Сущность, виды, методы и формы управленческого контроля в таможенных органах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, виды, методы и формы управленческого контроля в таможенных органах



Контроль в таможенных органах представляет собой систему мероприятий, направленных на осуществление функций управления по реализации в полном объеме управленческих решений. Основной задачей контроля является проведение проверочных мероприятий с целью удостовериться в полноте, своевременности и точности выполнения указаний, распоряжений и приказов вышестоящих звеньев системы управления таможенных органов.

К объектам контроля в таможенных органах относится вся сфера деятельности таможни: управленческая, таможенное оформление и таможенный контроль, правоохранительная, экономическая, финансово-хозяйственная и др.

Исходя из основной задачи контроля, при его осуществлении можно выделить следующие обязательные принципы, на которых он базируется:

Принцип объективности заключается в том, что при осуществлении контроля руководитель должен учитывать итоговые результаты деятельности только с точки зрения правовых норм законодательства, а не руководствоваться своими личными эмоциями и умозаключениями. При подведении итогов осуществленных контрольных мероприятий не должнызвучать выражения для «красного словца», используя при этом различные эпитеты, прилагательные, междометия. Например, «обнаружено огромное количество нарушений», «нанесен колоссальный ущерб», «допущено великое множество ошибок» и т.д. При объективности осуществления контроля должны звучать точные и грамотные формулировки. Например, «в нарушение приказа №, дата было допущено то- то», «нанесен ущерб в размере… рублей» и т.д.

Принцип целесообразности заключается в выборочности контроля, исходя из действующих на данный момент приоритетов, с целью более эффективного использования времени, сил и материальных ресурсов для осуществления контрольных функций на других направлениях.

Принцип своевременности заключается в том, что контроль должен осуществляться как можно более сжатые сроки по времени. Таможенное законодательство не стоит на месте, постоянно идет движение в перед, поэтому насколько более оперативно проводятся контрольные мероприятия настолько более эффективным и действенным должен быть результат контроля.

Принцип полноты контроля говорит о том, что недолжно быть поверхностных действий при осуществлении контрольных мероприятий. Такие действия могут привести к искажению итоговых результатов и дать не правильную оценку деятельности исполнителей или таможенного органа в целом.

Принцип достоверности заключается в том, что при подведении итогов осуществленного контроля необходимо исключить случаи неточного использования нормативно-правовой базы, ошибочных показателей работы и т.д. Должно существовать правило - «семь раз отмерь, один раз отрежь».

Виды контроля в управлении таможенными органами бывают различными, но в основном используются: документальный контроль (путем получения письменного ответа, доклада и др.) и визуальный (когда руководитель своими глазами видит результаты проделанной работы).

В таможенной системе используются в основном следующие формы контроля:

Из всех вышеперечисленных форм контроля мы более подробно остановимся на инспектировании.

Инспектирование - как одна из основных форм контроля в таможенных органах.

Приказом ГТК РФ от 05 января 2004 года «О совершенствовании инспекционной деятельности» утверждена инструкция о порядке проведения инспекторских проверок таможенных органов.

Инспектирование - специальный вид деятельности ФТС России и региональных таможенных управлений (РТУ) по осуществлению ведомственного контроля таможенных органов с целью обеспечения соблюдения законодательства РФ, а также определения эффективности их функционирования.

Инспекторская проверка - система действий комиссии ФТС России или РТУ (далее - Комиссия), направленных:

а) на выявление нарушений законодательства Российской Федерации;

б) на выявление недостатков в организации работы таможенных органов;

в) на принятие мер по устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства Российской Федерации;

г) на оказание методической и организационной помощи таможенным органам.

Основными направлением инспектирования является проверка организации деятельности таможенного органа по выполнению функций, определённых Таможенным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и ГТК России.

Продолжительность проведения инспекторской проверки (устанавливается приказом ФТС России (РТУ) с учетом конкретных задач проверки и особенностей проверяемого таможенного органа), как правило, не должна превышать 30 календарных дней.

Инспекторские проверки подразделяются на комплексные, целевые и контрольные (последующие).

Комплексная инспекторская проверка включает проверку всех направлений деятельности таможенного органа за определённый промежуток времени.

При этом обязательной проверке подлежат следующие виды деятельности:

- управленческая;

- таможенное оформление и таможенный контроль;

- правоохранительная;

- взимание таможенных платежей.

По решению ФТС России (начальника РТУ) перечень направлений деятельности и вопросов, подлежащих проверке, может быть расширен и сокращен.

Целевая инспекторская проверка включает проверку одного или нескольких направлений деятельности таможенного органа за определенный промежуток времени либо проверку конкретных фактов и обстоятельств, отмеченных в таможенном органе.

Контрольная (последующая) инспекторская проверка включает проверку устранения выявленных в ходе комплексной или целевой проверки недостатков, а также проверку деятельности по отдельным вопросам, не затронутым предыдущей проверкой.

Целевые и комплексные инспекторские проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые комплексные и целевые инспекторские проверки проводятся в соответствии с ежегодным графиком инспекторских проверок ФТС России (РТУ), который готовит ГОргИУ (ОргИС) и утверждает руководитель ФТС России (начальник РТУ).

Внеплановые комплексные и целевые инспекторские проверки проводятся по мере необходимости по решению руководителя ФТС России (начальника РТУ).

Руководитель проверяемого таможенного органа обязан:

- обеспечить размещение и безопасность членов Комиссии, а также выделить для работы необходимые служебные помещения, средства связи, оргтехнику и автотранспорт;

- обеспечить членов Комиссии всеми необходимыми документами и материалами;

- информировать должностных лиц таможенного органа о предстоящей проверке;

- назначить ответственных должностных лиц для работы с членами Комиссии;

- оказывать содействие членам Комиссии в проведении проверки.

Оценка по итогам инспекторской проверки таможенного органа выставляется по двухбалльной системе («удовлетворительно», «неудовлетворительно») с учётом оценок по каждому проверяемому направлению.

По окончании проверки таможенного органа в течение 10 календарных дней составляется акт инспекторской проверки (далее - Акт), который подписывают председатель, заместитель председателя и члены Комиссии.

Акт составляется в двух экземплярах, нумеруется постранично и прошнуровывается вместе с описью, которую подписывает председатель Комиссии.

Акт проверки состоит из вводной, описательной и итоговой части.

Вводная часть Акта (общие положения) содержит общие сведения о проводимой проверке и проверяемом таможенном органе:

- наименование проверяемого таможенного органа;

- дату составления;

- наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка);

- дату и номер приказа о проведении инспекторской проверки;

- проверяемый период;

- дату начала и окончания проверки;

- цели проверки;

- фамилии, имена, отчества должностных лиц, проводивших проверку, их должности, наименование таможенного органа, который они представляют;

- фамилии, имена и отчества руководителей проверяемого таможенного органа (для комплексной инспекторской проверки);

Если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе руководства таможенного органа, то в Акте фиксируют данные изменения с указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам о назначении и об увольнении с занимаемой должности.

Описательная часть Акта, формируемая на основании справок каждого члена Комиссии, должна содержать:

- общую характеристику деятельности проверяемого таможенного органа и её результаты;

- сравнительные статистические данные о результатах деятельности таможенного органа (при необходимости);

- положительный опыт работы таможенного органа;

- выявленные недостатки в деятельности таможенного органа.

При составлении описательной части Акта следует соблюдать следующие требования:

1. Объективность и обоснованность. Отражаемые в Акте факты должны быть абсолютно точными, обеспечивать возможность вывода о несоответствии совершенных действий или бездействия таможенному законодательству. В Акте не должно быть необоснованных предположений членов Комиссии.

2. Полное и комплексное отражение в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам таможенных правонарушений. Каждый установленный в ходе проверки факт таможенного правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в Акте обстоятельств допущенного таможенного правонарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к указанному факту, а также на результатах проведения других необходимых действий по осуществлению таможенного контроля.

3. Четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в Акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным и по возможности доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области таможенного дела.

4. Системность изложения. Выявленные в процессе проверки нарушения должны быть сгруппированы в Акте по разделам в соответствии с их характером.

В итоговой части Акта (заключении) указывают:

- вывод Комиссии об эффективности деятельности таможенного органа и ее оценку;

- рекомендации Комиссии по устранению выявленных недостатков.

Акт является документом, имеющим юридическую силу в качестве доказательства виновности лиц, их допустивших, и служит основанием для наложения на них дисциплинарного взыскания.

Итоги инспектирования председатель Комиссии представляет руководителю ФТС России (начальнику РТУ).

По итогам проверки издается приказ ФТС России (РТУ), в котором указывают:

- положительные аспекты работы таможенного органа, которые целесообразно довести до сведения других таможенных органов;

- выявленные нарушения и недостатки в работе таможенного органа;

- оценку деятельности таможенного органа;

- принимаемые меры в отношении виновных лиц;

- предложения;

- сроки устранения недостатков.

Руководство проверенного таможенного органа обязано принять в установленные сроки меры по устранению выявленных Комиссией недостатков (разработка плана мероприятий по их устранению и предотвращению и его исполнение).

В случае обнаружения в ходе инспекторской проверки признаков преступления и наличия оснований для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности материалы проверки направляются, по решению руководителя ФТС России (начальника РТУ), в органы прокуратуры, судебные и в другие государственные органы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.016 с.)