Коррекционно - развивающие занятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно - развивающие занятия.



Занятие №1. Вводное, ознакомительное.

Цель: создать благоприятные условия для работы группы, подробно ознакомить участников с основными принципами социально-психологического тренинга, продумать и принять правила работы именно этой тренинговой группы, познакомить участников друг с другом.

Упражнение 1. «Смешное приветствие».

Упражнение 2. «Правила нашей группы».

Упражнение 3. «Поменяетесь местами те, кто…».

Упражнение № 1. «Смешное приветствие».

Инструкция: Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие? А кто знает другой способ подавать руку при встрече?

Попросите подростков показать различные варианты рукопожатий. Очень интересно бывает и развитие самого контакта при этом. Некоторые подают вялую безжизненную руку, другие жмут руку изо всех сил, и так далее. Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которые мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличительным знаком нашего класса.

Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести с ним или с ней новый, как можно более необычный, способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы мы все легко смогли бы его запомнить, но при этом - достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом.

Пока подростки выполняют это задание, напишите на отдельных бумажках имена каждой пары, сложите записки в какую-нибудь коробочку или шапку. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать. Я приготовила жребий, и один из вас должен вытянуть бумажку с именами той пары, чье приветствие мы сейчас и выберем. После жребия эта пара еще раз покажет нам свое рукопожатие, чтобы мы смогли его хорошо запомнить.

Анализ:

Ø Как приветствуют друг друга подростки нашего класса, когда собираются утром?

Ø В чем преимущество шутливого рукопожатия?

Ø Гордишься ли ты своим классом?

Ø Какой способ рукопожатия тебе показался самым смешным?

Ø Как приветствуют друг друга подростки и взрослые из других стран?

Упражнение № 2. «Правила нашей группы».

«После того, как мы познакомились, приступим к изучению основных правил социально-психологического тренинга и особенностей этой формы общения. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы.» (Участникам подробно объясняются правила, даются исчерпывающие ответы на возникающие у них вопросы; после этого обсуждаются поступающие от участников предложения об изменении правил или добавлении новых; после голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы группы).

Основные правила.

o Закон «ноль-ноль», предусматривающий своевременное начало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.

o Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).

o Работа «от и до»: человек, принявший решение об участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.

o Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации.

o «Здесь и сейчас». Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников.

o Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю...», «я думаю...», а не «все сейчас думают...», «большинство из нас...» и т.д.

o При обращении к другому участнику или в рассказе о нем необходимо обращаться непосредственно к нему: «ты сказал», а не «Маша сейчас говорила».

o Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

o Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.

o Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

 

 

Упражнение № 3. «ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ ТЕ, КТО…»

Участники группы садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду предлагать) поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого сестры», - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается успеть занять место тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Кроме того, каждый, кто оказывается в центре круга, прежде, чем назвать признак, будет выбирать одного из нас наблюдателем, называя его имя (так, сейчас наблюдателем будет Дима), Когда все поменяются местами, именно Дима перечислит нам тех, у кого есть сестры, остальные будут внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него возникнут затруднения».

Подведение итогов.

Занятие №2. Формирующее.

Цель: Осознание собственной конфликтности.

Задачи:

Ø выработка конструктивных стратегий поведения в конфликте;

Ø обучение способам анализа конфликтных ситуаций.

Ø овладение конструктивными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях с взрослыми и сверстниками;

Упражнение №1. «Остров».

Упражнение №2. «Титаник».

Упражнение №3. «Белая ворона».

Упражнение «ОСТРОВ» или «ТИТАНИК».

Цель: это упражнение служит введением в понятие «конфликт». Оно помогает осознать конфликтную сторону личности и получить опыт активной борьбы.

Задачи:

Ø осознание собственной стратегии поведения в конфликте;

Ø поиск индивидуальной стратегии поведения в конфликте;

Ø трансформация негативных переживаний в развивающие.

Ход работы всем участникам группы дают следующую инструкцию и предлагают обсудить ситуацию. «Вы плывете на корабле в южной части Тихого океана. В результате полученной пробоины ваш корабль затонул. Но, к счастью, все, кто здесь присутствует, остались живы и благополучно добрались до необитаемого острова. К сожалению, на этом острове нет растительности и животных, есть только питьевая вода. С собой вы успели захватить нож и спички (есть еще деревянная лодка). Вы знаете о том, что через три недели за вами придет корабль, и вы сможете покинуть этот остров. Но для того, чтобы прожить это время вам надо съесть одного человека. Сейчас в результате обсуждения вам нужно его выбрать».

После инструкции ведущий покидает пределы группы и предоставляет возможность для свободного обсуждения, в процессе которого он может давать комментарии, задавать вопросы, создавать направление для дискуссии. Ведущему следует отмечать создающиеся коалиции, способы психологической защиты и нападения, складывающиеся отношения и ролевые позиции.

Вопросы ведущего:

Ø Кто в группе ведет себя как жертва?

Ø Кого вы в группе никогда бы ни съели?

Ø Кого в группе вы стали бы защищать и поддерживать?

Ø Каким образом вы выбираете себе жертву?

Ø Что вы переживаете в позиции жертвы или нападающего?

Упражнение «БЕЛАЯ ВОРОНА».

Цель: осознание паттернов невербальной коммуникации.

Задачи:

Ø отработка коммуникативных умений;

Ø развитие способностей к эмпатии;

Ø исследование процесса принятия решения;

Ø исследование невербальной составляющей коммуникации.

Ход работы: участникам группы дается следующая инструкция: «Сейчас вам раздадут карточки, на одной из которых будет написано: «белая ворона». Все остальные чистые. Ваша задача: найти белую ворону, основываясь на следующие правила:

Ø во время игры нельзя общаться, даже жестами;

Ø вы должны «вжиться» в состояние каждого человека и через свои чувства понять, кто белая ворона;

Ø если вы приняли окончательное решение, то вы можете назвать этого человека, в случае, если вы угадали, игра заканчивается, если нет, то вы и выбранный вами человек выходят из круга и игра продолжается».

После игры нужно провести обсуждение.

Вопросы ведущего:

Ø какие чувства, состояния, переживания вы испытывали по отношению к каждому из участников?

Ø кого из участников было легче почувствовать, а кого труднее?

Ø на каком основании вы принимали решение?

Ø какие способы поведения использовала белая ворона?

Ø что помогло и что помешало в процессе нахождения белой вороны?

После обсуждения можно повторить игру, основываясь на полученный опыт.

Подведение итогов.

Занятие № 3. Формирующее.

Цель: Осознание подростками особенностей собственного поведения в конфликте.

Задачи:

Ø Выработать у членов группы возможности реализации стратегии сотрудничества (подхода «выиграть/выиграть»).

Ø Приобретение навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Ø Развитие навыков толерантного взаимодействия друг с другом.

Упражнение 1. «Разрешение конфликтной ситуации».

Упражнение 2. Проблемная дискуссия «Выиграть может каждый».

Упражнение №1. «Разрешение конфликтной ситуации»

Процедура проведения. Учащимся рассказывается история Андрея и Тони (при желании ее можно разыграть). История заканчивается в точке конфликта. Организуется совместное обсуждение по вопросам. Далее ребятам предлагается, объединившись в группы, придумать решение данной конфликтной ситуации. Затем от каждой группы выступает один из ее участников, озвучивая выбранное решение.

История Андрея и Тони. Андрей и Тоня были счастливы, потому что родители купили им обоим замечательные подарки. Тоня получила барабан, и так обрадовалась, что сразу же начала играть на нем. Андрей также был очень рад, потому что получил свисток, в который стал немедленно свистеть. Сначала они были очень довольны, потому что оба получили подарки, оба могли одновременно играть, но через некоторое время увидели, что не могут сконцентрироваться, если играют одновременно. Прекратив играть, Андрей попросил Тоню сделать то же самое и дать возможность поиграть одному. Тоня сказала, что свист ее не беспокоит и что она будет продолжать играть на барабане. Ее ответ так рассердил Андрея, что он начал свистеть очень громко, и тогда Таня стала играть еще громче. Они состязались друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.

Вопросы для обсуждения.

1) Как возник конфликт? Почему он произошел?

2) Что чувствовали действующие лица?

3) Счастливый ли был конец?

4) Как этот конфликт мог бы быть предотвращен?

3. Рефлексия занятия.

Как часто возникают подобные ситуации в вашей жизни?

Как вы обычно их разрешаете?

Какие выводы вы для себя сделали в ходе проведения занятия?

 

Подведение итогов.

Занятие №4. Формирующее.

Цель: Развитие умения видеть в любом человеке положительное.

Упражнение №1. «Комплимент».

Упражнение №2. «Выявление лидера».

Упражнение №3. «Иллюзия социальной перцепции».

Упражнение №4. «Эмоциональная поддержка».

Упражнение №5. «Наблюдение за асимметрией».

Упражнение №1«Комплимент».

Ход работы: Сидя в кругу, каждый участник должен посмотреть на партнёра, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравится, и сказать ему об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить. Если кто-то не готов, он может пропустить ход и сделать комплимент после других.

Упражнение №2«Выявление лидера».

Цель: Уяснив распределение социальных ролей, ориентироваться на них при дальнейшем проведении занятий. Кроме того, это упражнение сплачивает группу.

Ход работы: Это работа в парах. Каждый из участников группы должен выбрать одно из упражнений физической зарядки и выполнить. Задача состоит в том, чтобы, ориентируясь друг на друга, через минуту придти к единому упражнению.

Упражнение №3«Иллюзия социальной перцепции».

Ход работы: Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: «Каких качеств, необходимых для общения, не хватает, по вашему мнению, вам? Каких качеств, необходимых для общения, не хватает другим людям?»

Обсуждение: чаще всего оказывается, что в других не хватает мягкости, теплоты и доброты, а в себе твёрдости, настойчивости и т.д. Эффективно общаться можно, лишь обладая достаточными психолого-педагогическими знаниями и перестраиваясь с одной ролевой позиции на другую.

Упражнение №4 «Эмоциональная поддержка».

Цель: сформировать в общении на эмоциональном уровне специфические взаимоотношения, причины которых мало сознаются, а именно симпатию или антипатию.

Ход работы: Отдельные участники тренинга играют роль человека, испытывающего радость (получил оценку «отлично», подарил подарок на день рождения и т.д.). Остальные, молча, невербально должны поздравить его. Анализируется, кто больше всего вчувствовался в ситуацию.

Упражнение №5 «Наблюдение за асимметрией».

Цель: по мимике, позе, жестам научиться определять когда человек опирается на собственный опыт заключенного ощущения, когда на логическое построение, а когда на то и другое.

Ход работы: Необходимо разбиться на пары и поочерёдно выполнять следующее: выполнить и изобразить мимикой, позой, жестами ощущения положительной эмоции. В то же время передать словами ощущения положительной эмоции. Убедить в большей достоверности информации, передающейся по аналоговому каналу (невербальная информация).

Следующее задание – передать ощущение положительной эмоции одновременно и по аналоговому, и по знаковому каналу. Оказывается, что меньше достоверности по знаковому каналу.

Занятие №5. Формирующее.

Цель: работа по самоанализу, совершенствование коммуникативных навыков и умений.

Упражнение №1. «Грани различия».

Упражнение №2. «Помирись без слов».

Упражнение №3. «Знакомство на лавочке».

Упражнение №4. «Список претензий».

Упражнение №1 «Грани различия».

Ход работы: «Выберете себе партнера, сядьте рядом. Внимательно посмотрите на него и в течение двух-пяти минут составьте список «Наши различия». Например, Таня более общительна, чем я. Затем обменяйтесь списками и пусть каждый из вас вычеркнет то, что считает не подходящим для себя».

Упражнение №2 «Помирись без слов».

Ход работы: Испытуемым предлагается разбиться на пары и, представив, что они в ссоре, помириться друг с другом без слов.

Упражнение №3 «Знакомство на лавочке».

Ход работы: «Поделитесь на группы по два человека. Один из вас играет роль незнакомца на лавочке, другой должен подсесть к нему и познакомиться. Затем поменяйтесь ролями».

Упражнение №4 «Список претензий».

Цель: В ходе упражнения участники должны осознать, что жить среди людей, постоянно обращая внимание на их недостатки, нельзя.

Ход работы: «Часто в жизни даже самые близкие люди вызывают отрицательные эмоции, временами нас чем-то не устраивает все человечество. Давайте составим список претензий к окружающим. Претензии должны быть четкими, конкретными, адресованными конкретному лицу. На всю работу вам дается 10 минут. Будьте предельно откровенными».

Занятие №6. Формирующее.

Цель: Снижение деструктивной конфликтности у подростков.

Задачи:

Ø поиск индивидуальных и групповых стратегий трансформации деструктивной конфликтности в конструктивную;

Ø осознание различия поведения в конфликте и конфликтного поведения.

Упражнение №1. «Вакцина от СПИДа».

Упражнение №2. «Титаник».

Упражнение №3. «Конфликт рук».

Упражнение №4. «Трансактные игры».

Упражнение «ВАКЦИНА ОТ СПИДа».

Цель: осмысление стратегии поведения в конфликтной ситуации и в ситуации выбора.

Задачи:

Ø исследование процесса принятия решения группой;

Ø овладение навыками высказывания и принятия обратной связи;

Ø диагностика межличностных отношений.

Ход работы: «Все здесь присутствующие в кругу больны СПИДом. Он не перешел в активную фазу и поэтому не проявлен. Но вы точно знаете, что через некоторое время появятся симптомы и, скорее всего вы умрете. К счастью, учеными была разработана вакцина, которая полностью позволяет вылечить эту болезнь. Но на всех присутствующих есть только 4 вакцины. Ваша задача: в результате группового обсуждения найти тех людей, которые были бы достойны этой вакцины».

Ведущий предоставляет возможность свободной дискуссии. В ее процессе он может задавать вопросы и определять ее направление. После игры проводится обсуждение.

Вопросы ведущего:

Ø На каком основании вы выбирали людей?

Ø Кому было трудно предложить себя для вакцинации?

Ø Кому бы вы никогда не отдали вакцину?

Ø Если бы у вас были все 4 вакцины, кому бы вы отдали оставшиеся?

Ø Ради чего вы выбирали или оставляли людей?

Упражнение №3. «КОНФЛИКТ РУК».

Упражнение аналогично упражнению «Знакомство руками», однако в данном случае прорабатываются различные стратегии конфликтных взаимоотношений, таких как компромисс, конкуренция, избегание конфликтов, сотрудничество и др.

Цель: это невербальное упражнение исследует чувства, возникающие в результате прикосновения.

Задача:

ü исследование запретов на прикосновение;

ü осознание механизмов конфликта, которые возникают в результате нарушения дистанции;

ü определение личной дистанции;

ü обучение способам эмпатии.

Ход работы: «Расставьте стулья в комнате в два ряда так, чтобы расстояние между ними было около 60 см: снимите с рук кольца и часы и завяжите себе глаза. Руководитель группы подведет вас к стулу так, чтобы вы не знали, кто сидит напротив.

Сидя лицом к партнеру вложите всю свою энергию в руки. Ничего не говорите. Познакомьтесь с ними, касаясь своими руками рук партнера (3 минуты). Познакомившись, боритесь руками (3 минуты). Теперь миритесь с партнером с помощью рук (3 минуты). Затем попрощайтесь с партнером руками и снимите свою повязку с глаз.

Обменяйтесь друг с другом в течение нескольких минут своими впечатлениями. Затем снова завяжите глаза и приготовьтесь сесть на другой стул».

Важно, чтобы руководитель давал участникам возможность взаимодействовать с людьми обоего пола. Кроме того, группе необходимо совместно анализировать впечатления, возникающие в каждой конкретной ситуации, обмениваться мыслями и чувствами. Дискуссия может касаться неправильного восприятия других участников, тревогой по поводу прикосновений, страха борьбы, чувств теплоты и близости. Руководитель наблюдает за деятельностью участников, также может поделиться своими впечатлениями.

Упражнение «ТРАНЗАКТНЫЕ ИГРЫ».

Игры разыгрываемые по сценариям описанным Э.Берном.

Цель: осмысление внутриличностного конфликта.

Задачи:

ü определение способов взаимодействия этих составляющих внутри личности;

ü определение взаимосвязи внутриличностного и межличностного конфликта.

Ход работы: руководителем группы вводятся основные понятия транзактного анализа: Родитель, Взрослый, Ребенок, транзакция, игра. Дается описание составляющих личности (Взрослый, Ребенок, Родитель). Затем каждому участнику предлагается вспомнить конфликтную ситуацию, которая осталась без разрешения или оставила «нехороший отпечаток». Каждый из участников предлагает свою ситуацию, а группа выбирает наиболее значимые для всех. Затем эта ситуация воспроизводится, но в качестве протагониста представлены все три составляющие его личности (Родитель, Ребенок, Взрослый). Протагонист выбирает из группы людей, которые наиболее подходят на роль его составляющих личности. Он переживает несколько раз ситуацию, находясь в различных позициях. Выясняются отношения между этими составляющими, что помогает протагонисту найти подходящий выход из данной ситуации.

Вопросы ведущего:

ü в какой позиции тебе наиболее комфортно?

ü в какую позицию тебе труднее вжиться и какие чувства ты при этом испытываешь?

ü как эти составляющие относятся друг к другу?

ü что каждая из этих составляющих делает в данной ситуации?

ü какую составляющую вы бы хотели изменить?

Подведение итогов.

Занятие №7. Завершающее.

Цель: Закрепление полученных знаний и навыков адекватного разрешения конфликтов и ведения переговоров.

Задачи:

Ø обучить подростков конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

Ø познакомить подростков с процедурой переговорного процесса;

Ø определить значение ведения переговоров при разрешении конфликтных ситуаций;

Ø приобретение навыков анализа конфликтной ситуации.

Упражнение 1. Организация совместного обсуждения примера. Предъявление учащимся общей схемы переговорного процесса.

Задание учащимся. «Вспомните конфликтную ситуацию, случившуюся с вами или реально наблюдаемую, проанализируйте ее по предлагаемой схеме, предложите свое решение».

Выступления лидеров групп по результатам обсуждения.

Упражнение 2. «ТУРПОХОД».

Введение игровой ситуации. «Представьте, что вы собираетесь в турпоход с группой друзей. Вам рассказали о чудесном месте для лагеря: лесная поляна недалеко от озера, вдали от цивилизации. Вы вместе в течение нескольких недель готовились к походу, и вот, наконец, пришел долгожданный день. Проделав довольно-таки длинный путь, вы пришли на поляну, принесли все, что необходимо для отдыха, включая одну большую палатку для ночлега. Рядом есть колодец с питьевой водой, и у вас есть разрешение на рубку деревьев и разведение костра. Больше никаких удобств нет, нет правил, нет взрослых и нет начальника лагеря. Вы разбиваете лагерь, плаваете и готовитесь прекрасно провести целую неделю!

Однако к концу первого же дня уже возникли кое-какие разногласия по поводу организации жизни в лагере. Вы все понимаете, что необходимо договориться. Вы поводите собрание».

Вопросы для обсуждения.

Назовите 4-5 проблем, которые могут стоять перед такой группой.

Как может быть решена каждая проблема?

Продолжение игровой ситуации. «После собрания все идет хорошо и в лагере заметны улучшения. Однако через пару дней возникают новые проблемы, которые надо решать вместе, чтобы они больше не возникали».

Разделение на группы, каждой из которых предлагается комплект «ситуаций» для рассмотрения и принятия возможного решения.

В этом упражнении вы с помощью правил защищали права каждого человека в лагере. Что бы произошло, если бы вы не смогли договориться о правилах или если бы никто их не соблюдал?

Что делает правило хорошим / плохим? А законы? Должны ли всегда соблюдаться законы, даже если они плохи?

Некоторые правила и законы неписаные. Например, нравственные или религиозные законы. Почему люди соблюдают правила / законы, даже если они не обязаны делать этого?

Соблюдение правил и законов обычно обеспечивается наказанием или санкцией. Возможно, вы решили применить санкции в отношении людей, нарушивших правила поведения в лагере. Какова цель санкций? Какого рода санкции наиболее эффективны? Могут ли санкции иметь обратный или противоположный результат?

Карточки «Турпоход»

Ø Кто-то должен спать в палатке около двери, которая плохо закрывается. К утру вещи этого человека обычно намокают. Он или она жалуются, что их вещи будут испорчены. Что вы предпримите?

Ø На собрании вы договорились о правилах поведения в лагере. Но один из вас не соблюдает их. Как вы можете добиться соблюдения правил?

Ø Кто-то оставил кипящий чайник на костре и ушел плавать. Чайник упал в костер, и от искр загорелся край вашей палатки. Вы понимаете, что инцидент поставил вопрос о вашей безопасности. Могут возникнуть и другие проблемы. Что вы предпримете?

Ø Доставать воду из колодца - скучная работа. Каждый предпочел бы пойти поплавать. Но один из вас растянул сухожилие в руке и не может больше носить воду. Это означает, что нагрузка на всех остальных увеличивается. Что вы предпримете?

Ø У одного из вас есть радио, и он или она рано утром включает его на полную громкость. Это всех раздражает. Что вы предпримете?

Ø Вы все живете в одной палатке, но не можете договориться о том, как содержать ее в чистоте и порядке. Одни хотят, чтобы палатка была чистой все время, другие - нет. Споры по этому поводу портят атмосферу в лагере. Что вы предпримете?

Обсуждение результатов занятия. Обсуждение результатов всего цикла. Рефлексия.

 


Игры с детьми



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.095 с.)