![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Защита населения и объектов от чрез-Стр 1 из 9Следующая ⇒
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ОБЪЕКТОВ ОТ ЧРЕЗ- ВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (1 часть) Курс лекций (электронное издание)
Минск - 2009
Авторы: Антоненков А.И., Молош Т.В., Саевич К.Ф., Батян О.Н., Марцуль И.Н., Волосатова Н.Т., Гапанович С.Е., Коро- льчук Н.П., Корсун Н.Ф.
Рекомендовано кафедрой безопасности жизнедеятельности (протокол № 5 заседания кафедры от 9 январяседания кафедры от 14 февраля 2009 года)
Объём, уч.-изд.л. – 4,5. Курс лекций сдан в библиотеку БГЭУ (научный читальный зал) 28 января 2009 года
В курсе лекций для студентов дневной и заочной форм обучения раскрыты вопросы государственной системы защиты населения и территорий республики в чрезвычайных ситуациях, дан анализ чре- звычайных ситуаций,характерных для Республики Беларусь.
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1. Государственная система защиты населения и терри- торий в чрезвычайных ситуациях………………………..4-20
Глава 2. Краткий анализ чрезвычайных ситуаций,характерных для Республики Беларусь………………………………..20-35
Глава 3. Природные и биолого-социальные ситуации,характер- ные для Республики Беларусь………………………… 35-53
Глава 4. Чрезвычайные техногенные ситуации,характерные, для Республики Беларусь……………………………….53-65
Глава 5. Экологические чрезвычайные ситуации,характерные для Республики Беларусь……………………………….65-85
Литература……………………………………………………………85
Глава 1. Государственная система защиты населения и терри- торий в чрезвычайных ситуациях
Защита населения, экономики в ЧС мирного и военного времени возможны только при организующей роли государства. Для этого создаются специальные государственные структуры. Эти структуры обеспечивают защиту населения в тех случаях, когда самозащита не обеспечивает выживание людей в ЧС. С другой стороны каждый гражданин должен принимать активное участие в решении задач этими структурами. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
История человечества – это история его выживания в ЧС. Опасные природные процессы и явления, эпидемии, катастрофы всегда были для человечества источником смертельной опасности. Выживать в таких ЧС помогал инстинкт самосохранения, опыт старших поколений, достижения науки. И все же миллионы людей гибли во время голода, эпидемий, землетрясений, наводнений и т.д. За последние 20 лет на земном шаре пострадало только от стихийных бедствий более 1 млрд. человек. Много людей погибает в войнах. Особенно много погибло людей от войн за последние два столетия. Чтобы мирное население меньше страдало от войн, международное сообщество принимает меры защиты, прежде всего, правового характера. С 1868 года по 1907 год прошло несколько международных конференций, где были приняты конвенции о законах и обычаях ведения войны. Но воюющие стороны не всегда придерживаются правил ведения войны. С появлением авиации в первую мировую войну предпринимались попытки защитить население от бомбардировок активными и пассивными способами. Для этого создавались не только воинские части противовоздушной обороны, но и применялись пассивные способы защиты (различные укрытия, эвакуация из районов военных действий и др.). Опасность для населения еще больше возросла в связи с применением химического оружия. Во многих странах стали создаваться соответствующие структуры по защите населения. Тогда на территории бывшего СССР создается местная противовоздушная оборона (МПВО), которая хотя и носила пассивный характер, но позволила спасти многие человеческие жизни и материальные ценности. С 1914 по 1961 год МПВО постоянно совершенствовалась. В 1927 году во всех приграничных районах были созданы пункты МПВО, началось обучение населения способам защиты от воздушного и химического нападения, развернулось массовое строительство убежищ и укрытий, а также производство противогазов для населения. В 1932 году было создано свыше 3000 добровольных формирований МПВО, более 3,5 миллионов человек было обеспечено противогазами, для укрытия населения было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ.
К началу Великой Отечественной войны была закончена структуризация МПВО. Создано Главное правление МПВО и передано Наркомату внутренних дел. С началом войны население повсеместно включалось в группы самозащиты. За короткое время численность формирований МПВО превысила 6 миллионов человек. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб, 2,5 миллионов снарядов и мин, ликвидировали 90 тысяч пожаров.
Важным событием в деле защиты гражданского населения во время войны было принятие Устава Международного военного трибунала в 1945 году. В 1949 году в Женеве приняты четыре Конвенции по защите жертв войны, одна из которых специально посвящена защите гражданского населения. Эта конвенция стала приложением к 4-й Гаагской конвенции 1907 года, которая действует и до настоящего времени. Нормами международного права, направленными на защиту гражданского населения являются положения Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 года, который был принят в 1977 году. Женевские конвенции 1949 года были ратифицированы Верховным Советом СССР в 1954 году. Появление ядерного оружия, дальнейшее совершенствование химического и биологического оружия заставило страны мира совершенствовать системы защиты населения на случай военных действий. В бывшем СССР с 1956 года МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий для защиты населения от оружия массового поражения. В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО). Главная задача ГО – сохранить людские ресурсы и экономический потенциал в мирное и военное время, необходимые для обороноспособности страны. По решению 1Х сессии Генеральной Ассамблеи ООН и Международной организации гражданской обороны 1 марта отмечается как Всемирный день ГО. Он проводится под девизом «Гражданская защита и безопасность вашего дома». В настоящее время РБ юридически в ней не участвует. В годы «холодной войны» ГО основное внимание сосредоточила на защите населения и экономики на случай применения оружия массового поражения (ОМП), одновременно активно участвовала в ликвидации последствий стихийных бедствий. За последние несколько десятилетий из-за антропогенных воздействий на биосферу возросло количество природных и экологических ЧС. Научно-техническая революция привела к росту количества техногенных ЧС, не уменьшается количество биолого-социальных ЧС. Все ЧС наносят огромный социальный, экономический и экологический ущерб, а значит – ущерб обороноспособности страны и безопасности государства. Объективно ГО стала решать не только оборонную, но социальную, гуманитарную и экономическую задачи. Однако она не располагала достаточными силами и средствами для решения возникающих задач. Авария на ЧАЭС ускорила процесс реформирования системы ГО и системы защиты населения в ЧС и мирного времени. Созданное Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) внесло определенный вклад в систему защиты населения от ЧС. Однако этого оказалось недостаточно. Поэтому Постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 1993 году была создана Республиканская система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она позволила привлекать дополнительные силы и средства для решения задач защиты населения, экономики и природной среды в ЧС. Но система нуждалась в дальнейшем совершенствовании. Поэтому Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №495 от 10 апреля 2001 года образована Государственная система по предупреждению и ликвидации ЧС (ГСЧС). В результате реорганизации ГСЧС в состав МЧС вошли структуры ГО МВД, уточнены задачи других министерств и ведомств. Это позволяет более успешно решать задачи защиты и населения, и территорий.
Решению задач ГСЧС способствует международное сотрудничество. В настоящее время действует несколько международных организаций, занимающихся проблемами ЧС. Международная организация ГО (МОГО) создана в 1931 году на учредительной конференции в Париже. Штаб-квартира находится в Женеве. МОГО взаимодействует с Отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО). В 1957 году создано специализированное учреждение ООН – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В него входят 120 государств. В программе защиты окружающей среды работает ЮНЕП - учреждение ООН. Проблемами защиты населения в ЧС занимаются также и другие организации: АФЕМ, ЕЦПП, ВОЗ и др. В 1993 году между странами СНГ заключено специальное «Соглашение в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера». В настоящее время ГСЧС и МЧС сосредоточили свои усилия на предупреждении и ликвидации ЧС мирного времени.
Основные задачи Задачи ГСЧС определены Законом Республики Беларусь "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". Основные из них: · контроль состояния природной среды и потенциально опасных объектов; · прогнозирование ЧС и их последствий; · реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения от ЧС; · проведение комплекса мероприятий по предупреждению ЧС; · оповещение населения, органов власти и управления о ЧС; · организация защиты населения и обеспечение экологической безопасности в ЧС; · подготовка сил и средств ликвидации ЧС и их последствий; · планирование, организация и проведение спасательных и других неотложных работ по ликвидации ЧС и их последствий; · создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и их последствий; · оценка материального ущерба от ЧС и подготовка предложений Правительству о выделении материальных и финансовых средств на ликвидацию последствий и возмещение ущерба;
· координация действий различных органов управления в ЧС; · проведение комплекса мероприятий по обеспечению устойчивости работы объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения; · обучение населения действиям по выживанию в ЧС; · сотрудничество с международными организациями и другими государствами по проблемам защиты населения, объектов экономики и природной среды в ЧС.
Состав и структура ГСЧС
Основу структуры ГСЧС составляют: · Комиссии по ЧС (правительственная, областные, городские, районные, ведомственные, объектовые); · Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС); · силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов; · силы и средства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств. Структура ГСЧС представлена на рис.3.1. Построение ГСЧС осуществляется по территориальному, отраслевому и производственному принципам. ГСЧС образуют: Правительственная комиссия по ЧС, МЧС, территориальные и отраслевые подсистемы. ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы повседневного управления по ЧС, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.
Силы и средства ГСЧС В состав сил и средств ГСЧС входят силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС, наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов. Силы и средства ликвидации ЧС состоят из: · органов и подразделений МЧС; · территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО; · организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения; · штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь; · учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия; · территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований; · специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса. Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты МЧС, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также территориальных подсистем образуют аварийно-спасательную службу ГСЧС. Координацию деятельности и методическое руководство силами аварийно-спасательной службы ГСЧС осуществляет МЧС. Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации ЧС. Эти формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток.
Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться воинские подразделения. Невоенизированные формирования ГО создаются на предприятиях, в некоторых организациях и учреждениях по решению Правительства. В мирное время эти формирования привлекаются для ликвидации ЧС только в случаях, когда сил быстрого реагирования недостаточно. С объявлением военного положения они становятся основными силами для ликвидации ЧС военного времени. Невоенизированные формирования имеют различную структуру, назначение, состав, могут быть оснащены различной техникой, приборами и имуществом. В невоенизированные формирования могут быть зачислены: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины – от 16 до 55 лет, за исключением беременных и имеющих детей до 8 лет. В состав невоенизированных формирований не включаются инвалиды первой и второй группы. Подготовка этих формирований к проведению спасательных и других работ производится по специальным программам непосредственно на объектах, а командно-начальствующий состав – и в учебных центрах (курсах ГО). Организационно формирования состоят из отрядов (220–375 человек, отряды – из команд (90–120 человек), команды – из групп (14–60 человек), группы – из звеньев (4–8 человек). Могут также быть отдельные команды и группы. В связи с совершенствованием системы ГО могут быть изменения, как в структуре, так и в составе невоенизированных формирований. Невоенизированные формирования классифицируют: по назначению – на формирования общего назначения и формирования служб; по подчиненности – на территориальные и объектовые; по степени готовности – на обычной готовности (на сбор формирования отводится 24 часа) и повышенной готовности (на сбор формирования отводится 6 часов). Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственного комитета по гидрометеорологии, Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства здравоохранения, Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия, организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды. Задачами этих сил являются: · сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов; · представление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС; · прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой; · контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов; · проведение экологической экспертизы текущих и перспективных производств; · контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов; · прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф; · прогнозирование появления и развития эпизоотий и эпифитотий.
И территорий от ЧС
В ГСЧС основными министерствами, несущими ответственность за предупреждение и ликвидацию ЧС, являются МЧС, Минздрав, МВД, Минсельхозпрод, Минлесхоз, Минприроды и др. Степень участия различных министерств и ведомств в предупреждении и ликвидации ЧС демонстрируется таблицей 3.2. Министерство по чрезвычайным ситуациям МЧС включает следующие основные подразделения: · Управление по ликвидации ЧС; · Управление гражданской обороны, государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; · Управление пожаротушения; · Управление организацией функционирования ГСЧС и Национального комитета по радиационной защите (НКРЗ); · Организационно-аналитическое управление; · Управление государственного пожарного надзора; · Управление правового обеспечения и международных отношений; · Комитет по промышленному атомному надзору; · Комитет по организации ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; · Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и ЧС; · Республиканский центр пропаганды и обучения населения и др. Примечание: в процессе реорганизации МЧС отдельные структуры и их задачи могут быть изменены. Основными задачами МЧС являются: · реализация государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера; · руководство аварийно-спасательной службой ГСЧС; · ведение гражданской обороны; · разработка проектов государственных программ по защите населения и территорий от ЧС, их прогнозированию, предотвращению и ликвидации; · организация оповещения руководящего состава, территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС, КСЧ, а также населения о возникших авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и информирование о ходе ликвидации их последствий; · контроль, государственная экспертиза и надзор за мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС; · организация специальной подготовки руководящих кадров, обучение населения способам защиты и действиям в ЧС; · организация ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий, тушение пожаров, спасение людей, координация работы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций по предупреждению и ликвидации ЧС. МЧС наряду с другими функциями решает и задачи ГО как составной части обороноспособности страны. Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для реализации принципа единоначалия отдельные структуры ГСЧС и МЧС становятся штабами ГО, а отдельные службы – службами ГО (рис.3.3.).
Таблица 3.2. Таблица 1
Комплекс стандартов безопасности в ЧС представляет собой 11 прупп Стандарты безопасности в ЧС используются при выявлении ЧС, при их В странах СНГ в 1997 году приняты межгосударственные стандарты: “ГОСТ 22.3.03-97 – Защита населения”, “ГОСТ 22.0.05-97 – Техногенные чрезвычайные ситуации”, “ГОСТ 22.0.03-97 – Природные чрезвычайные ситуации”, “ГОСТ 22.1.01-97 и ГОСТ 22.1.02-97 – Мониторинг и прогнозирование”, “ГОСТ 22.8.02-9 – Захоронение радиоактивных отходов агропромышленного производства” и др. Организационную основу защиты населения в ЧС, обеспечивают Государственные структуры по защите населения, хозяйственных объектов и природной среды в ЧС.
Основные понятия по ЧС: Источник чрезвычайной ситуации - природное явление или процесс, техногенное происшествие, опасное инфекционное заболевание, в результате которого на определенной территории или экватории создается чрезвычайная ситуация. Опасность - это вероятность тех или иных опасных процессов, явле- Чрезвычайное событие - это событие природного или антропогенно- Экстремальное событие - это событие в системе (социальной, техноген- Экстремальная ситуация -это скачкообразный переход системы (тех- Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка, сложившаяся на данной территории (на объекте, у человека), в результате возникновения источника ЧС, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Обычно ЧС характеризуется определенным числом чрезвычайных событий и степенью негативных последствий. Экстремальная ситуация может перейти в ЧС и наоборот. Четкой границы между ними не существует. В основе большинства ЧС лежит дисбаланс между человеческой дея- 1. Накопленив факторов риска. Накопление происходит в самомисточнике риска. Стадия зарождения ЧС может длитьсясутки, месяцы, годы, десятилетия и более длительные периоды. 2. Инициирование ЧС. Данная стадия развития ЧС представляет толчок, пусковой механизм. В этой стадии факторы риска достигают такого состояния, когда в силу различных причин уже невоэможно сдержать их внешние проявления. 3. Процесс протекания ЧС. На этой стадии происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества, и начинается их воздействие на людей и окружающую среду. В начальный период этой стадии продолжительность процесса, его последствия трудно прогнозируемы в силу сложности ситуации и невозможности точной оценки обстановки. 4. Стадия затухания. Стадия хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности, т.е. локализации поражающих факгоров ЧС, до полной ликвидации её прямых и косвенных поспедствий. Таким образом, в развитии ЧС во времени можно выделить: v предчрезвычайные условия, v этапы развёртывания ЧС, v постчрезвычайные процессы. Кроме временных пределов ЧС существуют и пространственные пределы, т.е. ЧС распространяется на определённые территории, которые ха- Опасные процессы и явления, развивающиеся по катастрофическому сценарию, воздействуют на население, на хозяйственные объекты и на природную среду (рис. 2.). В результате чего люди или погибают, или наносится ущерб их здоровью, разрушаются объекты экономики и экологические системы.ЧС для человека, экономики и природной среды создаются как за счётдеятельности человека в соответствующих средах, так и за счет естественных процессов в этих средах. Общее воздействие сред на человека демонстрируется на рис. 3). Космос за счет солнечной энергии обеспечивает жизнь всему биоло- Воздушная среда, благодаря своему газовому составу, обеспечивает Геологическая среда содержит воду, различные химические элемен- Геофизическая среда, благодаря магнитному полю Земли, защищает весь биологический мир от губительного галактического и межгалактического излучения, обеспечивает жизнедеятельность организмов. Одновременно геофизическая среда является одной из причин землетрясений и других негативных явлений, вызывающих гибель людей, разрушение объектов и экологических систем. Биологическая среда дает человеку пищу, кислород, лекарства, со- Техногенная среда. Человек, благодаря своему разуму, достиг фанта- Социальная среда. Человечество создало международную систему Экологическая среда. Хозяйственная и социальная деятельность че- Наличие ядерного и других видов оружия массового поражения людей Ухудшается экологическая среда и за счет роста народонаселения. Су- Все связано со всем,Ничто не проходит бесследно,За все надо платить, Люди не учитывают взаимосвязи в природе, загрязняют природную
Географическое и социально-экономическом положение РБ (ландшафт, климат, рельеф местности, природные богатства). Республика Беларусь расположена в центре Европы на площади 207,6
Для Республики Беларусь
Таблица 1. Классификация ветров по шкале Бофорта
Разновидностью ветра является вихрь и одним из его опасных прояв- Вихрь – атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси. Вертикальный вихрь возникает при безоблачном небе, растёт снизу вверх и движется самостоятельно. Он много
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.111 (0.135 с.) |