Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные функции организации. Участие работника в реализации этих функций.

Поиск

Функции организаций:

1) удовлетворение человеческих потребностей через производство (средств производства, предметов потребления, среды обитания человека); рекреацию (отдых и лечение); социализацию (предоставление информации, образование и воспитание) (10.3);

2) общественная интеграция путем обеспечения социального контроля (11.3) и социального управления.

Работодателей и работников объединяет взаимная заинтересованность в деятельности организации: первые получают прибыль (доход), а вторые - средства к существованию. Исходя из этого, последние, как правило проявляют к работе организации столь же большой интерес, как и акционеры, а иногда даже и гораздо больший. Работники не только получают заработную плату, но и проводят в организации значительное время и в какой-то мере связывают свою судьбу с рабочим местом. Решения же, принятые работодателем, могут отразиться не только на их материальном положении (как сразу после принятия решения, так и по истечении определенного срока) и на стимулах к производительному труду, но и на осознании себя равноправными членами общества, мнение которых учитывается не только работодателем, но и государством в целом. В этом смысле производственная демократия может рассматриваться как продолжение процессов демократизации общества в целом.

Таким образом, развитие уже сложившихся систем участия работников в управлении производством и поощрение социальных партнеров к созданию новых сможет ускорить процессы реформирования российской экономики, ослабить социальную напряженность и противостояние, наличие которых зачастую не позволяет добиться ожидаемых результатов.

 

Организация как социальная группа. Определение, классификация, структура, стадии развития групп.

 

Организацией часто также называют отдельную фирму как производственную единицу, представляющую собой единый целостный организм.

Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Классификация социальных групп:

 

Выделяют следующие стадии развития группы:

- стадия формирования

- стадия психологической напряженности

- стадия нормализации

- стадия деятельности

Стадия формирования

Когда группа формируется, ее члены осторожно исследуют границы приемлемого поведения в группе. Это – стадия перехода индивида от состояния независимого лица к статусу члена группы.

Члены группы испытывают такие чувства как волнение, нетерпение, оптимизм, подозрение, опасение и беспокойство относительно будущей работы и способов взаимодействия с другими членами группы.

Они делают первоначальные, пробные шаги приспособления к группе, пытаются определить задачу и решить, как она будет выполнена; пытаются определить, как вести себя в группе и как следует иметь дело с проблемами группы; решают, какая информация нужна и как она должна быть собрана.

Скрыто или открыто члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели, планов, жаждут деятельности, они заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей, абстрактных концепций и проблем, признаков или вопросов, не имеющих отношение к задаче.

Идет «светский разговор», фасадное общение, отказ от личностного самовыражения.

Стадия психологической напряженности -
стадия бурления, шторминг

Шторминг – вероятно, наиболее трудная стадия для команды. Это похоже на то, как будто члены группы сделали прыжок в воду и, думая, что они тонут, начинают метаться. Они понимают, что задача более трудная, чем они предполагали, и становятся вспыльчивыми, обидчивыми, обвиняющими или чрезмерно фанатичными. На стадии шторминга для членов группы характерно:

- сопротивление выполнению задачи и новым подходам к совершенствованию качества (отличным от тех, которые каждый индивидуальный член находит удобным для использования);

- резкие колебания отношения к членам команды и к успеху проекта;

- продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже когда они договариваются о конкретном результате;

- оборонительность и соревновательность; разбивка на фракции и выбор союзников; борьба за лидерство

- установление нереалистических целей;

- восприятие «иерархии»;

- отсутствие единства, повышенная напряженность и ревность.

Многие члены команды испытывают чувство давления и напряжения, но постепенно они начинают понимать друг друга.

Стадия нормализации

Во время этой стадии члены группы определяют уровень лояльности и распределяют обязанности. Они принимают группу, ее основные правила, или «нормы», роли в группе и индивидуальные особенности членов группы. Эмоциональный конфликт снижен, первоначально конкурентные отношения замещаются на сотрудничающие. Другими словами, поскольку члены команды понимают, что они не собираются тонуть, они прекращают метаться и начинают помогать друг другу находиться на плаву.

Стадия нормализации характеризуется следующими факторами:

- принятие членства в группе;

- появление новой способности – конструктивного выражения кри-тики;

- взаимопомощь и направленность на выполнение работы;

- попытка достичь гармонии, избегая конфликта;

- более дружелюбное, доверительное отношение друг к другу, люди делятся личными проблемами;

- ощущение принадлежности к группе, совместимости, общего духа и общих целей;

- установление и поддержание основных правил и «норм» группы.

Поскольку члены команды начинают учитывать свои различия, у них теперь имеется больше времени и энергии на проект общее дело. Таким образом, они способны к существенному продвижению вперед.

Стадия деятельности

На этой стадии группа начинает эффективно выполнять поставленные задачи. Члены группы уладили свои отношения и сформулировали ожидания, выявили и приняли сильные и слабые стороны друг друга, узнали, каковы их роли. Теперь они начинают работать – проводить диагностику и решать проблемы, осуществлять необходимые изменения.

Эта стадия деятельности характеризуется следующими данными:

- члены группы понимают личностные и групповые процессы, сильные и слабые стороны друг друга;

- конструктивное самоизменение;

- удовлетворение продвижением группы;

- работа с проблемами; способность предвидеть и предотвращать проблемы;

- группа важна для ее членов;

- члены группы близко воспринимают все ее проблемы.

Теперь группа действительно становится эффективной единицей организации и начинает производительно работать.

Назначение и основные компоненты социальной среды организации.

Социальная среда организации – совокупность факторов, определяющих качество трудовой жизни работников:
- социальная инфраструктура организации;

- условия работы и охрана труда;

- социальная защищенность работников;

- социально-психологический климат коллектива;

- материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;

- внерабочее время и использование досуга.

Составляющие социальную среду материальные и социальные компоненты способны обладать системными качествами и оказывать воздействие на поведение конкретного сотрудника и коллектива в целом. Опираясь на определение социальной среды как «совокупности объективных и динамичных условий жизнедеятельности социального субъекта, проявляющей себя как ценность или антиценность для реализации его целей» мы склонны утверждать, что взаимодействие с социальной средой организации для работника может быть как позитивным, увеличивающим результативность его деятельности, так и негативным, снижающим или даже разрушающим потенциал сотрудника. Безусловно, для любого думающего руководителя важно своевременно определить направление влияния социальной среды его организации на его подчиненных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.195 (0.009 с.)