![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Краткий анализ чрезвычайных ситуаций,
Характерных для Республики Беларусь
На современном этапе развития человеческого общества наблюдается Государство принимает меры по снижению возможного ущерба. Реорганизованы старые и созданы новые организационные структуры по защите населения, экономики и природной среды в чрезвычайных ситуациях, организовано обучение населения способам самозащиты от них. Страна может противостоять чрезвычайным ситуациям только совместными усилиями государственных структур и населения. Обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях в ВУЗах республики организовано на основании Закона Республики Беларусь "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Республики Беларусь "О радиационной безопасности населения", Постановления Совета Министров республики №140 -1993 года и Приказа Министра образования №226-1990 года. Изуча- В основу содержания учебной дисциплины "Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность" положены: 1. Положение о том, что человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, а деятельность человека потенциально опасна. 2. Фак о том, что реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности угрожают человеку, обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема.
3. Необходимость обеспечения безопасности и здоровья человека как приоритетной задачи для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. Этой безопасности можно достичь только образованием народа. Другого пути просто нет. И вот почему. Опасности по своей природе вероятностны (т.е. случайны), потенциальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т.е. всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер. Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и изучается настоящая учебная дисциплина. Если в средней школе изучаются только отдельные ее фрагметы, необходимые для обеспечения безопасности школьника с учетом его психологии, то в ВУЗах изучаются более фундаментальныё проблемы безопасности. При этом дисциплина не решает специальных проблем безопасности. Это удел специальных дисциплин. Она обеспечивает только общую грамотность в области безопасности и выживания в чрезвычайных ситуациях. Человек, освоивший дисциплину способен самостоятельно найти способы и приемы, которые обеспечат ему выживание в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. В основу изучения дисциплины положено единство рассмотрения безопасности человека, экономики и природной среды. Без благоприятной природной среды и развитой экономики выживание человека невозможно.
Логически учебная дисциплина построена следующим образом: Ø рассмотрены чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь, Ø степень их опасности, Ø возможные их последствия: · для жизни и здоровья человека, · для развития экономики, · для природной среды. На базе этих знаний студент изучает способы прогнозирования, оценки и предупреждения чрезвычайных ситуаций. При этом обучаемый должен понять области деятельности, где безопасность зависит только от его действий; области, где безопасность зависит от действий государственных структур по защите населения и области, где противостоять чрезвычайным ситуациям можно только совместными действиями государственных структур и населения. Главное внимание в дисциплине уделяется способам выживания человека в чрезвычайных ситуациях. Обучаемый знакомится с государственными структурами по защите населения, их возможностями по защите людей, изучает основные положения, обеспечивающие устойчивое развитие экономики и экологическую безопасность. Теоретические знания должны быть закреплены практическими или
Законодательство Беларуси о защите населения в ЧС, правовые, нормативно-технические и организационные основы защиты населения в ЧС. Население, хозяйственные объекты и окружающая природная среда должны быть защищены в ЧС, т.е. должны быть обеспечена их безопасность. в процессе жизнедеятельности человека. Одним из условий обеспечения безопасности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих такую деятельность. К правовым документам, регламентирующим вопросы защиты населе- Закон Республики Беларусь "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Республики Беларусь "О радиационной безопасности населения" (1998), Закона Республики Беларусь “О статусе территории, пострадавшей в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС”, Нормы радиационной безопасности – 2000 – НРБ – 2000 (2000) К таким документам относятся также санитарные нормы (СН), строительные нормы и правила (СниП), стандарты в области охраны труда, окружающей среды и беэопасности в ЧС. Классификация стандартов безопасности в ЧС (БЧС) представлена в таблице 1. Таблица 1
Комплекс стандартов безопасности в ЧС представляет собой 11 прупп Стандарты безопасности в ЧС используются при выявлении ЧС, при их В странах СНГ в 1997 году приняты межгосударственные стандарты: “ГОСТ 22.3.03-97 – Защита населения”, “ГОСТ 22.0.05-97 – Техногенные чрезвычайные ситуации”, “ГОСТ 22.0.03-97 – Природные чрезвычайные ситуации”, “ГОСТ 22.1.01-97 и ГОСТ 22.1.02-97 – Мониторинг и прогнозирование”, “ГОСТ 22.8.02-9 – Захоронение радиоактивных отходов агропромышленного производства” и др. Организационную основу защиты населения в ЧС, обеспечивают Государственные структуры по защите населения, хозяйственных объектов и природной среды в ЧС.
Основные понятия по ЧС: Источник чрезвычайной ситуации - природное явление или процесс, техногенное происшествие, опасное инфекционное заболевание, в результате которого на определенной территории или экватории создается чрезвычайная ситуация.
Опасность - это вероятность тех или иных опасных процессов, явле- Чрезвычайное событие - это событие природного или антропогенно- Экстремальное событие - это событие в системе (социальной, техноген- Экстремальная ситуация -это скачкообразный переход системы (тех- Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка, сложившаяся на данной территории (на объекте, у человека), в результате возникновения источника ЧС, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Обычно ЧС характеризуется определенным числом чрезвычайных событий и степенью негативных последствий. Экстремальная ситуация может перейти в ЧС и наоборот. Четкой границы между ними не существует. В основе большинства ЧС лежит дисбаланс между человеческой дея- 1. Накопленив факторов риска. Накопление происходит в самомисточнике риска. Стадия зарождения ЧС может длитьсясутки, месяцы, годы, десятилетия и более длительные периоды. 2. Инициирование ЧС. Данная стадия развития ЧС представляет толчок, пусковой механизм. В этой стадии факторы риска достигают такого состояния, когда в силу различных причин уже невоэможно сдержать их внешние проявления. 3. Процесс протекания ЧС. На этой стадии происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества, и начинается их воздействие на людей и окружающую среду. В начальный период этой стадии продолжительность процесса, его последствия трудно прогнозируемы в силу сложности ситуации и невозможности точной оценки обстановки. 4. Стадия затухания. Стадия хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности, т.е. локализации поражающих факгоров ЧС, до полной ликвидации её прямых и косвенных поспедствий. Таким образом, в развитии ЧС во времени можно выделить: v предчрезвычайные условия, v этапы развёртывания ЧС, v постчрезвычайные процессы. Кроме временных пределов ЧС существуют и пространственные пределы, т.е. ЧС распространяется на определённые территории, которые ха-
Опасные процессы и явления, развивающиеся по катастрофическому сценарию, воздействуют на население, на хозяйственные объекты и на природную среду (рис. 2.). В результате чего люди или погибают, или наносится ущерб их здоровью, разрушаются объекты экономики и экологические системы.ЧС для человека, экономики и природной среды создаются как за счётдеятельности человека в соответствующих средах, так и за счет естественных процессов в этих средах. Общее воздействие сред на человека демонстрируется на рис. 3). Космос за счет солнечной энергии обеспечивает жизнь всему биоло- Воздушная среда, благодаря своему газовому составу, обеспечивает Геологическая среда содержит воду, различные химические элемен- Геофизическая среда, благодаря магнитному полю Земли, защищает весь биологический мир от губительного галактического и межгалактического излучения, обеспечивает жизнедеятельность организмов. Одновременно геофизическая среда является одной из причин землетрясений и других негативных явлений, вызывающих гибель людей, разрушение объектов и экологических систем. Биологическая среда дает человеку пищу, кислород, лекарства, со- Техногенная среда. Человек, благодаря своему разуму, достиг фанта- Социальная среда. Человечество создало международную систему Экологическая среда. Хозяйственная и социальная деятельность че- Наличие ядерного и других видов оружия массового поражения людей Ухудшается экологическая среда и за счет роста народонаселения. Су- Все связано со всем,Ничто не проходит бесследно,За все надо платить, Люди не учитывают взаимосвязи в природе, загрязняют природную
Географическое и социально-экономическом положение РБ (ландшафт, климат, рельеф местности, природные богатства). Республика Беларусь расположена в центре Европы на площади 207,6
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.107 (0.082 с.) |