Выпуск 35
Добрый день, дорогие читатели!
Окончание рассуждений о смысле занятий айкидо.
Письмо Дмитрия, опубликованное в прошлом выпуске рассылки вызвало бурю эмоций у читателей рассылки. Ниже приведу несколько из них.
На этом выпуске я хочу закончить тему обсуждения, что такое айкидо, чем оно отличается от других восточных единоборств, о реальности айкидо, т.к. пошли мнения, что один вид хуже или лучше другого, что я считаю в корне не верным и об этом писала.
Хочу еще раз повториться, что для меня айкидо это инструмент познания себя, используемый для своего развития и совершенствования. В этом ключе я начинала свою рассылку, в нем и хочу продолжить. Т.е. описывать свой опыт самопознания на тренировках и Ваш, дорогие читатели.
А сейчас ответы на письмо Дмитрия:
Здравствуйте, уважаемая Ольга.
Совершенно случайно прочитал последний выпуск Вашего творения. И стало мне совсем грустно. Разрешите мне сказать несколько слов.
По Вашему мнению, техника спортивного единоборства «выхолащивается, уходит далеко от оригинала и теряет целостность». Но техника спортивного единоборства еще и развивается, и эволюционирует (причем чаще в лучшую сторону). Сравните поединки боксеров или каратистов 50-ти, 40- или 30-летней давности и современные бои. В корейском тхеквондо то же самое. В айкидо все наоборот: результаты и возможности каждого нового поколения «мастеров» все ниже и ниже. Скажу больше, техника айкидо (по сути неспортивного традиционного единоборства) «выхолащивается, уходит далеко от оригинала и теряет целостность» гораздо стремительнее.
Один из моих тренеров (по тхэквондо) никогда не позволял себе ни единого критического замечания по поводу другого направления БИ. При этом он успешно дрался с ними всеми на всестилевых турнирах и боях без правил. А приходилось ли Вам встречаться в поединке с достойной представительницей «олимпийского», «выхолощенного», «ушедшего от реальности и саморазвития» тхэквондо либо другого спортивного единоборства?
(Антонова Ольга) Алексей, добрый день! Во-первых, «техника спортивного единоборства «выхолащивается, уходит далеко от оригинала и теряет целостность» не по моему мнению, а по мнению автора письма Дмитрия, не хочу приписывать себе чужие мысли, если внимательнее прочитать предыдущий выпуск, то можно заметить, то отвечаете вы в основном не мне, а Дмитрию. Тем не менее, хочу прокомментировать некоторые моменты. Как мне показалось, в своем письме вы противопоставляете современное Айкидо другим видам единоборств (в частности тхэквондо) и тут же говорите, что один из ваших тренеров «не позволял себе ни единого критического замечания по поводу другого направления БИ», явно считая это положительным моментом. Зачем же Вы тогда унижаете современное айкидо, причем в письме Дмитрия я этого противопоставления не уловила.
«Бой ради получения баллов по определенным правилам, по-моему, не имеет ничего общего ни с реальностью, ни с саморазвитием». А полное отсутствие хоть какого-то поединка как такового в айкидо, по -Вашему имеет очень много общего с реальностью?
(Антонова Ольга) Думаю что ничего общего, я на это и не претендую.
Функции спорта (мобилизирующая, замещающая и т.д.) раскрываются именно через соревнования. Очень многие великие мастера (в том числе и японского будо) ввели в свои системы соревнования. Как раз для того в том числе, чтобы добиться лучшей мотивации своих учеников для их развития и саморазвития. Они – эти мастера, как ни странно, Донна Дрегера не читали, но вот занятиям БИ посвятили всю свою жизнь.
На счет «именно дзэнских мастеров». Влияние буддизма на развитие традиционных видов единоборств в Японии было меньшим, чем других религиозных направлений (того же синтоизма). И уж тем более секты дзэн. Вы видимо перепутали с Китаем (и то не для всей его территории).
(Антонова Ольга) Думаю, вам лучше ответит Дмитрий, т.к. я не сильна в буллизме.
Уважение ко всему окружающему и гармония в себе вообще не подразумевают занятий боевыми искусствами. Подобные качества вполне можно выработать даже без икебаны и ча-дао.
«Против ярко выраженной агрессии толпы, да еще с дрынами в руках, айкидо, к сожалению не помощник». Но айкидо Основателя и его учи-дэши было в этих вопросах помощником. Да еще каким! Может, дело не только в технике…
«Уродцы типа прикладного айкидо», «…откат к тому с чего начинал дедушка Уэсиба». Извините, а Вы приходитесь ему внучкой? Он, конечно, начинал именно с этого, а с чего же начинали Вы? Если эти направления (прикладное айкидо, айкидо для самообороны) существуют, то их появление было вызвано объективными причинами. Но поединок всегда сможет рассудить Вас с любым другим направлением БИ, каким бы «уродливым», по Вашему мнению, оно бы не было.
С уважением. Алексей
Второе письмо от Юли:
В БИ я вообще ничего не знаю и не понимаю, мое знакомство с ними, началось со знакомства с тобой и только по твоим рассылкам я что-то узнаю.
Пока это не мой путь, хотя и интересно.
Но, по-поводу, сегодняшней рассылки хотелось бы сделать одно наблюдение или сравнение.
"Сейчас скажу вовсе крамолу - когда первый дан айкикай начинает при мне с важным видом пускаться в рассуждения о сущности ИККЁ или САНКЁ, мне хочется молча развернуться и уйти. Это значит, что человек все еще ходит вокруг да около и вряд ли сделает шаг вперед"
А когда маленький ребенок вместо рыбка говорит "лыбка", просто потому, что еще не умеет сказать правильно, тоже надо повернуться и с усмешкой уйти или порадоваться, что человечек старается, учится и научится при известном усердии?
Юля
(Антонова Ольга) Свое мнение я писала в прошлом выпуске. Мне кажется, занимающийся на любом этапе может задумываться и обсуждать гармонию в себе и окружающих, только правда понимая, что это всего лишь его мнение, а не истина. Я думаю, сформулировав мысль в слова, при этом будучи открытым для других мнений, человек развивается.
И последнее письмо от Николая:
Ольга, возможно, это будет ответ скорее Дмитрию, но все-же.
Полностью согласен с тем, что без меча АйКиДо таковым не является. Но! Уэссиба отобрал и синтезировал техники так, что одно и тоже движение тай-дзюцу (работа без оружия), будь то бросок или удержание, можно выполнить, взяв в руки катану - и Вы получите фехтовальную технику тати-дзюцу. Наиболее просто и понятно это демонстрирует СихоНаге: вместо руки соперника возьмите меч...
Не могу согласиться с утверждением, что сразу после начала тренировок нельзя проникнуться духом АйКиДо. АйКиДо - это Любовь и Гармония. Для каждого она - своя, каждый по-своему поймет это утверждение, но некоторые понимают это сразу... Можно ли Любовью остановить агрессию. Вот я за 9 лет, которые тренируюсь, ни разу не участвовал в драке. Пару месяцев назад была ситуация, в которой я уже видел начавшуюся атаку, но я был готов дать отпор, "Гармонизировать" ситуацию, и этого хватило - подвыпившие подростки просто извинились, развернулись и ушли... Да, дрынов у них в руках не было.
И хочется высказаться о заблуждениях. Конкретно "Легенда пятая: медитации и сложные околорелигиозные ритуалы помогают в тренировках." Вряд ли помогают, но являются частью той культуры, которая породила само искусство. Поэтому без соблюдения и понимания "всевозможной мистической мути" можно упустить что-то очень важное. В самом АйКиДо понятие внутренней энергии "Ки" занимает серьезную позицию (хотя далеко не главенствующую). Это - эзотерическая (магическая, мистическая...) составляющая. Если ее игнорировать - получим то же самое "Реальное", "Прикладное" АйКиДо.
(Антонова Ольга) Николай, замечательно если занимающийся понимает зачем он медитирует или проводит ритуалы, делает это осознанно. Я против слепого повторения за учителем, без желания вникнуть и разобраться в сути действия.
Если ставить работу с "Ки" в вершину угла, получим ритуальные танцы на татами. Все хорошо в меру. Если в додзе прийти за умением ломать_руки/проламывать_головы, то оно, вам, конечно же, не надо.
Если прийти в поисках Бога/Мира/Себя...
С уважением, Николай
(Антонова Ольга).
Пишите, жду ваших писем!
С уважением, Ольга Антонова
Olgant81@yandex.ru
|