Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение и использование физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Поиск

 

 

В соответствии с ч.1 ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации физическая сила, специальные средства и оружие применяются в случаях:

- оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений;

- злостного неповиновения законным требованиям персонала;

- проявления буйства;

- участие в массовых беспорядках;

- захвата заложников;

- нападения на граждан;

- совершения иных общественно опасных действий;

- побега или задержания бежавших из исправительных учреждений.

Таким образом, закон определят меры безопасности - это физическая сила, специальные средств и оружие. Представляется, что понятие «меры безопасности» в целом соответствует понятию «средства
усмирения», обозначенному в Минимальных стандартных правилах
обращения с заключенными.

Также закон определяет круг лиц, в отношении которых могут быть
применены предусмотренные меры безопасности — это осужденные,
содержащиеся в исправительных учреждениях'.

В рассматриваемой статье определены цели применения мер безопасности. Это пресечение указанных выше противоправных действий,
предотвращение причинения осужденными вреда окружающим или
самим себе.

В соответствии с ч. 2 ст. S6 УИК РФ порядок применения указанных
в ч 1 ст. 86 УИК РФ мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок
применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС, является Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Статья 28 этого документа устанавливает общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия. В частности, указано, что физическую силу, специальные средства и оружие вправе применять лишь сотрудники уголовно-исполнительной системы — то есть лица, имеющие специальные звания сотрудников УИС. Данное положение является важным, так как в соответствии со ст. 24 рассматриваемого Закона к работникам УИС, кроме сотрудников, относятся также рабочие и служащие различных учреждений и органом, входящих в эту систему.

Определены также места, где сотрудникам УИС предоставлено право применять физическую силу, специальные средства и оружие. Это:

территория учреждений, исполняющих наказания;

прилегающая к учреждениям, исполняющим наказания, территория, на которой установлены режимные требования;

охраняемые объекты.

Рассматриваемой ст. 28 установлено, что сотрудники СИЗО могут применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая данное положение, по нашему мнению, в перечень мест, на территории которых сотрудники УИС вправе применять физическую силу,
специальные средства и оружие, необходимо включить территории
СИЗО, входящих в УИС. и прилегающие к ним территории, на которых
установлены режимные требования.

Частью 3 ст. 28 рассматриваемого Закона установлена обязанность сотрудников УИС проходить специальную подготовку и периодическую
проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим. Данное положение соответствует рекомендациям международных актов, в частности, Основным принципам применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Принципом 19 этого документа установлено, что «правительство и правоохранительные органы обеспечивают, чтобы все должностные лица по поддержанию правопорядка проходили подготовку и проверялись в соответствии с надлежащей специальной подготовкой к действиям в условиях применения силы, а должностные липа по поддержанию правопорядка, которые должны носить огнестрельное оружие, получают соответствующие разрешения лишь по завершении специального курса обучения их применению».

Закон и рассматриваемой статье устанавливает обязанность сотрудников УИС при применении ими физической силы, специальных средств и оружия предупредить о намерении их использования, предоставив нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований. Значение такого предупреждения объясняется тем, что оно дает возможность, с одной стороны, правонарушителю за предоставленное время уяснить смысл предъявляемых ему требований и выполнить их, с другой стороны, сотруднику еще раз убедиться в серьезности намерений правонарушителя и необходимости применения мер безопасности. Форма предупреждения в Законе не указывается. Представляется, что она может быть выражена и словесно и в форме предупредительного выстрела.

Предупреждать не обязательно в следующих случаях: во-первых, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружии создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лип, а также осужденных и заключенных, во-вторых, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия может повлечь иные тяжкие последствия, и, в-третьих, когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным.

Под непосредственной опасностью для жизни или здоровья можно понимать наличную, способную немедленно, неминуемо причинить вред в виде лишения жизни или причинения различной степени тяжести вреда здоровью опасность. Опасным для жизни признается такое физическое воздействие на потерпевшего, которое при беспрепятственном развитии или без приостановления приведет к смертельному исходу. В свою очередь, опасным для здоровья признается такое насилие, которое повлекло или могло реально повлечь в момент его совершения причинение потерпевшему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Таким образом, законодатель для предупреждения возникновения непосредственной опасности жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных допускает применение физической силы, специальных средств или оружия без предупреждения.

Предупреждение также не является обязательным, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия может повлечь иные тяжкие последствия. В данном случае категория «иные тяжкие последствия» является оценочной и может означать совершение взрыва, поджога, значительную yтpaту материальных ценностей и т. п.

У сотрудника нет обязанности делать предупреждение и тогда, когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является неуместным либо невозможным. Например, отсутствие для этого времени, неспособность правонарушителя услышать или уяснить такое предупреждение (значительное расстояние, состояние невменяемости и т.п.) и другие случаи.

При применении физической силы, специальных средств и оружия Закон возлагает на сотрудника обязанность обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи.

Требование обеспечить наименьшее причинение вреда может трактоваться как соразмерность, соответствие вреда, причиненного применением мер безопасности, характеру и степени опасности предотвращаемого либо пресекаемого деяния. То есть причиненный вред должен быть ровно таким, чтобы предотвратить или пресечь какое-либо деяние осужденного или заключенного, не более того. К примеру, незаконным будет применение мер безопасности после прекращения осужденным или заключенным противоправного действия и выполнения всех законных требований сотрудника УИС. Вместе с тем, при наличии законных оснований применения рассматриваемых мер безопасности, допускается причинение посягающему иди задерживаемому любого вреда, соразмерного силе оказываемого противодействия, вплоть до лишения его жизни. По нашему мнению, требование обеспечить наименьшее причинение вреда должно распространяться не только на осужденных и заключенных, но и на иных лиц. гак как рассматриваемый Закон в ст.ст. 29, 30. 31допускает применение мер безопасности в отношении данной категории («иные липа»).

Закон прямо возлагает на сотрудника УИС, применившего физическую силу, специальные средства или оружие, обязанность предоставить пострадавшим медицинскую помощь. По нашему мнению. учитывая рассмотренную выше обязанность сотрудников УИС проходить периодическую проверку на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим, слова «обеспечить предоставление пострадавшим медицинской помощи» целесообразно заменить словами «обеспечить оказание пострадавшим доврачебную помощь». Под оказанием доврачебной помощи в данном случае можно понимать перенос пострадавшего в безопасное место, остановка кровотечения, вызов медицинских работников и т. п.

Также после применения физической силы, специальных средств
и оружия на сотрудника УИС возложена обязанность доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения указанных мер безопасности. Непосредственным начальником считается
ближайший к сотруднику прямой начальник. Форма доклада законом не установлена, не установлены также временные рамки, за исключением случаев применения огнестрельного оружия, когда он ограничен 24 часами. Необходимо отметить, что отдельными ведомственными нормативными актами установлена обязанность сотрудников УИС докладывать о применении физической силы, специальных средств и оружия не только
непосредственному начальнику, но и начальнику соответствующего
учреждения УИС, причем и письменной форме (рапортом). Представляется, что такую обязанность необходимо закрепить на уровне федерального закона, с указанием срока - в кратчайший срок, но не
позже, чем через 24 часа с момента применения необходимых оборонительных действий (соответствует рекомендациям п. 54 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными).

Запрещается применять огнестрельное в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

Статья 29. Применение физической силы Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований.

Статья 30. Применение специальных средств и газового оружия Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в следующих случаях: 1) для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, осужденных, заключенных и других граждан; 2) для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу либо военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации; 3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; 4) при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе; 5) для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания. В качестве специальных средств могут применяться: резиновые палки - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи; наручники - в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей статьи. При отсутствии наручников сотрудники уголовно - исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания; светозвуковые средства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 5 настоящей статьи; средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи; водометы и бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 настоящей статьи, и только по указанию начальника или заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения; служебные собаки - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 5 настоящей статьи. Газовое оружие может применяться в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 5 настоящей статьи. Виды специальных средств и газового оружия, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам. Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.163 (0.009 с.)