Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные нормативные документы, регламентирующие применение физической силы и специальных средств сотрудниками правоохранительных органовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с Федеральным законом о «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» задачами уголовно-исполнительной системы являются: 1) исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания; 2) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; 3) привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; 4) обеспечение охраны здоровья осужденных; 5) содействие органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность. Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему только законом. Присутствие в учреждениях, исполняющих наказания, лиц, склонных к совершению преступлений, имеющих различные психические аномалии, больных алкоголизмом и наркоманией, обуславливают принятие администрацией этих учреждений разнообразных мер по поддержанию порядка и безопасности. Одной из таких мер является предусмотренная действующим законодательством возможность применения сотрудниками УИС физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Учитывая данное положение, оправданным будет начать рассмотрение вопросов применения сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия именно с рекомендаций и требований международных документов. К ним относятся: 1. Европейские пенитенциарные правила Rek (2006) 2 2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на м 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.) Текст опубликован Сов. Юстиция 1992. № 2 С.19 3. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся 27.08 — 7.09.90 г; в Гаване). 4. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (от 17 декабря 1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169, ст. 3). Текст опубликован: Сов. Юстиция. 1991, № 17; Так, на уровне международных актов данный вопрос, прежде всего, затронут в Европейских пенитенциарных правилах. В соответствии с правилом 64 оговаривается, что сотрудники пенитенциарного учреждения могут применять силу только в рамках четко определенных границ и в ответ на конкретную угрозу безопасности или порядку. В целом, всегда лучше предотвращать инциденты, связанные с насилием, чем иметь с ними дело. Бдительные сотрудники, которые хорошо знакомы со своими заключенными, смогут найти подрывные элементы и предотвратить акты насилия. Хорошие профессиональные взаимоотношения между сотрудниками пенитенциарного учреждения и заключенными представляют собой неотъемлемый элемент оперативной охраны, направленной на снижению частоты и силы возможных инцидентов или на восстановление порядка за счет диалога и переговоров. Только в случае неэффективности данных методов или их неадекватности сложившейся ситуации можно рассмотреть возможность применения физических методов восстановления порядка. В случае применения сотрудниками силы против заключенных, это должно происходить под контролем, а ее уровень должен быть минимально необходимым для восстановления порядка. В правиле 65 перечислены основные вопросы, которые должны быть урегулированы в рамках процедур, регламентирующих применение силы (когда она может использоваться, кто уполномочен ее применять, кто принимает решение о ее применении и какова процедура отчетности в случае применения силы). Тюремный персонал не должен полагаться только на физическую силу при усмирении буйных заключенных. Существует целый ряд путей по обеспечению контроля и сдерживания, которым могут быть обучены сотрудники тюрьмы, и которые позволяют поставить ситуацию под контроль не подвергая риску ни здоровье сотрудников, ни заключенных. Тюремная администрация должна обладать информацией о подобной методике и обеспечить, что с ней в общих чертах знакомы все сотрудники и достаточное их число владеют ей в полной мере. В чрезвычайных обстоятельствах, когда уровень насилия в пенитенциарном учреждении таков, что тюремный персонал не состоянии с ним справиться, может возникнуть необходимость в привлечении другого правоохранительного ведомства, например полиции. Подобные действия требую особой осторожности. Предпринимая подобные шаги тюремному персоналу нужно помнить о том, что ему придется работать с этими заключенными после того, как инцидент будет исчерпан и ситуация будет нормализована. Это означает, что сотрудники пенитенциарного учреждения будут стараться избегать использования силы и в любом случае воздержаться от несанкционированного или недискриминационного применения силы. Подобные соображения далеко не всегда очевидны для представителей других правоохранительных органов, которые обычно не привлекаются к обеспечению функционирования пенитенциарных учреждений и только участвуют в усмирении насилия. Для того, чтобы предотвратить использование чрезмерной силы в подобных обстоятельствах тюремной администрации рекомендуется совместно с руководством других ведомств, которые могут быть привлечены для усмирения бунтов, разработать специальные правила совместных действий. Все сотрудники, которые могут быть привлечены к подобной работе, должны быть ознакомлены с данным протоколом прежде, чем они будут допущены на территорию тюрьмы. Правило 68 в целом идентично Правилу 39 предыдущей редакции правил. С 1987 года, когда они были опубликованы, в ряде государств-членов произошло увеличение использования средств сдерживания в отношении заключенных в различных обстоятельствах. Однако сами принципы, регламентирующие применение подобного инструментария за истекшие годы не изменились. Следует вновь процитировать соответствующую часть Пояснительного меморандума к Правилам 1987 года. "Использование подобных мер в принудительных обстоятельствах по праву чревато последствиями, которые морально несовместимы с цивилизованным поведением. В этой связи их использования необходимо по возможности избегать и находиться под жестким контролем. При этом неизбежно складываются ситуации, при которых возникает необходимость в обеспечении физического сдерживания с применением специального оборудования или инструментов для того, чтобы предотвратить физические травмы у соответствующих заключенных или сотрудников, побег или смягчить ущерб. Настоящие правила регламентируют использование подобных средств сдерживания". Использование средств сдерживания в обычных обстоятельствах, например, при конвоировании заключенных в пенитенциарном учреждении, недопустимо. Правило 39.b из предыдущей редакции Правил было удалено. Оно разрешало использование инструментов сдерживания по медицинским соображениям, при руководстве и надзоре со стороны медицинского работника. Правило 68.2.b (бывшее 39.с) по-прежнему позволяет в исключительных случаях использовать сдерживание в целях обеспечения защиты заключенных или иных лиц. Согласно Правилу 68.4 использование инструментов сдерживания должно регулироваться соответствующим законом или нормативным актом, а не зависеть от усмотрения тюремной администрации. Персонал, который непосредственно работает с заключенными, может иметь при себе палки или дубинки для самозащиты (правило 69). Согласно сложившейся позитивной практике подобное оружие не должно постоянно носиться в демонстративной или агрессивной манере. Длинноразмерные дубинки не должны носиться на постоянной основе, а храниться в стратегически важных помещениях, где они могут быть быстро розданы персоналу в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Что касается огнестрельного и сходного с ним оружия, то согласно сложившейся практике персонал может иметь его при себе только в условиях неминуемого возникновения чрезвычайной ситуации, так как в остальных случаях существует риск его неправомерного применения или попадания в руки заключенных. КПП рассматривал этот вопрос в своих докладах по Португалии (CPT/Inf (96) 31, пункт 149) и Словении (CPT Inf 2002 (36), пункты 13 и 14). В некоторых пенитенциарных учреждениях персонал, который обеспечивает внешнее охранение может носить огнестрельное оружие. При этом данный персонал должен иметь четкие инструкции о том, в каких обстоятельствах это огнестрельное оружие может быть применено. Это возможно только в том случае, когда существует неминуемая угроза жизни сотрудника пенитенциарного учреждения или иного лица. Огнестрельное оружие может быть применено для того, чтобы остановить заключенного, который пытается совершить побег, если при этом данный заключенный представляет собой неминуемую угрозу жизни другого человека или его нельзя остановить другими средствами. Основополагающие принципы Организации Объединенных Наций применения силы и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов предельно ясно трактуют этот вопрос: "В любом случае намеренное применение огнестрельного оружия возможно только для защиты жизни" (Принцип 9). Тюремная администрация должна разработать четкие принципы и процедуры применения стрелкового оружия, а также разработать соответствующую тренировочную программу для персонала, который имеет право на его применение. Данные процедуры должны предусматривать проведение расследования всех случаев, когда применялось огнестрельное оружие. В соответствии с п. 33 Минимальных стандартных правил средствами усмирения разрешено пользоваться лишь по следующим основаниям: 1) предотвращение побегов во время транспортировки, при условии, что заключенные освобождаются от пут, как только они предстают перед судебными или административными органами; 2) по причинам медицинского характера и по указанию врача; 3) по приказу директора, если другие меры оказываются недейственными, когда заключенному нужно помешать причинить вред себе самому или другим или же нанести материальный ущерб. В соответствии с п. 34 Минимальных стандартных правил методы и способы применения средств усмирения определяются центральным тюремным управлением и не применяются дольше, чем это представляется строго необходимым. Также п. 54 правил определено право персонала в своих отношениях с заключенными прибегать к насилию, но только в случаях самозащиты, попыток к бегству, а также в случаях активного неподчинения приказам, основанным на действующих законах и правилах. Установлено, что прибегающие к насилию сотрудники обязаны оставаться в пределах необходимого противодействия и немедленно сообщать о такого рода инцидентах директору. Существенное значение имеют также Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Основные принципы, разработанные с целью оказания помощи государствам-членам в осуществлении их задачи по обеспечению и содействию выполнению соответствующей роли должностными лицами по поддержанию правопорядка; и следует, довести эти принципы до сведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, а также других лиц, таких, как судьи, работники прокуратуры, юристы, работники исполнительной власти и законодательной власти и населения в целом. Должностные лица по поддержанию правопорядка при осуществлении своих функций, насколько это возможно, используют ненасильственные средства до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия и могут применять силу и огнестрельное оружие только в тех случаях, когда другие средства являются неэффективными или не дают каких-либо надежд на достижение намеченного результата. Принципом 5 установлено, что во всех случаях, когда применение силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица по поддержанию правопорядка: а) проявляют сдержанность в таком применении силы и действуют исходя из серьезности правонарушения и той законной цели, которая должна быть достигнута; б) сводят к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений и охраняют человеческую жизнь; в) обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в самые кратчайшие сроки; г) обеспечивают, чтобы родственники или близкие друзья раненых или пострадавших лиц уведомлялись как можно в более короткий срок. Если при применении силы или оружия приводит к ранению или смерти, они немедленно сообщают об этом вышестоящему начальству. В соответствии со ст. 3 и комментарием к ней Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей. Применение же огнестрельного оружия считается крайней мерой и, как правило, должно осуществляться в случае оказания правонарушителем вооруженного сопротивления или иным образом ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для осуждения или задержания подозреваемого правонарушителя. О каждом случае применения огнестрельного оружия должно быть незамедлительно сообщено компетентным властям. Не вызывает сомнения, что рекомендации рассмотренных нами международных актов, касающиеся применения силовых мер в отношении осужденных и заключенных, в российском законодательстве в целом соблюдены. Так на уровне Российского законодательства данный вопрос регламентируется следующими нормативными документами: 1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. 2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»»; 3. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» 4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г." (ст. ст. 37, 38, 39, 295, 296, 317, 318, 320).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.007 с.) |