Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трехфазного асинхронного двигателя↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лабораторная работа № 4
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ
Цель работы: изучить устройство и принцип действия асинхронного двигателя; ознакомиться с процессами пуска, остановки и реверсирования; исследовать работу двигателя при различных значениях питающего напряжения и соединении фаз обмотки статора звездой и треугольником.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Назначение, устройство и принцип действия Трехфазного асинхронного двигателя Трехфазные асинхронные двигатели применяются: - внерегулируемых электроприводах насосов, вентиляторов, компрессоров, нагнетателей, дымососов, транспортеров, автоматических линий, кузнечно-штамповочных машин и др.; - в регулируемых электроприводах металлорежущих станков, манипуляторов, роботов, грузоподъемных механизмов, общепромышленных механизмов с изменяющейся производительностью и др. Трёхфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором состоит из двух основных частей: неподвижной - статора и вращающейся – ротора. Основные части статора 1 (рис. 4.1): станина, сердечник и его обмотка. Сердечник статора имеет форму полого цилиндра (рис. 4.2). Для уменьшения потерь энергии от вихревых токов он набирается из отдельных, изолированных друг от друга лаковой пленкой листов электротехнической стали. На внутренней поверхности сердечника расположены пазы, в которые укладывается обмотка статора (рис. 4.1). Сердечник запрессован в корпус (станину) 7 (рис. 4.1), изготовляемый из чугуна или сплава алюминия.
Рис. 4.1 1 – статор; 2 – ротор; 3 – подшипниковые щиты; 4 – вентилятор; 5 – отверстия для входа и выхода охлаждающего воздуха; 6 – коробка, прикрывающая зажимы; 7 - корпус Рис. 4.2 Рис. 4.3 У двигателя с одной парой полюсов обмотка статора выполняется из трех одинаковых катушек, называемых фазами. Каждая фаза обмотки укладывается в противоположные пазы сердечника статора, фазы обмотки сдвинуты в пространстве друг относительно друга на угол и соединены между собой по особым правилам. Ротор 2 (рис. 4.1) состоит из сердечника и короткозамкнутой обмотки. Сердечник ротора набирается также из листов электротехнической стали и крепится на валу двигателя. В пазы на поверхности сердечника, укладываются неизолированные медные или алюминиевые стержни 1 (рис. 4.3), которые по торцам замыкаются кольцами 2 (рис. 4.3), образуя короткозамкнутую обмотку ротора, называемую «беличьим колесом». Для охлаждения двигателя во время работы на валу устанавливается вентиляторное колесо или вентиляционные лопасти 4 (рис. 4.1), отливаемые из алюминия одновременно с обмоткой ротора (для двигателей малой и средней мощности). Вал вращается в подшипниках, укрепленных в боковых щитах 3 (рис. 4.1), называемых подшипниковыми щитами. Подшипниковые щиты крепятся к корпусу 7 (рис. 4.1) при помощи болтов. Принцип действия асинхронного двигателя основан на двух явлениях: образовании вращающегося магнитного поля токами обмотки статора и воздействии этого поля на токи, индуцированные в короткозамкнутых витках обмотки ротора. Обозначения выводов фаз обмотки
Выводы обмоток статора маркируются и подсоединяются к зажимам клеммного щитка 6 (рис. 4.1). На щитке шесть клемм обозначены символами начала и концов фаз. По международным стандартам начала и концы фаз обозначаются соответственно: для фазы A – U1 и U2; для фазы B – V1 и V2; для фазы C – W1 и W2. По устаревшим отечественным стандартам начала и концы фаз обозначаются С1 и С4 – в фазе A; С2 и С5 – в фазе B; С3 и С6 – в фазе С. Выпускаются асинхронные двигатели с тремя клеммами в коробке, к которым подключены только начала фаз. Концы фаз соединены внутри двигателя. Схемы соединения фаз обмотки статора Вращающее магнитное поле
Одним из основных преимуществ многофазных токов является возможность получения вращающихся магнитных полей, лежащих в основе принципа действия наиболее распространенных типов двигателей переменного тока, в частности, трехфазных асинхронных двигателей, исследуемых в данной лабораторной работе. Рассмотрим получение вращающегося магнитного поля посредством трехфазной системы токов. При подключении трехфазной обмотки статора к трехфазному источнику ЭДС, в фазах обмотки возникают токи: Графики этих токов изображены на рис. 4.6. Рис. 4.6 Каждый из токов создает пульсирующее магнитное поле, направленное вдоль оси своей катушки: Результирующее магнитное поле для любого момента времени определяется векторной суммой трёх индукций: На рис. 4.7 показаны схематические картины магнитного поля для различных моментов времени, следующие друг за другом. В момент времени t1, при котором (ωt1 = 90°), ток в фазе А положителен и равен Im, в фазах В и С токи отрицательны и составляют по величине 0,5Im (рис. 4.6). Соответственно векторы индукций Ba = Bm; Bb = Bc = -1/2 Bm и сдвинуты друг относительно друга на 1200. Выберем условно положительные направления токов трёхфазной обмотки статора. Пусть положительный ток iа в фазе А направлен от её конца X к началу A, тогда в фазах B и C токи ib, icимеют противоположное направление. На рис. 4.7, а направления токов обозначены крестиками и точками. Направления векторов магнитной индукции в каждой из трёх обмоток совпадают с осями обмоток и определяются по правилу правоходового винта. Результирующий вектор магнитной индукции для момента времени t1 Bt1 = 3/2 Bm (рис. 4.7, а). На рис. 4.7, а хорошо видно, что магнитное поле имеет два полюса – северный и южный, т.е. одну пару полюсов. Линии магнитной индукции выходят из северного полюса N и входят в южный полюс S. Далее, на рис. 4.7, б и 4.7, в показаны направления токов и схематические картины магнитного поля для моментов времени t2 (ωt2 = 210°) и t3 (ωt3 = 330°). Из сравнения этих рисунков видно, что магнитное поле вращается по часовой стрелке с постоянной по величине магнитной индукцией 3/2 Bm. Если продолжить анализ, то мы увидим, что для момента времени t4 (ωt4 = 450°) токи и соответственно картина магнитного поля такие же как и для t1 (ωt1 = 90°). Таким образом, интервалу времени от t1 до t4 составляет период Т синусоидального тока ia, а результирующее двухполюсное магнитное поля совершает за это время один полный оборот. Тогда угловая частота и частота вращения магнитного поля равны , с-1; n0 = 60 f, об/мин. где f = 50 Гц, частота напряжения сети электроснабжения. Увеличение числа катушек в фазах обмотки статора приводит к увеличению числа пар полюсов магнитного поля. При различном числе пар полюсов частоты вращения: где p - число пар полюсов магнитного поля двигателя. Частота вращения магнитного поля многоскоростных асинхронных двигателей при соответствующем числе пар полюсов по /р равна: 3000/1; 1500/2; 1000/3; 750/4 и т.д.
Вращающий момент
Вращающееся магнитное поле, пересекая стержни ротора асинхронного двигателя, индуцирует в них ЭДС. Под действием наведенной ЭДС в роторной обмотке возникает индуцированный ток i2 (рис. 4.8). Из рис. 4.8 кривые распределения индукции B и наведенного тока i2 по окружности ротора асинхронного двигателя приняты синусоидальными. Обе кривые имеют неизменные амплитуды Bm и I2m и остаются неподвижными одна относительно другой со сдвигом фаз ψ2.
Рис. 4.8 На проводник ротора с током i2 со стороны магнитного поля статора действует сила Ампера f, направленная по касательной к окружности ротора (рис. 4.9), направление которой определяется по «правилу левой руки». Величина этой силы , где l2 – длина проводника ротора, расположенного в магнитном поле. На рис. 4.8 показана кривая распределения касательных сил f по окружности ротора и их среднее значение.
Рис. 4.9 Общую силу, действующую на ротор, найдем, умножив среднюю силу на число проводников обмотки ротора N2: . Вращающий момент равен произведению силы F на плечо D/2: , где D – диаметр ротора. Под воздействием вращающего момента начинается разгон ротора. Переходные электромагнитные и электромеханические процессы в двигателе закончатся при достижении устойчивого равновесия между вращающим моментом и моментом сил сопротивления, созданными приводными механизмами. При этом условии ротор будет вращаться с частотой ω. Таким образом, кривые В, i2 и f (рис. 4.8) относительно статора вращаются с синхронной скоростью ω0, а сила Ампера относительно ротора вращается со скоростью (ω0- ω). Основным условием работы двигателя является асинхронность (неравенство) частот вращения ротора и магнитного поля (в двигателях ), так как только в этом случае возможно индуцирование ЭДС и возникновение тока в обмотке ротора, следовательно, образование вращающего момента. При неравенстве частот ротор при своем вращении скользит по магнитному полю. Скольжение ротора где ω0, ω - угловые частоты вращения магнитного поля и ротора; n0, n- частоты вращения магнитного поля и ротора. В режиме идеального холостого хода (при М = 0) и пренебрежении моментом холостого хода, обусловленным механическими и магнитными потерями в двигателе, частота вращения ротора , а скольжение s = 0. При неподвижном роторе при пуске и скольжение s = 1. Таким образом, в двигательном режиме частота вращения ротора и его скольжение изменяются в пределах ; . Частота вращения ротора ω = ω0 (1 - s); n = n0 (1 - s).
Реверсирование двигателей Для изменения направления вращения ротора (реверсирования) необходимо изменить направление вращения магнитного поля, для этого меняют порядка чередования фаз статора. В производственных условиях это достигается при помощи двух магнитных пускателей при их раздельном включении. Для проверки реверсирования в лабораторных условиях достаточно поменять местами два любые линейные провода от сети, которые подключаются к клеммам С1, С2, С3 клеммной коробке двигателя. Задание на подготовительную работу
1. Изучить по учебникам, конспекту лекций и данному руководству устройство, принцип действия, схемы подключения к сети и технические характеристики асинхронных двигателей. 2. Начертить электрические схемы установки для исследования двигателя (рис. 4.13, 4.14), ознакомиться с назначением и устройством их элементов, а также с порядком сборки цепи. 3. По паспортным данным рассчитать номинальный момент исследуемого двигателя. 4. Подготовить таблицы для записи экспериментальных данных при исследовании двигателя в режимах. 5. Изучить порядок проведения исследований двигателя в указанных режимах.
Программа выполнения работы
1. Собрать электрическую схему установки для исследования двигателя при номинальном напряжении и соединении фаз обмотки статора звездой (рис. 4.13). Номинальные линейные напряжения и токи указаны в паспортных данных. Начала фаз обмотки статора двигателя соединяются с клеммами сети с напряжении 3~380 В. Испытания проводятся при неизменном напряжении сети. Если напряжение сети окажется больше номинального, то будем считать полученную мощность P1 за номинальную. 2. Выполнить проверку правильности показаний приборов – вольтметра моментомераМ и указателя частоты вращения n. Перевести рукоятки переключателей 10, 11, 13 (рис. 4.12, д) в положение АД. Включить кнопку 8 (рис. 4.12, г) блока питания измерительных приборов. Если стрелка вольтметра моментомера М откланяется от ноля в любую сторону, необходимо отвернуть стопорную гайку и, смещая рукоятку 12 (рис. 4.12, д) вправо или влево, установить стрелку вольтметра моментомера на ноль, после чего гайку снова затянуть. ВНИМАНИЕ! Эта операция выполняется только преподавателем. Рукоятку ЛАТРа 3 (рис. 4.12, в) повернуть до предела против движения часовой стрелки, установив выходное напряжение ЛАТРа равным нулю. Нажатием кнопки 5 (рис. 4.12, г) произвести пуск двигателя в режиме холостого хода. Включить источник питания тормоза (ЛАТР) нажатием кнопки 9 (рис. 4.12, г). Медленно вращая рукоятку 3 ЛАТРа (рис. 4.12, в) по часовой стрелке, увеличить тормозной момент электромагнитного тормоза, установив номинальный режим работы двигателя - при номинальном напряжении ток в амперметре должен быть равен номинальному (I=I1Н). Этому номинальному режиму соответствует номинальная частота вращения nН (указана в паспортных данных), которую необходимо выставить по указателю частоты вращения n (вольтметру) вращением отвёрткой рукоятки потенциометра 14 (рис. 4.12, д) в соответствующую сторону. 3. Снять механическую и рабочие характеристики двигателя при номинальном напряжении и соединении фаз обмотки статора звездой. Вначале провести исследования для номинального режима. все измеренные величины занести в столбец 7 табл. 4.1. напряжение UMH, измеряемое вольтметром моментомера М, соответствует номинальному моменту MH. Таблица 4.1
Дальнейшее регулирование тормозного момента производится рукояткой 3 ЛАТРа (рис. 13. в). При вращении её по направлению движения часовой стрелки момент увеличивается. В столбце 1 табл. 4.1 момент М равен 0. В столбец 8 заносятся значения с 1,25-кратной перегрузкой по отношению к номинальным значениям. Интервал моментов 0 – МН, выраженный в напряжениях моментомера 0 – UМН делится приблизительно равномерно и значения UМ заносятся в соответствующие строки по столбцам опытов 2-6 табл. 4.1. Результаты измерений занести в табл. 4.1. Остановить двигатель нажатием кнопки 6 (рис. 4.12, г). Примечание. по измеренному значению UМ необходимо вычислить соответствующее ему значение момента. При линейной зависимости U=f(M) устройства дистанционного измерения момента, справедливо равенство
где М - значение вращающего момента двигателя при установленном нагрузочном режиме; UМ - напряжение по измерителю момента, соответствующее данному моменту М; kМ - коэффициент момента, определяемый по MН и UMН из соотношения kМ = MН /UMН. 4. По данным табл. 4.1 построить: а) механическую характеристику двигателя n = f(М) при его работе на номинальном напряжении; б) рабочие характеристики двигателя n, s, P1, I1, М, , . 5. Снять механическую характеристику двигателя при его работе при пониженном напряжении (U<Uн) и соединении фаз обмотки статора звездой. Для снятия механической характеристика при пониженном напряжении необходимо цепь установки (рис. 4.13) отключить от клемм сети с напряжением 3 ~ 380 В и подключить к клеммам сети с напряжением 3 ~ 220 В на боковых панелях стенда (рис. 4.12, а). Пуск двигателя производится нажатием кнопки 4 на пульте управления. Результаты эксперимента занести в табл. 4.2. Таблица 4.2
ВНИМАНИЕ. Следует помнить, что такое понижение напряжения приводит к значительному уменьшению вращающего момента. В связи с этим может произойти перегрузка двигателя. Если частота вращения при перегрузке уменьшилась больше чем на 30%, необходимо остановить двигатель и снятие характеристик в этом режиме закончить. 6. Построить на одном графике механические характеристики двигателя при U=UН и при U<UН . 7. Собрать электрическую цепь установки для исследования двигателя при номинальном напряжении и соединении фаз обмотки статора треугольником. Исследование двигателя производится по схеме установки рис. 4.14. 8. Снять экспериментальные данные в номинальном режиме работы для сравнительной оценки механических и рабочих характеристик двигателя при соединении фаз обмотки статора звездой и треугольником. Экспериментальные данные занести в табл. 4.3. Таблица 4. 3
9. Нанести на графики механических и рабочих характеристик точки номинального режима при соединении фаз обмотки статора звездой и треугольником, обозначив точки символами Y и . Сравнить экспериментальные данные, полученные при номинальном напряжении и соединении фаз звездой и треугольником и сделать выводы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Объясните устройство испытуемого двигателя. 2. Объясните принцип действия испытуемого двигателя. 3. Как определяется частота вращения магнитного поля 4. От каких факторов зависит электромагнитный момент двигателя? 5. Как определяется момент на валу двигателя по данным эксперимента? 6. Как определяется КПД двигателя по экспериментальным данным? 7. Какие характеристики двигателя называют рабочими? Объясните их характер. 8. Какие характеристики двигателя называют механическими? Объясните их характер. 9. Объясните получение вращающегося магнитного по- 10. Объясните смысл величин, указанных на щитке двигателя. 11. Какой пусковой момент создаёт двигатель при подаче на фазы обмотки статора напряжения ? 12. Можно ли измерить пусковой ток двигателя амперметром на 1 А? Какую функцию выполняет кнопка под амперметром? 13. Во сколько раз уменьшается момент двигателя при пониженном напряжении (по результатам эксперимента). 14. Объясните, как установить стрелку измерителя момента на ноль в режиме холостого хода. 15. Объясните, как и в каком режиме проверяется и выставляется номинальная частота вращения. 16. Объясните, как определяется номинальный момент двигателя. 17. Поясните последовательность проведения опытов 1-8 при исследовании АД. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Курс «Электротехника и электроника» для студентов специальностей «Стандартизация и сертификация», «Техническая физика» и «Техника и физика низких температур» является одним из основных среди общетехнических дисциплин. Основная часть курса посвящена изучению цепей постоянного тока и цепей синусоидального тока, а также применению полученных знаний в этой области при знакомстве с трансформаторами и электрическими машинами, широко используемыми в повседневной жизни. Лабораторные занятия, проводимые со студентами в лабораториях кафедры электротехники ВГТУ, имеют своей целью привитие практических навыков при сборке электрических цепей и эксплуатации трансформаторов и электрических машин. Данное учебное пособие содержит теоретические сведения, необходимые для проведения лабораторных работ и подробное описание технических средств, позволяющих успешно их выполнить. Это пособие может быть также использовано студентами других специальностей неэлектротехнического профиля.
Лабораторная работа № 4
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ
Цель работы: изучить устройство и принцип действия асинхронного двигателя; ознакомиться с процессами пуска, остановки и реверсирования; исследовать работу двигателя при различных значениях питающего напряжения и соединении фаз обмотки статора звездой и треугольником.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.011 с.) |