Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа курса «Методологический семинар»

Поиск

Рабочая программа курса «Методологический семинар»

Для магистрантов программы «Философское науковедение и социальная аналитика» направления ФИЛОСОФИЯ

Подготовил: д.ф.н., проф. Малицкий В.С.

к.ф.н, ст.преп. Суховецкая Г.В.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с рабочим учебным планом магистерской программы "Философское науковедение и социальная аналитика" по направлению 030100 - Философия на изучение дисциплины "Методология научного исследования магистра" в форме методологического семинара отводится 18 часов аудиторной и 54 часа самостоятельной работы в 1 семестре 1-го года обучения магистров.

1.1 Цели и задачи освоения дисциплины "Методология научного исследования магистра".

ЦЕЛИ: Учебный материал методологического семинара магистров ориентирован на овладение профессиональными компетенциями, необходимыми для организации и проведения диссертационных научных исследований, развитие системного, методического мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности.

ЗАДАЧИ: В ходе изучения учебной дисциплины "Методология научного исследования магистров" студенты-магистранты приобретают способности, связанные с получением новых знаний, их систематизацией и концептуализацией; оперированием базовыми понятиями, теоретическими конструктами методологического семинара; решением познавательных задач, выполнением логических заданий; созданием устных и письменных научных текстов в форме тезисов докладов, научных статей и магистерской диссертации.

1.2 Место дисциплины в структуре ООП магистерской программы "Философское науковедение и социальная аналитика" направления 030100 - ФИЛОСОФИЯ.

Учебная дисциплина "Методология научного исследования магистра" относится к циклу "Научно-исследовательская работа магистра".

Важная роль в изучении методологии магистерских научных исследований отводится семинарским занятиям в рамках методологического семинара, направленным на активизацию творческой самостоятельности, развитие логического, критического и рефлексивного мышления магистров, в ходе которых они овладевают новыми учебными знаниями теоретико-методологического и методико-прикладного характера, алгоритмами научно-исследовательской деятельности. Особое значение в изучении методологии научного исследования придается выполнению заданий для самостоятельной работы магистров, направленных на развитие познавательной самостоятельности и проектного мышления магистров, овладение ими различными способами научно-исследовательской деятельности.

Для проверки уровня компетентности, приобретенной на методологическом семинаре и в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы, магистры готовят доклады каждой теме методологического семинарского занятия, проходят рубежные и итоговое тестирования.

Зачет по спецсеминару "Методология научного исследования магистра" проводится в письменной форме. Являясь продолжением образовательного процесса, зачет выступает одной из форм его контроля и способа определения уровня профессиональных компетенций магистров по всему учебному спецсеминару.

 

 

2. Учебно-тематический план методологического семинара:

  Модули и темы учебных семинаров Часы
аудиторной работы самостоятельной работы
  Модуль 1. Подготовительный этап работы над научным исследованием магистров    
  Вводное (установочное) занятие методологического семинара магистров   -
  Выбор темы и планирование исследовательской работы магистров    
  Библиографический поиск и аналитическая работа с научной литературой    
  Модуль 2. Работа над текстом научного исследования магистров    
  Общие принципы построения исследовательского текста и его рубрикация    
  Методика изложения и оформления текста научного исследования    
  Модуль 3. Публикации, обсуждения и защита магистерского научного исследования    
  Публикации и обсуждения научно-исследовательских работ магистров    
  Подготовка и защита магистерской диссертации    
  ИТОГО:    

 

 

Модуль 1. Подготовительный этап работы над научным исследованием магистров

Комплексная цель модуля

Комплексной целью данного модуля является формирование профессиональных компетенций студентов магистерской программы "Философское науковедение и социальная аналитика", связанных с: пониманием цели, задач и предмета методологического семинара, выяснением основных принципов и требований к изучению методологии научного исследования; овладением способами логического анализа текстов научных публикаций, систематизации и концептуализации учебного материала методологического семинара, решения логических задач и выполнения учебных заданий семинара; обучением методике выполнения заданий для самостоятельной работы, подготовки к семинарским занятиям, тестированию и письменному зачету.

 

Основные дидактические единицы

 

Главной целью методологического семинара магистров является формирование у магистрантов профессионального мышления, профессиональных компетенций и профессионального мастерства, необходимого для самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Профессиональная культура ученого и методология научного исследования. Профессиональная культура исследователя. Рефлексия и методологическое сознание в научном познании. Методологическая деятельность в научном познании. Методы научных исследований в социогуманитарных науках. Научный метод. Эмпирические и теоретические научные методы. Методы классических и неклассических научных исследований. Оформление и презентация результатов магистерских научных исследований. Логика размещения научного материала в текстах. Библиографический аппарат научного исследования.

Учебно-тематический план семинарских занятий.

Какими качествами должна обладать избираемая тема научного исследования?

а) Общезначимостью;

б) Достоверностью;

в) Новизной и актуальностью.

В чем суть творческого подхода в научном исследовании?

а) В репродукции научных данных ранее полученных исследований;

б) В открытии новых закономерностей и законов;

в) В умении доказывать научные истины.

К чему необходимо, прежде всего, обратиться магистру при выборе темы своего диссертационного исследования?

а) К каталогу уже защищенных диссертаций;

б) К научной периодике;

в) К интернету.

Что необходимо, прежде всего, сделать с выбранной темой научного исследования?

а) Определить рамки ее научного использования и практического применения;

б) Сравнить с подобными темами в других научных исследованиях;

в) Проанализировать и зафиксировать в четких формулировках соответствующих квалификационным требованиям.

5. Что представляет собой одно из основных требований, предъявляемых к диссертационным исследованиям, кроме новизны?

а) Практическая необходимость;

б) Актуальность темы научного исследования;

в) Всеобщий характер применения результатов научного исследования.

6. Что необходимо, прежде всего, сделать магистру при планировании своего научного исследования?

а) Составить рабочий план магистра;

б) Прореферировать работы по теме научного исследования;

в) Составить план-конспект диссертационного исследования.

С чего необходимо начинать знакомство с имеющейся литературой по теме исследования?

а) С составления картотеки научных источников;

б) С выяснения степени научной разработанности темы исследования;

в) С разработки замысла предполагаемого научного исследования.

Что является основной частью подготовительного этапа работы над диссертационным исследованием?

а) Работа с научной литературой;

б) Работа с научно-популярной литературой;

в) Работа с критической литературой.

Как в диссертационной работе записываются порядковые числительные?

а) словами;

б) арабскими цифрами;

в) римскими цифрами.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Семинарское занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого приобретаются умения получать новые учебные знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструктами учебной дисциплины; делать доклады, логично выстраивая устные и письменные тексты; выпол­нять проектные задания.

Целью семинарских занятий является овладение навыками профессио­нального мышления и компетенциями, необходимых для научно-исследовательской деятельности.

При подготовке особое снимание надо уделять развитию способностей к логическому, критическому и рефлексивному мышлению, умениям анали­зировать тексты, систематизировать информацию и концептуально выстраи­вать ответы на вопросы.

Особое место в структуре семинарского занятия занимают учебные доклады, которые по­зволяют продемонстрировать теоретические и эмпирические знания, умения систематизировать и концептуализировать информацию, содержащуюся в учебных и научных текстах, в соответствии с планом доклада.

Готовясь к докладу, надо прочитать рекомендованную литературу и составить планы про­читанных текстов, а затем составить план доклада в соответствие с его целью и задачами.

Выполнение проектных заданий предполагает: 1) составление плана содержания проекта; 2) составление плана работы над проектом.

 

Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы

При составлении плана-конспекта ответа на вопрос в начале необходи­мо самостоятельно разработать алгоритм систематизации и концептуализа­ции учебного материала. Затем в соответствии с этим алгоритмом составить сложный план ответа на вопрос и по плану письменно дать краткий, но кон­цептуально завершенный ответ.

Выполнение логических задания, связанных с составлением структур­но-логических схем, направлено на развитие логического мышления творче­ских способностей по формализации текстов.

Решение логических задач на доказательство и сравнение способствует активизации познавательной самостоятельности и развитию логики профес­сионального мышления. Выполнять такого рода задания надо также в соот­ветствии с определенными алгоритмами.

При решении задач на доказательство можно использовать следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти соглас­но этим направлениям конкретные аргумента доказательства.

При решении задач на сравнении можно использовать такой алгоритм: 1) дать определение того, что сравнивается; 2) выделить, исходя из определе­ния, параметры сравнения; 3) установить общее и различия между тем, что сравнивается.

 

Методические указания по подготовке к зачету

В ходе зачета необходимо продемонстрировать:

1. Профессиональные компетенции, связанные с пониманием:

- методологии научного исследования;

- специфики методологического сознания;

- структуры, логики и атрибутивных признаков научности диссертационного исследования;

- методологического потенциала различных моделей научного исследования.

2. Умения, самостоятельно проводить научные исследования.

3. Творческие способности при работе над индивидуальными и коллективными проектами.

4. Умения логически выстраивать и стилистически грамотно оформлять научные тексты.

5. Навыки владения лексикой профессиональной деятельности.

 

 

Вопросы к зачету:

1. Методологические проблемы магистерского исследования.

2. Научная новизна исследования магистранта. Актуальность диссертационного исследования. Практическая значимость научного исследования магистра.

3. Рабочий исследовательский план магистра. План-конспект магистерского исследования. Логическая последовательность пунктов плана научного исследования. Индивидуальный план магистра-исследователя.

4. Как работать с информационными научными изданиями? Какие вы знаете научные информационные издания?

5. Научная проблема - граница между знанием и незнанием. Поставленная проблема определяет цели исследования. Методы обработки информации. Построение гипотезы. Методы проверки гипотезы. Косвенные и прямые цитаты.

6. Элементы диссертационного исследования: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части исследования, заключение, библиографический список, приложения. Главы и параграфы научного исследования. Абзацы как простейший вид рубрикации. Логическая целостность абзаца. Главы и параграфы должны быть озаглавлены и пронумерованы.

7. Способы изложения научно-исследовательского материала. Уровень языка и стиля изложения материала. Формально-логическое изложение материала. Стиль диссертации - это стиль безликого монолога.

8. Принципы точности научной речи. Ясность изложения материала. Краткость научного текста. Количественные (цифровые) и порядковые (словами) числительные. Оформление цитат в тексте исследования. Ссылки в тексте. Использование таблиц, формул, иллюстраций. Оформление библиографического аппарата. Библиографические ссылки. Подстрочные ссылки.

9. Тезисы докладов как изложение в краткой форме научных идей по теме исследования.

10. Научная статья как законченное и логически цельное произведение по проблеме научного исследования. Название статьи отражает основную идею ее содержания. Статья отражает актуальность проблематики исследования, ее уровень для современной реальности.

11. Структура статьи: актуальность; обзор научной литературы по теме; проблема; цель; задачи; методология; понятийный аппарат; концептуальное изложение вопросов, рассматриваемых в статье; краткие выводы.

12. Подготовка доклада для предварительного обсуждения магистерской диссертации на кафедре. Структура доклада.

13. Подготовка магистра к защите диссертационной работы. Мероприятия организационного характера. Личная подготовка магистра к защите.

14. Подготовка текста доклада для защиты. Ответы на замечания и пожелания рецензента, изложенные в письменной форме. Процедура защиты магистерской диссертации. Ответы на вопросы, задаваемые в процессе защиты.

Рабочая программа курса «Методологический семинар»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.4 (0.011 с.)