Социально-психологические основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические основы



Содержание

Начальное общее образование 1—4 классы  
Обязательный минимум содержания  
Программа  
Требования к уровню подготовки обучающихся  
Основное общее образование 5—9 классы  
Обязательный минимум содержания  
Программа.  
Требования к уровню подготовки выпускников  
Среднее (полное) общее образование 10—11 классы  
Обязательный минимум содержания  
Программа  
Требования к уровню подготовки выпускников  
Минимальные требования к уровню оснащенности учебного процесса  
Основы планирования учебного материала  

 

 

Министерство образования Российской Федерации

Программы

для общеобразовательных учреждений

Физическая культура

1-11 классы

Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации

Физическая культура. 1—11 кл.: Программы Ф48 для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. — М.: Дрофа, 2002. — 96 с.

В сборник, адресованный учителям физической культуры, вошли программы для 1—11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации.

Учебное издание

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 1—11 классы

Авторы-составители: Матвеев Анатолий Петрович. Петрова Татьяна Владимировна

I

© Министерство образования РФ, 2002

ISBN 5—7107—5518—4 © ООО «Дрофа», 2002

Начальное общее образование. 1—4 классы

Обязательный минимум содержания

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость), их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и малых форм занятий физической культурой, правила их составления и самостоятельного выполне­ния. Обучение движениям и правила формирования осанки, комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в про­цессе занятий физическими упражнениями.

Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазание, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ

Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положения тела в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Основные формы движений (вра-

3щательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы при выполнении физических нагрузок; роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.

Выполнение основных движений с различной скоростью и предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Выявление рабо­тающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнений и подвижных игр с использованием основных форм движений. Измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц (динамометрия).

 

Программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В процессе ее освоения обеспечивается формирова­ние у школьников целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, о законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации образовательная область «Физическая культура» представлена двумя образовательными компонентами: «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». На изучение данной образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана выделяется 2 часа в неделю, из которых 10% — на региональный компонент. В начальной школе содержание «Основ безопасности жизнедеятельности» включается в образовательный компонент «Окружающий мир».

Цель обучения образовательной области «Физическая культура» в начальной школе — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.

В соответствии с целью образовательной области «Физическая культура» формулируются задачи учебного предмета:

— формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;

— совершенствование навыков в базовых двигатель­ных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;

— расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;

— формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осан­кой и культурой движения;

— расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;

— формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования.

Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума образования по физической культуре» и отражают основные направления педагогического процесса по формирова­нию физической культуры личности: теоретическая, практическая и физическая подготовка школьников.

Особенностями примерной программы образовательной области «Физическая культура» в начальной школе являются:

— направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, пришкольные спортивные площадки, стадион, бассейн), видом учебного учреждения (городская, малокомплектная и сельская школа) и региональными климатическими условиями;

— с учетом принципа достаточности и сообразно структурной организации физкультурной деятельности содержание учебного материала структурируется в соответствующих разделах программы: «Основы зна­ний о физкультурной деятельности» (информационный компонент учебного предмета), «Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью» (операциональный компонент учебного предмета), «Требования к уровню подготовки учащихся» (мотивационный компонент учебного предмета);

— учебное содержание каждого из разделов программы излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному) и от частного к конкретному (прикладному), что задает определенную направленность в освоении школьниками учебного предмета, переводе осваиваемых знаний в практические навыки и умения;

— содержание программы функционально соотносится с организационными формами физического воспитания в школе (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, спортивные соревнования и физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях, самостоятельные занятия физи­ческими упражнениями).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (264 ч)

ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ (6 ч)

Разработка режима дня и комплексов общеразви-вающих упражнений для различных форм самостоятельных занятий; контроль величины нагрузки по показателям физического состояния и частоты сердечных сокращений; тестирование физического развития и физической подготовленности.

Организация и проведение утренней гимнастики и закаливающих процедур, занятий в режиме дня (физкультминутки, прогулки и подвижные игры на воздухе) и общефизической подготовки; проведение мероприятий по предупреждению травматизма и оказанию первой помощи.

Ведение индивидуального дневника наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью; изготовление простейшего спортивного оборудования.

Подвижные игры

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, заданий на координацию движений типа «веселые задачи», с «включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела; «Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Пет­рушка на скамейке», «Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка кар­тофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпинисты», эстафеты (типа: «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами»).

На материале легкой атлетики: «Два мороза», «Пятнашки», салки «Не попади в болото», «Пинг­вины с мячом», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и мыши», «Быстро по мес­там», «Гуси-лебеди», «Не оступись», «Вызов номе­ров», «Шишки-желуди-орехи», «Невод», «Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Метко в цель», «Космонавты», «Мышеловка», «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему», «Белые медведи», «Кто обгонит», «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяча водящему».

На материале лыжной подготовки: «Салки на марше», «На буксире», «Финские санки», «Два дома», «По местам», «День и ночь», «Кто дольше про­катится», «Куда укатиться за два шага», «Попади в ворота», «Кто быстрее взойдет в гору», «Кто дальше скатится с горки», «Быстрый лыжник», «За мной», «Охотники и зайцы», «Круговая лапта».

На материале плавания: «Караси и карпы», «Лягушата», «Скользящие стрелы», «Фонтан», «Торпеды», «Сомбреро», «Водолазы», «Гонка лодок», «Гонки мячей», «Паровая машина».

На материале плавания

Развитие выносливости: повторное проплывание отрезков на ногах, держась за доску; скольжение на груди с задержкой дыхания; плавание на ногах, лежа на груди и держась за доску; повторное проплывание отрезков способом «кроль» в полной координации.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения обязательного минимума со­держания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать и иметь представление:

— об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;

— о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

— о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

— об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;

— по терминологии разучиваемых упражнений об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;

— о физических качествах и общих правилах их тестирования;

— об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;

— о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

— составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

— вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных со кращений;

— организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;

— уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культуры.

Демонстрировать

Физические способности Физические упражнения Мальчики Девочки
Скоростные Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку (с) 6,5 7,0
Силовые Прыжок в длину с места (см)    
Сгибание туловища в висе лежа (кол-во раз)    
К выносливости (выбирается любое из упражнений) Кроссовый бег (мин, с) 800 м Передвижение на лыжах на 1,5 км Плавание произвольным стилем 25 м 6,00 без учета времени без учета времени 6,10
К координации Жонглирование двумя малыми мячами (с) 11,0 10.5
  Удержание тела в равновесии на гимнастической скамейке в позе «ласточка» (с) 30,0 30,0
  «Челночный бег» 3x10 см (с) 11,0 11,5

Основное общее образование 5—9 классы

Обязательный минимум содержания

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и фи­зическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.

Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом различной направленности.

 

Программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.

Образовательная область «Физическая культура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как цель и условие развития физической культуры личности.

Учебный предмет физической культуры является ведущим, но не единственным основанием образовательной области «Физическая культура» в основной школе. Его освоение учащимися осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного педагогического процесса и самодеятельности учащихся, как физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спор­тивных кружках и секциях.

Целью обучения образовательной области «Физическая культура» в основной школе является формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью.

В соответствии с целью образовательной области «Физическая культура» формулируются задачи учебного предмета:

— расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни;

— совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной общеприкладной и спортивно-рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;

— воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивно-рекреационной деятельности;

— создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья, поддержки оптимального функционального состояния;

— обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии и гигиены физкультурной деятельности, профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения;

— формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой с различной функциональной и социально ориентированной направленностью.

Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума образования по физической культуре» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическая, практическая и физическая подготовка школьников.

Особенностями примерной программы образовательной области «Физическая культура» в основной школе являются:

— соотнесенность с Базисным учебным планом общеобразовательных учебных учреждений, определяющим образовательную область «Физическая культура» обязательной составляющей основного образования. Данная образовательная область включает в себя две учебные дисциплины: «Физическая культура» (2 ч в неделю в каждом классе) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (за счет часов вариантной части);

— направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, пришкольные спортивные площадки, стадион, бассейн), видом учебного учреждения (малокомплектная и сельская школа) и региональными климатическими условиями;

— объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности очерчивается ценностными ориентациями на общеприкладную и спортивно-рекреационную подготовку учащихся, и соответственно этому основу учебного предмета состав­ляет содержание физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью;

— с учетом принципа достаточности и сообразно структурной организации физкультурной деятельности, содержание учебного материала структуриру­ется в соответствующих разделах программы: «Основы знаний о физкультурной деятельности» (информационный компонент учебного предмета), «Способы физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью» (операциональный компонент учебного предмета), «Требования к уровню подготовки выпускников» (мотива-ционный компонент учебного предмета);

— учебное содержание каждого из разделов программы излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному) и от частного к конкретному (специализированному), что задает определенную логику в освоении школьниками учебного предмета, обеспечивает перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения (опредмечивание знаний);

— учебный предмет «Способы физкультурной деятельности» включает в себя два соответствующих раздела: «Физическая культура с общеприкладной направленностью» и «Физическая культура со спортивно-рекреационной направленностью». Содержание первого раздела ориентируется на решение задач общеприкладной физической подготовки школьников и представлено так называемыми «базовыми» видами спорта (гимнастика, лыжные гонки, легкая атлетика, спортивные игры). Содержание второго раздела ориентировано на решение задач по формированию у школьников основ здорового образа жизни, активного вовлечения в регулярные занятия спортом и самостоятельной организации своего досуга средствами физической культуры. Данный раздел представлен содержанием избранного вида спорта. В зависимости от климатических условий, материально-технической оснащенности школы, ее устоявшихся национальных и спортивных традиций, профессионально-специализированной подготовленности педагогических кадров совет школы избирает тот или иной наиболее соответствующий укладу школы вид спорта. При этом из раздела «Физическая культура с общеприкладной направленностью» изымается соответствующий учебный материал и объем отводимых на его освоение учебных часов, которые включаются на освоение избранного вида спорта в раздел «Физическая культура со спортивно-рекреационной направленностью».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (340 ч)

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ (10 ч)

Биологическое созревание организма, наследственная обусловленность и ее влияние на индивидуальное физическое и психофункциональное развитие (понятие сензитивных периодов и генетических программ развития).

Основы биомеханики движения: скелет и мышцы как система тяг и рычагов; роль головного и спинного мозга в координации движений (понятие о мыш-цах-синергистах и мышцах-антагонистах); роль внимания, памяти и мышления в регуляции пространственных, временных и динамических характеристик двигательных действий.

Физическая и умственная работоспособность, ее связь с функциональным состоянием, физическим развитием и физической подготовленностью челове­ка. Взаимосвязь физических и психических процессов во время занятий физическими упражнениями, понятия утомления и перенапряжения организма.

Физические упражнения как способ чередования нагрузки и отдыха, их положительное влияние на ум­ственную и физическую работоспособность, на осо­бенности развития опорно-двигательного и мышечного аппарата, на функциональные возможности ды­хания, кровообращения и энергообмена. Способы регулирования физических нагрузок при выполне­нии физических упражнений, контроль за их воздей­ствием на организм человека (анализ режима нагрузок по внешним и внутренним признакам).

Двигательный режим и его влияние на функци­ональное состояние и работоспособность, основные формы его организации и планирования (в течение дня, недели и месяца).

Региональный компонент — 3 ч.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ (10 ч)

Организация и проведение контроля за физической работоспособностью и функциональным состоянием организма, использование форм рекреативных занятий, а также форм общеукрепляющего и гигиенического массажа, закаливающих процедур с целью профилактики переутомления и перенапряже­ния, сохранения и укрепления здоровья.

Организация и проведение совместных занятий физическими упражнениями, форм активного отдыха, пеших туристических походов.

Организация и проведение самостоятельных занятий физической подготовкой с различной функциональной направленностью с учетом индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.

Лыжные гонки

Повороты: махом на месте через лыжу вперед и через лыжу назад, «упором».

Подъемы: «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой». Спуски: по прямой и наискось в основной стойке.

Торможение: «плугом», «упором».

Передвижение на лыжах: попеременный двухшажный ход; одновременный бесшажный ход; одновременный двухшажный ход.

Преодоление препятствий: произвольным способом; способом перешагивания.

Преодоление крутых подъемов: бегом на лыжах (техника произвольная).

Преодоление крутых спусков: в низкой стойке.

Преодоление трамплина: на отлогом склоне (высота трамплина для мальчиков до 100 см, для девочек до 50—60 см).

Слалом: по размеченной трассе (3—4 поворота).

Прикладные упражнения: передвижение с грузом на плечах по пересеченной местности (рюкзак); передвижение в парах; «транспортировка» (транспортируемый на лыжах в положении седа); передвиже­ние бесшажным ходом на одной лыже.

Легкая атлетика

Старты: высокий, с опорой на одну руку, низкий с последующим ускорением на 5—8 м.

Бег: спринтерский бег (мальчики — 100 м, девочки — 60 м); «эстафетный» бег на дистанцию 200 м; кроссовый бег на 3 км; бег с преодолением препятствий (по типу «стиплчез»); барьерный бег на 60 м.

Прыжки в длину: способом «согнув ноги» и «прогнувшись» с разбега; «тройной прыжок» с места и короткого разбега.

Прыжки в высоту: с разбега способом перешагивания.

Метание малого мяча: на дальность и в цель (по подвижной и неподвижной мишени) с места и разбега.

Толкание набивного мяча: от плеча одной рукой из положения стоя на месте, с разбега прыжком (вес мяча 1 кг).

Прикладные упражнения: «туристическая» ходьба; марш-бросок (мальчики — до 5 км, девочки — до 3 км); прыжки через естественные препятствия, спрыгивание (высота 100—150 см) с грузом (весом 3 кг для девочек и 5 кг для мальчиков) на плечах на точность приземления и сохранение равновесия; за-прыгивание (высота 50—60 см) с грузом на плечах с короткого разбега (3—5 шагов); подъемы и спуски шагом и бегом с грузом на плечах.

Спортивные игры

Баскетбол:

—упражнения без мяча: основная стойка; пере­движение в основной стойке приставными шагами правым (левым) боком, переход с передвижения пра­вым на передвижение левым боком, с изменением скорости и направления движения; прыжок вверх толчком одной и приземление на другую ногу; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге;

—упражнения с мячом: ведение мяча на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой», с изменением направления, ускорением, обводкой пассивного и активного противника); ловля мяча двумя руками от груди (с места, с шагом, со сменой места после передачи, после отскока от пола); ловля и передача мя­ча одной рукой от плеча, с отскоком от пола при параллельном и встречном движении; ловля высоко ле­тящего мяча; передача мяча двумя руками от груди (с места, с шагом, со сменой места после передачи); бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места и после ведения, двумя руками снизу; бросок мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке; выполнение штрафного броска — двумя руками от груди, одной — от плеча;

—тактические действия: групповые — в защите (заслон), в нападении (быстрым прорывом); индивидуальные — выбивание и перехват мяча, вбрасывание мяча с лицевой линии, персональная защита;

—спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол по упрощенным правилам, баскетбол по правилам;

—прикладные действия: игра по упрощенным правилам на различном грунте (песке, траве, гимнастических матах); разновидности игры в баскетбол, ис­пользуемые в туристических походах и зонах отдыха.

Волейбол:

—упражнения без мяча: стойка волейболиста, имитация нападающего удара по мячу;

—упражнения с мячом: подача нижняя прямая через сетку с лицевой стороны; подача верхняя прямая в разные зоны площадки соперника; передача в парах на месте и после перемещения, из зоны в зону; прием мяча снизу одной и двумя руками и от груди (на месте и в движении приставными шагами); прямой нападающий удар;

—тактические действия: групповые — взаимодействие игроков передней линии в нападении; взаи­модействие игроков задней линии при приеме мяча от нижней подачи; взаимодействие игроков в защите при приеме мяча; индивидуальные — выбор и способы отбивания мяча через сетку; передача сверху двумя руками, кулаком снизу и кулаком у верхнего края сетки; «одиночное блокирование»;

—спортивные игры: пионербол, волейбол по упрощенным правилам, волейбол по правилам;

—прикладные действия: игра по упрощенным пра­вилам на различном грунте (песке, траве, гимнастиче­ских матах); разновидности игры в волейбол, исполь­зуемые в туристических походах и зонах отдыха.

Футбол:

—упражнения без мяча: бег «змейкой» и «вось­меркой» (с максимальной и изменяющейся скоро­стью передвижения); бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед;

—упражнения с мячом: ведение мяча внутренней частью подъема стопы (по прямой, по кругу, между стоек, «восьмеркой»), внешней частью подъема стопы («змейкой», между стойками), ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы (по прямой, по кругу, «змейкой», между стойками), ведение мяча по прямой с изменяющейся скоростью; удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы (с места и разбега), удар серединой подъема стопы с разбега по неподвижному мячу, удар по мячу с разбега после отскока от земли, после ведения, удар по мячу с поворотом; удар по мячу пяткой; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы; приземление летящего мяча;

—тактические действия: групповые — взаимо­действие игроков в нападении и защите при подаче углового удара, действия игроков защиты и нападения при штрафном ударе; взаимодействия игроков при вбрасывании мяча из-за лицевой линии; индивидуальные — вбрасывание мяча из-за боковой линии; отбор мяча у соперника (толчком плеча в плечо, выбиванием, наложением стопы на мяч); «обманные» действия с мячом и без мяча (финт «наступание подошвой на мяч», «ложное передвижение с мячом мимо соперника», «ложный замах» на удар);

—спортивные игры: мини-футбол, футбол по упрощенным правилам, футбол по правилам;

—прикладные действия: игра по упрощенным правилам на различном грунте (песке, траве, гимнастических матах); разновидности игры в футбол, используемые в туристических походах и зонах отдыха.

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ

Двигательные действия и навыки (80 ч)

Организующие команды и приемы: строевые ко­манды, навыки взаимодействия с руководимой группой.

Имитационные действия: попеременный четы-рехшажный ход; «коньковый» ход; переходы с одно­временных ходов на попеременные.

Передвижения на лыжах: одновременный двух-шажный ход, переходы с переменного двухшажного хода на одновременные ходы, попеременный четы-рехшажный ход, «коньковый» ход.

Повороты: на параллельных лыжах «плугом».

Торможение: боковым соскальзыванием.

Преодоление препятствий на лыжах: перешаги­ванием, перепрыгиванием, перелезанием.

Прыжки на лыжах: с малого трамплина.

Прохождение соревновательных дистанций: на результат.

Специально-развивающие упражнения (30 ч)

Развитие выносливости: кросс по пересеченной местности; «гладкий» бег способом интервального уп­ражнения; бег с равномерной скоростью в режиме умеренной и большой интенсивности; повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интер­валом отдыха; повторный бег с дополнительным отя­гощением; повторный бег на дистанции 400 и 600 м на максимальный результат; прыжки в различных направлениях и исходных положениях в режиме по­вторного и непрерывного способа выполнения; присе­дания с различной амплитудой и дополнительными отягощениями в режиме повторного и непрерывного способа выполнения; комплексы аэробной гимнасти­ки; плавание с равномерной скоростью в режиме по­вторного выполнения; учебные задания по индивиду­альной физической подготовке (разрабатываются школьниками на основе ранее освоенного учебного материала); передвижения на лыжах с равномерной скоростью в режимах умеренной, большой и субмак­симальной интенсивности, с соревновательной скоро­стью; передвижение на лыжах с максимальной скоро­стью в режиме повторного упражнения; прохождение тренировочных дистанций (мальчики — до 3 —6 км, девочки — до 2—5 км).

Развитие силовых способностей: комплексы ат­летической гимнастики на основные мышечные груп­пы; комплексы упражнений с локальным отягощени­ем на отдельные мышечные группы; упражнения на гимнастической перекладине, брусьях, лазанье по ка­нату; бег и прыжки на месте с продвижением с допол­нительным отягощением (в различных направлениях и различной амплитудой движения, в различных ис­ходных положениях, с различной структурой движе­ния); спрыгивание — запрыгивание на месте и с про­движением вперед; приседания в максимальном тем­пе и с дополнительным отягощением; повороты в сторону, наклоны вперед-назад, вправо-влево с допол­нительными отягощениями; сгибание туловища в по­ложении лежа на спине и животе; прохождение полос препятствий с локальным воздействием на различные мышечные группы (передвижения в висе на руках, бег в горку с перенесением тяжестей, преодоление препятствий прыжками разной формы); комплексы атлетических упражнений, направленных на разви­тие индивидуальных силовых способностей (состав­ляются школьниками на основе ранее освоенного ма­териала); передвижение на лыжах за счет поочеред­ной работы рук и ног, вверх по отлогому склону, с дополнительным отягощением; скоростной подъем скользящим шагом, «лесенкой», «елочкой».

Развитие координации: преодоление полосы пре­пятствий с изменяющимся направлением движения, режимом работы и биомеханической структурой дви­гательных действий, рельефом местности; комплексы упражнений на ограниченной опоре (с изменением центра тяжести тела по отношению к опоре, с разной амплитудой движений и скоростью выполнения); пе­редвижения по ограниченной площади опоры (с сохра­нением поз и равновесия, с передачей и ловлей теннис­ных мячей); упражнения на дифференцировку мы­шечных усилий, перераспределение массы тела на различные его звенья; комплексы ритмической гим­настики; упражнения на лыжах — повороты в движе­нии, спуски по неровному склону (на одной и двух лы-. жах); спуски парами, взявшись за руки; спуски с под­ниманием предметов, лежащих вдоль трассы.

Развитие скоростных способностей: бег на ко­роткие дистанции с максимальной скоростью; чел­ночный бег; передвижение на лыжах с максимальной скоростью (любым лыжным ходом); мини-баскетбол и баскетбол по упрощенным правилам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.081 с.)