Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пифагор начинает приобретать жизненный опыт, учится, познает добро и зло, приобретает знания, хочет все видеть, слышать и понять, узнать и исходить всю Землю; он стремится к глубокому познанию жизни

Поиск

Мнесарх и Пифаида старались дать сыну разностороннее и достойное воспитание. Грамматике42, поэтике43 и риторике44 Пифагор учился у Гермодаман-та45, потомка того Креофила, который принимал у себя самого Гомера46 и получил от него бессмертные поэмы. Гермодамант обучил Пифагора письму, чтению, правильной речи и стихосложению, искусству декламации стихов. С детства Пифагор знал наизусть всю «Илиаду»47 и «Одиссею»48.

У Ферекида Сиросского49, еще не столь известного, Пифагора обучали диалектике50, физике51 и теогонии52. Говорят, что с Ферекидом Пифагора познакомил его дядя Зоил, после того как прибыл с Лесбоса53.

Ферекид, сын Бабия с острова Сирое54, был учеником Питтака55, лесбосского мудреца. Он первым написал прозой книгу о природе и происхождении богов, начинающуюся словами: «Зас56 был всегда...» Он стал известен в 544—541 гг. Как говорят, Ферекид сам себя выучил, приобретая тайные книги финикийцев; он первым сформулировал учение о переселении душ (METEМΨYXΩΣIΣ).

Его сочинение «Пятинедрие» (ΠENTEMYXOΣ), иначе «Смешение богов» (ΘEOKPAΣIA), в X книгах, сообщает, что души людей вечны и любая бессмертная душа дает жизнь телу. Один дух в нас происходит от земли и возвращается в землю после смерти тела, другой — с неба и возвращается в небеса. В этом заключается суть переселения душ.

Первичное, породившее мир начало — наивысшее благо и совершенная красота, вечное и умопостигаемое Одно (ТО EN). Зас был всегда, и Хронос57, и Хтония58 — три первых начала. Хронос же создал из своего семени (ГОΝΟΣ) огонь (ПΥР), воздух (ΠNEY-МА), воду (YΔΩP)... и (Хтонию-землю), из которых после того, как они распределились в пяти недрах,— образовалось новое многочисленное поколение богов, называемое «Пятинедрие» (ΠENTEMYXOΣ), что равнозначно пентекосму.

Зас — это огонь, Хронос — время, а Хтония — земля. Эфир — то, что правит, Хтония — то, чем правят, а Хронос — то, в чем управляется вселенная. Зас, огонь и эфир — это Солнце, Хтония — это материальное начало всего вещественного. Заса и Хтонию связует Эрос59, находящийся между ними. Они породили Офионея60, и битву богов61, и древо62, и покров63. Вода — это хаос64, возникший первым. «Зас сотворил Хтонию, море, крылатый дуб, вышитый покров, на котором изображены чертоги Огена65, Оген66и Гая67».

Два войска богов и демонов противостоят друг другу: одним руководит Крон68, другим — Офионей. Между войсками заключен договор, что битва состоит из вызовов и поединков. Кто из сражающихся упадет в Оген — тем быть побежденными, а кто выпихнет врага и победит в поединке — тем владеть небом. Офионей и офиониды владеют севером и северной осью мира, Крон и титаны — эклиптикой. Раньше всех был коронован Крон.

«Под тем уделом (MOIPA) лежит удел Тартара69, сторожат его дочери Борея70, Гарпии71 да Тюэлло72, туда Зас изгоняет богов и демонов, согрешивших от дерзости».

Ферекид говорил, что недра, ямы, пещеры, двери и врата — символы рождения и вхождения в чувственный мир, данный нам в ощущениях, и исхождения из него душ... Космос — пещера, тюрьма и грот... Истечение (ЕКРОΗά) — семя.

Он же полагал, что боги называют трапезу «столом для жертвоприношений» (OI ΘEOI THN TPAΠEZAN ΘYΩPON KAΛOYΣIN). Боги питаются амбросией", которую ежедневно производит Афина.

Он же назвал двоицу (ΔΙАΣ) гордыней (YBPΙΣ) и «порывом», а также «мнением» — так как во мнении содержатся истина и ложь. Этому научился Пифагор у Ферекида.

В третьем случае родители обучали Пифагора, передавая и перепоручая его почти всем выдающимся в богослужении людям — жрецам храмов Диониса, Геры (славный храм Геры в Платеях74 самосских — Герай-он), Гефеста (Гефестион)75 и Аполлона в Либетрах76.

В детстве Пифагор учился также у кифариста77, живописца и атлета78.

Когда Пифагору было девять лет, он принял обряд третьего посвящения в храме бога Диониса. Мальчик изображал в нем Загрея79. Когда на него напали «Эриннии»80 и «титаны»81 (обнаженные юноши, белые как мел и вооруженные мечами), он в страхе бежал к алтарю Диониса-заступника и сел на него. «Эриннии» и «титаны» пытались выманить его — коленопреклоненные «Эриннии» показывали ему погремушки, зеркальце, орехи.

Но он не глядел в зеркало, а, воздев руки, обратился с мольбой о пощаде к вооруженным юношам — «Диоскурам»82. Так «он перенес бремя белых страстей Коры83». Танцующие «Диоскуры» своей пляской отогнали «Эринний» от алтаря и вывели Пифагора.

Когда Мнесарх ездил по делам в Италию, то брал с собой и мальчика Пифагора. Италия тогда благоденствовала и, видимо, произвела на Пифагора благоприятное впечатление, потому что впоследствии он вновь посещал эту страну.

В пятнадцать лет Пифагор в святилище Пана84 принял посвящение в таинства бога. Сначала, идя по священной роще Пана, он, оступившись, упал в глубокую яму с жидкой глиной. Две «гамадриады»85 отвели его к источнику, чтобы он омыл тело в водах. Пока он омывался, они держали наготове полотенце, которым обтерли его и прикрыли наготу.

Затем Пифагор принес в жертву козленка, тем временем «Пан» играл на лире, а некий старец подносил чашу с водой. Пифагор заглянул туда, но увидел лишь отражение маски сатира86.

После жертвоприношения обнаженного Пифагора уложили на ложе и покрыли легким покровом, под которым явственно виднелись очертания фаллоса юноши. Старуха, наклонившись над ним, открыла тайну его пола и сообщила ему половые запреты — не рукоблудствовать, не мужеложствовать, не скотоложствовать, не сходиться с женщинами во время их нечистоты. Затем служители сняли покров и слегка выпороли Пифагора розгами.

После завершения ритуальной порки ему дали си-рингу87, флейту Пана88, чтобы он сыграл на ней мелодию. Под эту музыку перед ним плясали обнаженные девушки, изображавшие женскую часть души юноши, которую зовут Психеей89.

В этом сокрыто великое таинство Эрота90 и Психеи, разнополой любви,— любовь рождается только в тех душах, в которых женская часть души супруга соответствует супруге, а мужская часть души супруги — мужу. Ибо любим мы вторую часть самих себя, лишь отталкиваясь чувствами от внешнего образа любимого человека.

На Самофракии91 Пифагор был посвящен в таинства кабейров92 и многое усвоил из практики мистерий93, а в Либетрах посвящен был в таинства орфи-ков94 жрецом Аглаофамом.

Многие полагают, что именно там Пифагор позаимствовал из учения Орфея95 идею о числовой природе богов. Там же он обрел книгу «Священное слово Орфея», с которой не расставался до самой смерти. Из этого учения орфиков вытекают основы учения Пифагора. Вслед за Орфеем Пифагор полагал, что первым явленным миру был Фанет96, называемый еще Протогоном97 и Эрикепаем98, тождественный Зевсу и Солнечному огненному шару.

На восемнадцатом году жизни, проходя обряды таинства куретов", Пифагор отказался коротко остричь свои роскошные золотые длинные волосы, как поступали другие юноши. И с тех пор он долго ходил длинноволосым.

В 18 лет Пифагор достиг возмужалости и стал эфебом100. После проверки происхождения, гражданства и физического осмотра он был записан как полноправный гражданин в реестр (ΛEΞΙAPXIKON)101 своего дема102. А затем привлечен к военной службе в пограничных отрядах и групповой военной подготовке.

Хотя Пифагор уже осознал свое основное жизненное предназначение и стремился посвятить себя служению Аполлону, он исполнял свой воинский долг с честью и находил немало приятного в физических упражнениях, развивающих выносливость.

Еще будучи эфебом, он стал известен своими выдающимися способностями, а молва о нем, как о «Пифагоре Длинноволосом», дошла до Фалеса Милетского103 и Бианта из Приены104.

Тем временем Поликрат105, сын Эакея, стал владыкой Самоса, подняв народное восстание. Сначала он разделил город на три части и правил вместе с братьями Пантагнотом и Силосонтом. Затем он убил Пантагнота, а младшего — Силосонта, изгнал.

КОММЕНТАРИИ

1 Партенида, Партения — девическое имя матери Пифагора, в переводе с др.-греч. «девственная»; совпадает с поэтическим именем о-ва Самос и эпитетом Геры.

Гера — сестра-близнец Зевса, олицетворяющая женскую часть энергии вселенского творца — Солнца. Богоматерь для Ареса, Гефеста, Гебы и Эйлейтии. Местом, куда упала извергнутая из чрева Крона Гера, был о-в Самос.

2 Самос — о-в Самос (Греция).

3 Фила — родоплеменное подразделение, вначале родовая, впоследствии территориально-политическая община. В Аттике было 4 филы, в Спарте — 3, у персов — 12.

4 Анкай — сын самого Посейдона, вождь племени леле-гов, населявших побережья Эллады до заселения их эллинскими племенами в историческое время. Этот герой вывел свой народ с островов и побережий Ионийского Понта на о-в Самос (Парфению). Анкай прославился как один из участников похода аргонавтов (первая четверть II тыс. до н. э.):

 

Прибыли также и двое других сыновей Посейдона —

Первым Эргин,

что покинул Милета преславного город,

Вслед же за ним надменный Анкей,

что оставил твердыню Геры, богини имбрасской,

Парфению.

Оба хвалились

Тем, что равно им и дело морское знакомо, и битва.

(Аполлоний Родосский. «Аргонавтика», 1:185——189.

Пер. Церетели.)

Как следует из стиха, Анкай обитал на о-ве Самос до плавания аргонавтов.

5 Лелеги — древняя этническая группа носителей особой индоевропейской языковой ветви, близкой хетто-лу-вийским языкам. Считались потомками Зевса, через сына его Лакедемона.

6 Аргонавтика — поход героев на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном (шкурой) чудесного барана Фрикса.

7 Сама — ныне г. Сами на о-ве Кефалиния (Греция).

8 Кефалления — о-в Кефалиния (Греция). Так как эллины называли Кефалленией не только совр. о-в Кефалинию, но и целую морскую область, куда кроме островов Кефалления, Закинф, Итака и Дулихий входил также и остров Сама, остается не совсем понятной фраза «заселивший Саму, что в Кефал(л)ении».

9 Оракул Пифии дельфийской — древнее прорицалище сакрального города Дельфы близ совр. г. Дельфы в области Фокида, Греция.

10 Фессалия — область в сев.-вост. части Греции, ныне округа гг. Ларисса, Трикала, Волос и Кардица.

11 Аркадия — центральная область южной Греции.

12 Эпидавр — древний город, на месте которого теперь находится г. Палеа-Эпидаврос, Греция.

13 Халкида — имеется в виду то ли древний город на о-ве Эвбея, на месте которого теперь находится г. Халкис, то ли одноименный город в южной Элиде (Греция).

14 Афины — древний город в Аттике, на месте которого выросла современная столица Греции.

15 Меламфилл (др.-греч. «темнолиственный, покрытый черной (темной) листвой») — покрытый густым лесом.

16 Фратрии — родоплеменные подразделения, больше рода, но меньше племени, внутри которых были запрещены браки.

17 Финикиец — зд.: родом из Леванта. Когда-то территория современного Леванта (Ливан, Сирия, Израиль) была населена потомками Фойника, говорившими на индо-арийских диалектах. В процессе завоевания Леванта семитскими этносами (евреями, арамейцами) эти индоарийские этнические группы были ассимилированы и превратились в исторических ханаанеян (финикийцев). Этноним «финикиец» может означать как потомка семитского, так и индоевропейского рода.

18 Сирией, — этноним, возникший в постассирийскую эпоху (после 610 г. до н. э.); обозначал всех жителей областей Леванта, некогда входивших в состав Ассирийской державы (IX—VII вв. до н. э.). Само слово является адаптацией в иноязычной среде этнонима «ассириец» («происходящий из г. Ашшура или относящийся к Ашшуру»).

19 Тириец — житель города Тир, на месте которого теперь находится город Сур (Южный Ливан).

20 Тир — г. Сур (Ливан).

21 Дактилиоглиф — резчик драгоценных камней для перстней и гемм, специализированный ювелир-камнерез.

22 Гостеприимен — юридическое лицо в древнем полисе, который берет на себя обязанности приглашающей стороны по отношению к своим друзьям из других городов.

23 Мнесарх — так в большинстве источников, в ряде других — Мнемарх. Разночтение возникло в результате прочтения диалектных текстов разной графики (сходные начертания букв «мю» и «сигма» в некоторых региональных вариантах др.-греч. письменности).

24 Клеанф — историк и пифагореец.

25 Флиунт — древний город в Арголиде.

26 Туле (Тула, Фула) — город и его область, остров в Северном море (Норвегия, Шетлендские или Фарерские острова?). Метафора — «край земли».

27 Тирренцы — италийские этруски или их предки и собратья в Халкидике (Сев. Греция).

28 Лемнос — ныне о-в Лемнос (Греция).

29 Имброс — ныне о-в Гекчеада (Турция).

30 Скирос — ныне о-в Скирос (Греция).

31 Евност — в другом источнике Эвном.

32 Тиррен — возможно, это имя брата Пифагора и внесло путаницу в представления древних авторов о его этнической принадлежности.

33 Спутница («сопутствующая») Аполлона — употреблено то же слово, что и в Платоновом «Федре», где говорится о том, что избранные души сопутствуют Зевсу в воинстве богов и демонов.

34 Феб — широко употребительный эпитет Аполлона, унаследованный им от его мифологической бабки по матери, титаниды Фебы, олицетворявшей женскую часть энергии Луны.

35 Пифаида — имя, данное жене Мнесархом, означает «пифийская», в память о прорицании дельфийской Пифии. Вообще, имена Пифии, Пифаиды и Пифагора имеют одну

и ту же основу и восходят к змею Пифону, убитому Аполлоном.

36 Сидон — древний город, на месте которого расположен современный город Сайда (Южный Ливан).

37 Мойры — три дочери титаниды Фемиды: Клото, Ла-хесис, Атропос, которые пряли нить судьбы для всякой души, предназначенной для воплощения в подлунном земном мире. Они отмеряли и отрезали нить судьбы в предопределенный момент. Это прекращало земную жизнь и высвобождало душу для посмертного суда и дальнейшего определения.

38 Танат — крылатый бог смерти, уносящий души умерших на своих крыльях.

39 Праздник Цветения (антестерии) справлялся во второй половине февраля — первой половине марта.

40 Дионис — «Зевс с горы Ниса», трижды воплотившийся на земле дух Зевса. В последнем воплощении Дионис, внук героя Кадма, сын Семелы, происходил из славного героического рода Инаха. Он обучил весь индоевропейский мир от Эллады до Индии виноградарству и виноделию. Вино — это кровь Диониса.

41 Трипод — треножник, мудреное изобретение Гефеста, бога ремесел и искусств. Со священного треножника исходили прорицания Дельфийского оракула.

42 Грамматика — учение о письме и чтении, словесность, наука о правописании.

43 Поэтика — наука о поэтах и поэзии, поэтическое искусство.

44 Риторика — наука о правильной речи и публичных выступлениях, ораторское искусство.

45 Гермодамант, сын Креофила — известный учитель VI в. до н. э.

46 Гомер — великий эллинский певец-сказитель VIII—VII вв. до н. э., которому древние приписывали создание больших эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» и нескольких гимнов олимпийским богам.

47 «Илиада» — героическая поэма Гомера о последнем годе Троянской войны.

48 «Одиссея» — поэма Гомера о десятилетнем странствии Одиссея по окончании Троянской войны.

49 Ферекид Сиросский — один из ранних мистических философов VI в. до н. э.

50Диалектика — наука о правильном построении беседы, спора или рассуждения.

51 Физика — наука о природе.

52 Теогония — учение о рождении богов. Древнейшую теогонию приписывают первому эллинскому поэту Гесиоду.

53 Лесбос — ныне о-в Лесбос.

54 Сирое — ныне о-в Сирое, Греция.

55 Питтак — Питтак, сын Гирраса, лесбосец (VII— VI вв. до н. э.), один из семи эллинских мудрецов. В молодости руководил военными действиями митиленцев против афинян в Троаде, затем возглавил заговор аристократии против митиленского тирана, позже, получив должность эсимнета, изгнал в ссылку многие аристократические семьи Митилены (в частности поэта Алкея и поэтессы Сапфо). В его правление Лесбос переживал свой золотой век. Из «Собрания изречений Семи мудрецов» Демет-рия Фалерского известно, что Питтак изрек:

1. Знай меру. 2. О том, что намерен делать, не рассказывай: не выйдет — засмеют. 3. Полагайся на друзей. 4. Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам. 5. Горемыку не брани: на то есть гнев богов. 6. Доверенный тебе залог отдай. 7. Если ближние причинили тебе маленький убыток — стерпи. 8. Друга не хули и врага не хвали: нерасчетливо это. 9. Что страшно узнать? — Будущее, что безопасно (узнать)? — Прошлое. 10. Что надежно? — Земля, что ненадежно? — Море. 11. Что ненасытно? — Корыстолюбие. 12. Владей своим. 13. Лелей благочестие, воспитание, самообладание, рассудок, правдивость, верность, опытность, ловкость, товарищество, прилежание, хозяйственность, мастерство.

56 Зас — диалектная форма (дорийская, идиолектная, авторская?) имени верховного бога всех индоевропейских народов, Зевса.

57 Хроносдр.-греч. «время».

58 Хтониядр.-греч. «земля».

59 Эрос — любовное влечение (др.-греч.).

60 Офионей (др.-греч. «змеиный») — эпитет энергии созвездия Дракона. Согласно одному из мифов творения, вначале Эвринома, богиня всего сущего, восстав из Хаоса, поймала северный ветер, который превратился в великого змея Офиона. От него Эвринома зачала дитя. Затем, превратившись в голубку, она снесла на волны Мировое яйцо, которое высиживал Офион. Из яйца появилось все то, что существует на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и ее горы, реки, моря, деревья, травы и живые существа. Эвринома и Офион обосновались на Олимпе, но он обидел ее, объявив себя творцом Вселенной. За что Эвринома выбила ему все зубы и низвергла в мрачные пещеры.

61 Битва богов — зд.: противостояния солнца, луны и планет, движущихся по созвездиям эклиптики, и созвездий, по которым перемещаются северные полюсы земли и космоса.

62 Древо (ниже — «крылатый дуб») — не вполне ясный метафорический образ философии Ферекида, связанный с символами Зевса и Эрота-Протогона: дубовым деревом и крылатым существом (птицей).

63 Покров (ниже — «вышитый покров»).— Не вполне ясный метафорический образ, тесно связанный с Афиной (покровительницей ткачества и вышивки), олицетворявшей психическую энергию наития, добродетелей благочестия и мудрости. Вышитый покров может быть символом познания мира. Смертным дан в ощущениях красочный внешний слой, скрывающий подлинную основу (ткань) мира. Изучение Вышивки — поверхностное познание мира средствами рационального мышления. Способность добраться до субстанциальной основы мира связана с развитой интуицией, олицетворением которой и была Афина.

64 Хаос (др.-греч. «зияние») — эпитет первичной пустоты.

65 Чертоги Огена — зд.: иное обозначение «дома Аида из доброго камня».

66 Оген — авторское наименование Аида. Возможно, происходит от семитского прототипа новозаветного слова geenna — «геенна, место вечных мук».

67 Гая — Земля-мать, прародительница всего вещественного мира, родительница сторуких, круглоликих и титанов.

68 Крон — олицетворение мужской части энергии планеты Сатурн, отец земного воплощения Зевса — Диониса-Загрея.

69 Тартар — недра пустоты, находящиеся в самой глубине космоса, ниже царства Аида. Тартар настолько отстоит от царства Аида, насколько земля (Гея) отстоит от неба (Урана). В Тартаре залегают корни земли и моря, все концы и начала. Он огорожен медной стеной, и ночь окружает его в три ряда. В Тартаре — жилище Никты. В Тартар были низвергнуты побежденные Зевсом титаны.

70 Борей — северный ветер, сын титанида Астрая и Эос, внук титана Крия, олицетворявшего мужскую часть энергии планеты Марс. Борей выступает в некоторых мифах творения как вселенский демиург под именем Офионей. Обитель Борея — пещера в горах Гем во Фракии. Считался у древних плодотворным ветром, поэтому существовало поверие, что фракийские кобылицы, поворачиваясь задом к этому ветру, рождали жеребят без помощи жеребца.

71 Гарпии — дочери океаниды Электры и Тавманта, сына Понта, Аелло и Окипета.

72 Тюэлло — зд.: олицетворение бури, вихря, смерча, урагана.

73 Амвросиягреч. дословн. «бессмертных (пища)».

74 Платея — городок на Самосе с сакральным центром Геры.

75 Гефест — партеногенный сын Геры, бог кузнечного ремесла и других ремесел, прикладных искусств. Гефестион — сакральный центр Гефеста на Самосе.

76 Либетры — сакральный центр Аполлона и Орфея на склонах Олимпа.

77 Кифарист — учитель игры на кифаре, струнно-щип-ковом инструменте, очень отдаленном предке гитары.

78 Атлет — зд.: учитель атлетических упражнений, тренер.

79 Загрей — Дионис-Загрей, Зевс-Загрей, одно из земных воплощений верховного бога, который в младенчестве подвергся нападению титанов, не желавших отдавать ему власть над вселенной, обманувших и выманивших его из спасительной пещеры и разорвавших его, принявшего образ тельца. Этот экзотерический миф намекает на мотивы и подоплеку жертвоприношения быков и ритуальное вкушение говядины как тела Господня. Таинства Загрея совершались на Крите.

80 Эриннии — родившиеся из капель крови оскопленного Урана богини мщения, преследующие отцеубийц.

81 Титаны — семь пар божеств, олицетворяющих женскую и мужскую части энергий Солнца, Луны, Меркурия, Марса, Венеры, Юпитера и Сатурна. Считались третьим порождением Геи или Эвриномы, ибо появились на свет после гекатонхейров и киклопов.

82 Диоскуры — Кастор и Полидевк, обожествленная мужская двойня (один герой от царя Тиндарея, другой от самого Зевса), символизирующие помимо братской любви еще круговорот веществ в природе.

83 Кора (др.-греч. «дева») — зд.: Персефона. Страсти Коры — элевсинские или самофракийские таинства посвящения. Особой системой поста и воздержания, массового гипноза посвящаемые (мисты) вводились в состояние транса. Их души созерцали процесс отлета души, устройство царства душ умерших, посмертный суд Аида и Персефоны.

Белые страсти — в царстве душ умерших преобладает два цвета, черный и белый (к примеру, «белый остров» блаженных героев, «белая скала» при входе, «белый кипарис» у источника забвения). То, что отмечено белым цветом, связано с кругом воплощений, а следовательно, душевных и телесных страданий и наслаждений.

Италия — территориально соответствует современной Италии.

84 Пан — одно из воплощений Зевса (через Гермеса). Пан — покровитель диких и домашних животных, кормящихся в природе, поощряющий или наказывающий пастухов. Этот миксантропичный бог — он имеет козлиные ноги, рожки, покрыт шерстью — входил в свиту бога Диониса.

85 Гамадриады — нимфы, неразрывно связанные с деревьями. Они рождаются вместе с деревьями, живут в деревьях и погибают, если дерево поражает молния или спиливают дровосеки. Гамадриады — души деревьев.

86 Сатир — миксантропическое существо с конскими ногами и хвостом. Сатиры составляли свиту козлоногого Пана и Диониса.

87 Сиринга — духовой музыкальный инструмент. Нимфа Сиринга в страхе перед похотливым Паном превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель.

88 Флейта Пана — духовой музыкальный инструмент, названный в память о создателе. Пан был ценителем и судьей пастушеских состязаний в игре на свирели.

89 Психея (Психэ) (др.-греч. «душа») — зд.: «женская часть души» мужчины (anima).

90 Эрот — зд.: не только любовное стремление, но и «мужская часть души» мужчины (animus).

91 Самофракия — о-в Самофраки, Греция.

92 Кабейры — премудрые дети Кабейро, дочери Протея (ипостась Афины) и Гефеста, установившие самофракийские таинства посвящения. Дочь Протея по имени Кабейро стала супругой Гефеста и поселилась с ним на о-ве Лемнос. Дети Кабейро от Гефеста, известные своей особой премудростью, числом от трех (Аксиерос — Деметра; Аксиокерса — Персефона; Аксиокерсос — Аид; иногда четвертый Кадмилос — Гермес Психопомп) до семи (Зевс, Аид, Посейдон, Гера, Гестия, Деметра и мать их Рея?), учредили культы великих богов Кабейров и самофракийские таинства. От кабейров идет традиция многих культов и обрядов, связанных с Реей — Кобыльей матерью, Герой, Деметрой-Левкиппой и Корой-Персефоной, Аресом и Гефестом, Афродитой и Гермесом.

93 Мистерии — таинства посвящения с целью духовного очищения, восхождения и просветления.

94 Орфики — посвященные в орфические таинства, религиозная община.

95 Орфей — сын Аполлона (вариант: фракийского речного бога Эагра) и музы Каллиопы. Он прославился как певец и музыкант, творец мистических гимнов, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги. Орфей участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам «Арго». Он был женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, отправился за ней в царство теней умерших. Кербер, Эриннии, Персефона и Аид были покорены игрой Орфея. Аид обещал Орфею вернуть Эвридику на землю, если он исполнит его наказ — не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом. Счастливый Орфей на обратном пути нарушил запрет, посмотрев на любимую жену, которая тут же вернулась в царство Аида. В этом экзотерическом мифе для непосвященных символически изложена суть обряда первой ступени посвященности. Душе в момент мистического опыта показывают путь в царство теней, посмертный суд и окончательное определение душ. Затем душа посвященного возвращается в свой «дом» (тело).

96 Фанет («явленный») — эпитет Эрота, первого порождения энергии Зевса. Орфики утверждали, что вначале чернокрылая Ночь (Никта), перед которой трепетал даже Зевс, ответила на ухаживания Ветра (Борея) и снесла в чрево Темноты (Эреба) серебряное яйцо. Эрот, которого иногда называют Фанетом, был высижен из этого яйца и привел Вселенную в движение. Эрот был двуполым, за спиной его были золотые крылья, а из четырех голов раздавались то рев быка, то львиное рычанье, то шипение змеи, то блеяние барана. Фанет был солнцем, которое орфики сделали символом света, а его четыре облика соответствовали существам, символизирующим четыре стоянки Солнца: Овен — весна (Зевс и Гермес), Лев — Лето (Гелиос и Аполлон), Змея — Зима (Аид) и Телец — Новый год (Зевс и Дионис). Фанет создал землю, небо, солнце и луну. Ночь, которая назвала Эрота Эрикепаем и Фаэтоном-Протогоном, поселилась с ним в пещере, объявившись в виде триады божеств: Ночь, Порядок и Справедливость. Перед пещерой неотвратимо восседала мать Рея и била в бронзовый бубен, приковывая внимание людей к оракулам богини Никты. Вселенной продолжала править триада богинь, пока их скипетр не перешел к Урану.

97 Протогон (др.-греч. «первородный») — эпитет Эрота.

98 Эрикепай — еще один эпитет Эрота.

99 Куреты — полумифическое первое население Акарнании и Этолии, тайный мужской союз и жрецы святилища Зевса Диктейского (Загрея) на Крите, позднее отождествленные с корибантами.

100 Эфеб — юноша 18—20 лет, достигший возмужалости и призванный на военную службу.

101 Лексиархикон — воинский поименный список.

102 Дем — зд.: часть филы, территориальная или родо-племенная единица.

103 Фалес Милетский (624—546 гг. до н. э.) — один из семи мудрецов и первый физиолог (натурфилософ) ионийской школы. Из «Собрания изречений Семи мудрецов» Деметрия Фалерского известно, что Фалес, сын Эксамия, изрек:

1. Где порука, там беда. 2. Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях. 3. Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами. 4. Не обогащайся нечестным путем. 5. Пусть молва не ссорит тебя с теми, кто пользуется твоим доверием. 6. Не стесняйся льстить родителям. 7. Не перенимай от отца дурного. 8. Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей. 9. Что трудно? — Познать самого себя. 10. Что самое приятное? — Достичь того, чего желаешь. 11. Что утомительно? — Праздность. 12. Что вредно? — Невоздержанность. 13. Что невыносимо? — Невоспитанность. 14. Учи и учись лучшему. 15. Праздным не будь, даже если ты богат. 16. Плохое прячь в доме. 17. Лучше вызывай зависть, чем жалость. 18. Блюди меру. 19. Не верь всем подряд. 20. Находясь у власти, управляй самим собой.

104 Биант из Приены (VII—VI вв. до н. э.) — один из семи мудрецов, происходил из г. Приены, ныне в вилайете Айдын, Турция. Из «Собрания изречений Семи мудрецов» Деметрия Фалерского известно, что Биант, сын Тевтама, приенец, изрек:

1. Большинство людей дурны. 2. Надо посмотреть на себя в зеркало, и, если выглядишь прекрасным,— поступай прекрасно, а если безобразным,— то исправляй природный недостаток добропорядочностью. 3. Берись за дело не спеша, а начатое доводи до конца. 4. Не болтай: промахнешься — пожалеешь. 5. Не будь ни дурнем, ни злыднем. 6. Безрассудства не одобряй. 7. Рассудительность — люби. 8. О богах говори, что они существуют. 9. Соображай, что делаешь. 10. Слушай побольше. 11. Говори к месту. 12. В бедности богатых не кори, если только не очень задолжал. 13. Недостойного человека за богатство не хвали. 14. Бери убеждением, а не силой. 15. Причиной любой удачи считай богов, а не себя. 16. Приобретай: в молодости — благополучие, в старости — мудрость. 17. Приобретешь: делом — память (о себе), надлежащей мерой — осторожность, характером — благородство, трудом — терпение, страхом — благочестие, богатством — дружбу, словом — убеждение, молчанием — чинность, решением — справедливость, дерзанием — мужество, деянием — власть, славой — верховенство.

105 Поликрат Самосский — известный тиран (546 или 538—522 гг. до н. э.) на Самосе. Происходил из сословия богатых купцов. В его правление торговля и пиратство принесли самосцам огромные богатства. Поликрат поддерживал политические контакты с тиранами Эллады и фараонами Египта. Он покровительствовал искусствам — им выделялись средства для строительства храма Геры, водопровода и портового мола, при его дворе подолгу жили и творили поэты Анакреонт и Ибик, прославленный врач Демокед был его лейб-медиком. Однако Пифагор не пожелал оставаться под властью этого тирана. В 522 г. до н. э. Поликрат был убит по распоряжению персидского сатрапа в Лидии Оройта.

Тирания — форма государственного правления в эллинских полисах, возникавшая в период острой политической борьбы благородной родоплеменной знати и безродных общинников за установление олигархии или демократии. Тирания, как правило, начиналась с появления третейской примирительной силы, перераставшей затем в диктатуру.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.016 с.)