Правительство РФ: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами гос. власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительство РФ: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами гос. власти



ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 (в редакции ФКЗ от 01.06.2005)

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ.

Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает: правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку, устанавливающие компетенцию, регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.

Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ – Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров.

Порядок назначения Председателя Правительства РФ (Статья 111 Конституции РФ) – назначается Президентом РФ с согласия ГД. Предложения о кандидатуре вносится не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры ГД. ГД рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. После трехкратного отклонения представленных кандидатур ГД Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ: по заявлению об отставке; в случае невозможности исполнения им своих полномочий (Президент РФ уведомляет СФ и ГД об освобождении его от должности). Освобождение от должности Председателя влечет отставку Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Они вправе подавать заявления об отставке.

Перечень полномочий Правительства РФ:

1. Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (руководство работой, создание своих территориальных органов).

2. Общие полномочия (организация реализации внутренней и внешней политики РФ, регулирование в социально-экономической сфере, обеспечение единства системы исполнительной власти).

3. Полномочия в сфере экономики (регулирование экономических процессов, обеспечение единства экономического пространства, прогнозирование социально-экономического развития, управление федеральной собственностью).

4. Полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (проведение единой политики, разработка и отчет об исполнении федерального бюджета, разработка и реализация налоговой политики, совершенствование бюджетной системы, регулирование рынка ценных бумаг, управление государственным внутренним и внешним долгом, валютное регулирование и валютный контроль).

5. Полномочия в социальной сфере (проведение единой государственной социальной политики, меры по реализации трудовых прав граждан, прав граждан на охрану здоровья, сокращение безработицы, единая государственная миграционная политика).

6. Полномочия в сфере науки, культуры, образования (меры государственной поддержки развития науки, проведение единой государственной политики в области образования, государственная поддержка культуры).

7. Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды (проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды, деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов).

8. Полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (реализация государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства).

9. Полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ (оснащение вооружением и техникой Вооруженных Сил РФ, обеспечение социальных гарантий для военнослужащих).

10. Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений (реализация внешней политики РФ, представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, защита граждан РФ за пределами ее территории, регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности).

11. Иные полномочия (обеспечение режимов военного и чрезвычайного положений).

Правительство – это коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ государства и издающий правовые акты от своего имени, один из основных институтов управления государством.

Компетенция:

1. Руководство и контроль за работой фед. министров и иных фед. органов ИВ, которые подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

2. Правительство утверждает положения об этих органах (устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание).

3. Устанавливает порядок назначения и деятельности замов фед. министров, руководителей федеральных органов ИВ.

4. Утверждает членов коллегий фед. министерств и иных федеральных органов ИВ.

5. Вправе отменять акты федеральных органов ИВ или приостанавливать их действие.

6. Вправе учреждать организации, совещательные органы.

В сфере экономики:

- регулирует экономические процессы;

- обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет общее руководство таможенным делом;

- защищает отечественного производителя.

В сфере бюджетной, финансовой политики:

- обеспечивает проведение единой политики в этих сферах;

- разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- регулирует налоговую политику;

- обеспечивает совершенствование банковской системы;

- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

В социальной сфере:

- обеспечивает проведение единой гос. социальной политики;

- разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает их реализацию;

- программы по реализации прав граждан на охрану здоровья;

В сфере науки, культуры, образования:

- программы поддержки развития науки;

- обеспечивает проведение единой политики в области образования и поддержку культуры.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды:

- организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования;

- координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий.

В сфере обеспечения прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

- разрабатывает и реализует гос. политику в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;

- осуществляет меры по охране собственности, общественного порядка;

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности:

- организует оснащение вооруженных сил;

- принимает меры по охране государственной границы;

- руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и м/н отношений:

- обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах;

- осуществляет гос. регулирование и гос. контроль ВЭД.

НПА Правительства РФ:

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и др. текущим вопросам – в форме распоряжений. Обе формы подписываются Председателем Правительства и обязательны к исполнению в РФ.

Постановления подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости доводятся до всеобщего сведения через СМИ безотлагательно.

Постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные вступ. в силу со дня их подписания, если Правительством не предусмотрен другой порядок.

Распоряжения вступают в силу со дня их подписания.

Правовые акты Правительства могут быть обжалованы в суд.

Правительство:

- вносит законопроекты и поправки к находящимся на рассмотрении в Думе законопроектам.

- дает письменные заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов.

- может направлять в палаты ФС официальные отзывы о рассматриваемых палатами ФЗ и законопроектах, которые подлежат обязательному оглашению или распространению на заседаниях палат.

- Заключения, поправки и офиц.отзывы подписываются Председателем Правительства или его замом.

- члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат ФС (а по приглашению палат обязаны присутствовать и отвечать на вопросы членов палат).

В пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов действует единая система ИВ РФ. Исходя из этого Правительство координирует деятельность органов ИВ субъектов. Оно рассматривает в месячный срок внесенные предложения законодательных или исполнительных органов государственной власти субъектов по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения и сообщает этим органам о результатах рассмотрения внесенных предложений. В случае противоречия актов органов ИВ субъектов Конституции и законам или нарушения ими прав и свобод человека Правительство вносит предложение Президенту о приостановлении действия таких актов.

 


Право жалобы

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993;

Указ Президента «Об утверждении Положение об Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан» от 24.08.2004.

Жалоба – это обращение граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод.

Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к к-либо ответств-ти.

Существуют 2 порядка рассмотрения и разрешения жалоб:

- административный;

- судебный.

Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исп. власти, как правило, в отсутствие жалобщика, и часто сотрудниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому обоснованные жалобы нередко остаются без удовлетворения, а виновные – безнаказанными.

Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, гражданин выступает не в роли просителя, а в качестве истца. Здесь обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее решение по делу в административном порядке. Ему в ходе процесса приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и др. участников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовки дела к суд. слушанию, должностные лица пересматривают свое решение, устраняют допущенные нарушения прав гражданина.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 предусматривает, что каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что его права были нарушены.

Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия, нарушающие права и св.граждан, кроме тех, проверка которых отнесена законодательством к компетенции Конституционного суда, и тех действий, в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу МСУ, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или ответ не получен в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. По просьбе гражданина или по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия.

Установленные сроки для обращения в суд с жалобой:

- 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

- 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления органа ИВ об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Об исполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня его получения.

В соответствии с Указом Президента от 24.08.2004основные задачи данного Управления:

- обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан РФ, ин. граждан и лиц б/гражданства, адресованных Президенту РФ и Администрации Президента РФ;

- осуществление информационно-справочной работы, связанной с обращениями граждан;

- анализ обращений граждан, адресованных Президенту РФ, и подготовка соответствующих докладов;

- информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности Администрации Президента РФ по рассмотрению обращений граждан;

- обеспечение деятельности Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.023 с.)