалась без участия художника. Однако в плакате, книге, одежде, ткани, праздничном оформлении, где активно работали пионеры советского дизайна. В первые годы советской власти период блестящего расцвета переживал плакат, в котором органично сочетались острые политические темы и новейшие достижения различных течений изобразительного искусства. Наряду с политическими появился и развивался советский рекламный плакат. Реклама была орудием экономической борьбы государственной торговли с частником, она должна была привлечь покупателя в государственные магазины. Бесспорно лучшие образцы советского торгового рекламного плаката 1920-х гг. создал А. Родченко с текстами В. Маяковского.
Художники-производственники внесли много принципиально нового в конструирование одежды. Введение в начале 1920-х гг. новой экономической политики (нэп) привело к появлению новой имущественной социальной прослойки – нэпманов, ставших основными потребителями моды. Это вызвало волну отрицания модной одежды представителями рабочего класса, провозглашавшими простоту и даже аскетизм в одежде. С повседневной одеждой экспериментировал В. Татлин. Его работы в области костюма немногочисленны, но они заложили основы дизайнерского подхода к конструированию целесообразной одежды. Вначале затрагивало только скульптуру, а позже и архитектуру. Абстрактные формы создавались под влиянием концепции кубизма и футуризма. Родоначальником конструктивизма был В. Татлин. Используемые материалы: дерево, металл, пластик. М. Эрнст, Андре Массон, Хоан Миро, Сальвадор Дали, Рене Магрит, Поль Дельво. Стремление правдоподобно воспроизвести образ, возникающий в подсознании – первое направление и свободно текущие формы, переходящие в абстракцию. Постепенно отказываясь от предметных изображений, Кандинский разработал три типа картин: импрессии, импровизации и композиции. Импрессии, т. е. впечатления, передают, по мнению художника, эффект видимой натуры. Импровизации же выражают впечатления внутренние и допускают большее участие фантазии, переосмысление впечатления. Композиция – это высшая форма выражения внутреннего откровения творца. Насыщенные цветовые пятна заполняют пространство холста, то свободно клубящиеся подобно облакам, то жестко оконтуренные. Пульсирующее светоцветовое марево стремительно пронзают и пересекают молнии линий, усиливая динамику композиционного ритма. Тема: «Производственное искусство
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.009 с.) |