Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Защита населения и объектов от чрез-↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ОБЪЕКТОВ ОТ ЧРЕЗ- ВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (1 часть) Курс лекций (электронное издание)
Минск - 2009
Авторы: Антоненков А.И., Молош Т.В., Саевич К.Ф., Батян О.Н., Марцуль И.Н., Волосатова Н.Т., Гапанович С.Е., Коро- льчук Н.П., Корсун Н.Ф.
Рекомендовано кафедрой безопасности жизнедеятельности (протокол № 5 заседания кафедры от 9 январяседания кафедры от 14 февраля 2009 года)
Объём, уч.-изд.л. – 4,5. Курс лекций сдан в библиотеку БГЭУ (научный читальный зал) 28 января 2009 года
В курсе лекций для студентов дневной и заочной форм обучения раскрыты вопросы государственной системы защиты населения и территорий республики в чрезвычайных ситуациях, дан анализ чре- звычайных ситуаций,характерных для Республики Беларусь.
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1. Государственная система защиты населения и терри- торий в чрезвычайных ситуациях………………………..4-20
Глава 2. Краткий анализ чрезвычайных ситуаций,характерных для Республики Беларусь………………………………..20-35
Глава 3. Природные и биолого-социальные ситуации,характер- ные для Республики Беларусь………………………… 35-53
Глава 4. Чрезвычайные техногенные ситуации,характерные, для Республики Беларусь……………………………….53-65
Глава 5. Экологические чрезвычайные ситуации,характерные для Республики Беларусь……………………………….65-85
Литература……………………………………………………………85
Глава 1. Государственная система защиты населения и терри- торий в чрезвычайных ситуациях Защита населения, экономики в ЧС мирного и военного времени возможны только при организующей роли государства. Для этого создаются специальные государственные структуры. Эти структуры обеспечивают защиту населения в тех случаях, когда самозащита не обеспечивает выживание людей в ЧС. С другой стороны каждый гражданин должен принимать активное участие в решении задач этими структурами. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
История человечества – это история его выживания в ЧС. Опасные природные процессы и явления, эпидемии, катастрофы всегда были для человечества источником смертельной опасности. Выживать в таких ЧС помогал инстинкт самосохранения, опыт старших поколений, достижения науки. И все же миллионы людей гибли во время голода, эпидемий, землетрясений, наводнений и т.д. За последние 20 лет на земном шаре пострадало только от стихийных бедствий более 1 млрд. человек. Много людей погибает в войнах. Особенно много погибло людей от войн за последние два столетия. Чтобы мирное население меньше страдало от войн, международное сообщество принимает меры защиты, прежде всего, правового характера. С 1868 года по 1907 год прошло несколько международных конференций, где были приняты конвенции о законах и обычаях ведения войны. Но воюющие стороны не всегда придерживаются правил ведения войны. С появлением авиации в первую мировую войну предпринимались попытки защитить население от бомбардировок активными и пассивными способами. Для этого создавались не только воинские части противовоздушной обороны, но и применялись пассивные способы защиты (различные укрытия, эвакуация из районов военных действий и др.). Опасность для населения еще больше возросла в связи с применением химического оружия. Во многих странах стали создаваться соответствующие структуры по защите населения. Тогда на территории бывшего СССР создается местная противовоздушная оборона (МПВО), которая хотя и носила пассивный характер, но позволила спасти многие человеческие жизни и материальные ценности. С 1914 по 1961 год МПВО постоянно совершенствовалась. В 1927 году во всех приграничных районах были созданы пункты МПВО, началось обучение населения способам защиты от воздушного и химического нападения, развернулось массовое строительство убежищ и укрытий, а также производство противогазов для населения. В 1932 году было создано свыше 3000 добровольных формирований МПВО, более 3,5 миллионов человек было обеспечено противогазами, для укрытия населения было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. К началу Великой Отечественной войны была закончена структуризация МПВО. Создано Главное правление МПВО и передано Наркомату внутренних дел. С началом войны население повсеместно включалось в группы самозащиты. За короткое время численность формирований МПВО превысила 6 миллионов человек. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб, 2,5 миллионов снарядов и мин, ликвидировали 90 тысяч пожаров. Важным событием в деле защиты гражданского населения во время войны было принятие Устава Международного военного трибунала в 1945 году. В 1949 году в Женеве приняты четыре Конвенции по защите жертв войны, одна из которых специально посвящена защите гражданского населения. Эта конвенция стала приложением к 4-й Гаагской конвенции 1907 года, которая действует и до настоящего времени. Нормами международного права, направленными на защиту гражданского населения являются положения Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 года, который был принят в 1977 году. Женевские конвенции 1949 года были ратифицированы Верховным Советом СССР в 1954 году. Появление ядерного оружия, дальнейшее совершенствование химического и биологического оружия заставило страны мира совершенствовать системы защиты населения на случай военных действий. В бывшем СССР с 1956 года МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий для защиты населения от оружия массового поражения. В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО). Главная задача ГО – сохранить людские ресурсы и экономический потенциал в мирное и военное время, необходимые для обороноспособности страны. По решению 1Х сессии Генеральной Ассамблеи ООН и Международной организации гражданской обороны 1 марта отмечается как Всемирный день ГО. Он проводится под девизом «Гражданская защита и безопасность вашего дома». В настоящее время РБ юридически в ней не участвует. В годы «холодной войны» ГО основное внимание сосредоточила на защите населения и экономики на случай применения оружия массового поражения (ОМП), одновременно активно участвовала в ликвидации последствий стихийных бедствий. За последние несколько десятилетий из-за антропогенных воздействий на биосферу возросло количество природных и экологических ЧС. Научно-техническая революция привела к росту количества техногенных ЧС, не уменьшается количество биолого-социальных ЧС. Все ЧС наносят огромный социальный, экономический и экологический ущерб, а значит – ущерб обороноспособности страны и безопасности государства. Объективно ГО стала решать не только оборонную, но социальную, гуманитарную и экономическую задачи. Однако она не располагала достаточными силами и средствами для решения возникающих задач. Авария на ЧАЭС ускорила процесс реформирования системы ГО и системы защиты населения в ЧС и мирного времени. Созданное Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) внесло определенный вклад в систему защиты населения от ЧС. Однако этого оказалось недостаточно. Поэтому Постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 1993 году была создана Республиканская система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она позволила привлекать дополнительные силы и средства для решения задач защиты населения, экономики и природной среды в ЧС. Но система нуждалась в дальнейшем совершенствовании. Поэтому Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №495 от 10 апреля 2001 года образована Государственная система по предупреждению и ликвидации ЧС (ГСЧС). В результате реорганизации ГСЧС в состав МЧС вошли структуры ГО МВД, уточнены задачи других министерств и ведомств. Это позволяет более успешно решать задачи защиты и населения, и территорий. Решению задач ГСЧС способствует международное сотрудничество. В настоящее время действует несколько международных организаций, занимающихся проблемами ЧС. Международная организация ГО (МОГО) создана в 1931 году на учредительной конференции в Париже. Штаб-квартира находится в Женеве. МОГО взаимодействует с Отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО). В 1957 году создано специализированное учреждение ООН – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В него входят 120 государств. В программе защиты окружающей среды работает ЮНЕП - учреждение ООН. Проблемами защиты населения в ЧС занимаются также и другие организации: АФЕМ, ЕЦПП, ВОЗ и др. В 1993 году между странами СНГ заключено специальное «Соглашение в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера». В настоящее время ГСЧС и МЧС сосредоточили свои усилия на предупреждении и ликвидации ЧС мирного времени.
Основные задачи Задачи ГСЧС определены Законом Республики Беларусь "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". Основные из них: · контроль состояния природной среды и потенциально опасных объектов; · прогнозирование ЧС и их последствий; · реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения от ЧС; · проведение комплекса мероприятий по предупреждению ЧС; · оповещение населения, органов власти и управления о ЧС; · организация защиты населения и обеспечение экологической безопасности в ЧС; · подготовка сил и средств ликвидации ЧС и их последствий; · планирование, организация и проведение спасательных и других неотложных работ по ликвидации ЧС и их последствий; · создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и их последствий; · оценка материального ущерба от ЧС и подготовка предложений Правительству о выделении материальных и финансовых средств на ликвидацию последствий и возмещение ущерба; · координация действий различных органов управления в ЧС; · проведение комплекса мероприятий по обеспечению устойчивости работы объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения; · обучение населения действиям по выживанию в ЧС; · сотрудничество с международными организациями и другими государствами по проблемам защиты населения, объектов экономики и природной среды в ЧС.
Состав и структура ГСЧС
Основу структуры ГСЧС составляют: · Комиссии по ЧС (правительственная, областные, городские, районные, ведомственные, объектовые); · Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС); · силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов; · силы и средства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств. Структура ГСЧС представлена на рис.3.1. Построение ГСЧС осуществляется по территориальному, отраслевому и производственному принципам. ГСЧС образуют: Правительственная комиссия по ЧС, МЧС, территориальные и отраслевые подсистемы. ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы повседневного управления по ЧС, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.
Силы и средства ГСЧС В состав сил и средств ГСЧС входят силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС, наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов. Силы и средства ликвидации ЧС состоят из: · органов и подразделений МЧС; · территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО; · организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения; · штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь; · учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия; · территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований; · специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса. Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты МЧС, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также территориальных подсистем образуют аварийно-спасательную службу ГСЧС. Координацию деятельности и методическое руководство силами аварийно-спасательной службы ГСЧС осуществляет МЧС. Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации ЧС. Эти формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток. Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться воинские подразделения. Невоенизированные формирования ГО создаются на предприятиях, в некоторых организациях и учреждениях по решению Правительства. В мирное время эти формирования привлекаются для ликвидации ЧС только в случаях, когда сил быстрого реагирования недостаточно. С объявлением военного положения они становятся основными силами для ликвидации ЧС военного времени. Невоенизированные формирования имеют различную структуру, назначение, состав, могут быть оснащены различной техникой, приборами и имуществом. В невоенизированные формирования могут быть зачислены: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины – от 16 до 55 лет, за исключением беременных и имеющих детей до 8 лет. В состав невоенизированных формирований не включаются инвалиды первой и второй группы. Подготовка этих формирований к проведению спасательных и других работ производится по специальным программам непосредственно на объектах, а командно-начальствующий состав – и в учебных центрах (курсах ГО). Организационно формирования состоят из отрядов (220–375 человек, отряды – из команд (90–120 человек), команды – из групп (14–60 человек), группы – из звеньев (4–8 человек). Могут также быть отдельные команды и группы. В связи с совершенствованием системы ГО могут быть изменения, как в структуре, так и в составе невоенизированных формирований. Невоенизированные формирования классифицируют: по назначению – на формирования общего назначения и формирования служб; по подчиненности – на территориальные и объектовые; по степени готовности – на обычной готовности (на сбор формирования отводится 24 часа) и повышенной готовности (на сбор формирования отводится 6 часов). Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственного комитета по гидрометеорологии, Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства здравоохранения, Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия, организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды. Задачами этих сил являются: · сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов; · представление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС; · прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой; · контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов; · проведение экологической экспертизы текущих и перспективных производств; · контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов; · прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф; · прогнозирование появления и развития эпизоотий и эпифитотий.
И территорий от ЧС
В ГСЧС основными министерствами, несущими ответственность за предупреждение и ликвидацию ЧС, являются МЧС, Минздрав, МВД, Минсельхозпрод, Минлесхоз, Минприроды и др. Степень участия различных министерств и ведомств в предупреждении и ликвидации ЧС демонстрируется таблицей 3.2. Министерство по чрезвычайным ситуациям МЧС включает следующие основные подразделения: · Управление по ликвидации ЧС; · Управление гражданской обороны, государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; · Управление пожаротушения; · Управление организацией функционирования ГСЧС и Национального комитета по радиационной защите (НКРЗ); · Организационно-аналитическое управление; · Управление государственного пожарного надзора; · Управление правового обеспечения и международных отношений; · Комитет по промышленному атомному надзору; · Комитет по организации ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; · Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и ЧС; · Республиканский центр пропаганды и обучения населения и др. Примечание: в процессе реорганизации МЧС отдельные структуры и их задачи могут быть изменены. Основными задачами МЧС являются: · реализация государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера; · руководство аварийно-спасательной службой ГСЧС; · ведение гражданской обороны; · разработка проектов государственных программ по защите населения и территорий от ЧС, их прогнозированию, предотвращению и ликвидации; · организация оповещения руководящего состава, территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС, КСЧ, а также населения о возникших авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и информирование о ходе ликвидации их последствий; · контроль, государственная экспертиза и надзор за мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС; · организация специальной подготовки руководящих кадров, обучение населения способам защиты и действиям в ЧС; · организация ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий, тушение пожаров, спасение людей, координация работы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций по предупреждению и ликвидации ЧС. МЧС наряду с другими функциями решает и задачи ГО как составной части обороноспособности страны. Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для реализации принципа единоначалия отдельные структуры ГСЧС и МЧС становятся штабами ГО, а отдельные службы – службами ГО (рис.3.3.).
Таблица 3.2. Таблица 1
Комплекс стандартов безопасности в ЧС представляет собой 11 прупп Стандарты безопасности в ЧС используются при выявлении ЧС, при их В странах СНГ в 1997 году приняты межгосударственные стандарты: “ГОСТ 22.3.03-97 – Защита населения”, “ГОСТ 22.0.05-97 – Техногенные чрезвычайные ситуации”, “ГОСТ 22.0.03-97 – Природные чрезвычайные ситуации”, “ГОСТ 22.1.01-97 и ГОСТ 22.1.02-97 – Мониторинг и прогнозирование”, “ГОСТ 22.8.02-9 – Захоронение радиоактивных отходов агропромышленного производства” и др. Организационную основу защиты населения в ЧС, обеспечивают Государственные структуры по защите населения, хозяйственных объектов и природной среды в ЧС.
Основные понятия по ЧС: Источник чрезвычайной ситуации - природное явление или процесс, техногенное происшествие, опасное инфекционное заболевание, в результате которого на определенной территории или экватории создается чрезвычайная ситуация. Опасность - это вероятность тех или иных опасных процессов, явле- Чрезвычайное событие - это событие природного или антропогенно- Экстремальное событие - это событие в системе (социальной, техноген- Экстремальная ситуация -это скачкообразный переход системы (тех- Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка, сложившаяся на данной территории (на объекте, у человека), в результате возникновения источника ЧС, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Обычно ЧС характеризуется определенным числом чрезвычайных событий и степенью негативных последствий. Экстремальная ситуация может перейти в ЧС и наоборот. Четкой границы между ними не существует. В основе большинства ЧС лежит дисбаланс между человеческой дея- 1. Накопленив факторов риска. Накопление происходит в самомисточнике риска. Стадия зарождения ЧС может длитьсясутки, месяцы, годы, десятилетия и более длительные периоды. 2. Инициирование ЧС. Данная стадия развития ЧС представляет толчок, пусковой механизм. В этой стадии факторы риска достигают такого состояния, когда в силу различных причин уже невоэможно сдержать их внешние проявления. 3. Процесс протекания ЧС. На этой стадии происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества, и начинается их воздействие на людей и окружающую среду. В начальный период этой стадии продолжительность процесса, его последствия трудно прогнозируемы в силу сложности ситуации и невозможности точной оценки обстановки. 4. Стадия затухания. Стадия хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности, т.е. локализации поражающих факгоров ЧС, до полной ликвидации её прямых и косвенных поспедствий. Таким образом, в развитии ЧС во времени можно выделить: v предчрезвычайные условия, v этапы развёртывания ЧС, v постчрезвычайные процессы. Кроме временных пределов ЧС существуют и пространственные пределы, т.е. ЧС распространяется на определённые территории, которые ха- Опасные процессы и явления, развивающиеся по катастрофическому сценарию, воздействуют на население, на хозяйственные объекты и на природную среду (рис. 2.). В результате чего люди или погибают, или наносится ущерб их здоровью, разрушаются объекты экономики и экологические системы.ЧС для человека, экономики и природной среды создаются как за счётдеятельности человека в соответствующих средах, так и за счет естественных процессов в этих средах. Общее воздействие сред на человека демонстрируется на рис. 3). Космос за счет солнечной энергии обеспечивает жизнь всему биоло- Воздушная среда, благодаря своему газовому составу, обеспечивает Геологическая среда содержит воду, различные химические элемен- Геофизическая среда, благодаря магнитному полю Земли, защищает весь биологический мир от губительного галактического и межгалактического излучения, обеспечивает жизнедеятельность организмов. Одновременно геофизическая среда является одной из причин землетрясений и других негативных явлений, вызывающих гибель людей, разрушение объектов и экологических систем. Биологическая среда дает человеку пищу, кислород, лекарства, со- Техногенная среда. Человек, благодаря своему разуму, достиг фанта- Социальная среда. Человечество создало международную систему Экологическая среда. Хозяйственная и социальная деятельность че- Наличие ядерного и других видов оружия массового поражения людей Ухудшается экологическая среда и за счет роста народонаселения. Су- Все связано со всем,Ничто не проходит бесследно,За все надо платить, Люди не учитывают взаимосвязи в природе, загрязняют природную
Географическое и социально-экономическом положение РБ (ландшафт, климат, рельеф местности, природные богатства). Республика Беларусь расположена в центре Европы на площади 207,6
Для Республики Беларусь
Таблица 1. Классификация ветров по шкале Бофорта
Разновидностью ветра является вихрь и одним из его опасных прояв- Вихрь – атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси. Вертикальный вихрь возникает при безоблачном небе, растёт снизу вверх и движется самостоятельно. Он много Смерч – сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой. Он возникает в грозовом облаке и затем распространяется в виде гигантск
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.012 с.) |