Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочая программа курса «Методологический семинар»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рабочая программа курса «Методологический семинар» Для магистрантов программы «Философское науковедение и социальная аналитика» направления ФИЛОСОФИЯ Подготовил: д.ф.н., проф. Малицкий В.С. к.ф.н, ст.преп. Суховецкая Г.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с рабочим учебным планом магистерской программы "Философское науковедение и социальная аналитика" по направлению 030100 - Философия на изучение дисциплины "Методология научного исследования магистра" в форме методологического семинара отводится 18 часов аудиторной и 54 часа самостоятельной работы в 1 семестре 1-го года обучения магистров. 1.1 Цели и задачи освоения дисциплины "Методология научного исследования магистра". ЦЕЛИ: Учебный материал методологического семинара магистров ориентирован на овладение профессиональными компетенциями, необходимыми для организации и проведения диссертационных научных исследований, развитие системного, методического мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности. ЗАДАЧИ: В ходе изучения учебной дисциплины "Методология научного исследования магистров" студенты-магистранты приобретают способности, связанные с получением новых знаний, их систематизацией и концептуализацией; оперированием базовыми понятиями, теоретическими конструктами методологического семинара; решением познавательных задач, выполнением логических заданий; созданием устных и письменных научных текстов в форме тезисов докладов, научных статей и магистерской диссертации. 1.2 Место дисциплины в структуре ООП магистерской программы "Философское науковедение и социальная аналитика" направления 030100 - ФИЛОСОФИЯ. Учебная дисциплина "Методология научного исследования магистра" относится к циклу "Научно-исследовательская работа магистра". Важная роль в изучении методологии магистерских научных исследований отводится семинарским занятиям в рамках методологического семинара, направленным на активизацию творческой самостоятельности, развитие логического, критического и рефлексивного мышления магистров, в ходе которых они овладевают новыми учебными знаниями теоретико-методологического и методико-прикладного характера, алгоритмами научно-исследовательской деятельности. Особое значение в изучении методологии научного исследования придается выполнению заданий для самостоятельной работы магистров, направленных на развитие познавательной самостоятельности и проектного мышления магистров, овладение ими различными способами научно-исследовательской деятельности. Для проверки уровня компетентности, приобретенной на методологическом семинаре и в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы, магистры готовят доклады каждой теме методологического семинарского занятия, проходят рубежные и итоговое тестирования. Зачет по спецсеминару "Методология научного исследования магистра" проводится в письменной форме. Являясь продолжением образовательного процесса, зачет выступает одной из форм его контроля и способа определения уровня профессиональных компетенций магистров по всему учебному спецсеминару.
2. Учебно-тематический план методологического семинара:
Модуль 1. Подготовительный этап работы над научным исследованием магистров Комплексная цель модуля Комплексной целью данного модуля является формирование профессиональных компетенций студентов магистерской программы "Философское науковедение и социальная аналитика", связанных с: пониманием цели, задач и предмета методологического семинара, выяснением основных принципов и требований к изучению методологии научного исследования; овладением способами логического анализа текстов научных публикаций, систематизации и концептуализации учебного материала методологического семинара, решения логических задач и выполнения учебных заданий семинара; обучением методике выполнения заданий для самостоятельной работы, подготовки к семинарским занятиям, тестированию и письменному зачету.
Основные дидактические единицы
Главной целью методологического семинара магистров является формирование у магистрантов профессионального мышления, профессиональных компетенций и профессионального мастерства, необходимого для самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Профессиональная культура ученого и методология научного исследования. Профессиональная культура исследователя. Рефлексия и методологическое сознание в научном познании. Методологическая деятельность в научном познании. Методы научных исследований в социогуманитарных науках. Научный метод. Эмпирические и теоретические научные методы. Методы классических и неклассических научных исследований. Оформление и презентация результатов магистерских научных исследований. Логика размещения научного материала в текстах. Библиографический аппарат научного исследования. Учебно-тематический план семинарских занятий. Какими качествами должна обладать избираемая тема научного исследования? а) Общезначимостью; б) Достоверностью; в) Новизной и актуальностью. В чем суть творческого подхода в научном исследовании? а) В репродукции научных данных ранее полученных исследований; б) В открытии новых закономерностей и законов; в) В умении доказывать научные истины. К чему необходимо, прежде всего, обратиться магистру при выборе темы своего диссертационного исследования? а) К каталогу уже защищенных диссертаций; б) К научной периодике; в) К интернету. Что необходимо, прежде всего, сделать с выбранной темой научного исследования? а) Определить рамки ее научного использования и практического применения; б) Сравнить с подобными темами в других научных исследованиях; в) Проанализировать и зафиксировать в четких формулировках соответствующих квалификационным требованиям. 5. Что представляет собой одно из основных требований, предъявляемых к диссертационным исследованиям, кроме новизны? а) Практическая необходимость; б) Актуальность темы научного исследования; в) Всеобщий характер применения результатов научного исследования. 6. Что необходимо, прежде всего, сделать магистру при планировании своего научного исследования? а) Составить рабочий план магистра; б) Прореферировать работы по теме научного исследования; в) Составить план-конспект диссертационного исследования. С чего необходимо начинать знакомство с имеющейся литературой по теме исследования? а) С составления картотеки научных источников; б) С выяснения степени научной разработанности темы исследования; в) С разработки замысла предполагаемого научного исследования. Что является основной частью подготовительного этапа работы над диссертационным исследованием? а) Работа с научной литературой; б) Работа с научно-популярной литературой; в) Работа с критической литературой. Как в диссертационной работе записываются порядковые числительные? а) словами; б) арабскими цифрами; в) римскими цифрами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Семинарское занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого приобретаются умения получать новые учебные знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструктами учебной дисциплины; делать доклады, логично выстраивая устные и письменные тексты; выполнять проектные задания. Целью семинарских занятий является овладение навыками профессионального мышления и компетенциями, необходимых для научно-исследовательской деятельности. При подготовке особое снимание надо уделять развитию способностей к логическому, критическому и рефлексивному мышлению, умениям анализировать тексты, систематизировать информацию и концептуально выстраивать ответы на вопросы. Особое место в структуре семинарского занятия занимают учебные доклады, которые позволяют продемонстрировать теоретические и эмпирические знания, умения систематизировать и концептуализировать информацию, содержащуюся в учебных и научных текстах, в соответствии с планом доклада. Готовясь к докладу, надо прочитать рекомендованную литературу и составить планы прочитанных текстов, а затем составить план доклада в соответствие с его целью и задачами. Выполнение проектных заданий предполагает: 1) составление плана содержания проекта; 2) составление плана работы над проектом.
Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы При составлении плана-конспекта ответа на вопрос в начале необходимо самостоятельно разработать алгоритм систематизации и концептуализации учебного материала. Затем в соответствии с этим алгоритмом составить сложный план ответа на вопрос и по плану письменно дать краткий, но концептуально завершенный ответ. Выполнение логических задания, связанных с составлением структурно-логических схем, направлено на развитие логического мышления творческих способностей по формализации текстов. Решение логических задач на доказательство и сравнение способствует активизации познавательной самостоятельности и развитию логики профессионального мышления. Выполнять такого рода задания надо также в соответствии с определенными алгоритмами. При решении задач на доказательство можно использовать следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти согласно этим направлениям конкретные аргумента доказательства. При решении задач на сравнении можно использовать такой алгоритм: 1) дать определение того, что сравнивается; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различия между тем, что сравнивается.
Методические указания по подготовке к зачету В ходе зачета необходимо продемонстрировать: 1. Профессиональные компетенции, связанные с пониманием: - методологии научного исследования; - специфики методологического сознания; - структуры, логики и атрибутивных признаков научности диссертационного исследования; - методологического потенциала различных моделей научного исследования. 2. Умения, самостоятельно проводить научные исследования. 3. Творческие способности при работе над индивидуальными и коллективными проектами. 4. Умения логически выстраивать и стилистически грамотно оформлять научные тексты. 5. Навыки владения лексикой профессиональной деятельности.
Вопросы к зачету: 1. Методологические проблемы магистерского исследования. 2. Научная новизна исследования магистранта. Актуальность диссертационного исследования. Практическая значимость научного исследования магистра. 3. Рабочий исследовательский план магистра. План-конспект магистерского исследования. Логическая последовательность пунктов плана научного исследования. Индивидуальный план магистра-исследователя. 4. Как работать с информационными научными изданиями? Какие вы знаете научные информационные издания? 5. Научная проблема - граница между знанием и незнанием. Поставленная проблема определяет цели исследования. Методы обработки информации. Построение гипотезы. Методы проверки гипотезы. Косвенные и прямые цитаты. 6. Элементы диссертационного исследования: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части исследования, заключение, библиографический список, приложения. Главы и параграфы научного исследования. Абзацы как простейший вид рубрикации. Логическая целостность абзаца. Главы и параграфы должны быть озаглавлены и пронумерованы. 7. Способы изложения научно-исследовательского материала. Уровень языка и стиля изложения материала. Формально-логическое изложение материала. Стиль диссертации - это стиль безликого монолога. 8. Принципы точности научной речи. Ясность изложения материала. Краткость научного текста. Количественные (цифровые) и порядковые (словами) числительные. Оформление цитат в тексте исследования. Ссылки в тексте. Использование таблиц, формул, иллюстраций. Оформление библиографического аппарата. Библиографические ссылки. Подстрочные ссылки. 9. Тезисы докладов как изложение в краткой форме научных идей по теме исследования. 10. Научная статья как законченное и логически цельное произведение по проблеме научного исследования. Название статьи отражает основную идею ее содержания. Статья отражает актуальность проблематики исследования, ее уровень для современной реальности. 11. Структура статьи: актуальность; обзор научной литературы по теме; проблема; цель; задачи; методология; понятийный аппарат; концептуальное изложение вопросов, рассматриваемых в статье; краткие выводы. 12. Подготовка доклада для предварительного обсуждения магистерской диссертации на кафедре. Структура доклада. 13. Подготовка магистра к защите диссертационной работы. Мероприятия организационного характера. Личная подготовка магистра к защите. 14. Подготовка текста доклада для защиты. Ответы на замечания и пожелания рецензента, изложенные в письменной форме. Процедура защиты магистерской диссертации. Ответы на вопросы, задаваемые в процессе защиты. Рабочая программа курса «Методологический семинар»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.4 (0.011 с.) |