Эталоны ответов к разделу II «Типовые ситуационные задачи по психолого-педагогическому направлению» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эталоны ответов к разделу II «Типовые ситуационные задачи по психолого-педагогическому направлению»



Ответы к задаче 1:

1. Необходимо представить свои деловые качества и уровень компетентности. При этом необходимо использовать психологические закономерности формирования первого впечатления о человеке и условия объективной каузальной атрибуции.

2. Для формирования благоприятного первого впечатления необходимо учитывать следующие аспекты:

- вербальные средства коммуникации должны соответствовать принятой в данной профессиональной группе системе значений;

- невербальные средства коммуникации, внешний облик нового руководителя должны вызывать аттракцию, быть эмоционально привлекательными;

- воздействие на группу должно включать интеракции из области позитивных эмоций и решения проблем (по Бейлсу): выражение солидарности, согласия, уважение мнений каждого, ориентация на решение проблем.

3. Вначале необходимо выявить элементы структуры конфликта (объект, или причину конфликта, цели и мотивы конфликтующих сторон, повод столкновения конфликтующих сторон). Затем целесообразно перейти к устранению, насколько это возможно, структурных элементов конфликта, помня, что конфликт разрешается не волевым решением или уговорами, а устранением элементов структуры конфликта.

4. Конфликт–столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными переживаниями.

Структура конфликта:

- объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон,

- цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами,

- оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками,

- подлинные причины, которые важно суметь отличить от непо­средственного повода столкновения.

5. Стиль уклонения (уход) реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от решения проблемы или просто уклоняетесь от решения конфликта. Данный стиль применяется, если:

- напряженность слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабления накала,

- исход не очень важен для вас и вы считаете, что решение настолько тривиально, что на него не стоит тратить силы,

- у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности,

- вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу,

- вы хотите выиграть время, может быть для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой, ситуация слишком сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас,

- вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему,

- пытаться решить проблему немедленно – опасно, поскольку вскры­тие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

Стиль сотрудничества. Следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Это хороший способ поиска обою­довыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон. Такой подход используется, если:

- решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться,

- у вас тесные, длительные взаимосвязанные отношения с другой стороной,

- у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных проектов),

- и вы, и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны,

- вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения,

- обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

 

Ответы к задаче 2:

1. Первостепенные задачи:

- выбрать способы дифференциации ролевых и сложившихся межличностных отношений;

- выбрать индивидуально приемлемые и целесообразные способы поведения с учетом нового статуса в группе;

- продумать способы сохранения психологического климата в группе в связи с изменением структуры формальных отношений.

2. С предложением сохранить традиции, общность интересов в производственной сфере, согласованность действий и сотрудничество.

3. На основе ролевых позиций с использованием элементов межличностного взаимодействия, так как основанием объединения людей в профессиональные группы являются не симпатии-антипатии, а общественно значимая совместная производственная деятельность.

4. Управленческое решение – это исходящая от руководителя информация, имеющая побудительную функцию, реализующаяся через деятельность исполнителей, направленная на оптимизацию функционирования управляемой системы.

5. Управленческие функции: планирование, организация, контроль, регулирование.

 

Ответы к задаче 3:

1. Постараюсь выяснить причины неудовлетворенности и объясню работнику, что удовлетворенность в большей степени зависит от отношения к работе, а не от самой деятельности.

2. Удовлетворенность трудом – это ощущение того, что Вы полностью раскрываете в нем свои силы и способности и что Ваша деятельность должным образом оценивается окружающими.

3. Позитивно влияет на удовлетворенность трудом, например, фактор материального поощрения, соответствующий вкладу работника, негативно – безразличие к деятельности подчиненного руководителя.

4. Выделяют положительную и отрицательную мотивацию трудовой деятельности. Положительная мотивация связана с мотивацией на успех, на достижение, отрицательная – с тактикой избегания неудач.

5. Особенностями мотивации трудовой деятельности, по сравнению с другими видами деятельности, является присутствие фактора материального поощрения за выполненную работником деятельность.

 

Ответы к задаче 4:

1. Лучше отказаться, предложив отметить вступление в должность поз­же, например, через месяц, когда произойдет действительное вхождение в новый статус. Это необходимо сделать, так как у руководителя в первый период его деятельности основная проблема – осуществить функции управления и вместе с тем сохранить сложившийся психологический климат коллектива.

2. В указанных условиях наиболее продуктивна стратегия деятельности руководителя с максимально выраженной заинтересованностью как в управленческой задаче, так и в сотрудниках.

3. Демократический стиль руководства. Характеризуется: товарищеским тоном; уважительным, внимательным отношением к подчиненным; распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание – с советами. Позиция руководителя – внутри группы, коллектива. Мероприятия планируются заранее, в группе решения принимаются на основе коллегиального обсуждения, за реализацию предложений отвечают руководитель и подчиненный. Природа стиля: делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера, принятие решений разделено по уровням на основе участия, потоки информации идут активно в двух направлениях. Сильные стороны: усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении. Слабые стороны: требуется много времени для принятия решений, необходимы грамотный лидер и обученные подчиненные.

4. В форме сотрудничества.

5. Статус, или позиция, обозначает место индивида в группе и определяет его права, обязанности и привилегии. Характеристиками статуса являются: престиж как мера признания группой заслуг индивида и авторитет как признание за индивидом права принятия ответственных решений в условиях совместной деятельности.

 

Ответы к задаче 5:

1. Авторитет руководителя – это признание группой права за ним принимать ответственные решения, это реальное наделение его властью. Авторитетный руководитель воспринимается группой как нравственный эталон поведения.

2. Компетентность, ответственность, умение убеждать, уважительное отношение к подчиненным, ассертивность.

3. В зарубежной психологии понятия "руководитель" и " лидер" не различаются, в отечественной же психологии, согласно Г.М.Андреевой, лидерство относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе по вертикали, с точки зрения отношений доминирования и подчинения; понятие руководства относится к организации всей деятельности группы, к процессу управления.

4. Сложные и многочисленные параметры деятельности руководителя объединены исследователями в 3 основных стиля руководства.

Директивный (авторитарный) стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали лично ему, единолично принимает решения и отменяет их. К мнению сотрудников не прислушивается, решает сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.

Коллегиальный (демократический) стиль характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителями и заместителями, руководителем и подчиненным. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение подчиненных по важным производственным вопросам, принимает решения. Регулярно и своевременно проводится информирование сотрудников по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов (реже приказов), поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный (попустительский) стиль характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении. Такой руководитель "плывет по течению", ждет или требует указаний сверху, или попадает под влия­­ние своего подразделения. Предпочитает не рисковать, "не высовывается", увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, ред­ко контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

5. При выборе стиля руководства необходимо учитывать следующие факторы: индивидуальные качества личности руководителя, уровень сформированности и сплоченности группы, состав (композиция) группы по полу, возрасту, индивидуальным особенностям. Необходимо помнить, что недопустима непоследовательность стиля руководства, проявляющаяся в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому, это вызывает конфликты и стрессовые ситуации в подразделении.

 

Ответы к задаче 6:

1. Вести работу, не обращая внимания на споры и конфликты и пытаться привлечь на свою сторону тех, кто противится нововведениям.

2. У. Томас и Р. Килмен выделяют 5 видов стратегий:

- доминирование – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб сохранению взаимоотношений;

- уступчивость – в противоположность конкуренции означает принесение собственных интересов в жертву ради поддержания взаимоотношений;

- уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей, из-за чего, собственно, и произошел конфликт;

- компромисс, характеризующийся тактикой второстепенных уступок;

- сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон и сохраняющей взаимоотношения между ними.

3. Факторы предотвращения конфликтов в группах: дифференциация больших по численности групп на малые объединения с целью поддержания процессов групповой идентификации и формирования чувства "мы"; организация тесного межличностного общения в группе с целью поддержания групповой сплоченности; уменьшение недоверия между членами группы и к руководителю посредством свободного открытого обсуждения проблем группы; развитие форм сотрудничества; апелляция к альтруистическим нормам поведения с целью поддержания социальной ответственности и справедливости, а также регуляции эгоистического поведения.

4. Выделяют следующие типы конфликтов:

- конфликт ценностей (разногласия касаются смысловых аспектов взаимодействия);

- конфликт интересов;

- конфликт средств достижения целей (разногласия касаются способов достижения общих целей);

- конфликт правил взаимодействия (характерно нарушение принятых норм).

5. Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными переживаниями.

 

Ответы к задаче 7:

1. Состояние и поведение больной соответствует жизненной позиции враждебности к миру (по К.Висневской-Рошковской), для которой свойственны гневные реакции, склонность обвинять окружающих людей и общество во всех неудачах, которые они претерпели в жизни.

2. Усиление тревожности связывают с изменениями нейрохимических процессов, ухудшением мозгового кровообращения и нарастанием гипоксии, изменением физического самочувствия, большей подверженностью болезням. Утрата прежних социальных ролей, уменьшение доходов, ограничение интересов – все это способствует развитию мнительности, неуверенности, сосредоточению интересов на здоровье, сугубо личных жизненных проблемах.

Характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматривать, как происходящие за счет продолжения и усиления присущих людям в более молодом возрасте черт в совокупности с изменениями, привносимыми самим процессом старения. Так, люди с тревожно-мнительными чертами становятся еще более мнительными, тревожными, подозрительными. Принципиальность, твердость установки часто преобразуются в непримиримость к взглядам окружающих, порождает войну поколений, конфликты с окружающими. Эмоциональная несдержанность заостряется до степени взрывчатости, полной утраты самоконтроля над эмоциональными реакциями. В силу соматических недугов и болезней, присущих старению, а также условий, способствующих уходу в себя; из-за ухудшающегося здоровья, мнительности, тревожности, снижения жизненной и социальной перспективы старые люди больше подвержены паническим настроениям, трудней приспосабливаются к переменам личной и общественной ситуации.

3. Самооценка находится в тесной связи с состоянием здоровья и эмоциональным тоном старых людей. При сравнении различных мотивов личной неудовлетворенности лидирующее значение получают семейные конфликты, материальные трудности и плохое здоровье. В числе обстоятельств, влияющих на самооценку в старости, следует указать степень расхождения между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих возможностей в прошлой жизни. На установки и потребности, взгляды и суждения старых людей влияют состояние здоровья и социальные факторы, в числе которых семейные отношения, наличие супруга, занятость посильным трудом, круг социального общения, материальное благополучие.

4. Для организации общения с этой больной следует учитывать, что позиция враждебности к миру сопровождается подозрительностью, агрессивностью, недоверием, независимостью, отвращением к старости, стремлением держаться за работу, общественно полезную деятельность.

5. Возрастной задачей периода поздней зрелости (старше 65 лет), согласно теории Э.Эриксона, является Эго-интеграция, продуктивное решение которой зависит от того, насколько человек способен осознать значимость каждого возрастного этапа, в том числе и старости, в контексте целостного жизненного пути. Эго-интеграция сопровождается развитием чувства "мудрости прожитых лет". Если продуктивное решение возрастной задачи не удается, возникает страх смерти и отчаяние, жизнь рассматривается как череда нереализованных возможностей, что развивает агрессивность.

 

Ответы к задаче 8:

1. Состояние и поведение больной соответствует зависимой жизненной позиции (по К.Висневской-Рошковской), для которой свойственны слабоволие, пассивность; такие люди чувствуют себя несчастными при фрустрации потребности в помощи и признании значимых других.

2. Характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматривать, как происходящие за счет продолжения и усиления присущих людям в более молодом возрасте черт в совокупности с изменениями, привносимыми самим процессом старения. Так, люди с тревожно-мнительными чертами становятся еще более мнительными, тревожными, подозрительными. Принципиальность, твердость установки часто преобразуются в непримиримость к взглядам окружающих, порождает войну поколений, конфликты с окружающими. Эмоциональная несдержанность заостряется до степени взрывчатости, полной утраты самоконтроля над эмоциональными реакциями. В силу соматических недугов и болезней, присущих старению, а также условий, способствующих уходу в себя; из-за ухудшающегося здоровья, мнительности, тревожности, снижения жизненной и социальной перспективы старые люди больше подвержены паническим настроениям, трудней приспосабливаются к переменам личной и общественной ситуации.

3. В целом у подавляющего числа людей возможности активной познавательной деятельности с возрастом уменьшаются как за счет органических возрастных факторов, так и в связи с психологическими и социальными факторами старения. С одной стороны, снижается способность к адаптации при достаточно высоком уровне сохранности и оперирования накопленными знаниями, последнее дает понятной долгую сохранность привычно профессиональной деятельности у многих пожилых людей. С другой стороны, известно много примеров полной сохранности творческих возможностей до глубокой старости, что указывает на отсутствие строгой закономерности между увеличением возраста и снижением творческих способностей. В функции памяти со старением возрастает логическое и систематизированное усвоение над механическим запоминанием. Темп психической активности с возрастом снижается, что следует рассматривать как общее биологическое универсальное явление, тесно связанное со старением ЦНС, где имеют значение не столько возрастные изменения афферентных и эфферентных систем, сколько центральные механизмы анализа и синтеза информации. Потребностно-мотивационная сфера познавательной деятельности претерпевает определенные изменения по мере старения в сторону заниженного интереса к новому и оживления, преувеличенного интереса к прошлому. Этим может объясняться негативная установка к познаванию актуального и одновременно- возрастание консерватизма мышления и взглядов. Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в ЦНС, при этом на них существенное влияние оказывают вся биологическая и психосоциальная история предшествующих периодов жизни – врожденные особенности, приобретенные личностные качества, психические и социальные характеристики, составляющие опыт данного человека, перенесенные болезни и т.п. Поэтому, наряду со свойственными старению общими облигатными изменениями психических функций, психическое старение у каждого человека несомненно имеет свои индивидуальные проявления.

4. Возрастной задачей периода поздней зрелости (старше 65 лет), согласно теории Э.Эриксона, является Эго-интеграция, продуктивное решение которой зависит от того, насколько человек способен осознать значимость каждого возрастного этапа, в том числе и старости, в контексте целостного жизненного пути. Эго-интеграция сопровождается развитием чувства "мудрости прожитых лет". Если продуктивное решение возрастной задачи не удается, возникает страх смерти и отчаяние, жизнь рассматривается как череда нереализованных возможностей, что развивает агрессивность.

5. К основным проблемам пожилых относятся: проблема ухудшения здоровья, проблема одиночества, сужение круга интересов и эгоцентризм, утрата значительного числа социальных связей в связи с невозможностью осуществлять социально значимую профессиональную деятельность, проблема негативных социальных стереотипов в отношении общества к пожилым.

 

Ответы к задаче 9:

1. Возраст от 12 до 18 месяцев.

2. В развитии речи выделяют три стороны: психофизиологическую, психологическую и логическую. В психофизиологическом аспекте ребенок от 9 до 18 месяцев проходит третью фазу – фазу членораздельной речи, когда появляются слова со значением. В психологическом аспекте у данного ребенка вторая фаза развития речи, когда слуховой комплекс слова еще не соединен со зрительным комплексом, что проявляется в значительной разнице объемов пассивного и активного словарного запасов. В логическом аспекте у данного ребенка первая фаза развития речи, продолжающаяся от 1 года до 18 месяцев, характеризующаяся тем, что слово является звуковым комплексом, связанным с определенным лексическим содержанием, еще лишенным грамматической формы.

3. Согласно концепции Д.Б.Эльконина, в возрасте от 1 года до 3 лет ведущей деятельностью является предметная манипуляция, или орудийно-предметная деятельность, новообразованием этого периода развития будет предметный интеллект. Ведущей называется такая деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются и развиваются все психические процессы, в том числе и речь, а также психологические особенности личности.

4. Согласно Л.С.Выготскому, область созревших функций, то есть то, что ребенок может осуществлять самостоятельно, носит название зоны актуального развития, область еще не созревших функций, то есть то, что ребенок может делать с помощью взрослых, в процессе подражания им, есть зона его ближайшего развития. Зона актуального развития ребенка в данном примере включает в себя пассивный словарный запас и возможности самостоятельного манипулирования с предметами в процессе освоения пространства, зона ближайшего развития – это активный словарный запас, соответствующий по объему пассивному.

5. Обучение должно вести за собой развитие, – на этом принципе Л.С.Выготского необходимо разрабатывать план развивающих занятий с ребенком. Следовательно, для данного возраста необходимо обеспечить ребенку возможности подражания взрослому в назывании слов, обозначающих осваиваемые им в процессе манипулирования предметы.

 

Ответы к задаче 10:

1. Причины неудач подростка – в отсутствии учебной мотивации, что связано со сменой ведущей деятельности в связи с переходом от младшего к подростковому возрасту. В младшем школьном возрасте ведущей была учебная деятельность, в подростковом возрасте – интимно-личностное общение. Следует отметить, что увлеченность компьютерными играми в данном случае тормозит развитие психики и личности подростка, так как блокирует осуществление ведущей деятельности ребенка.

2. У подростка складываются начала словесно-логического, в частности, теоретического мышления. Подросток приобретает способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Однако, как свидетельствуют данные И.В.Дубровиной, только 50% детей достигают к подростковому возрасту уровня, гарантирующего высоко успешную интеллектуальную деятельность. Плохо развиты специальные интеллектуальные умения: умения классифицировать, обобщать, в результате преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Интенсивный рост интеллектуального развития отмечается лишь в 14-летнем возрасте. Внимание, память, воображение в подростковом возрасте приобретают самостоятельность. Внимание становится управляемым, произвольным, начинает выполнять функцию контроля. Растет способность к запоминанию, осуществляется переход от механического запоминания к смысловому. Интенсивно развивается речь подростка, подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения.

3. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение со сверстниками. Новообразованием этого периода является развитие самосознания и самооценки.

4. Подростковый возраст называют кризисным, переходным, "нормальной патологией", так как в течение этого периода, согласно Л.И.Бо­жович, ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе на основе развивающегося самосознания. Причины кризиса две: расхождение биологической и социальной линий развития при запаздывании социальной (П.П.Блонский писал, что подростковый кризис – это "почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества"), физиологические изменения, связанные с выбросом половых гормонов, что приводит к преобладанию процессов возбуждения над торможением, агрессивности, повышенной утомляемости.

5. Происходит становление самосознания, появляется чувство взрослости, идентификация с группой значимых сверстников, чувство собственного достоинства.

 

Ответы к задаче 11:

1. Героиня данной задачи относится к группе старших подростков, так как структура "Я" включает жизненные планы, ценности, идеалы, самооценку психологических качеств личности, внешнего вида и отношения со сверстниками противоположного пола.

2. Младший подростковый возраст характеризуется появлением чувства взрослости, что проявляется в подражании внешним признакам взрослости, наиболее типичным проявлением этого периода является иден­тификация, слияние с группой сверстников, стремление быть принятым этой группой, важно одобрение окружающими поведения подростка.

3. По Э.Эриксону основной возрастной задачей периода от 12 до 19 лет является достижение Эго-идентичности. Главный фактор решения задачи – общение со сверстниками. В процессе достижения Эго-идентич­ности происходит адекватное осознание себя, своих способностей и предназначения. Ситуативные образы собственной личности не должны быть противоречивыми, что обеспечивает ощущение самотождественности и достижение Эго-идентичности, в противном случае развивается ролевое смешение.

4. В начале подросткового возраста самооценка неадекватно занижена, неустойчива, отмечаются резкие колебания до неадекватно завышенной самооценки и обратно. В конце данного периода происходит постепенное достижение адекватности самооценки.

5. Общение взрослых с подростками необходимо строить на следующих принципах: принципы сотрудничества и уважения, что позволит поддержать и откорректировать чувство взрослости, перевести его с внешнего подражания в ощущение социальной и интеллектуальной взрослости; принцип позитивной оценки (самосознание подростка зависит от внешних оценок окружающих); принцип уважения интересов, что позволит поддержать обостренно чувство собственного достоинства.

 

Ответы к задаче 12:

1. При объяснении выбора необходимо отразить вопросы задачи относительно стиля, факторов, влияющих на выбор стиля и т.д.

2. Стиль руководства – это индивидуально–типические особенности целостной, относительно устойчивой системы приоритетов, а также способов, методов, приемов управленческого взаимодействия в структуре реализации функций управления.

3. На выбор стиля руководства влияют:

§ характер организации,

§ специфика стоящих задач (очередные, привычные или срочные, непривычные),

§ условия выполнения этих задач (благоприятные, неблагоприятные или экстремальные),

§ способы и средства деятельности (индивидуальные, парные или групповые),

§ степень материально – технического обеспечения,

§ личный опыт в прошлом,

§ качественное своеобразие личности,

§ совместимость сотрудников,

§ применяемая шкала поощрений и наказаний,

§ условия труда,

§ обстановка в семье, условия проведения свободного времени сотрудников.

4. Эффективным стилем лидерства, по мнению большинства зарубежных специалистов, является партисипативный (соучаствующий) стиль, для которого свойственны:

§ регулярные совещания руководителя с подчиненными,

§ открытость в отношениях между руководителем и подчиненными,

§ вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений,

§ делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий и прав,

§ участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений,

§ создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений (например, "группы контроля качества"),

§ предоставление работнику возможности автономно (от других членов группы) разрабатывать проблемы, новые идеи.

6. Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и подразделения в целом, предполагает следующие классификации:

Уровень развития сотрудников: Форма управленческого поведения:

низкий – "не хотят работать, "авторитарное указывание"

не умеют работать"

средний – "хотят работать, "популяризация"

но еще не умеют работать"

хороший – "хотят и умеют "участие в управлении"

работать"

высокий – "хотят и умеют "передача полномочий"

работать творчески"

 

Ответы к задаче 13:

1. Нет, так сказать нельзя, так как готовность к школе включает в себя целый ряд аспектов, которые будут рассмотрены ниже.

2. Психологическая готовность предполагает готовность мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую. Говоря о мотивационной готовности ребенка к учебной деятельности, важно знать, есть ли у ребенка потребность в новой деятельности, хочет ли он заниматься ею, заинтересован ли он в получении знаний, которые и составляют цель учения. Ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его стремиться к школьной жизни. Первая группа мотивов включает желание занять новую позицию. Ребенок уже знает, что позиция школьника имеет высокую оценку в глазах взрослых. Вторая группа мотивов, побуждающая ребенка стремиться к позиции школьника, связана с внешней атрибутикой: новым видом одежды, портфелем, учебниками и т.д. О готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной. Интеллектуальная готовность рассматривается как готовность познавательных процессов ребенка к обучению. При рассмотрении эмоционально-волевой готовности большое значение приобретает, по Л.С. Выготскому, "обобщение переживания" – "интеллектуализация аффекта". Ребенок, который про­шел этот период, приобретает принципиально новый вид поведения. До этого периода его поведение диктовалось ситуацией, в которой он находился, которую воспринимал. Теперь он способен не быть на поводу ситуации, он строит свое поведение в соответствии с определенными правилами и социальными нормами. Ряд авторов включают в готовность определенный уровень общения ребенка (М.И. Лисицина, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова). Именно в общении формируется у ребенка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

3. Ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но у него фактически еще не сформировалось произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, поэтому уже до момента поступления в школу родителям, воспитателям необходимо прилагать достаточно усилий по планомерному формированию этого вида внимания у детей.

4. Характеристика памяти у детей семи лет аналогична характеристике внимания. Ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, т.е. то, что непосредственно интересно для него. Для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. В первые же дни школьной жизни он должен запоминать правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам. Ученик должен запомнить то, что ему надо сделать дома и т.д. Учебная деятельность постепенно приведет ребенка к произвольным видам памяти, внимания. Но, как показывает опыт, без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения, далеко не всегда научаются быть внимательными.

5. Дети, поступающие в первый класс, все еще находятся на стадии наглядно-действенного мышления, которая характеризуется тем, что они не могут выполнять действия без опоры на предметы или их материальные заменители (модели). Кроме того, выполнение действия производится рукой. Для истинного же усвоения учебного материала ребенок должен сам получить результат в материальном, практическом виде, осуществляя предварительное мысленное планирование.

 


Ответы к задаче 14:

1. Приведенный пример отражает закономерности наглядно-об­раз­ного мышления детей дошкольного возраста.

2. В дошкольном возрасте ведущим психическим процессом является память.

3. Ведущим видом деятельности дошкольного возраста является ролевая игра. Основными новообразованиями являются ориентация в смыслах деятельности взрослых.

4. Социальная ситуация развития, по Л.С.Выготскому, – это неповторимая индивидуальная двусторонняя связь субъекта развития с социальным миром. К концу дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется нарастанием противоречия между возникающими психическими новообразованиями ребенка и сложившимися отношениями со взрослыми.

5. Согласно эпигенетической тории Э.Эриксона, эволюционной задачей дошкольного возраста является инициативность, негативными последствиями ее невыполнения является чувство вины.

 

Ответы к задаче 15:

1. Быстрое удовлетворение потребностей ребенка препятствует развитию речи, так как на ранних этапах развития, согласно теории Л.С.Вы­готского, речь выполняет функции средства общения, поэтому чрезмерно поспешное удовлетворение потребностей ребенка не способствует у него потребности к активному взаимодействию посредством речи.

2. Согласно теории В.Штерна, выделяют две линии развития в период раннего детства: линию развития восприятия и линию развития речи.

3. Мотивационные процессы ребенка раннего возраста характеризуются значительной аморфностью, неустойчивостью, что порождает бессистемность действий. С.Л.Рубинштейн указывал на то, что увиденное ребенком яблоко порождает желание съесть его, увиденная игрушка порождает желание поиграть с ней.

4. Механизмы управления поведением ребенка данного возраста основаны на принципе "указующего жеста взрослых" (Л.С.Выготский), то есть управлении непроизвольным вниманием ребенка со стороны взрослых.

5. Для ребенка в возрасте 15 месяцев свойственны: членораздельная речь с преобладанием пассивного словарного запаса над активным, слова являются звуковым комплексом, связанным с определенным лексическим содержанием, но еще лишенным грамматической формы.

 


Ответы к задаче 16:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.112.145 (0.111 с.)