ТОП 10:

Принцип Айкидо - Не борись с партнером



Поиск

Раньше я не изучала айкидо, не читала про него. У меня был опыт занятий спортивным у-шу и некоторые знания о нем, что давало представление о восточных боевых искусствах. Эти знания приводили к тому, что время от времени возникала мысль, что я изучаю только форму, шлифую и совершенствую комплексы (последовательность ударов, стоек, прыжков), внутреннего содержания нет. Это удары в воздух. Да красиво, да эстетично, но зачем? Прикладного применения нет, т.е. драться я не научилась. Стала гибче, может выносливее, но появились травмы, растяжения, т.е здоровья не прибавилось особо. При изучении внутренних стилей, таких как тайцзы тоже внимание в основном обращалось на правильность формы, а не на внутреннюю наполненность. Стало неинтересно, я бросила, прозанимавшись 7 лет, из них три года я тренировала детишек. Сейчас считаю, что для развития гибкости, координации, дисциплинированности это оптимальный вид спорта для детей от 4 до 13 лет. А дальше, смотря какая цель: можно дальше идти в серьезный спорт, можно заниматься внутренними стилями, но нужен хороший учитель (тренер).

Вопрос "какова цель занятий айкидо для меня" я начала осознанно задавать и искать ответ на него только прозанимавшись год. До этого я занималась по инерции, не задумываясь зачем, обращая внимание в основном на физическую составляющую.

Валерий Хорев в своей книге "Круги на воде" пишет, что существует три основных русла среди разнообразных стилей и направлений: боевое, спортивное и оздоровительное. Выбирая секцию, в которую ходить необходимо для себя четко определить в каком направлении я буду заниматься, чему я хочу научиться, что я хочу получить от занятий. Конечно, цели со временем будут меняться, но начальный выбор дает возможность расставить акценты. Для меня интересным является оздоровительное направление с его духовной составляющей. Я не ставлю своей целью научиться драться и побеждать других. Сейчас меня интересуют вопросы как с помощью айкидо я могу улучшить свое здоровье, свою жизнь, хочу изучить свое тело, найти точки напряжения, блоки, понять как естественно двигаться, стоять, дышать, не только затрачивая минимум усилий, а приобретая дополнительную жизненную Силу.

Ведь вот что удивительно. Если понаблюдать за маленькими детьми (где-то до трех лет), насколько они естественно двигаются, правильно дышат, их мышцы расслаблены, движения плавные, тело пластичное... но потом это все теряется..., а появляются деревянные мышцы, угловатые движения, странные реакции тела на воздействие партнера... И в результате на тренировках, я пытаюсь научиться тому, что в детстве для меня было абсолютно естественным. Тут есть над чем задуматься...

В следующем выпуске я начну рассказывать о принципах айкидо.

Выпуск 3

Выпуск 11

Скромность (смирение).

 

После моего 9-го выпуска, где я перечислила качества ученика, необходимые для достидения результатов в айкидо, я получила письмо, в котором девушка рассказывает, что заменила бы качество "скромность" на безэговость, так как скромность ассоциируется со страхом, воспринимается как одно из "плохих" качеств. В этом выпуске я напишу свое понимание скромности, применимое к тренировкам айкидо, основываясь на своем опыте, размышлениях и рассуждениях тренера.

В данном случае наверное для меня ближе слово смирение, оно больше раскрывает, на мой взгляд, мысль, что для того, чтобы чему-то научиться, необходимо признать для себя, что здесь я ничего не знаю, что начинаю с нуля.

Каждый, наверное, в своей жизни испытывал неловкость, когда в первый раз брался за новое дело. Например в айкидо, когда я первый раз делала прием, то чувствовало себя глупо, стеснялась, особенно эта неловкость усиливается, если на меня еще кто-то смотрел. Почему возникает это чувство, почему я боюсь показаться неловкой, неумелой? Почему-то сразу хочется сделать правильно, хорошо. На самом деле очень сложно признать, свое неумение. И причина всему этому, мне кажется, собственное Эго. Мне очень понравилось слово безэговость. Когда я наблюдала за своими чувствами во время тренировки, то заметила, что мое эго иногда выходит вперед меня, и я показываю своими действиями, что знаю и умею больше, чем партнер, это так тешит собственное самолюбие! К счастью у меня это проскакивало редко, я всегда задаю себе вопрос, а насколько я права, поступая так, чему я учу партнера своими действиями, насколько это правильно. Эти вопросы и не давали мне возгордиться тем, что я больше знаю и умею. Кроме этого я всегда признаю авторитет тренера, чтобы он не показывал и не говорил, даже если это слышу или вижу не в первый раз и мне кажется, что я все это знаю, я стараюсь воспринимать информацию так, как будто это происходит впервые. И действительно открывается множество новых моментов, так как меняется уровень моего развития. Это как будто одну и туже книгу в разном возрасте читаешь, и воспринимаешь ее каждый раз по новому. Одна из сложных задач, на мой взгляд, услышать то, что говорит тренер. Ведь бывает, что он сотню раз скажет, и только сто первый будет услышан.

Как то после тренировки тренер обозначил проблему старших учеников, поразмыслив над которой, опираясь на собственный опыт я согласилась. Вот, что это за проблема: прозанимавшись пять, шесть лет, поучив 1 дан, ученик начинает думать, что уже многое знает и умеет (у меня совсем немного возникало это чувство, но тренер его быстро рассеивал), и ученик начинает уже не так внимательно слушать тренера, а, следовательно, перестает учиться, думать, изменяться. Это очень было заметно, когда тренер перешел на новую методику обучения, новую школу, появились новые требования к кю и сдавать нужно заново, начиная с пятого. Многие старшие не перешли на новую программу, не смотря на то, что признавали ее действенность. Они не смогли смириться с изменениями, не смогли признать себя снова начинающими и учиться заново. Это в вкратце о смирении в процессе обучения.

Еще я хочу рассказать о смирении на тренировках. Тренер часто обращает наше внимание, на необходимое качество Укэ: уметь признать свой проигрыш и достойно сдаться, ведь в течение приема есть моменты, когда еще имеет смысл сопротивляться, а есть, когда единственный выход - сдаться. Их необходимо чувствовать, а это возможно, только в том случае если мозги не затуманены желанием победить.

Скромность (смирение) ничего общего не имеет со страхом сделать неправильно, и поэтому бояться делать вообще. Страх неправильно сделать затмевает возможность изучать движение, т.к. голова полностью занята мыслями, а туда ли я иду, так ли поставила ногу и повернула руку, в ней не остается места, для того чтобы жить движением, чувствовать его. Как только я это осознала, я стала гораздо меньше зацикливаться на себе, на оценке правильности своих действий и "дела пошли в гору". Я смирилась с тем, что могу ошибаться и это совершенно нормальный процесс обучения. Я перестала бояться делать новые, незнакомые для меня движения, пробовать, экспериментировать. И в результате появилось ощущение свободы, независимости. Это очень приятные чувства.

Очень хочу услышать от Вас, уважаемые читатели, Ваше мнение и опыт. Как и когда Вы ощутили, что думаете об этом качестве, необходимом для ученика?

Выпуск 11

Поведение У-КЭ (атакующего)

Этот выпуск рассылки я хочу начать с выдержки из письма одного из читателей рассылки: «Как говорил наш тренер, у нас уке не совершенные. Когда на них делают прием, уке превращается в тряпичную куклу или вообще спит, потом просыпается, когда ему нужно делать прием, другой засыпает. Настоящей атаки нет…»

 

Думаю, что «спящие» у-кэ встречаются практически на любых тренировках. Интересно получается: с одной стороны большинство занимающихся хочет реальности от айкидо, с другой стороны мало кто реально атакует. Исходя из своего опыта занятий я хочу описать ошибки, через которые прошла или еще продолжаю проходить.

 

Первая моя ошибка - это сопротивление. Когда я, прозанимавшись месяца три, вставала в пару с теми, кто ходит подольше (год или два), мне все время было интересно узнать, а справится ли партнер, если держать руку со всей силы и не дать сделать и при этом в глубине души радовалась, когда у партнера не получалось. В свою очередь как наги я злилась и на себя и на партнера, если не получалось у меня. Наиболее часто задаваемый вопрос тренеру был: «а что делать, если партнер туда не идет?». Тренер терпеливо отвечал на эти вопросы и показывал (теперь я понимаю сколько для этого нужно терпения…).

 

Теперь постепенно я начинаю понимать насколько глупо изо всей силы упираться и держать руку партнера, забыв при этом, что у него есть другая рука, две ноги, которыми он может ударить. Некоторые занимающийся совершенно забывает про атеми (удары) в лицо, голову, спину и т.д. Кроме того, партнер может сделать другой прием, в ту сторону, куда я легко пойду (от неожиданности). Ему совершенно незачем тащить меня в заранее запланированный прием, но если мы договорились заранее отрабатывать один прием, то почему он как Наги выполняет свои обязательства, а я как У-кэ – нет.

 

Второй момент, почему не имеет смысла сопротивляться: Тренер не раз задавал вопрос: «а чему вы учите партнера и учитесь сами, сопротивляясь.?», «Что ценного вы приобретаете?». Ведь сопротивляясь и изо всех сил не давая сделать партнеру, мы теряем чувствительность, которая позволяет нам войти в гармонию (в соответствие) с движениями партнера, а, следовательно, в будущем даст возможность использовать его действие на пользу себе. Сопротивляясь, я теряю контроль над партнером, я не успеваю оперативно отреагировать на изменения его действий, я оказываюсь не готова, к атаке с его стороны.

 

Конечно, есть отдельные упражнения, где наоборот ставится задача по упираться, удержать руку, например, но это специальные задачи, которые позволяют приобрести определенные навыки.

 

Действия сопротивляющегося У-кэ в повседневной жизни мне напомнили поведение человека, выбравшего единственный по его мнению путь достижения цели и решившего никуда с него не сворачивать. Такой человек не видит другие предложения жизни, которые возможно быстрее приведут его к поставленной цели, он закрыт для информации, упорно продолжает идти, как бы трудно не было (держит за руку партнера, не давая сделать прием), до тех пор пока жизнь не изменит резко условия (Наги использует другой прием или удар), например, болезнь, потеря работы и т.п. Человек оказывается в недоумении, он вынужден изменить свои действия, открыться для новой информации.

 

Возможно, уважаемые читатели, Вы встречались с такими У-кэ на тренировках и в жизни, а может быть отчасти увидели в это м и себя… мне будет очень интересно почитать Ваши размышления. Пишите по электронному адресу: olgant81@yandex.ru.

 

В следующем выпуске я расскажу о второй своей ошибке, как У-кэ – это вялость и пассивность.

 

До следующего выпуска.

 

С уважением, Оля.

 

Жду ваших писем.

Поведение У-КЭ (атакующего)

Продолжение

 

 

2. Вторая ошибка, через которую я прошла (она и сейчас, конечно, возникает, но, надеюсь, уже меньше) - это вялость и пассивность при атаке.

 

Как говорит наш учитель: «Вы при захвате не держите руку, а держитесь за руку». Я довольно долго этим страдала, пока учитель не начал акцентировать мое внимание на атаке несколько тренировок подряд. Эти акценты, как правило, сводились к обозначению атеми или болевым приемам. Боль, оказывается, помогает собраться и не повторять по несколько раз ошибки, она заставляет проснуться и начать думать, а не делать прием или атаковать на автомате.

 

У меня всегда было одно оправдание моей слабой, вялой, ненастоящей атаки: я боюсь сделать партнеру больно, боюсь, что мой удар попадет в цель. Хотя объективно, если рука попадет по голове, то ничего не случится. Но в то же время наги поймет, что если будет медлить, то удар может попасть в цель и более внимательно начнет относиться к действиям партнера.

 

На тренировках не раз убеждалась в словах учителя, что неправильные атаки у-кэ порождают неправильные ответные действия наги и наги привыкает реагировать неправильно, неестественно, и эти навыки закрепляются. Много раз говорил учитель, что у-кэ обучает своими действиями наги, а не наоборот, поэтому вялость и пассивность недопустима в атаках, т.к. порождает ответную вялость. Чему научится наги, если у-кэ как «тряпичная кукла» повис у него на руке и безвольно идет туда, куда его ведут. Какой вообще смысл для наги делать прием, если со стороны у-кэ нет угрозы. Кроме того такой у-кэ не готов к ответной атаке, к изменению приема, он не сможет увидеть и использовать ошибки наги. И конечно, в вялых атаках нет присутствия "здесь и сейчас", нет осознанности действий.

 

В жизни "спящие" у-кэ напоминают зомби, которые не живут, а существуют. Работа, дом, дом, работа. Большинство даже не замечает изменений окружающего мира, они в своих, как правило, тяжелых мыслях. Жизнь становится похожа на утомительную болезнь. Отрешенный взгляд, хмурое лицо, уставший вид, такую картину я раньше видела каждый день по утрам в автобусах. Так и хочется сказать "проснитесь", начните жить.

 

Мне проснуться, я считаю, помогли два момента: это тренировки айкидо и курс очищения Татьяны Морозовой. Я смогла посмотреть на себя со стороны, выйти за рамки своего сценарного поведения и понаблюдать за собой. Это очень интересный опыт, но его долго описывать... Если Вам интересно, уважаемые читатели, пишите и тогда я посвящу этому отдельный выпуск.

 

Вот вкратце я рассказала о двух крайностях атаки на тренировках айкидо. Для меня до сих пор остается загадкой, как выбрать золотую середину, как быть одновременно мягкой и продолжать атаковать, т.е. давать силу и при этом не давить. Я знаю, что это возможно, т.к. учитель не раз показывал, как можно атаковать, мягко двигаясь, не сопротивляясь, но сохраняя атакующий дух.

 

Жду Ваших писем.

 

Гибкий ум

 

Добрый день, уважаемые читатели.

 

В этом выпуске я хочу вернуться к четвертому качеству, необходимому для плодотворных занятий айкидо и достижения результатов.

 

Еще раз повторю все пять качеств:

 

1. Терпение (настойчивость, упорство).

 

2. Доверие (вера, ответственность)

 

3. Скромность (смирение)

 

4. Гибкий ум

 

5. Открытость (прямота, искренность, непредубежденность).

 

Для меня четвертое и пятое качества сильно пересекаются друг с другом.

 

Именно гибкий ум позволяет воспринимать новую информацию, быть открытым, суметь встать на другую точку зрения, изменить или расширить свое мышление.

 

Очень хорошо почувствовала этот момент, когда совсем недавно сходила на семинар по айкидо, который вел сенсей, работающий в другом стиле айкидо, у него своя школа, свое представление. Мое слушание прошло три стадии:

 

1. Отталкивание нового. Мне травится то, чем и как я сейчас занимаюсь у своего учителя. Я нахожу это правильным для себя, отвечающим моим внутренним убеждениям (не исключают, что мои убеждения возникли и основаны на убеждениях учителя). И вдруг появляется другая манера выполнения знакомых техник. Первая реакция – возмущение и неприятие – защитная реакция своего «детища» в виде недавно родившихся убеждений. Это проявление негибкого ума, на мой взгляд и предубежденности (признак закрытого ума).

 

2. Взгляд со стороны. Я вышла из этого состояния сценарной реакции и посмотрела на себя со стороны, задав вопрос: «Почему я так возмущаюсь?» Это позволило оставить эмоции и взглянуть на новую манеру более трезво, изучающее.

 

3. Изучение новой информации. Я задала себе вопрос: «Что интересного, необычного, полезного я могу извлечь для себя, почему они делают техники именно так?». Я стала более внимательно слушать тренера, проводящего семинар. Естественно появились вопросы и недопонимание, но главное, ушло неприятие и семинар прошел для меня более конструктивно. Я смогла уйти от деструктивной критики и нашла для себя новые положительные моменты. Здесь, мне кажется просматривается изменение подхода к информации, проявление открытого ума и готовности измениться.

 

В повседневной жизни я также научилась улавливать эти три стадии, главная из них, мне кажется, вторая. Именно суметь выйти из сценарного поведения наиболее важно. Тогда третья стадия (конструктивная) наступит автоматически. Об этом очень хорошо пишет Джеймс Редфилд в своей книге «Селестинские пророчества», которую рекомендует в своем курсе очищения Татьяна Морозова. Именно благодаря этой книге я начала замечать и оценивать эти моменты.

 

Новое, непривычное всегда сначала воспринимается большинством негативно. Только по прошествии времени оно принимается, важен именно этот промежуток времени, Мне кажется, чем он меньше, тем лучше.

 

Жду ваших писем и рассуждений. Всегда с удовольствием их читаю

 

С уважением, Оля

 

Большой и сильный партнер.

Этот выпуск я хочу посветить тем ощущениям и чувствам, которые я испытываю, вставая в пару с большим, высоким, сильным партнером. Это настоящее испытание для меня.

 

Как уже не раз говорилось, в Айкидо очень важно перевести силу противника против него самого, использовать его силу. Но для этого сначала необходимо научиться чувствовать направление силы, которую дает партнер, что невозможно, если не расслабиться и раствориться в ощущениях.

 

1. Вставая в пару с сильным партнером, я как Укэ столкнулась с тем, что партнер меня ведет, куда он хочет, независимо от того, удобно мне туда идти или нет, естественно ли мое движение в ту сторону, гармонично ли оно сочетается с моим первоначальным движением. Все мои попытки своими действиями показать более естественное направление моего движения встречают только еще большее напряжение со стороны партнера, выкручивание моих рук и т.п. Когда я договариваюсь с партнером, что постараюсь показать то направление, в котором мне удобно уходить на страховку, например, или на завершение приема, а, следовательно, партнер с гораздо меньшими усилиями добьется результата, получаю его согласие, он пытается расслабить свои мышцы, почувствовать мое движение, но сталкивается со своими привычками действовать силой, которые мешают ему почувствовать мое движение. Я думаю, именно эта привычка создает сложности большим и сильным людям в айкидо. Ведь более слабый партнер все равно пойдет туда, куда поведет более сильный, и создается иллюзия, что прием получается. Эта иллюзия может исчезнуть только тогда, когда человек встанет с равным ему по силе или превосходящем его.

 

2. Далее наступает моя очередь действовать в качестве Наги (защищающегося, делающего прием). У меня пока еще мало опыта, чтобы, не напрягаясь работать с сопротивлением партнера, естественно я начинаю применять силу, это основная моя ошибка: я начинаю действовать силой против силы, начинаю бороться. А так как сила партнера существенно больше я проигрываю. Учитель на тренировке не раз говорил мне, что жесткость и сила партнера не должны вызывать во мне ответную жесткость и напряжение.

 

"Представь, что тебя никто не держит", - говорил он мне, "просто подними руку". Но это оказывалось совсем не просто. Как я не пыталась представить, что меня никто не держит, не получалось, и я начинала тащить, тянуть. Особенно это было обидно, когда осознавала, что учитель держит совсем слабо и я борюсь сама с собой.

 

Итак, моей задачей стало не напрягать руки и плечи при выполнении приема независимо от того, кто и как меня держит, продолжать сохранять расслабленное состояние тела, но при этом не потерять настрой, дух. Тогда становится возможным принять силу партнера и перевести ее себе на пользу.

 

Вспоминая тренировки, могу еще сказать, что еще одним фактором, сильно снижающим боевой дух, настрой является для меня страх или предчувствие, что с большим и сильным партнером будет тяжело работать, т.е. наличие прошлого неудачного опыта. В этом вопросе мне с мертвой точки помогло акцентирование внимания на прошлом удачномопыте, когда например, учитель позволял на себе сделать или помогал сделать с партнером, а также концентрация на себе, внутреннее спокойствие и решительность. Интересно, что, таким образом, постепенно растет уверенность в себе, которая начинает проявляться и в жизни.

 

Ниже, я опишу свои размышления о том, как задачи, поставленные перед слабым и сильным партнером в айкидо, могут повстречаться и в жизни.

 

Если провести аналогию с жизнью, то получается, что основная задача «сильного» в какой-либо сфере человека - это почувствовать желания и стремления более слабых, что позволяет с гораздо меньшими усилиями добиться тех же результатов. Например, начальник отдела, привыкший ставить цели и добиваться результатов не смотря на настроение и желания подчиненных, тратит очень много лишних усилий. Но даже если переговорить с таким человеком, добиться его согласия обращать внимание на своих коллег, то еще некоторое время его прежняя привычка останется и будет доминировать.

 

Задача «слабого» (например исполнителя или подчиненного или начинающего работать студента), не пытаться соперничать, бороться, а принять силу, сохранить спокойствие и уравновешенность, что позволит перевести эту силу себе на пользу.

 

 

С уважением, Оля

Реальность айкидо.

В этом выпуске хочу представить Вам, уважаемые читатели, интересную статью, которую я прочитала в письме одной из подписчиц:

 

"Достаточно часто, читая форумы, листая книги, или беседуя с непосвященными, я сталкиваюсь с вопросом, сомнением или твердой уверенностью, что Айки-до в условиях улицы неэффективно или настолько малоэффективно, что лишь увеличивает риск для практика.

Многие замечательные мастера, боясь потерять учеников, дают Айки-до как систему самозащиты. Нельзя их за это порицать, потому что это не только меркантильное желание увеличить доход, но и забота о людях, которые в любой момент могут подвергнуться опасности нападения.

Сразу же определимся: Айки-до, как его преподают сейчас в нашей стране - это не более чем гимнастика. О-сенсей вел формирование своей системы от моментального и жестокого Дайто-рю Айки-дзюцу, имел опыт применения боевых искусств в ситуации реальной угрозы для жизни. Он

был сначала воином, потом учителем. Мало кто из ныне преподающих мастеров имеет столь же разносторонний опыт.

Какой выход для себя видят учителя? Смириться с малоэффективностью Айкидо и отнекиваться фразами, что, дескать, это вопрос индивидуального развития? С загадочной улыбкою говорить, что все впереди? Намеренно затягивать получение пресловутого "черного пояса", то есть изначально тормозить осознание учеником себя как мастера? Или - другая крайность - намеренное ужесточение техник, проведение их с высокой мышечной нагрузкой, чтобы ученики не думали, что "их" Айки-до - малоэффективно? Как бы то ни было, это уход от сути Пути Мира.

Какие я вижу выходы из положения, в первую очередь для себя:

- я сразу предупреждаю, что я не преподаю боевое искусство

- я предпочитаю в начале дать три-четыре простые техники от разных атак, чтобы у учеников была база для формирования СОБСТВЕННОЙ системы самозащиты

- постоянным напоминанием ученикам, что победил не тот, кто всех поубивал, а тот, кто сумел избежать схватки

Конечно же, не все будут согласны с этой точкой зрения. Большинство начинают заниматься, насмотревшись фильмов про боевое искусство, в частности, со Стивеном Сигалом. Задачу самоутверждения и становление "самым крутым" они могут решить и за пределами додзё, поэтому от таких учеников надо избавляться в первую очередь.

Далее, я бы рекомендовал вежливо и тихо удалить из зала людей, исполненных благородных замыслов научиться самозащите себя и своих близких. Еще категория людей, которым "интересно" - пожалуй, самый распространенный контингент любого додзё. На них не стоит обращать внимания.

Они решат сами.

В предыдущем абзаце я явно высказывал мнение, что задача мастера - избавиться от ученика. Как? Решайте сами, каждый человек уникален. Двоякость такой точки зрения в том, что каждый ученик - сомнение.

Оставить или выгнать? Ошибочное решение или правильное? На этот вопрос может ответить лишь само Айки-до. Каждое мгновение воин рискует. Айки-до - истинное будо - лишь подготовка к этому риску.

И все таки, спросите вы, а как же быть с Айки-до на улице? Все просто. Разница между Айки-до и Айки-дзюцу только в написании и смысловой нагрузке. Точно такая же разница в исполнении техник.

Айки - гармония с духом. Если внутренне вы полны решимости защитить себя и сохранить жизнь человека, вас атаковавшего, то даже прямой удар в горло будет безобиден. Если же вы полны страха и злобы, то даже самая

мягкая техника может искалечить человека.

Ai - гармония, совпадение

Ki - дух, внутренняя энергия

Напоследок хотелось бы сказать про разницу между "до" и "дзюцу". Это не разница. "Дзюцу" - это искусство, умение. "До" - это учение.

Заметьте, что ни тот, ни другой слог не подразумевает навязывания

какой-то определенной формы действий. Только предположительный образ".

 

Эта статья напомнила мне слова моего учителя, что любой стиль Айкидо сегодня не может быть реальным по очень простой причине - нет практики настоящего боя с угрозой смерти, когда любая ошибка, неточность может стоить жизни, действия принимают совершенно другую окраску. Только практика рождает настоящего воина. Согласитесь, одно дело вставать в пару с партнером и делать прием, зная, что максимум за твои ошибки, он обозначит удар или не очень болезненно его нанесет, и совсем другое дело, когда за ошибку я лишаюсь своих частей тела или жизни. Я думаю мои действия, настрой в том и другом случае будут совершенно разными.

 

Поэтому мне кажется глупым требовать от Айкидо, да и от других единоборств реальности. Ведь даже в боксе, каратэ, борьбе, самбо на рингах слишком много условностей, которые вызывают у спортсменов неадекватные действия и неготовность к атаке (например, в одних правилах в голову и пах не бить, в других запрет на захваты). И получается, что вроде спортсмен, и драться умеет, и на соревнованиях побеждает, а в уличной драке нарывается на нож...

 

Конечно, занимаясь единоборствами, ученик крепнет физически, улучшается его координация и увеличивается скорость движения, становится быстрее реакция, т.е. человек получает некоторые навыки, но это совсем не значит, что он сможет победить или защитить себя в уличной драке, просто у него повышаются шансы на это, но не более того.

 

Для меня гораздо более интересной задачей является не поиск реальности в айкидо, а возможность с помощью Айкидо изменить себя, приобрести психологические навыки, помогающие в повседневной жизни, познать себя.

 

Уважаемые читатели, интересно узнать причины Вашего стремления заниматься Айкидо или интереса к нему

 

Пишите, Ольга

 

Olgant81@yandex.ru

Выпуск 29

 

Поиск

Раньше я не изучала айкидо, не читала про него. У меня был опыт занятий спортивным у-шу и некоторые знания о нем, что давало представление о восточных боевых искусствах. Эти знания приводили к тому, что время от времени возникала мысль, что я изучаю только форму, шлифую и совершенствую комплексы (последовательность ударов, стоек, прыжков), внутреннего содержания нет. Это удары в воздух. Да красиво, да эстетично, но зачем? Прикладного применения нет, т.е. драться я не научилась. Стала гибче, может выносливее, но появились травмы, растяжения, т.е здоровья не прибавилось особо. При изучении внутренних стилей, таких как тайцзы тоже внимание в основном обращалось на правильность формы, а не на внутреннюю наполненность. Стало неинтересно, я бросила, прозанимавшись 7 лет, из них три года я тренировала детишек. Сейчас считаю, что для развития гибкости, координации, дисциплинированности это оптимальный вид спорта для детей от 4 до 13 лет. А дальше, смотря какая цель: можно дальше идти в серьезный спорт, можно заниматься внутренними стилями, но нужен хороший учитель (тренер).

Вопрос "какова цель занятий айкидо для меня" я начала осознанно задавать и искать ответ на него только прозанимавшись год. До этого я занималась по инерции, не задумываясь зачем, обращая внимание в основном на физическую составляющую.

Валерий Хорев в своей книге "Круги на воде" пишет, что существует три основных русла среди разнообразных стилей и направлений: боевое, спортивное и оздоровительное. Выбирая секцию, в которую ходить необходимо для себя четко определить в каком направлении я буду заниматься, чему я хочу научиться, что я хочу получить от занятий. Конечно, цели со временем будут меняться, но начальный выбор дает возможность расставить акценты. Для меня интересным является оздоровительное направление с его духовной составляющей. Я не ставлю своей целью научиться драться и побеждать других. Сейчас меня интересуют вопросы как с помощью айкидо я могу улучшить свое здоровье, свою жизнь, хочу изучить свое тело, найти точки напряжения, блоки, понять как естественно двигаться, стоять, дышать, не только затрачивая минимум усилий, а приобретая дополнительную жизненную Силу.

Ведь вот что удивительно. Если понаблюдать за маленькими детьми (где-то до трех лет), насколько они естественно двигаются, правильно дышат, их мышцы расслаблены, движения плавные, тело пластичное... но потом это все теряется..., а появляются деревянные мышцы, угловатые движения, странные реакции тела на воздействие партнера... И в результате на тренировках, я пытаюсь научиться тому, что в детстве для меня было абсолютно естественным. Тут есть над чем задуматься...

В следующем выпуске я начну рассказывать о принципах айкидо.

Выпуск 3

Принцип Айкидо - Не борись с партнером

Первый принцип, о котором я хочу рассказать, который наиболее часто звучит на тренировках Айкидо: не пытайся победить партнера, бороться с ним, прими его силу.

Идеальное проведение приема, как говорит тренер - это когда нападающий сам не понял как и почему он упал.

Как у-кэ (нападающий, тот на ком делают прием), работая в паре с тренером, я ни один раз испытывала это удивительное ощущение отсутствия сопротивления с его стороны. Куда бы я ни двигалась, я везде попадала (проваливалась) в пустоту и в результате оказывалась на полу. Вставая с другими занимающимися после полутора лет занятий я стала различать моменты, когда партнер делает прием с применением силы, а когда попадает в мое естественное движение и своими действиями просто "помогает" мне упасть, не вызывая сопротивления.

Чтобы вести партнера в его естественном направлении нужно чувствовать, куда он идет, что невозможно при сохранении желания победить. Анализируя после тренировки свои действия, я поняла, что, сохраняя это желание победы над партнером, я становлюсь эгоистичной, мне становится не важно, куда партнер пойдет легко, а где я встречу сопротивление, у меня в голове закрепляется единственная цель - уронить партнера, победить его, как это сделать становится на второй план, сам процесс не важен, важна только цель. В таком состоянии, если я встречаю сопротивление партнера, я начинаю применять свою силу, напрягая мышцы, зажимаясь, что вызывает еще большее сопротивление, получается замкнутый круг, выйти из которого, можно только расслабившись и позволить партнеру двигаться в его естественном направлении. Но вы не представляете насколько это сложно... Кажется, если я хоть немного расслаблюсь и допущу партнера к себе, то проиграю ситуацию, покажу свою слабость, а это противоречит моим рефлексам, приобретенным в жизни, где, чтобы победить, нужно быть лучшим, самым смелым, самым быстрым, самым умным и т.д., и т.п.

Посмотрела как этот принцип работает в жизни, например, при разговоре с человеком, замечала за собой, что, услышав противоположную моей точку зрения, я первым делом ищу возможность опровергнуть ее, показать, чем она плоха, неправильна, т.е. сопротивляюсь, а не принимаю ее, и, конечно, это вызывает в собеседнике только раздражение и недовольство. В моем понимании айкидо учит принять точку зрения собеседника и вместе с ним прийти к желаемому для меня результату. На этом простроены практически все психологические книги, обучающие вести переговоры. Айкидо позволяет на практике почувствовать, понять на уровне ощущений и чувств эти моменты.

С уважением, Автор рассылки.

Olgant81@yandex.ru

Выпуск 4

Принцип быть "здесь и сейчас".

 

В этом выпуске я хочу рассказать о втором для себя важном принципе, который я часто стараюсь использовать и в жизни: быть «здесь и сейчас».

Первое, что я почувствовала на тренировках , я полностью забываю о том, что у меня твориться на работе, дома, в семье, поэтому, мне кажется, я отдыхаю на тренировках.

Данный принцип очень сильно пересекается с методом БОН (безоценочного осознанного наблюдения), о котором рассказывала Таня Морозова в Школе Своего Здоровье на курсе очищения.

Постараюсь в данном выпуске рассказать об одном проявлении игнорирования данного принципа.

На тренировке, когда передо мной стоит партнер перед проведением атаки, я начинаю в голове прокручивать, как он будет атаковать, как я отреагирую на его атаку, прогнозирую свои и его действия на несколько шагов вперед, мой ум прокручивает варианты, их может быть два, максимум три. И вот что получается в результате: партнер атакует, но вдруг он делает другие действия, не те которые я себе придумала, но т.к. я себе уже нарисовала конечную цель я не смотря на изменившуюся ситуацию продолжаю действовать по запланированному сценарию. Нет чувствования партнера, получается, я живу и действую в придуманном мире, в котором реальный партнер не присутствует, а есть только мои мысли о нем. На айкидо это очень хорошо проявляется, но ведь в реальной жизни, например, на работе, в беседе получается все тоже самое: я заранее продумываю свои действия на несколько шагов вперед и затем, когда все складывается не так, как я запланировала, я начинаю злиться, нервничать, отчаиваться.

В айкидо тренер показывает, что если расслабиться, отключить мозги и реагировать на действия партнера сразу, непосредственно во время движения, то легко можно уловить, куда партнер готов упасть, провалиться, а куда он не пойдет ни в какую. В результате прием получается у того, кто более расслаблен и чувствителен, а для этого необходимо жить ощущениями, только они отражают настоящее, а не мыслями, которые могут отражать только прошлое или будущее. Любая возникающая мысль может быть только о прошлом (что уже произошло) или о будущем (что будет происходить), таким образом, мозгами я не могу быть в настоящем, быть здесь и сейчас. Это возможно только с помощью ощущений.

Я до сих пор пытаюсь осознать вышесказанное. Очень сложно перестать думать и научиться чувствовать движение на тренировках. Когда это получается, то партнер ощущает, что нигде не было давления, не хотелось сопротивляться движению, он можно сказать «с удовольствием упал» J. Сейчас понимаю, что, например, и при беседе, важно слышать партнера, чувствовать его речь, быть мысленно в процессе разговора, а не в его результате.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.209.47 (0.041 с.)