Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Краткий анализ чрезвычайных ситуаций,

Поиск

Характерных для Республики Беларусь

 

На современном этапе развития человеческого общества наблюдается
рост количества опасных природных процессов и явлений, вызванных потеплением климата, увеличивается количество техногенных аварий и катастроф, появляются новые виды инфекционных заболеваний, загрязняется среда обитания из-за несовершенства современной технологии производства. Все это создает предпосылки для чрезвычайных ситуаций, во время которых наносится огромный социальный и экономический вред обществу и экологический ущерб природной среде. Масштабы такого ущерба столь значительны, что представляют угрозу для национальной безопасности страны.

Государство принимает меры по снижению возможного ущерба. Реорганизованы старые и созданы новые организационные структуры по защите населения, экономики и природной среды в чрезвычайных ситуациях, организовано обучение населения способам самозащиты от них. Страна может противостоять чрезвычайным ситуациям только совместными усилиями государственных структур и населения.

Обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях в ВУЗах республики организовано на основании Закона Республики Беларусь "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Республики Беларусь "О радиационной безопасности населения", Постановления Совета Министров республики №140 -1993 года и Приказа Министра образования №226-1990 года. Изуча-
ются две учебные дисциплины "Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность" студентами не педагогических вузов и профилей обучения и "Основы медицинских знаний" студентами педагогических вузов и профилей обучения. Обучение проводится по типовым учебным программам, утвержденным Министром образования Республики Беларусь в 1999 году.

В основу содержания учебной дисциплины "Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность" положены:

1. Положение о том, что человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, а деятельность человека потенциально опасна.

2. Фак о том, что реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности угрожают человеку, обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема.

3. Необходимость обеспечения безопасности и здоровья человека как приоритетной задачи для личности, общества, государства.

Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. Этой безопасности можно достичь только образованием народа. Другого пути просто нет. И вот почему.

Опасности по своей природе вероятностны (т.е. случайны), потенциальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т.е. всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и изучается настоящая учебная дисциплина. Если в средней школе изучаются только отдельные ее фрагметы, необходимые для обеспечения безопасности школьника с учетом его психологии, то в ВУЗах изучаются более фундаментальныё проблемы безопасности. При этом дисциплина не решает специальных проблем безопасности. Это удел специальных дисциплин. Она обеспечивает только общую грамотность в области безопасности и выживания в чрезвычайных ситуациях. Человек, освоивший дисциплину способен самостоятельно найти способы и приемы, которые обеспечат ему выживание в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

В основу изучения дисциплины положено единство рассмотрения безопасности человека, экономики и природной среды. Без благоприятной природной среды и развитой экономики выживание человека невозможно.

Логически учебная дисциплина построена следующим образом:

Ø рассмотрены чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь,

Ø степень их опасности,

Ø возможные их последствия:

· для жизни и здоровья человека,

· для развития экономики,

· для природной среды.

На базе этих знаний студент изучает способы прогнозирования, оценки и предупреждения чрезвычайных ситуаций. При этом обучаемый должен понять области деятельности, где безопасность зависит только от его действий; области, где безопасность зависит от действий государственных структур по защите населения и области, где противостоять чрезвычайным ситуациям можно только совместными действиями государственных структур и населения.

Главное внимание в дисциплине уделяется способам выживания человека в чрезвычайных ситуациях. Обучаемый знакомится с государственными структурами по защите населения, их возможностями по защите людей, изучает основные положения, обеспечивающие устойчивое развитие экономики и экологическую безопасность.

Теоретические знания должны быть закреплены практическими или
лабораторными занятиями с учетом профиля обучения. Учебное пособие написано преподавателями кафедры экологии Белорусской государственной политехнической академии при участии специалистов Управления Командующего ВВ по ГО МВД РБ.

 

 

Законодательство Беларуси о защите населения в ЧС, правовые, нормативно-технические и организационные основы защиты населения в ЧС. Население, хозяйственные объекты и окружающая природная среда должны быть защищены в ЧС, т.е. должны быть обеспечена их безопасность. в процессе жизнедеятельности человека. Одним из условий обеспечения безопасности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих такую деятельность.

К правовым документам, регламентирующим вопросы защиты населе-
ния, объектов экономики и природной среды в ЧС, относятся законы об
охране труда, защиты окружающей среды. Основные из них следующие:

Закон Республики Беларусь "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",

Закона Республики Беларусь "О радиационной безопасности населения" (1998), Закона Республики Беларусь “О статусе территории, пострадавшей в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС”,

Нормы радиационной безопасности – 2000 – НРБ – 2000 (2000)

К таким документам относятся также санитарные нормы (СН), строительные нормы и правила (СниП), стандарты в области охраны труда, окружающей среды и беэопасности в ЧС. Классификация стандартов безопасности в ЧС (БЧС) представлена в таблице 1.

Таблица 1


Классификация стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях

 

№ группы Наименование групп стандартов Кодовое наименование
  Основополагающие стандарты Основные положения
  Стандарты в области мониторинга и прогнозирования Мониторинг и лрогнозирование
  Стандарты в области обеспечения безопасности хоэяйственных объектов Безопасность хозяйственных объектов
  Стандарты в области обеспечения безопасности населения Безопасность населения
  Стандарты в области обеспечения безопасности продовольтвия, пищевого сырья и кормов Безопасность продовольствия
  Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений Безопасность животных и растений
  Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения Безопасность воды
  Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещеиия Управление, связь, оповеще- ние
а Стандарты в области ликвидации ЧС Ликвидация ЧС
  Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей Аварийно-спасатель- ные средотва
10,11 Резерв  

 

 

Комплекс стандартов безопасности в ЧС представляет собой 11 прупп
вэаимосвязанных стандартов, каждая из которых имеет нумерацию от00 до
99. Контроль за соблюдением стандартов возлагается на соответствующие
министерства и ведомства.

Стандарты безопасности в ЧС используются при выявлении ЧС, при их
прогнозировании, оценке, предупреждении, при проведенииспасательных и других работ, при ликвидации последствий ЧС. В тех случаях, когда названных стандартов для решения проблем защиты населения, объектов хозяйствования и природной среды в ЧС оказывается недостаточно, используются государственные стандарты безопасности труда, охраны природы, решения международных организаций (ФАО, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.). В таблице 1.1 отсутствуют некоторые стандарты безопасности, касающиеся непосредственно экологии человека. Они до конца не разработаны, нет достаточной статистики и научных доказательств по воздействию экологических ЧС на здоровье человека.

В странах СНГ в 1997 году приняты межгосударственные стандарты: “ГОСТ 22.3.03-97 – Защита населения”, “ГОСТ 22.0.05-97 – Техногенные чрезвычайные ситуации”, “ГОСТ 22.0.03-97 – Природные чрезвычайные ситуации”, “ГОСТ 22.1.01-97 и ГОСТ 22.1.02-97 – Мониторинг и прогнозирование”, “ГОСТ 22.8.02-9 – Захоронение радиоактивных отходов агропромышленного производства” и др.

Организационную основу защиты населения в ЧС, обеспечивают Государственные структуры по защите населения, хозяйственных объектов и природной среды в ЧС.

 

Основные понятия по ЧС:

Источник чрезвычайной ситуации - природное явление или процесс, техногенное происшествие, опасное инфекционное заболевание, в результате которого на определенной территории или экватории создается чрезвычайная ситуация.

Опасность - это вероятность тех или иных опасных процессов, явле-
ний, опасных техногенных происшествий, которые могут явиться причииой
чрезвычайных или экстремальных событий.

Чрезвычайное событие - это событие природного или антропогенно-
го происхождения, заключающееся в отклонении от нормы протекающих
процессов или явлений и оказывающее (могущее оказать) отрицательиое
воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики,
социальную сферу и природную среду.

Экстремальное событие - это событие в системе (социальной, техноген-
ной и т. д.), связанное с отклонением параметров от принятых норм на опасную
величину. Экстремапьное событие может перейти в чрезвычайное и наоборот.

Экстремальная ситуация -это скачкообразный переход системы (тех-
нологической, экономической, социальной и т.п.) из устойчивого состояния
в неустойчивое в результате чрезмерного нарастания внутренней или внеш-
ней напряженности, что угрожает распаду этой системы.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка, сложившаяся на данной территории (на объекте, у человека), в результате возникновения источника ЧС, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Обычно ЧС характеризуется определенным числом чрезвычайных событий и степенью негативных последствий. Экстремальная ситуация может перейти в ЧС и наоборот. Четкой границы между ними не существует.

В основе большинства ЧС лежит дисбаланс между человеческой дея-
тельностью и окружающей средой. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. В развитии ЧС любого вида можно выделить четыре характерные стадии:

1. Накопленив факторов риска. Накопление происходит в самомисточнике риска. Стадия зарождения ЧС может длитьсясутки, месяцы, годы, десятилетия и более длительные периоды.

2. Инициирование ЧС. Данная стадия развития ЧС представляет толчок, пусковой механизм. В этой стадии факторы риска достигают такого состояния, когда в силу различных причин уже невоэможно сдержать их внешние проявления.

3. Процесс протекания ЧС. На этой стадии происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества, и начинается их воздействие на людей и окружающую среду. В начальный период этой стадии продолжительность процесса, его последствия трудно прогнозируемы в силу сложности ситуации и невозможности точной оценки обстановки.

4. Стадия затухания. Стадия хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности, т.е. локализации поражающих факгоров ЧС, до полной ликвидации её прямых и косвенных поспедствий.

Таким образом, в развитии ЧС во времени можно выделить:

v предчрезвычайные условия,

v этапы развёртывания ЧС,

v постчрезвычайные процессы.

Кроме временных пределов ЧС существуют и пространственные пределы, т.е. ЧС распространяется на определённые территории, которые ха-
рактеризуются определенными масштабами разрушений и т.п. Например,
при определённой катастрофе схематично ее пространственное воздействие можно представить в виде рис 1. В результате катастрофы некоторые территории бывают полностью поражены, другие – частично, третьи слегка, а четвертые вовсе не подвержены разрушениям. Следовательно, разрушения, уничтожение, гибель, болезни и т.п., являющиеся следствием катастрофических событий, могут варьировать в достаточно широком диапазоне пространственных границ.

Опасные процессы и явления, развивающиеся по катастрофическому сценарию, воздействуют на население, на хозяйственные объекты и на природную среду (рис. 2.). В результате чего люди или погибают, или наносится ущерб их здоровью, разрушаются объекты экономики и экологические системы.ЧС для человека, экономики и природной среды создаются как за счётдеятельности человека в соответствующих средах, так и за счет естественных процессов в этих средах. Общее воздействие сред на человека демонстрируется на рис. 3).

Космос за счет солнечной энергии обеспечивает жизнь всему биоло-
гическому миру, одновременно выэывает опасные процессы и явления в
неживой природе (стихийные бедствия), техногенные аварии и катастрофы,
воздействуя на психическое и психологическое состояние людей, вызывает
социальные и бытовые конфликты и т. д.

Воздушная среда, благодаря своему газовому составу, обеспечивает
жизнь биологического мира, задерживает губительную для всего живого уль-
трафиолетовую часть спектра солнечного излучения, космические лучи. Од-
новременно опасные процессы и явления в воздушной среде могут быть
источником ЧС.

Геологическая среда содержит воду, различные химические элемен-
ты, необходимые для жизнедеятельности биологического мира. В ней на-
ходятся нефть, уголь, газ, другие полезные ископаемые. Во время изверже-
ния вулканов, эемлетрясений, оползней, обвалов, наводнений и других бед-
ствий геологическая среда представляет опасность для человека. экономи-
ки и экологических систем.

Геофизическая среда, благодаря магнитному полю Земли, защищает весь биологический мир от губительного галактического и межгалактического излучения, обеспечивает жизнедеятельность организмов. Одновременно геофизическая среда является одной из причин землетрясений и других негативных явлений, вызывающих гибель людей, разрушение объектов и

экологических систем.

Биологическая среда дает человеку пищу, кислород, лекарства, со-
здает благоприятные условия для жизнедеятельности человека. Отдельные животные участвуют в хозяйственной и социальной деятельности человека. Разложившиеся биологические системы дали человеку нефть, газ, уголь, сланцы, торф и т.д. Одновременно биологическая среда часто вызывает инфекционные и другие болезни человека, животных, поражение растений болезнями и вредителями.

Техногенная среда. Человек, благодаря своему разуму, достиг фанта-
стических успехов в науке, технике и технологии, что сделало его жизнь более полноценной и длительной. Однако аварии и катастрофы на технических системах ежегодно приводят к гибели или инвалидности миллионы людей. Несовершенство технологии и эксплуатации техники вызвало экологический кризис, который грозит гибели человечеству. Кроме того, человеком
созданы различные виды оружия массового уничтожения людей, что грозит
гибели человеческой цивилизации.

Социальная среда. Человечество создало международную систему
безопасности, в большинстве стран установлена демократия, уровень соци-
альной жизни достаточно высок. Одновременно около 1 миллиарда чело-
век голодают, продолжительность жизни людей в некоторых регионах зем-
ного шара незначительна, а смертность высокая. Не прекращаются локаль-
ные войны и региональные конфликты, продолжается терроризм. Это ве-
дет к гибели ни в чем неповинных людей, к разрушению экономики и соци-
альной сферы.

Экологическая среда. Хозяйственная и социальная деятельность че-
ловека отрицательно влияет на биосферу. Антропогенные воздействия на
биосферу приводят к выходу жизнедеятельности организмов за границы
толерантности и к их гибели, ухудшаются условия безопасности жизнедея-
тельности организмов и за счет опасных природных процессов.

Наличие ядерного и других видов оружия массового поражения людей
и их возможное применение создает угрозу экологическим системам и гибе-
ли человеческой цивилизации.

Ухудшается экологическая среда и за счет роста народонаселения. Су-
ществуют некоторые закономерности роста народонаселения: в первом веке нашей эры на Земле проживало всего 150 миллионов человек; в 17 веке -
500 миллионов человек; в 1930 году - 2 миллиарда человек; в 1960 году - 3
миллиарда человек; в 1999 году-6 миллиардов человек. По оценкам специа-
листов в 2050 году на Земле будет проживать около 20 миллиардов человек.
Такой демографический взрыв крайне опасен для человеческой цивилизации.
Низкая экологическая грамотность населения, непонимание грозящей
опасности
- одна из основных причин, из-за которых продолжается экологи-
ческий кризис. Каждый человек должен знать экологические Законы Ком-
монера, которые гласят:

Все связано со всем,Ничто не проходит бесследно,За все надо платить,
Природа знает лучше.

Люди не учитывают взаимосвязи в природе, загрязняют природную
среду, за что им приходится платить, часто здоровьем и даже жизнью.

 

Географическое и социально-экономическом положение РБ (ландшафт, климат, рельеф местности, природные богатства). Республика Беларусь расположена в центре Европы на площади 207,6
тысячи квадратных километров. Протяженность территории с севера на юг со-
ставляет 560 км и с востока на запад 650 км. В республике шесть областей:
Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская. Наи-
большая по площади Минская область — 40800 кв. км., наименьшая - Моги-
левская область - 29200 кв.км. В республике 99 городов, 25 городских и 118
сельских районов. В республике проживает более 10 миллионов человек со
средней плотностью 49 человек на кв.км. Около 35% населения проживает в
сельской местности. Республика расположена в лесной среднеширотной зоне
и характеризуется умеренным климатом. В республике хорошо развита про-
мышленная структура, транспорт всех видов. На территории республики объек-
тов с атомными энергетическими установками нет, но в непосредственной бли-
зости от границ республики расположены 4 атомные электростанции. Приве-
дем примеры основных опасностей, характерных для Республики Беларусь
(РБ), представляющих опасность для жизни и здоровья человека (рис. 4), а
также для объектов экономики и природной среды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.01 с.)