Раздел II. Типовые ситуационные задачи по психолого-педагогическому направлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Типовые ситуационные задачи по психолого-педагогическому направлению



Раздел II. типовые ситуационные задачи по психолого-педагогическому направлению

Задача №1

Вы утверждены в должности старшей медсестры отделения, в котором сложилась критическая ситуация. Замена руководителя произведена с целью разрешения конфликта. Коллектив с Вами незнаком. Вы готовитесь к первой встрече с подчиненными.

Что Вы будете рассказывать о себе?

Как Вы организуете благоприятное первое впечатление о себе?

Какие действия Вы предпримете с целью разрешения конфликта?

Дайте определение понятия «конфликт» и укажите структуру конфликта.

Выберите стратегию поведения при конфликте и обоснуйте свой выбор.

 

Задача №2

Вы утверждены в должности старшей медсестры в отделении, коллектив которого Вам хорошо знаком. Завтра Вы непосредственно приступите к выполнению служебных обязанностей и должны к этому подготовиться.

Какие задачи Вам нужно решить в первую очередь?

С какими предложениями Вы должны обратиться к коллективу?

3. Как Вы построите отношения с подчиненными:

- на основе ролевых позиций;

- на основе сложившихся межличностных отношений?

Обоснуйте свой выбор.

Что представляет собой управленческое решение?

Какие функции управленческой деятельности Вам предстоит осуществлять?

 

Задача №3

Один из Ваших подчиненных заявил, что он не испытывает удовлетворения от своей работы, она ему не по душе, и просит поручить ему более интересное дело.

Как Вы отреагируете на подобное заявление?

Что такое удовлетворенность трудом?

Укажите факторы, позитивно и негативно влияющие на степень удовлетворенности трудом?

Перечислите мотивы трудовой деятельности.

В чем особенности мотивации трудовой деятельности, по сравнению с другими видами деятельности?

Задача №4

Вы назначены старшей медсестрой в отделении, в котором работали ранее. Ваши коллеги, а теперь подчиненные – предлагают Вам собраться вечером всем коллективом и отметить вступление в должность.

Как Вы отреагируете на это предложение? Почему?

Ваша стратегия управления коллективом в указанных условиях?

Какой стиль руководства Вы изберете и почему?

Как Вы построите Ваши отношения с неформальным лидером?

Дайте определение понятия статус. Укажите характеристики статуса.

 

Задача №5

Практика показывает, что стабильность и работоспособность трудового коллектива тем выше, чем прочнее авторитет руководителя.

Дайте определение понятия «авторитет» руководителя.

Укажите психолого-педагогические факторы становления и укрепления авторитета руководителя.

Дайте сравнительный анализ понятий «руководитель» и «лидер».

Какие стили руководства Вам известны? Охарактеризуйте их.

Какой стиль более подходит Вам? Почему?

 

Задача №6

В сложившийся коллектив со своими традициями приходит новый руководитель. Каким образом он должен разрешать возникающие конфликты? Например:

- вести работу, не обращая внимания на споры и конфликты;

- попытаться привлечь на свою сторону тех, кто противится нововведениям;

- поручить общественным и административным органам разрешать возникающие разногласия.

Обоснуйте свой выбор.

Какие стратегии разрешения конфликтов Вам известны?

Как можно предотвратить конфликты в организации?

Укажите типы конфликтов.

Дайте определение понятия «конфликт».

 


Задача №7

Вы палатная медсестра. В Вашей палате находится больная Х., 1939 года рождения.

Наследственность отягощена сердечно-сосудистыми заболеваниями. Имеет начальное образование. До 56 лет работала, с 57 лет на пенсии, живет с мужем. Имеет сына, дочь и внучку, проживающих отдельно.

По характеру тревожно-мнительная, властная, бескомпромиссная, эгоистичная. После перенесенного инсульта характерологические особенности усилились, приобрели патологический характер. Перестала считаться с интересами родных. В семье стала диктатором. Предъявляла массу необоснованных претензий на особое внимание, из-за чего создалась невыносимая, постоянно конфликтная обстановка.

Прокомментируйте состояние и поведение больной.

Охарактеризуйте возрастные особенности данной пациентки.

3. Какие закономерности самооценки пожилых проявились в данном примере?

Как следует правильно организовать общение с этой больной?

Укажите возрастную задачу данного периода. От чего зависит продуктивность ее решения?

 

Задача №8

Вы палатная медсестра. В вашей палате на лечении по поводу гипертонической болезни находится больная С., 1933 года рождения.

Из разговоров с ней вы узнали, что росла она в обстановке дружной семьи. Окончила школу, затем политехнический институт, работала успешно. С 55-летнего возраста на пенсии. К выходу на пенсию отнеслась положительно, переключилась на домашние дела.

Замужем за военным. Много ездила по стране. Муж – военный пенсионер. Отношения с мужем хорошие, материально обеспечены.

Имеет взрослую дочь и внучку, которые живут с зятем отдельно. Отношения с дочерью стали портиться после ее замужества и рождения ребенка. В последние годы сохраняется стойкая конфликтная ситуация.

Больная С. по характеру общительная, деятельная, легко выходит из состояния равновесия, упрямая. Первые два приступа связывает со смертью матери, последующие – с отношениями с дочерью.

Прокомментируйте состояние и поведение больной.

Охарактеризуйте возрастные особенности данной пациентки.

Какие изменения в психике и личности происходят в пожилом и старческом возрасте? Почему?

Укажите возрастную задачу пожилого возраста и пути ее продуктивного решения.

С какими психологическими проблемами сталкивается человек в пожилом возрасте?

 

Задача №9

Ребенок "все понимает", как считает мама, но слова еще произносит нечетко; знает название многих предметов, действий, выполняет команды.

Укажите приблизительный возраст ребенка.

2. Укажите стадию развития речи, перечислите закономерности данной стадии, подтвердите примерами.

Охарактеризуйте ведущий вид деятельности ребенка данного возраста. Как влияет ведущая деятельность на развитие речи ребенка?

Определите зону актуального и зону ближайшего развития ребенка.

5. Составьте план развивающих занятий для ребенка данного возраста.

 

Задача №10

Николай, 13 лет, учится посредственно. Но во всем, как говорят учителя, виновата невнимательность.

При воспроизведении стихотворения забывает слова, при перемножении неверно ставит запятую.

В играх на компьютере внимательно следит за всеми перемещениями и изменениями, быстро реагирует.

Каковы причины неудач подростка? Обоснуйте свой ответ.

Какие изменения в познавательной сфере происходят в подростковом возрасте?

3. Охарактеризуйте ведущую деятельность и новообразование подросткового возраста.

Почему подростковый возраст называют «нормальной патологией»?

Какие изменения в структуре личности происходят в подростковом возрасте?

Задача №11

Елена вполне благополучная девочка: начитанная, общительная, ответственная, воспитанная – так о ней отзываются окружающие. Единственное, что ее беспокоит, так это отсутствие настоящего друга. Лучше, чтобы это был мальчик. Он мог бы защищать, и вообще, в глазах других девчонок она сразу бы приобрела авторитет. Очень хочется быть не такой, как другие. Размышляя о будущем, Лена решила обязательно прославиться. Вопрос в том, как. Может, стать балериной, известной во всем мире? Или построить политическую карьеру. Вот только балетом заниматься уже как бы поздновато, а поступить в МГИМО вряд ли получится.

1. Основываясь на структурных компонентах «Я», определите к какой группе (старших или младших подростков) можно отнести героиню данной задачи. Обоснуйте свой ответ.

Охарактеризуйте психологические закономерности младшего подросткового возраста.

Укажите возрастную задачу подросткового возраста.

Охарактеризуйте динамику самооценки на протяжении подросткового периода.

Как правильно следует организовать общение взрослых с подростками?

 

Задача №12

Однажды Вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше общаться с подчиненными. Одна из точек зрения Вам понравилась больше всего. Выберите ответ, который, на Ваш взгляд, наиболее соответствует Вашей точке зрения:

а) "чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности";

б) "все это мелочи. Главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено";

в) "успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его";

г) " лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия".

Объясните ваш выбор.

2. Дайте определение понятия "стиль руководства".

Задача №13

При поступлении в школу один ребенок мог считать до десяти; знал двенадцать букв, мог написать отдельные слова. Другой ребенок ничего этого делать не мог.

Задача №14

Мама предложила дочке Нине (4 года 5 месяцев) решить задачу:

«Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села одна птичка. Сколько было деревьев?»

Нина задумалась, но решить не смогла. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила девочке решить задачу. Дочка с задачей справилась.

1. Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример?

Задача №15

Мише (1 год 3 месяца) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание.

Задача №16

Миша (2 года 5 месяцев) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития.

Коля (2 года 5 месяцев) в своей семье, наоборот, мало слышит, но зато «много видит». Мама ему постоянно покупает книжки с картинками. Вместе они рассматривают их, любуясь красивыми рисунками.

1. Что недоучитывают мама Миши и мама Коли?

2. Охарактеризуйте психические процессы ребенка раннего возраста.

3. Какой психический процесс является ведущим?

4. Укажите ведущую деятельность ребенка в возрасте от 1 до 3 лет.

5. Какие новообразования в развитии ребенка появляются к окончанию периода раннего детства?

 

Задача №17

При работе с понятиями по специальным медицинским дисциплинам, предлагают находить:

а) понятие более широкое по отношению к данному (отнести к роду);

б) существенный признак, отличающий данный вид от других видов, принадлежащих к тому же роду (видовое отличие);

в) давать определение через род и видовое отличие.

Задача №18

Вы начальник отдела. После реорганизации вашего учреждения вам необходимо срочно перекомплектовать несколько подотделов согласно новому штатному расписанию.

По какому пути Вы пойдете и почему? Выберите ответ, который, на ваш взгляд, наиболее подходит к ситуации перекомплектации кадров:

а) возьметесь за дело сами, изучите все списки и личные дела сотрудников, предложите свой проект на собрании коллектива;

б) предложите решать этот вопрос отделу кадров;

в) во избежание конфликтов предложите высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам, создадите комиссию по комплектованию новых подотделов;

г) сначала определите, кто будет возглавлять новые подотделы, а затем поручите этим людям подать свои предложения по составу подотделов.

Обоснуйте свой выбор.

Задача №19

Вы недавно работаете начальником отдела крупной организации. На эту должность вы перешли из другой организации. Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва два часа. Идя по коридору, вы видите трех сотрудников вашего отдела, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимание. Возвращаясь через 20 минут, видите ту же картину.

1. Как вы себя поведете? Выберите ответ, который на ваш взгляд, будет отражать вашу точку зрения:

а) остановитесь, дадите понять сотрудникам, что вы новый начальник отдела. Вскользь заметите, что их беседа затянулась и пора браться за дело;

б) спросите, кто их непосредственный начальник, вызовете его к себе в кабинет;

в) сначала поинтересуетесь, о чем идет разговор, затем представитесь и спросите, нет ли у них каких – либо претензий к администрации. После этого предложите пройти в отдел на рабочее место;

г) прежде всего, представитесь, поинтересуетесь как обстоят дела в их отделе, как загружены работой, что мешает работать. Возьмёте этих сотрудников на заметку.

Задача №20

Моника К., 7 лет 11 месяцев. Уже в 4 года девочка была дикой, неуправляемой, дезорганизовывала детский коллектив. В школе оказалась невыносимой, родители были вынуждены забрать ее. Она постоянно лгала, забирала у детей вещи, которые ей нравились, прогуливала уроки, класс ее «не принял». В клинике без всякого стеснения рассказывала о своих выходках, кражах. Никаких признаков стыда не было. Кроме того, Моника все время была неспокойна, ерзала на стуле, говорила возбужденно и без умолку. Настроение у девочки всегда приподнятое. С игрушками Моника обращается на редкость неряшливо. Другие дети в клинике не хотели с ней играть, т.к. она была нетерпима, груба и бесцеремонна. Однако взрослым она льстила напропалую, старалась им понравиться.

Выделите черты характера.

Задача №21

Юля П., 17 лет, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., – что не соответствует действительности.

Как можно помочь Юле?

Задача №22

В вашем учреждении есть работа, которую бы вы хотели делать. Но вам поручают лишь неинтересные, не творческие дела.

Что такое самопрезентация?

3. Дайте определение понятия "имидж" и укажите, какие психологические закономерности следует учитывать при формировании имиджа.

Задача №23

Для облегчения приобретения студентами мануальных навыков целесообразно организовать знакомство с учебным материалом и инструментарием до запоминания инструкции по их применению: дать возможность рассмотреть, потрогать инструментарий.

Задача №24

Вы палатная медсестра. Больная Н., 1935 года рождения, находится на лечении в отделении онкологии, где Вы и работаете. Постоянно ищет с Вами контакта. Наследственность отягощена злокачественными опухолями. Закончила институт. Была замужем, имеет взрослого сына. С мужем уже 30 лет как разведена: пил. Очень общительная, энергичная женщина, веселая, следит за собой. Ее девиз – я самая умная и красивая. Всю жизнь проработала в одной организации. Болеет давно. Неоднократно оперировалась.

Задача №25

В сложившийся коллектив пришел работник, личность которого характеризуется рядом особенностей: завышенная самооценка, стремление доминировать во что бы то ни стало, упрямство, излишняя прямолинейность.

Задача №26

В отдел менеджмента по персоналу крупной коммерческой фирмы потребовался новый работник. После длительного отбора взяли перспективного молодого человека с университетским образованием, имеющего также дополнительный диплом курсов менеджмента по персоналу. Главный менеджер этого отдела – опытная и энергичная женщина, однако с непрофильным образованием (высшим экономическим). Новый сотрудник, узнав это, начал проявлять по отношению к ней пренебрежение, относиться "свысока", считая ее непрофессионалом. Собственным образованием и ус­пехами в работе очень гордится, хотя практический опыт имеет небольшой. Главный менеджер отдела оказывается в затруднительной ситуации: ей нужно "приструнить" молодого человека, но при этом она боится потерять авторитет у остальных сотрудников и действительно оказаться в чем–то некомпетентной.

Проанализируйте:

Задача №27

Первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным. При дальнейшем взаимодействии в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна.

Как называется этот эффект?

Как можно избежать его?

Задача №28

Вы начальник отдела, в конце рабочего дня обращаетесь к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления точного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

Задача №29

Вы высказываете критические замечания в адрес своей подчиненной, она реагирует очень эмоционально. Вам приходиться каждый раз свертывать беседу и не доводить ее до конца, вот и сейчас, после ваших замечаний она расплакалась. Как донести до нее свои соображения?

1. Выберите прием социально-психологического воздействия, наи­более соответствующий ситуации.

2. Охарактеризуйте внушение как прием социально-психологи­ческо­го воздействия и укажите условия его использования.

Задача №30

Больной не хочет оперироваться у одного хирурга (женщины средних лет), а хочет у другого (любого мужчины-хирурга).

Задача №31

Дети 6-7 лет начинают тяготиться обществом младших дошкольников, с уважением и завистью смотрят на учебные принадлежности старших братьев и сестер, мечтают о том времени, когда им самим будет принадлежать весь набор таких принадлежностей.

Задача №32

Дети младшего школьного возраста воспринимают оценку качества выполнения задания как оценку своих стараний. Так, дети часто говорят, что учатся хорошо, несмотря на наличие плохих оценок. Если преподаватель, комментируя плохую оценку, не распространяет впечатление от выполненной работы на свойства характера, дети не расстраиваются.

Задача №33

Преподаватель на занятии делает замечание студентам по поводу плохой посещаемости лекций. В ответ они утверждают, что подготовятся самостоятельно по учебнику и «чужим» лекциям, а напрасно тратить время они не намерены. После этого преподаватель проводит опрос по материалу лекции и выставляет двойки всей группе. Группа студентов отправляется к заведующему кафедрой и жалуется на предвзятое к ним отношение преподавателя.

Задача №34

Во время экзамена, который принимает доцент кафедры, одна студентка чем-то «не понравилась» экзаменатору (например, зашла в комнату, громко стуча каблуками, от нее пахло дорогими духами). Вы (преподаватель) присутствуете на экзамене, студентка училась у вас на «отлично». В зачетной книжке у нее нет четверок. Экзаменатор преднамеренно (вы это чувствуете) задает сложные вопросы, чтобы поставить ей 4, а может и 3 балла.

Задача №35

Преподаватель замещает занятия молодого ассистента. Предлагает студентам выполнить самостоятельную работу, используя знания и практические умения предыдущего материала. Результаты показывают, что студенты не владеют им. Преподавателю становится ясно, что необходимо повторное изучение материала.

Задача №36

Преподаватель проводит занятие со студентами, заканчивая его вопросом по теме. В это время входит заведующий, профессор. Он проводит повторный опрос студентов и выставляет в ведомости свои оценки, которые оказываются ниже первых. Студенты недовольны.

Задача №37

Способный студент, у которого за 3 курса обучения в зачетной книжке только «отлично», получает на экзамене по предмету «хорошо». Возникает конфликт, при разборе которого студент заявляет преподавателю, что тот задавал много второстепенных вопросов, а он «усвоил» в предмете главное, поэтому ответ может быть оценен на «отлично».

Задача №38

Преподаватель А. умеет находить нужный стиль общения с учащимися, установил отношения взаимопонимания с ними. Это удается ему в связи с умением сочувствовать, сопереживать другим людям, правильно оценивать их внутреннее состояние. Эмоциональная обстановка в учебной группе спокойная, творческая.

Дайте характеристику педагогических способностей преподавателя.

 

Задача №39

Преподаватель Н. точно и подробно излагает учебный материал, обеспечивая его понимание и усвоение всеми учащимися, использует эффективные средства и методы обучения. Эмоциональная обстановка в группе напряженная.

Дайте характеристику педагогических способностей преподавателя.

Задача №40

Больной С., 74 лет, находится на учете кардиолога с диагнозом ИБС, кардиосклероз. Для снижения нагрузки на сердце врач назначил лекарство, которое следует принимать по сложной схеме.

Задача №41

В отделении 3-летний Илюша забрал игрушку у Маши. Дежурная медсестра Анна Петровна вернула игрушку Маше и пригрозила наказать Илюшу в следующий раз. Когда Анна Петровна перед обедом предложила детям вымыть руки, Илюша демонстративно подошел к окну и стал возить руками по подоконнику, оглядываясь на Анну Петровну.

Задача №42

Ребенок 4 лет разбил термометр. Реакция дежурной медсестры: "Ты всегда все роняешь, с тобой одни проблемы. Обещай мне никогда больше ничего не брать со стола без моего разрешения".

Задача №43

Больной А.: “У меня всегда хорошее настроение, про меня можно смело сказать, что мой характер приветливый и открытый. Думаю, что добрый. Во всяком случае, охотно принимаю участие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я не молчун, с удовольствием принимаю участие в беседе. Охотно помогаю людям, но поскольку много раздаю обещаний, то, естественно, далеко не все могу сдержать. Терпеть не могу нудную, кропотливую работу, которая требует усид­чивости и терпения. На работе у меня так много всяких дел, что не успеваю сделать вовремя. Замечал, что окружающие меня охотно слу­шают, потом повторяют мои наиболее остроумные высказывания, мне ничего не стоит высмеять своего противника. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, не очень люблю заниматься их претворением в жизнь. Люблю девушек, они мне признавались, что я – галантный ухажер. Сколько я встречал людей, все же могу сказать, что мало кого из них поставил выше себя. Не люблю, когда мне противоречат, это начинает меня раздражать; а когда разойдусь, веду себя грубо, кричу, ругаюсь, оскорбляю всех подряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня была репутация шалуна, учителя меня считали заводилой во всех шалостях, пожалуй, не без оснований. Кто видел мою мимику, способность передразнивать и копировать людей, всегда говорили, чтобы я шел в актеры. Житейские нев­згоды переношу легко, деньгам счет не веду. Легко даю их в долг, также легко залезаю сам в долги”.

Определите акцентуацию характера. Дайте педагогические рекомендации.

 

Задача №44

Больной Б.: “Пожалуй, основным в моем характере является беспричинная смена периодов разного настроения: то длительное время я себя чувствую очень хорошо, все у меня получается, работа спорится, хоро­шо сплю; у меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними в кино, на танцы, а если же случаются со мной какие ли­бо неприятности, то в этот период переношу их легко. Однако, совершенно непонятным для меня образом настроение портится, чувствую себя в этот период времени больным, унылым, перестаю ве­рить в себя. Иногда появляется страх, что со мной может что-то случиться. От встречающихся трудностей, неприятностей впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощущением раз­битости, плохо ем. Мне не хочется встречаться с людьми, их общество раздражает меня. Хочется лежать в постели и забыть обо всем. Я заметил, что такие смены периодов хорошего настроения и плохого чаще всего происходят либо весной, либо осенью”.

Определите акцентуацию характера. Дайте педагогические рекомендации.

Задача №45

Больной С.: “По характеру я человек веселый, открытый, добродушный, однако, малейшая неприятность (перемена погоды, грубое слово, неприязненный взгляд и т.п.) омрачает меня, приводит в глубокое уны­ние, но ненадолго. Какая-нибудь интересная новость, теплое учас­тие помогают мне обрести прежнее положение духа. В течение дня настроение у меня может неоднократно меняться от самых разнообразных причин. Даже самому не ясно бывает, почему вдруг стало так тоскливо, хотя до этого чувствовал себя хорошо, был весел. Очень внушаем и робок, такой уж у меня характер – немного детский. Слишком нежный. Моим чувствам как-то не особенно верят, считают их поверхностными, хотя это, конечно, не так. Различные, да­же мелкие неприятности переношу тяжело”.

Определите акцентуацию характера. Дайте педагогические рекомендации.

Задача №46

Больной Д.: “Пожалуй, будет правильным сказать про меня, что я – человек робкий, застенчивый, впечатлительный, малодушный. Я очень стра­даю, если со мной обращаются грубо, не могу дать отпор, постоять себя. Людское общество меня утомляет, заставляет искать одиночество. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. Не переношу вида крови, меня тошнит от вида нечистот. Не выношу горячих споров, стараюсь избегать скандалов, конфликтов: уж лучше я уступлю. Меня не покидает ощущение собственной неполноценности. Нередко мне кажется, что окружающие меня осуждают. Настроение у меня, как правило, пониженное. Меня очень мучает ощущение того, что я не такой, как все, крайне не уверен в себе, с завистью смотрю на людей сильных решительных, уверенных в себе. При появлении в большом обществе робею, чувствую себя неловко, краснею, начинаю заикаться. Сон у меня неспокойный, тревожный, полный кошмарных сновидений”.

Определите акцентуацию характера. Дайте педагогические рекомендации.

Задача №47

Больной Р.: “Для меня нет других интересов, кроме интересов работы и моих собственных. Меня считают вспыльчивым, хотя я долго сдерживаюсь, но когда уж вспылю, то впадаю в неудержимую ярость. Обидчив, на­несенную обиду помню долго, не упускаю случая рассчитаться за нее. Давно убедился, что если не придираться, то никто не будет работать. Вокруг такой беспорядок, такая небрежность во всем, распущенность, что я вынужден добиваться установления порядка. Поэтому я чрезвычайно требователен к другим. Требую скрупулезного соблюдения установленного порядка, не прощаю ни одного проступка. Поскольку мне присущи аккуратность и пунктуальность в исполнении работы, то и от других я требую того же. Считаю своим долгом давать советы, не терплю к себе начальственного отношения. Если го­ворю, объясняю что-либо, то делаю это обстоятельно, подробно, медленно, чтобы как можно убедительнее высказаться. Терпеть не могу, когда меня прерывают, не дают досказать, торопят. Порой у меня бывает беспричинно тоскливое настроение, и тогда я делаюсь вспыльчивым и раздражительным. На работе меня хвалят и ставят в пример за тщательность и аккуратность. Гибкость в общении с людьми мне не свойственна, привык идти на пролом, говорить то, что думаю, хотя сознаю, что из-за этого могут быть неприятности”.

Определите акцентуацию характера. Дайте педагогические рекомендации.

 

Задача №48

Больной Х.: “Не выношу равнодушного отношения окружающих к себе. Люблю быть в центре внимания, когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление у других, люблю, когда мной восхищаются. Уж лучше пусть ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают. Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Считаю, что у меня есть артисти­ческие способности. Люблю фантазировать, в моих фантазиях исполняются все мои мечты, я достигаю такого положения, что мне все завидуют и мною восхищаются. Я сразу чувствую отношение людей ко мне. Если я за­хочу, то со мной охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого друга, который всегда внимателен ко мне. Когда я болен, то хочу, чтобы ко мне относились внимательно, ухаживали за мной и даже жалели. Работу люблю увлекающую, такую, чтобы меня ценили и ставили другим в пример. В любви наибольшее удовольствие доставляет флирт. Одеваться люблю так, чтобы мною любовались окружающие”.

Определите акцентуацию характера. Дайте педагогические рекомендации.

 

Задача №49

Больной Ж.: “Я по характеру человек компанейский, очень скучаю, когда остаюсь один. По обыкновению беру пример со своих более сильных по характеру друзей. Не всегда оканчиваю начатое дело, особенно, если меня никто не проверяет и не помогает. Очень люблю всякие развлечения, выпивку в компании друзей. Всегда хочу повеселиться. Вообще мне нравится все то, что запрещено. Мои домашние упрекают меня в том, что я ленив, неаккуратен, беспорядочен, но меня эти упреки мало трогают. Протрезвившись, раскаиваюсь в своих поступках, ругаю себя, но в то же время, подумав, понимаю, что вина моя не так уж велика. Если бы не ряд некоторых обстоятельств, то было бы все иначе. Хотел бы иметь верного друга, который бы меня защищал от бед, иначе я могу пропасть. О будущем своем я думаю мало, особенно в моменты, когда мне весело и хорошо”.

Определите акцентуацию характера. Дайте педагогические рекомендации.

 

Задача №50

Больной Н.: “Основные черты моего характера – крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям. Самое тяжелое для меня – принять решение. Решившись на что-нибудь, начав уже дей­ствовать, я постоянно сомневаюсь, так ли я поступаю, то ли я де­лаю, что хочу; и эти вечные сомнения делают эту работу медленной и мучительной. Люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружеской поддержки. Боясь за свое здоровье, беспокоюсь за участь своих близких; постоянные тревоги, опасения, беспокойства – тако­во содержание моей жизни. Долго не могу решиться, но если на что-нибудь решился, то не успокоюсь сам и не дам покоя окружаю­щим, пока намеченное мной не будет сделано. Я – педант. Форма­лист. Всякое отступление от раз и навсегда заведенного порядка тревожит и сердит меня. Очень стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своей стеснительности я часто боюсь сде­лать то, что хотел бы; если, например, мне сделали хорошее, я не решаюсь поблагодарить; если мне делают неподходящее предложение, я не решаюсь отклонить его. Не люблю физического труда, считаю, что неловок, неуклюж. Не приспособлен к борьбе за существование. Склонен к самоанализу, самокопанию. Люблю рассуждать и обсуж­дать “общие проблемы”, которые не имеют ко мне прямого отношения”.

Определите акцентуацию характера. Дайте педагогические рекомендации.

Задача №51

Больной У.: “По характеру я замкнутый, круг моих знакомых мал. В компании не могу найти себе места. В обществе людей чувствую себя одино­ким. Хотя я замкнут, но, иногда неизвестно почему, могу поде­литься своими переживаниями, раскрыться непонятно почему понра­вившемуся, даже случайному человеку. Мне бывает трудно понять близких, их горе или радости, а им, в свою очередь, еще труднее понять меня. От знакомых приходилось слышать в свой адрес, что от меня веет холодом, что общаться со мной трудно. Подчас некоторые мои поступки выглядят странными, вызывают удивление окружающих. У меня есть на все свой взгляд, и то, что ему не соответствует, я отбрасываю. Люблю настоять на своем, не люблю чужих советов, пос­тупаю по-своему. Меня нередко считают несправедливым, говорят, что я "не знаю середины". Мой внутренний мир, переживания, идеи непонятны для окружающих. Я часто вызываю недоумения и улыбки у людей, но это не трогает меня. Использую свою систему образов, слова, которые другими людьми почти не применяются”.

Определите акцентуацию характера. Дайте педагогические рекомендации.

Задача №52

Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизации работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: "Так-так…да-да…" В середине беседы он задумчиво полистал проект со словами: "Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями".

Проанализируйте влияние на слушателя одновременно слов и жестов.

Задача №53

Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: "Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества…" Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что у него есть четкая, обдуманная программа.

Проанализируйте влияние на слушателя одновременно слов и жестов.

 

Задача №54

В хирургическое отделение приняли на работу младшую медицинскую сестру. В первые дни она не успевала делать свою работу, за что старшая медсестра сделала ей замечание и предупредила, что после трех замечаний будет выговор, а после трех выговоров – увольнение.

Какому стилю управления отдает предпочтение старшая медсестра в данной ситуации?

 

Задача №55

Старшая сестра отделения на собрании медсестер предложила некоторым медсестрам взять на себя определенные обязанности. В результате были распределены обязанности по организации санитарно-профилакти­ческой работы, по организации досуга сотрудников, определен куратор для работы с начинающими сестрами.

Какому стилю управления отдает предпочтение старшая медсестра в данной ситуации?

 

Задача №56

Старшая медицинская сестра считает подчиненных своей большой семьей, а себя – суровой, но справедливой ее главой. Она часто подолгу читает нотации молодым медсестрам, распекает их за малейшую провинность, грозя им лишением премии, перепроверяет выполнение порученных им заданий. Ни одно событие в отделении не происходит без ее участия и контроля, Если возникают споры, ее слово – решающее. Она считает себя прекрасным руководителем и внутренне обижается, что за 10 лет работы никто ни разу не вспомнил о ее дне рождения.

Задача №57



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 4094; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.138 с.)